Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-личностное саморазвитие / профессиональное образование / педагогическая поддержка / педагогическое сопровождение / организационно-педагогические условия / педагогический потенциал / professional and personal self-development / vocational education / pedagogical support / pedagogical support / organizational and pedagogical conditions / pedagogical potential

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф.У. Базаева

Современное общество сталкивается с проблемой недостатка высококвалифицированных специалистов, способных к принятию нестандартных самостоятельных решений, готовых быстро и гибко реагировать на меняющиеся внешние экономические, политические, социальные условия и требования рынка труда. Ключевым качеством такого специалиста является способность к профессионально-личностному саморазвитию, которая формируется в первую очередь в процессе профессиональной подготовки в вузе. В статье рассматриваются вопросы саморазвития студентов с точки зрения педагогического потенциала вуза и возможностей педагогической поддержки этого процесса, дается определение понятию профессионально-личностного саморазвития, описывается его сущность и структура. В качестве основной формы педагогической работы по поддержке профессионально-личностного саморазвития студентов рассматривается педагогическое сопровождение, основанное на интеграции педагогического потенциала вуза и личностного потенциала студентов, описываются формы и методы педагогического сопровождения. Особое внимание уделяется организационно-педагогическим условиям эффективности педагогического сопровождения. Обоснован вывод о необходимости совершенствования педагогической работы в вузах с целью формирования навыков профессионально-личностного саморазвития у будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ф.У. Базаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS

Modern society is faced with a problem of the lack of highly qualified specialists capable of making non-standard independent decisions, ready to quickly and flexibly respond to changing external economic, political, social conditions and labor market requirements. The key quality of such a specialist is the ability for professional and personal self-development, which is formed, first of all, in the process of professional training at a university. The article discusses issues of students’ self-development from the point of view of the pedagogical potential of the university and the possibilities of pedagogical support for this process, defines the concept of professional and personal self-development, describes its essence and structure. Pedagogical support based on the integration of the pedagogical potential of the university and the personal potential of students is considered as the main form of pedagogical work to support the professional and personal self-development of students; the forms and methods of pedagogical support are described. Particular attention is paid to the organizational and pedagogical conditions for the effectiveness of pedagogical support. The conclusion is substantiated about the need to improve pedagogical work in universities in order to develop professional and personal self-development skills among future specialists.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

УДК 37.047

Bazayeva F.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: fubazaeva@mail.ru

PEDAGOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS. Modern society is faced with a problem of the lack of highly qualified specialists capable of making non-standard independent decisions, ready to quickly and flexibly respond to changing external economic, political, social conditions and labor market requirements. The key quality of such a specialist is the ability for professional and personal self-development, which is formed, first of all, in the process of professional training at a university. The article discusses issues of students' self-development from the point of view of the pedagogical potential of the university and the possibilities of pedagogical support for this process, defines the concept of professional and personal self-development, describes its essence and structure. Pedagogical support based on the integration of the pedagogical potential of the university and the personal potential of students is considered as the main form of pedagogical work to support the professional and personal self-development of students; the forms and methods of pedagogical support are described. Particular attention is paid to the organizational and pedagogical conditions for the effectiveness of pedagogical support. The conclusion is substantiated about the need to improve pedagogical work in universities in order to develop professional and personal self-development skills among future specialists.

Key words: professional and personal self-development, vocational education, pedagogical support, pedagogical support, organizational and pedagogical conditions, pedagogical potential

Ф.У. Базаееа. д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: fubazaeva@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Современное общество сталкивается с проблемой недостатка высококвалифицированных специалистов, способных к принятию нестандартных самостоятельных решений, готовых быстро и гибко реагировать на меняющиеся внешние экономические, политические, социальные условия и требования рынка труда. Ключевым качеством такого специалиста является способность к профессионально-личностному саморазвитию, которая формируется в первую очередь в процессе профессиональной подготовки в вузе. В статье рассматриваются вопросы саморазвития студентов с точки зрения педагогического потенциала вуза и возможностей педагогической поддержки этого процесса, дается определение понятию профессионально-личностного саморазвития, описывается его сущность и структура. В качестве основной формы педагогической работы по поддержке профессионально-личностного саморазвития студентов рассматривается педагогическое сопровождение, основанное на интеграции педагогического потенциала вуза и личностного потенциала студентов, описываются формы и методы педагогического сопровождения. Особое внимание уделяется организационно-педагогическим условиям эффективности педагогического сопровождения. Обоснован вывод о необходимости совершенствования педагогической работы в вузах с целью формирования навыков профессионально-личностного саморазвития у будущих специалистов.

Ключевые слова: профессионально-личностное саморазвитие, профессиональное образование, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, организационно-педагогические условия, педагогический потенциал

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования отечественной системы профессионального образования, которая в соответствии с общемировыми тенденциями призвана обеспечивать выпуск высококвалифицированных специалистов, готовых к принятию самостоятельных решений, способных и стремящихся к постоянному самосовершенствованию в профессиональной и личностной сферах [1-9]. Педагогический потенциал высших учебных заведений позволяет осуществлять профессиональную подготовку специалистов самого высокого уровня в полном соответствии с требованиями времени и социальным запросом общества. Однако на практике он далеко не всегда оказывается в полной мере реализованным в силу различных причин, в числе которых можно назвать недостаточное внимание педагогов к проблеме формирования навыков саморазвития студентов.

Цель исследования: обобщение научных данных, касающихся педагогических аспектов профессионально-личностного саморазвития студентов вуза.

Основные задачи: определение понятия профессионально-личностного саморазвития, его сущности и структуры; выявление педагогического потенциала вузов в контексте формирования навыков профессионально-личностного саморазвития студентов; выявление возможностей педагогической поддержки профессионально-личностного саморазвития студентов, определение форм и методов педагогического сопровождения в вузе; определение организационно-педагогических условий эффективности педагогического сопровождения в целях формирования навыков профессионально-личностного саморазвития студентов.

Методы исследования: теоретические анализ и обобщение; систематизация научных данных; дефиниция понятий.

Научная новизна исследования состоит в определении основных характеристик педагогического сопровождения как вузовской педагогической практики, осуществляемой в целях формирования навыков профессионально-личностного саморазвития студентов: сущности, структуры, форм и методов его реализации, организационно-педагогических условий эффективности.

Теоретическая значимость статьи определяется систематизацией и обобщением актуальных научных данных, выявлением универсальных закономерностей в рамках изучаемого феномена, а также возможностью использования результатов в дальнейших исследованиях.

Практическая значимость обусловлена возможностью использования результатов при разработке и планировании педагогической работы в вузах, направленной на формирование навыков профессионально-личностного саморазвития студентов.

Саморазвитие является предметом исследований целого ряда гуманитарных наук - психологии, социологии, философии, педагогики и др. В отечественной психологии проблема саморазвития личности рассматривается в трудах

С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бодалева и многих других. В.И. Слободчиков и Е.В. Исаев [6] рассматривают саморазвитие в качестве базового качества человека как субъекта собственной жизни, которую он способен преобразовывать в соответствии со своими стремлениями, желаниями, мотивами и ценностными установками. Педагогика саморазвития, реализуемая в форме педагогического сопровождения, находит отражение в работах В.Г. Маралова [3], Е.П. Сизинцевой [5], Н.О. Яковлевой [9], В. В. Неволиной [1].

Процесс саморазвития неразрывно связан с другими процессами самосовершенствования личности - самопознанием, самореализаций, самоопределением, самоорганизацией [7]. В педагогике саморазвитие рассматривается как готовность и способность к инициативному самообучению, самообразованию, самовоспитанию и самоуправлению, в структурной составляющей которого можно выделить несколько компонентов: мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный и деятельностный.

Деятельностный компонент состоит в самостоятельном повышении уровня профессиональных знаний и навыков, освоении способов действий, направленных на развитие профессиональных качеств, поиск и переработку информации, в планировании и реализации действий по самообразованию, коррекции деятельности в зависимости от промежуточных и ожидаемых результатов, а также в саморефлексии.

Интеллектуальный компонент объединяет качества, характеризующие когнитивные способности, память, воображение, эмоционально-волевую сферу, творческий потенциал, определяющие готовность к интеллектуальному развитию.

Мотивационный компонент включает способность к целеполаганию, планированию и самоорганизации, выявлению приоритетов и распределению ресурсов в зависимости от значимости задач, регуляторные механизмы, позволяющие сконцентрировать волевые усилия на решении первостепенных вопросов, умение ориентироваться на успех и воспринимать неудачи как шаг к достижению цели, а также ценностные установки, определяющие цели и направления деятельности.

Коммуникативный компонент определяет способность устанавливать доброжелательные отношения с окружающими, вести конструктивный диалог с коллегами, друзьями, включает навыки делового общения, умение решать конфликты, использовать стили общения адекватно коммуникативной ситуации.

По мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова, саморазвитие специалиста, как профессиональное, так и личностное, служит основой его профессиональной компетентности, которая формируется вследствие обучения, актуализации жизненного и профессионального опыта и самоорганизации [2]. Профессиональная подготовка в вузе призвана стимулировать саморазвитие будущего специалиста, обеспечивая базовую основу профессиональных знаний и умений и мотивируя

его к самосовершенствованию на протяжении всей дальнейшей жизни. Современная педагогическая практика накопила значительный опыт использования разнообразных технологий, способствующих саморазвитию индивидуума. Интеграция таких технологий в учебно-воспитательный процесс представляет собой эффективный метод разрешения противоречия между массовостью обучения в профессиональном образовании и индивидуальным подходом к профессиональной подготовке.

Существующие возможности и прогнозы по оптимизации профессиональной подготовки во многом предопределяют вариативность инновационного подхода к проблеме формирования профессионально значимых качеств личности специалиста. Во многом прошлые подходы к развитию личностно-професси-ональных качеств специалиста были ориентированы на выявление и оценку уже сформированных качеств, современный же акцент делается на повышение уровня компетенций. Начиная с нормативной и стандартизированной документации, в области профессионального образования уже предопределены ключевые компетенции, которыми должен обладать будущий специалист. На практическом уровне реализуются различные тренинги, стажировки, тьюторские кейсы, коу-чинг менторство, а также профессионально ориентированные игровые техники [4]. Профессиональное погружение представляет собой практическую акклиматизацию к профессии, в рамках которой моделируются аутентичные задачи определенного сектора профессиональной деятельности и осуществляются попытки их решения [8].

Таким образом, важнейшей задачей вуза становится создание оптимальных условий для саморазвития и самосовершенствования студентов с тем, чтобы подготовить специалистов, готовых и способных к самостоятельному принятию решений, успешной адаптации в обществе и самореализации в профессиональной среде. Ключевую роль в создании таких условий играет педагогическое сопровождение студентов, предполагающее психолого-педагогическую помощь в преодолении затруднений в адаптации к вузовским формам обучения, трудностей в освоении профессии, организационных, психологических, коммуникативных барьеров. Педагогическое сопровождение призвано создавать ситуацию успеха, способствовать повышению профессиональной мотивации и развитию профессионального самосознания. Педагогическое сопровождение является одной из форм педагогической практики, включающее мотивирование к освоению профессии, информирование в профессиональной сфере, проектирование образовательных траекторий и выбор стратегий саморазвития. Описанные процессы осуществляются с опорой на педагогический потенциал вуза и личностный потенциал студента [1]. Педагогическое сопровождение обеспечивает целенаправленность и непрерывность процесса профессионально-личностного саморазвития студентов. Педагогический потенциал современного вуза в контексте поддержки личностно-профессионального саморазвития студентов включает:

- материально-техническое оснащение вуза, включая научно-исследовательские лаборатории, библиотечную сеть, культурные и спортивные объекты;

- информационную среду, обеспечивающую доступ к цифровым образовательным ресурсам, медиаресурсам, платформам онлайн-обучения, предполагающую современное техническое и программное оснащение;

- научно-исследовательскую деятельность с активным привлечением студентов к участию в научных проектах;

- практико-ориентированное обучение в тесном контакте с потенциальными работодателями и возможностью приобретать профессиональные навыки, в том числе и в условиях реальных производств и организаций;

- спортивную и культурно-массовую работу (конкурсы, соревнования, фестивали).

Основными формами и методами педагогической поддержки профессионально-личностного саморазвития студентов вуза являются индивидуальные консультации (наставничество), мастер-классы, онлайн-обучение, руководство профессиональными проектами.

1. Индивидуальные консультации (наставничество). Преподаватель-наставник (куратор, научный руководитель или преподаватель-предметник) во время индивидуальных встреч со студентами помогает им выявить пробелы в знаниях, разработать стратегию и тактику саморазвития, определить конкретные шаги по устранению недостатков, подобрать информационные ресурсы и методы самосовершенствования.

2. Мастер-классы. Специальные семинары и мастер-классы по саморазвитию, организуемые в рамках педагогической поддержки, направлены на

Библиографический список

расширение знаний и освоение инструментов саморазвития - методик, техник и тренингов по самоорганизации, деловой коммуникации, развитию памяти, внимания, повышению продуктивности деятельности и других необходимых навыков.

3. Онлайн-обучение. В рамках педагогической поддержки студентов ориентируют в выборе цифровых информационных ресурсов, онлайн-курсов и платформ дистанционного обучения, предлагая ресурсы, наиболее соответствующие индивидуальной стратегии и тактике саморазвития.

4. Руководство профессиональными проектами. Студентам предлагается участвовать в научно-исследовательских и практических профессиональных проектах, что позволяет уже на этапе обучения погрузиться в будущую профессию, на практике осваивать профессиональные и коммуникативные умения и навыки, а также развивать личностные профессиональные качества.

Эффективность педагогического сопровождения личностно-професси-онального саморазвития студентов вузов зависит от соблюдения следующих организационно-педагогических условий: обогащение содержания профильного образования нравственно-этическим компонентом; интеграция внешних (педагогического потенциала вуза) и внутренних (личностного потенциала студентов) факторов саморазвития; разработка стратегий профессионально-личностного саморазвития.

1. Обогащение содержания профильного образования нравственно-этическим компонентом осуществляется путем включения в курс обучения гуманитарных дисциплин этической и эстетической направленности: «История профессии», «Профессиональная этика», «Культура делового общения», «Человек и культура» и т. д. Изучение подобных курсов позволяет студенту выйти за рамки выбранной профессии, расширить свой кругозор, что способствует повышению мотивации и развитию профессионального самосознания.

2. Интеграция внешних и внутренних факторов осуществляется в процессе взаимодействия «студент - преподаватель - студенческая группа» и предполагает активное включение студентов в использование педагогического потенциала вуза, а именно: участие в проектах и мероприятиях, вызывающих наибольший интерес и соответствующих внутренним потребностям, способностям и склонностям; в сетевых научных и культурных сообществах; в семинарах и тренингах по саморазвитию; в научных и творческих олимпиадах, конкурсах, семинарах и конференциях.

3. Разработка стратегий профессионально-личностного саморазвития включает обзор и классификацию стратегий, выбор позитивных стратегий и индивидуальных тактик профессионально-личностного саморазвития. Предполагает индивидуальные консультации, групповые семинары и тренинги, форсайт-площадки, взаимодействие с потенциальными работодателями при активной организационной поддержке со стороны вуза.

Таким образом, применение разнообразных форм и методов педагогической поддержки с использованием современных технологий и инновационных педагогических техник при соблюдении названных организационно-педагогических условий будет способствовать профессионально-личностному саморазвитию будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Профессионально-личностное саморазвитие представляет собой целенаправленный процесс инициативного самообразования и самосовершенствования в профессиональном и личностном планах с целью приобретения профессионально значимых знаний, умений и навыков, а также изменения личностных характеристик. Саморазвитие осуществляется в процессе целенаправленной деятельности и складывается из деятельностного, интеллектуального, мотива-ционного и коммуникативного компонентов. Формирование готовности студентов к саморазвитию служит одной из основных задач высшего профессионального образования. Основной формой педагогической работы по поддержке профессионально-личностного саморазвития студентов вуза является педагогическое сопровождение, основанное на интеграции педагогического потенциала вуза и личностного потенциала студентов. Эффективность педагогической поддержки, осуществляемой в целях формирования готовности студентов к саморазвитию, зависит от соблюдения ряда организационно-педагогических условий, среди которых обогащение содержания профильного образования нравственно-этическим компонентом, интеграция внешних и внутренних факторов саморазвития, разработка индивидуальных стратегий профессионально-личностного саморазвития.

1. Белоновская И.Д., Неволина В.В. Педагогическое сопровождение профессионального саморазвития современного студента. Вестник ОГУ. 2019; № 5: 12-18.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003; № 10: 8-14.

3. Маралов В.Г Основы самопознания и саморазвития: учебное пособие. Москва, 2004.

4. Неверова Н.В., Максимова Е.В. Формирование готовности студентов к саморазвитию. Педагогика и психология образования. 2017; № 1: 140-145.

5. Сизинцева Е.П. Педагогическое сопровождение индивидуального прогресса обучающихся в проектной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тверь, 2016.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. Москва, 1995.

7. Сучкова Т.В. Саморазвитие студентов технического вуза в современных условиях. ВЭПС. 2020: 255-257.

8. Ткаченко П.В., Черней С.В., Ковалева Е.А. Погружение в атмосферу профессии: из опыта профориентационной работы медицинского вуза. Высшее образование в России. 2020; Т. 29, № 1: 125-134.

9. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность. Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012; № 4: 46-49.

References

1. Belonovskaya I.D., Nevolina V.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samorazvitiya sovremennogo studenta. VestnikOGU. 2019; № 5: 12-18.

2. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme. Pedagogika. 2003; № 10: 8-14.

3. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2004.

4. Neverova N.V., Maksimova E.V. Formirovanie gotovnosti studentov k samorazvitiyu. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2017; № 1: 140-145.

5. Sizinceva E.P. Pedagogicheskoe soprovozhdenie individual'nogo progressa obuchayuschihsya v proekinoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tver', 2016.

6. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskojantropologii. Psihologiya cheloveka: Vvedenie vpsihologiyu sub'ekiivnosti: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 1995.

7. Suchkova T.V. Samorazvitie studentov tehnicheskogo vuza v sovremennyh usloviyah. V'EPS. 2020: 255-257.

8. Tkachenko P.V., Chernej S.V., Kovaleva E.A. Pogruzhenie v atmosferu professii: iz opyta proforientacionnoj raboty medicinskogo vuza. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020; T. 29, № 1: 125-134.

9. Yakovleva N.O. Soprovozhdenie kak pedagogicheskaya deyatel'nost'. Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2012; № 4: 46-49.

Статья поступила в редакцию 02.11.23

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University named after R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Rajabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of the Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University named after R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Khairulaeva A.Z, senior teacher, Departments of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University named after R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN A FUTURE TEACHER BY MEANS OF SOCIAL DESIGN. In the article, based on a retrospective analysis of psychological and pedagogical literature, conceptual foundations of formation of a communicative culture among students are characterized. The authors use results of numerous observations of professionally oriented practical activities of students. Possibilities of social design in development of communicative skills among future teachers are identified, practical conclusions and recommendations for their implementation in practice are formulated. The authors conclude that social design is not only a tool for the formation of communicative competence, that is, it solves not only educational tasks, but also creates conditions for independent research of students, encouraging them to develop orientation skills and independent decision-making. The introduction of such innovative methods as project-based learning into traditional learning is a prerequisite for solving educational problems, because the information management system is constantly evolving, which ensures the highest quality of the educational process. Key words: communicative culture, educational environment, communicative competence, social design, research activity

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», Е-mail: patlmat.kamus@mail.ru

Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», Е-mail: patimat.kamus@mail.ru

А.З. Хайрулаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», Е-mail: patimat.kamus@mail.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В данной статье на основе ретроспективного анализа психолого-педагогической литературы охарактеризованы концептуальные основы формирования коммуникативной культуры у студентов. В работе, опираясь на результаты многочисленных наблюдений над профессионально ориентированной практической деятельностью студентов, определены возможности социального проектирования в развитии коммуникативных навыков у будущих педагогов, сформулированы практические выводы и рекомендации по их реализации в практической подготовке обучающихся. Авторы делают вывод о том, что социальное проектирование является не только инструментом для формирования коммуникативной компетентности, то есть решает не только образовательные задачи, но и создает условия для независимых исследований студентов, поощряя их к развитию навыков ориентации и самостоятельного принятия решений. Внедрение таких инновационных методов, как проектное обучение, в традиционное обучение является необходимым условием в решении образовательных проблем, ведь система управления информацией постоянно развивается, что обеспечивает высочайшее качество образовательного процесса.

Ключевые слова: коммуникативная культура, образовательная среда, коммуникативная компетентность, социальное проектирование, исследовательская деятельность

Современные изменения в социуме детерминировали необходимость формировать у будущих работников образования коммуникативную компетентность, учитывающую особенности взаимодействия современных педагогов с учащимися, с личностными особенностями обучающихся.

Кардинальные социально-экономические и политические изменения, происходящие в стране, все более демонстрируют важность дальнейшего совершенствования института социального управления, на который возлагаются сложнейшие задачи сознательного и целенаправленного преобразования всех форм общественной жизни государства. В этих условиях объективно возрастает роль социального проектирования. В связи с этим возникает проблема подготовки будущих учителей к реализации профессиональной педагогической деятельности средствами социального проектирования [1-7] Социальное проектирование может внести свой существенный вклад в проблему формирования коммуникативной компетентности у будущих педагогов.

Цель данной статьи заключается в изучении феноменов формирования коммуникативной компетентности у будущего педагога средствами социального проектирования.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) Научная новизна статьи определяется изучением возможности формирования коммуникативной компетентности у будущего педагога средствами социального проектирования.

Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о формировании коммуникативной компетентности у будущего педагога средствами социального проектирования в образовательной среде вуза.

Практическая значимость состоит в том, что статья будет полезна для преподавателей, занимающихся социальным проектированием.

Использование проектной деятельности, связанной с образованием и обучением, стало особенно активным во второй половине 1990-х гг. в связи с развитием идей стандартизации в сфере образования. Постепенно происходила гуманитаризация проектных подходов, которая характеризовалась внедрением в методологию проектирования философских, культурологических и психологических знаний. В этой связи симптоматична интерпретация проектирования как культурной формы образовательных инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.