Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная культура / образовательная среда / коммуникативная компетентность / социальное проектирование / исследовательская деятельность / communicative culture / educational environment / communicative competence / social design / research activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.Д. Гаджиева, Р.В. Раджабова, А.З. Хайрулаева

В данной статье на основе ретроспективного анализа психолого-педагогической литературы охарактеризованы концептуальные основы формирования коммуникативной культуры у студентов. В работе, опираясь на результаты многочисленных наблюдений над профессионально ориентированной практической деятельностью студентов, определены возможности социального проектирования в развитии коммуникативных навыков у будущих педагогов, сформулированы практические выводы и рекомендации по их реализации в практической подготовке обучающихся. Авторы делают вывод о том, что социальное проектирование является не только инструментом для формирования коммуникативной компетентности, то есть решает не только образовательные задачи, но и создает условия для независимых исследований студентов, поощряя их к развитию навыков ориентации и самостоятельного принятия решений. Внедрение таких инновационных методов, как проектное обучение, в традиционное обучение является необходимым условием в решении образовательных проблем, ведь система управления информацией постоянно развивается, что обеспечивает высочайшее качество образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN A FUTURE TEACHER BY MEANS OF SOCIAL DESIGN

In the article, based on a retrospective analysis of psychological and pedagogical literature, conceptual foundations of formation of a communicative culture among students are characterized. The authors use results of numerous observations of professionally oriented practical activities of students. Possibilities of social design in development of communicative skills among future teachers are identified, practical conclusions and recommendations for their implementation in practice are formulated. The authors conclude that social design is not only a tool for the formation of communicative competence, that is, it solves not only educational tasks, but also creates conditions for independent research of students, encouraging them to develop orientation skills and independent decision-making. The introduction of such innovative methods as project-based learning into traditional learning is a prerequisite for solving educational problems, because the information management system is constantly evolving, which ensures the highest quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

References

1. Belonovskaya I.D., Nevolina V.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samorazvitiya sovremennogo studenta. VestnikOGU. 2019; № 5: 12-18.

2. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme. Pedagogika. 2003; № 10: 8-14.

3. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2004.

4. Neverova N.V., Maksimova E.V. Formirovanie gotovnosti studentov k samorazvitiyu. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2017; № 1: 140-145.

5. Sizinceva E.P. Pedagogicheskoe soprovozhdenie individual'nogo progressa obuchayuschihsya v proekinoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tver', 2016.

6. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskojantropologii. Psihologiya cheloveka: Vvedenie vpsihologiyu sub'ekiivnosti: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 1995.

7. Suchkova T.V. Samorazvitie studentov tehnicheskogo vuza v sovremennyh usloviyah. V'EPS. 2020: 255-257.

8. Tkachenko P.V., Chernej S.V., Kovaleva E.A. Pogruzhenie v atmosferu professii: iz opyta proforientacionnoj raboty medicinskogo vuza. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020; T. 29, № 1: 125-134.

9. Yakovleva N.O. Soprovozhdenie kak pedagogicheskaya deyatel'nost'. Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2012; № 4: 46-49.

Статья поступила в редакцию 02.11.23

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University named after R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Rajabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of the Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University named after R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Khairulaeva A.Z, senior teacher, Departments of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University named after R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN A FUTURE TEACHER BY MEANS OF SOCIAL DESIGN. In the article, based on a retrospective analysis of psychological and pedagogical literature, conceptual foundations of formation of a communicative culture among students are characterized. The authors use results of numerous observations of professionally oriented practical activities of students. Possibilities of social design in development of communicative skills among future teachers are identified, practical conclusions and recommendations for their implementation in practice are formulated. The authors conclude that social design is not only a tool for the formation of communicative competence, that is, it solves not only educational tasks, but also creates conditions for independent research of students, encouraging them to develop orientation skills and independent decision-making. The introduction of such innovative methods as project-based learning into traditional learning is a prerequisite for solving educational problems, because the information management system is constantly evolving, which ensures the highest quality of the educational process. Key words: communicative culture, educational environment, communicative competence, social design, research activity

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», Е-mail: patlmat.kamus@mail.ru

Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», Е-mail: patimat.kamus@mail.ru

А.З. Хайрулаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», Е-mail: patimat.kamus@mail.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В данной статье на основе ретроспективного анализа психолого-педагогической литературы охарактеризованы концептуальные основы формирования коммуникативной культуры у студентов. В работе, опираясь на результаты многочисленных наблюдений над профессионально ориентированной практической деятельностью студентов, определены возможности социального проектирования в развитии коммуникативных навыков у будущих педагогов, сформулированы практические выводы и рекомендации по их реализации в практической подготовке обучающихся. Авторы делают вывод о том, что социальное проектирование является не только инструментом для формирования коммуникативной компетентности, то есть решает не только образовательные задачи, но и создает условия для независимых исследований студентов, поощряя их к развитию навыков ориентации и самостоятельного принятия решений. Внедрение таких инновационных методов, как проектное обучение, в традиционное обучение является необходимым условием в решении образовательных проблем, ведь система управления информацией постоянно развивается, что обеспечивает высочайшее качество образовательного процесса.

Ключевые слова: коммуникативная культура, образовательная среда, коммуникативная компетентность, социальное проектирование, исследовательская деятельность

Современные изменения в социуме детерминировали необходимость формировать у будущих работников образования коммуникативную компетентность, учитывающую особенности взаимодействия современных педагогов с учащимися, с личностными особенностями обучающихся.

Кардинальные социально-экономические и политические изменения, происходящие в стране, все более демонстрируют важность дальнейшего совершенствования института социального управления, на который возлагаются сложнейшие задачи сознательного и целенаправленного преобразования всех форм общественной жизни государства. В этих условиях объективно возрастает роль социального проектирования. В связи с этим возникает проблема подготовки будущих учителей к реализации профессиональной педагогической деятельности средствами социального проектирования [1-7] Социальное проектирование может внести свой существенный вклад в проблему формирования коммуникативной компетентности у будущих педагогов.

Цель данной статьи заключается в изучении феноменов формирования коммуникативной компетентности у будущего педагога средствами социального проектирования.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) Научная новизна статьи определяется изучением возможности формирования коммуникативной компетентности у будущего педагога средствами социального проектирования.

Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о формировании коммуникативной компетентности у будущего педагога средствами социального проектирования в образовательной среде вуза.

Практическая значимость состоит в том, что статья будет полезна для преподавателей, занимающихся социальным проектированием.

Использование проектной деятельности, связанной с образованием и обучением, стало особенно активным во второй половине 1990-х гг. в связи с развитием идей стандартизации в сфере образования. Постепенно происходила гуманитаризация проектных подходов, которая характеризовалась внедрением в методологию проектирования философских, культурологических и психологических знаний. В этой связи симптоматична интерпретация проектирования как культурной формы образовательных инноваций.

Как показало изучение психолого-педагогической литературы, социальное проектирование способствует психофизическому, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся. Социальное проектирование существенно активизирует и укрепление их задатков и способностей, призвания; способствует включению выпускников в будущую успешную трудовую деятельность и в систему общечеловеческих нравственных ценностей; содействует обучению и удовлетворению деятельности обучающихся и их познавательных потребностей; создает условия для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Таким образом, проблема проектирования выходит на одно из первых мест в теории педагогики и практике педагогической деятельности.

Как показывает ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы, проектирование, сложившееся в технических отраслях знания, к середине ХХ века получило широкое распространение и в гуманитарной сфере: появились организационно-конструкторские, экономические, профессиональные, экологические, педагогические и другие виды социального проектирования. Использование проектной деятельности, связанной с образованием и обучением, стало особенно активным во второй половине 1990-х гг. в связи с развитием идей стандартизации в сфере образования. Постепенно происходила гуманитаризация проектных подходов, которая характеризовалась внедрением в методологию проектирования философских, культурологических и психологических знаний. В этой связи симптоматична интерпретация проектирования как культурной формы образовательных инноваций.

Внедрение как такового термина «проектирование» в образовательную сферу, его адаптация к новой среде, трансформация в понятие «педагогическое проектирование» предполагает решение цикла методологических проблем, поскольку влечет за собой расширение терминологического пространства науки, пересмотр отдельных подходов к определению традиционно сложившихся педагогических категорий.

В целом можно отметить, что педагогическое проектирование - это деятельность, которая осуществляется в условиях образовательного процесса и направлена на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Анализ практического опыта применения проектной методики показывает, что социальное проектирование в настоящее время охватывает образовательные системы различного уровня (федерального, регионального, муниципального).

Как показывает практика, профессиональная компетентность педагога во многом определяется следующими компетенциями:

- способность педагога диагностировать личность учащихся,

- умение диагностировать эффективность педагогического процесса,

- способность прогнозировать и моделировать педагогический процесс.

Все эти компетенции образуют так называемую проектную культуру. В этой

связи следует подчеркнуть важную роль вузовской практики в формировании проектных навыков у будущих педагогов. Анализ содержания основных профессиональных программ бакалавриата по направлению подготовки 44.0.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и магистратуры по направлению подготовки 44.04.01. Педагогическое образование показывает, что теория и методика педагогического проектирования слабо развиты в содержании профессиональной подготовки.

Требования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения определяют значимость и необходимость специальной подготовки студентов педагогического вуза к данному виду деятельности, основанной на вовлечении их в технологический процесс.

В качестве примера приведем ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 44.0.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Право» и «Обществознание», в структуру учебного плана которого включены не только дисциплины, но и отдельные типы практик, целью которых и является формирование проектной компетентности.

К примеру, учебная проектно-технологическая и учебная технолого-мето-дическая практики, при прохождении которых студент должен владеть навыками самостоятельного подбора оригинальной идеи-проекта, а также готовностью выполнения проектно-исследовательской работы с применением современных образовательных технологий, в частности ИКТ-технологий.

Это предполагает составление алгоритмических предписаний проектирования различных объектов на основе обобщенных методов педагогического проектирования, определение задач диагностики, оформление документации и сопутствующий технологический анализ.

На основании вышеизложенного следует отметить, что современная дидактика декларирует новые требования к роли и образу отечественного педагога, который должен стать в авангарде перемен, инноватором, который призван воспитать человека, способного жить в XXI веке, что, в свою очередь, станет залогом сплоченности, экономического развития и конкурентоспособности государства. Главным достижением образовательной реформы должна стать академическая свобода и широкая траектория педагогического движения для преподавателя, который творчески и постоянно работает над собой. Преподаватель сможет собственноручно готовить авторские учебные программы, самостоятельно выбирать

методическое обеспечение, внедрять современные стратегии и средства обучения; активно выражать и воплощать в практику собственное профессиональное мнение и педагогический опыт. Учитывая приведенные выше факты, можем констатировать, что существенным изменениям должен подвергнуться процесс развития и профессиональной и коммуникативной компетентности педагога, его содержание, составляющие и технологии модернизации.

Учитывая приведенные соображения, на современном этапе обновления содержания педагогического образования особое значение приобретает социальное проектирование, ведущая задача которого заключается в обеспечении перехода от традиционной к компетентностной модели образования. В данном контексте социальное проектирование определяется нами как система запланированных и реализованных практических действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей, которые, в свою очередь, зависят от приоритетных педагогических ценностей.

Также следует отметить, что возможность, которая открывается перед студентами, разрабатывающими конкретный проект по решению социально значимой проблемы для внедрения в систему образовательной деятельности университета, стимулирует интерес студентов к переносу приобретенных навыков и умений в реальную проектную деятельность. Внедрение конкурсов социальных проектов в учебный процесс вузов, методическое и организационное обеспечение участия студентов в таких региональных, муниципальных и всероссийских конкурсах значительно повышают эффективность использования разработанной технологии. Также социальное проектирование даёт современной молодежи возможность заявить о себе, показать и проверить свои возможности, реализовать свои идеи и желания, найти новых друзей, обзавестись новыми знакомствами, улучшить свои навыки в коммуникативной компетентности, получить гранты на реализацию своих идей.

Вышеизложенные факты позволяют констатировать, что социальное проектирование держит курс на развитие студенческой молодежи, на их личностное и профессиональное становление. В частности, велика роль социального проектирования и в развитии коммуникативной компетентности студентов.

Во многом коммуникативная компетентность педагога зависит от способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты со студентами, с коллегами, администрацией.

В структуру коммуникативной компетентности входит система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникации в конкретных условиях (в нашем случае - во время образовательного процесса).

Коммуникативная компетентность есть развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется и активизируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия.

Коммуникативную компетентность нельзя считать полностью сформированной на данном этапе осуществления профессиональной деятельности педагога. Она развивается на протяжении всей профессиональной педагогической деятельности, корректируется в процессе изменяющихся условий, наработанного личного опыта взаимодействия с обучаемыми.

Организация практической подготовки студентов, нацеленной на развитие профессионально значимых качеств личности у выпускника педагогического университета, ориентирует нас на то, что будущий учитель еще в условиях вузовской подготовки должен научиться использовать коммуникативные знания для выработки навыков культуры общения (вербальное - невербальное, рулевое -личностное, диалогическое - монологическое, манипулятивное - адаптивное), диагностировать свои коммуникативные возможности. Проблема заключается в том, что многие выпускники педагогических вузов хорошо владеют методикой обучения и знают методику внеурочной воспитательной работы, но они слабы в сфере установления и поддержания отношений с учениками и другими участниками педагогического взаимодействия.

В данном контексте под коммуникативной культурой будущего учителя мы понимаем то самое интегративное качество личности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков и способностей, определяющее позицию личности в педагогическом процессе, которое проявляется в его речевой деятельности и отражает речевые качества. Оно характеризуется совокупностью ценностных установок, коммуникативных знаний, умений и навыков, развитым коммуникативным сознанием, проявляется через владение вербальными и невербальными средствами коммуникации на практике в соответствии с правилами и нормами взаимодействия субъектов правовых отношений.

На основе вышесказанного были сформулированы основные подходы к моделированию процесса формирования коммуникативной культуры будущего учителя права по требованиям Госстандарта нового поколения (3++) к компетенциям выпускника вуза, и разработана конечная цель ее формирования как квалификационная характеристика учителя права. Квалификационная характеристика будущего учителя права включает высокие нравственные качества, педагогический такт и специальные способности, которыми должен овладеть выпускник в процессе учебной и рефлексивной деятельности в вузе.

Для этого будущий учитель должен:

- знать нормы и правила педагогического общения (речевые особенности, логико-информационные умения, внешний вид, жесты, мимика, проксемика);

- ценностно относиться к обучающемуся (профессионально-педагогические знания, эмпатические, идентификационные, рефлексивные качества, эстетические, этикетные коммуникативные поступки);

- знать собственные коммуникативные качества (конфликтность, тран-сактная позиция, коммуникативные способности);

- знать индивидуальные способности обучающегося (возрастные особенности, особенности психики, условия жизни, быта);

- владеть коммуникативной ситуацией (межличностные отношения в группе, стихийные ситуации, неизбежные ситуации, специально созданные ситуации).

В частности, коммуникативная культура будущего учителя рассматривается нами как качественная характеристика субъекта профессиональной педагогической деятельности, основанная на интеграции сформированных ценностей профессиональной педагогической деятельности, ценностей общения.

Такое понимание коммуникативной культуры предопределило наши подходы к выделению комплекса педагогических условий: социокультурный, аксиологический, структурно-функциональный. Выбор данных научных подходов был обусловлен тем, что они позволяют выявить сущностную характеристику и содержательные аспекты коммуникативной культуры, выделить структуру, определить содержание и уровни ее сформированности; они явились основой разработки модели развития коммуникативной культуры учителя права и выявления комплекса педагогических условий ее эффективного формирования.

В числе ключевых факторов, влияющих на развитие коммуникативных способностей личности будущего педагога, значимая роль принадлежит именно социальному проектированию как эффективному способу приобщения молодежи к командной работе, в процессе чего и осуществляется развитие коммуникативной культуры.

В процессе социального проектирования педагог может разрабатывать и реализовывать со студентами проекты социальной направленности, связанные с помощью населения в различных вопросах, организацией волонтерского движения, с профилактикой среди молодёжи алкоголизма, применения наркотических веществ, курения и т. д.

Педагогическая профессия, будучи самой гуманной и самой социальной, ориентирована не только на обучение, воспитание и развитие личности, но и на формирование у учащихся ценностных ориентиров и установок, гражданской позиции и социальной ответственности.

Многочисленные исследователи проблем профессионального педагогического труда отдают приоритет его коммуникативному компоненту, а эффективность педагогического общения в воспитательном отношении связывают с определенными свойствами, мотивами, позициями, направленностью личности учителя.

Коммуникативный аспект занимает в деятельности педагога значительное место, но коммуникативная компетентность - это не только и не сколько успешность будущего учителя в общении, сколько успешность реализации целей и задач обучения.

Библиографический список

Как было отмечено выше, доминирующая роль в решении данной задачи принадлежит социальному проектированию, ставшему не только средством организации научно-исследовательской деятельности студентов, но и способом развития профессиональной культуры будущего педагога, в частности коммуникативной.

В целях определения возможностей социального проектирования в развитии коммуникативной компетентности будущего педагога в условиях профессиональной подготовки, нами было проведено экспериментальное исследование среди студентов старших курсов факультета управления и права.

Студентам было предложено выполнение социальных проектов с последующей защитой перед комиссией.

Примерные темы проектных работ были следующие:

- «Я - патриот»;

- «Ими гордится страна»;

- «Моя малая родина»;

- «Мы наследники победы» и т. п.

Крайне интересными получаются проекты, основанные на интеграции педагогических воздействий на студентов средствами различных дисциплин (например, иностранного языка [8], права [1]).

Анализ результатов экспериментального исследования показал, что социальное проектирование является не только инструментом для формирования коммуникативной компетентности, то есть решает не только образовательные задачи, но и создает условия для независимых исследований студентов, поощряя их к развитию навыков ориентации и самостоятельного принятия решений. Внедрение таких инновационных методов, как проектное обучение в традиционное обучение, является необходимым условием в решении образовательных проблем, ведь система управления информацией постоянно развивается, что обеспечивает высочайшее качество образовательного процесса.

При работе над социальными проектами студенты используют знания из различных областей науки, что в целом способствует:

- лучшей адаптации в студенческом коллективе (это особенно важно для студентов 1 курса);

- формированию самостоятельности и инициативности;

- умению видеть проблему и принимать решения;

- развитию творческих способностей;

- формированию коммуникативных навыков взаимодействия в процессе совместного выполнения проектной деятельности.

Таким образом, социальное проектирование является не только инструментом для формирования коммуникативной компетентности, то есть решает не только образовательные задачи, но и создает условия для независимых исследований студентов, поощряя их к развитию навыков ориентации и самостоятельному принятию решений. Внедрение таких инновационных методов, как проектное обучение, в традиционное обучение является необходимым условием в решении образовательных проблем, ведь система управления информацией постоянно развивается, что обеспечивает высочайшее качество образовательного процесса.

1. Гаджиева П.Д. Возможности социального проектирования в гражданско-правовом воспитании студентов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6.

2. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность студентов как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций. Развитие исследовательской деятельности студентов: методический сборник. Москва: Народное образование, 2021: 68-80.

3. Касярум К.В. Формирование коммуникативной компетентности магистрантов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Черкассы, 2018.

4. Косогова О.О. Метод проектов в практике современной школы. Харьков: Издательство «Ранок», 2010.

5. Сериков В.В. Личностно-развивающее образование: мифы и реальность. Педагогика. 2007; № 10: 3-12.

6. Филимонюк Л.А., Савченко А.А. проектирование самообразовательной деятельности педагога профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 155-158.

7. Князьков Г.А., Филимонюк Л.А., Харченко Г.И. Проектирование образовательной среды неформального профессионально-педагогического образования. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 214-217.

8. Гадзаова Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Владикавказ, 2010.

References

1. Gadzhieva P.D. Vozmozhnosti social'nogo proektirovaniya v grazhdansko-pravovom vospitanii studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 6.

2. Gurvich E.M. Issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov kak mehanizm formirovaniya predstavlenij o poliversionnosti mira sozdaniya navykov poliversionnogo issledovaniya situacij. Razvitie issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov: metodicheskij sbornik. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2021: 68-80.

3. Kasyarum K.V. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti magistrantov pedagogicheskih special'nostej v processe professional'noj podgotovki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cherkassy, 2018.

4. Kosogova O.O. Metodproektov vpraktikesovremennojshkoly. Har'kov: Izdatel'stvo «Ranok», 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Serikov V.V. Lichnostno-razvivayuschee obrazovanie: mify i real'nost'. Pedagogika. 2007; № 10: 3-12.

6. Filimonyuk L.A., Savchenko A.A. proektirovanie samoobrazovatel'noj deyatel'nosti pedagoga professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 155-158.

7. Knyaz'kov G.A., Filimonyuk L.A., Harchenko G.I. Proektirovanie obrazovatel'noj sredy neformal'nogo professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 214-217.

8. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-cennostnyh orientacij studentov vuza sredstvami prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyah 'etnoregional'noj sistemy obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2010.

Статья поступила в редакцию 05.12.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.