Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сучкова Ольга Алексеевна

Цифровизация современного образования актуализирует проблемы научного обоснования применения разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы. В статье раскрываются теоретические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом сопровождении личностного саморазвития и профессионального становления будущих педагогов в вузе, а также представлен опыт реализации авторской программы «Педагогическое сопровождение профессионального личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза» с применением различных средств ИКТ, в том числе мультимедиа, в условиях дистанционного, гибридного (смешанного) формата обучения. При написании статьи были рассмотрены такие средства ИКТ, как диагностические (прохождение и обработка результатов стандартизированных методик, направленных на выявление профессионально значимых качеств личности), консультативные (предоставление педагогических консультаций, педагогического коучинга, новых знаний), организаторские (осуществление проектной деятельности: презентации, видеоролики), для саморазвития и самообразования (вебинары, онлайн-конференции, образовательные сайты) и др. Использование средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза способствовало повышению мотивации студентов к обучению, формированию и развитию профессионально значимых качеств личности. Были созданы благоприятные условия для реализации таких потребностей, как саморазвитие, самообразование, коммуникативные склонности (обогащение словарного запаса, развитие культуры речи и др.), организаторские склонности, саморефлексия. Применение ИКТ в процессе реализации авторской программы «Педагогическое сопровождение профессионального личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза» расширило возможности преподавателя и студентов. Это позволило нам повысить ИКТ-компетентность будущих педагогов, сформировать навыки проектно-исследовательской работы, информационную культуру, навыки практической грамотности. Статья отражает результаты научного исследования, проведенного в контексте деятельностного и синергетического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сучкова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF PERSONAL SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

The digitalization of modern education actualizes the problems of scientific substantiation of the use of various means of information and communication technologies in the educational process of higher education. The article reveals the theoretical aspects of the use of information and communication technologies in the pedagogical support of personal self-development and professional development of future teachers at the university, and also presents the experience of implementing the author’s program “Pedagogical support for professional personal self-development of students in the educational process of the university” using various ICT tools, including including multimedia, in conditions of remote, hybrid (mixed) learning format. When writing the article, such ICT tools were considered as diagnostic (passing and processing the results of standardized methods aimed at identifying professionally significant personal qualities), advisory (providing pedagogical consultations, pedagogical coaching, new knowledge), organizational (implementation of project activities: presentations, videos), for self-development and self-education (webinars, online conferences, educational sites), etc. The use of information and communication technologies in the educational process of the university contributed to increasing the motivation of students to learn, form and develop professionally significant personality traits. Favorable conditions were created for the realization of such needs as self-development, self-education, communicative inclinations (enrichment of vocabulary, development of speech culture, etc.), organizational inclinations, self-reflection. The use of ICT in the implementation of the author’s program “Pedagogical support for the professional personal self-development of students in the educational process of the university” has expanded the capabilities of the teacher and students. This allowed us to improve the ICT competence of future teachers, to form the skills of design and research work, information culture, and practical literacy skills. The article reflects the results of a scientific study conducted in the context of the activity and synergetic approaches.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

УДК 378.147.88:004 DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_23

ББК Ч448.026.843 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 5.8.1

Сучкова Ольга Алексеевна,

старший преподаватель, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина; 390000, Россия, г. Рязань, ул. Свободы, 46, e-mail: o.suchkova@365.rsu.edu.ru

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационно-коммуникационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда; высшие учебные заведения; студенты; педагогическое сопровождение; образовательный процесс; личностное саморазвитие; информационная компетентность

АННОТАЦИЯ. Цифровизация современного образования актуализирует проблемы научного обоснования применения разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы. В статье раскрываются теоретические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом сопровождении личностного саморазвития и профессионального становления будущих педагогов в вузе, а также представлен опыт реализации авторской программы «Педагогическое сопровождение профессионального личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза» с применением различных средств ИКТ, в том числе мультимедиа, в условиях дистанционного, гибридного (смешанного) формата обучения.

При написании статьи были рассмотрены такие средства ИКТ, как диагностические (прохождение и обработка результатов стандартизированных методик, направленных на выявление профессионально значимых качеств личности), консультативные (предоставление педагогических консультаций, педагогического коучинга, новых знаний), организаторские (осуществление проектной деятельности: презентации, видеоролики), для саморазвития и самообразования (вебинары, онлайн-конференции, образовательные сайты) и др.

Использование средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза способствовало повышению мотивации студентов к обучению, формированию и развитию профессионально значимых качеств личности. Были созданы благоприятные условия для реализации таких потребностей, как саморазвитие, самообразование, коммуникативные склонности (обогащение словарного запаса, развитие культуры речи и др.), организаторские склонности, саморефлексия. Применение ИКТ в процессе реализации авторской программы «Педагогическое сопровождение профессионального личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза» расширило возможности преподавателя и студентов. Это позволило нам повысить ИКТ-компетентность будущих педагогов, сформировать навыки проектно-исследовательской работы, информационную культуру, навыки практической грамотности.

Статья отражает результаты научного исследования, проведенного в контексте деятельностного и синергетического подходов.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сучкова, О. А. Информационно-коммуникационные технологии в системе педагогического сопровождения личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза / О. А. Сучкова. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. -2022. - № 6. - С. 190-201. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_23.

Suchkova Olga Alekseevna,

Senior Lecturer, Ryazan State University named after S. A. Yesenin, Ryazan, Russia

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF PERSONAL SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

KEYWORDS: information and communication technologies; informatization of education; information educational environment; higher educational institutions; students; pedagogical support; educational process; personal self-development; information competence

ABSTRACT. The digitalization of modern education actualizes the problems of scientific substantiation of the use of various means of information and communication technologies in the educational process of higher education. The article reveals the theoretical aspects of the use of information and communication technologies in the pedagogical support of personal self-development and professional development of future teachers at the university, and also presents the experience of implementing the author's program "Pedagogical support for professional personal self-development of students in the educational process of the university" using various ICT tools, including including multimedia, in conditions of remote, hybrid (mixed) learning format.

When writing the article, such ICT tools were considered as diagnostic (passing and processing the results of standardized methods aimed at identifying professionally significant personal qualities), advisory

© Сучкова О. А., 2022

(providing pedagogical consultations, pedagogical coaching, new knowledge), organizational (implementation of project activities: presentations, videos), for self-development and self-education (webinars, online conferences, educational sites), etc.

The use of information and communication technologies in the educational process of the university contributed to increasing the motivation of students to learn, form and develop professionally significant personality traits. Favorable conditions were created for the realization of such needs as self-development, self-education, communicative inclinations (enrichment of vocabulary, development of speech culture, etc.), organizational inclinations, self-reflection.

The use of ICT in the implementation of the author's program "Pedagogical support for the professional personal self-development of students in the educational process of the university" has expanded the capabilities of the teacher and students. This allowed us to improve the ICT competence of future teachers, to form the skills of design and research work, information culture, and practical literacy skills. The article reflects the results of a scientific study conducted in the context of the activity and synergetic approaches.

FOR CITATION: Suchkova, O. A. (2022). Information and Communication Technologies in the System of Pedagogical Support of Personal Self-Development of Students in the Educational Process of the University. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 190-201. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_23.

Введение. Мировая тенденция цифровизации всех сфер жизни детерминирует необходимость педагогического сопровождения личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза возрастающими требованиями к личности специалистов как профессионалов, сформированное™ soft skills, цифровой компетентности, интеллектуальному и нравственному развитию, которые в современных условиях инновационной трансформации, гуманизации и цифровизации образования помогают приобретению необходимых новых компетенций, профессионально значимых качеств личности. Актуальность исследования также обусловлена требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) [1], Приказом Министерства образования и науки России от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации» (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению о необходимости создания педагогических условий для реализации творческих, профессиональных навыков в условиях цифровизации общества, а также требованиями Федерального государственного стандарта высшего образования 3++ о повышении качества профессиональной подготовки, формировании гуманистической позиции, профессиональных качеств личности, самоактуализации личности и т. д.

В связи с этим актуализируются научные и практические проблемы разработки

инновационного содержания и методов педагогического сопровождения личностного саморазвития будущего педагога в образовательном процессе вуза, определение средств информационно-коммуникационных технологий для эффективности данного процесса.

Степень разработанности проблемы исследования. Специально созданные условия для организации педагогического сопровождения личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза могут помочь в социально-педагогической адаптации студентов первого курса, а также личностном и профессиональном саморазвитии.

Проблемам подготовки будущих педагогов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и в условиях цифровизации образования посвящены работы А. Ю. Белякова, А. С. Га-тальского, М. В. Грушиной, Ю. В. Евсюкова, С. С. Жуковой, В. Ф. Кучинского, И. А. Романовой, Т. П. Спириной и др. Учеными установлено, что в условиях цифровизации общества использование ИКТ-технологий в процессе педагогического сопровождения способствует развитию творческих способностей, профессиональной направленности, формированию ИКТ-компетенции, профессионально значимых качеств личности, в том числе таких как организаторские и коммуникативные склонности.

Проблемам личностного саморазвития и профессионально-личностного саморазвития педагогов посвящены работы Ф. У. База-евой, В. В. Байлука, Ф. В. Зиновьева, И. В. Ивановой, С. В. Коновалова, О. Ю. По-хорукова, О. В. Семеновой, Т. К. Шакеновой, В. П. Шумилова и др.

Е. К. Исакова, Д. В. Лазаренко, С. В. Силь-ченкова и др. исследуют возможности педагогического сопровождения как формы педагогической деятельности, направленной на создание условий для личностного саморазвития и самореализации студентов, развития их самостоятельности и уверенности

в различных ситуациях жизненного выбора.

Профессиональное становление педагога рассматривают И. Ю. Алексашина, Н. В. Бордовская, А. А. Реан, Б. С. Гершун-ский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская, В. А. То-лочек и др. Чаще всего при этом рассматривается становление профессионального самосознания, профессионализма, профессионального мастерства, профессиональной компетентности, профессиональных способностей.

Проблемам педагогического сопровождения личностного саморазвития обучающихся в вузе посвящены работы Л. А. Галкиной, Н. С. Ерохиной, А. В. Железнякова, И. С. Чурзиной и др. Ими установлено, что педагогическое сопровождение личностного саморазвития - это процесс самоактуализации, духовно-нравственного развития личности, определяемый образовательным процессом в вузе, осознанный обучающимися, направленный на активную деятельность по развитию личностно-профессиональных качеств личности, которая осуществляется с помощью нужных технологий.

Авторами доказано, что использование средств информационно-коммуникационных технологий способствует повышению цифровой культуры, грамотности, компетенции в условиях цифровой трансформации образования.

Однако в педагогической науке отсутствует теоретическое обоснование применения средств информационно-коммуникационных технологий в процессе педагогического сопровождения личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза в условиях смешанного (гибридного) и дистанционного обучения.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения комплекса информационно-коммуникационных технологий в процессе педагогического сопровождения личностного саморазвития будущих педагогов в вузе.

В исследовании использовались следующие теоретические методы: теоретический анализ работ, изучение и обобщение педагогического опыта, теоретическое моделирование, программирование, формирующий эксперимент.

Методы и методики исследования. Теоретические методы: теоретический анализ и обобщение опыта, эмпирические методы: эксперимент и тестирование, использование стандартизованных психодиагностических методик: КОС-2, «Смысло-жизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, «Определение уровня самоактуализация личности» Э. Шострома, «Оценка социаль-

но-психологической адаптации», «Способность педагога к эмпатии», тест «Оценка агрессивности педагога» А. Ассингера, «Стиль конфликтного поведения» — методика К. Н. Томаса, «Оценка профессиональной направленности личности учителя».

Гипотеза: использование информационно-коммуникационных технологий в системе педагогического сопровождения личностного саморазвития будущих педагогов в вузе повысит их мотивацию к профессиональной деятельности, повышению уровня самоактуализации личности, социально-психологической адаптации, развитию таких профессионально значимых качеств личности, как коммуникативные и организаторские склонности, педагогическая направленность, эмпатийность, снижение уровня агрессивности.

Обсуждение основных результатов. Методологическую основу исследования составили деятельностный подход (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) и синергетический подход (В. Г. Буданов, Е. Н. Князева, И. Р. Пригожин и др.). Совокупность принципов данных подходов включает: активность, субъектность, согласованность внешней и внутренней деятельности, творчество, рефлективность, саморазвитие, нелинейность, вариативность, альтернативность; открытость системы и др.

Теоретической основой исследования сущности информационно-коммуникационных технологий в системе педагогического сопровождения стали теоретические положения о сущности информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (А. И. Волковский, А. Г. Ионис, Н. В. Пивоварова, Е. В. Прово-торова, Е. Ю. Сазонова, Н. С. Слепынина, О. Н. Сметанина, Н. И. Юсупова и др.); о роли средств ИКТ в формировании универсальных компетенций (И. А. Деменева, Е. А. Немкова, И. А. Пономарева, Н. Б. Сэку-лич и др.) и профессиональных компетенций (Г. И. Бабакина, Э. Н. Жданова, Н. В. Кудря, Л. А. Тарута и др.); о роли применения ИКТ в процессе дистанционного обучения в процессе педагогического сопровождения студентов вуза (А. С. Гатальский, М. В. Грушина, С. С. Жукова, В. С. Малышева, Е. И. Хромова и т. д.); о сущности педагогического сопровождения (Е. А. Бережных, О. А. Воскрека-сенко, С. Г. Григорьев, В. В. Неволина и др.); о формировании значимых, профессиональных, педагогических качеств личности (Б. Г. Ананьев, Е. А. Климов, В. А. Крутец-кий, А. Н. Леонтьев, Т. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.).

В ходе исследования было уточнено определение понятия «педагогическое со-

провождение личностного саморазвития будущего педагога» - это целенаправленная деятельность по организации субъект-субъектного педагогического взаимодействия, способствующего личностному и профессиональному саморазвитию обучающихся, сопровождающемуся формированием гуманистической педагогической позиции, универсальных и общепедагогических компетенций (коммуникативных, организаторских). Теоретически обоснована совокупность средств ИКТ-технологий в процессе педагогического сопровождения личностного саморазвития будущих педагогов в вузе. Определены критерии личностного саморазвития будущих педагогов в вузе: личностное становление (ценностные ориентации, смысложизненные ориентации), социально-психологическая адаптация; гуманистическая педагогическая позиция (низкий уровень агрессии, высокий и средний уровень эмпатии); сформирован-ность профессиональных качеств (коммуникативные и организаторские склонности, профессиональная направленность, самоактуализация личности.

И. А. Романова [9] рассматривает применение ИКТ-средств в психолого-педагогическом сопровождении для оптимизации коррекционно-педагогической деятельности, индивидуализации обучения, повышения эффективности разнообразных видов деятельности. Автор предлагает мультимедийные методические комплекты, ориентированные на инновационные тенденции в образовании, видеоуроки на №В-носителях по различным направлениям деятельности, просмотр уроков в сети Интернет, использование интерактивной доски, организацию мультстудии, в сочетании с другими образовательными ресурсами.

В. Ф. Кучинским, Т. П. Спириной [4] выделен ряд общекультурных и профессиональных компетенций, которые формируются с применением компьютерных и ИКТ-технологий и которые необходимы для успешного использования ИКТ в деятельности. Активное использование информационной среды Интернета, ИКТ-средств помогает студентам структурировать, анализировать полученные знания, управлять учебной деятельностью.

А. С. Гатальский, М. В. Грушина,

Ю. В. Евсюков, С. С. Жукова [8] предлагают для повышения уровня цифровой грамотности и профессионально значимых качеств личности разработанную программу повышения квалификации педагогов, методическую копилку, сервисы создания интерактивных игр, таймланы, методические разработки онлайн-консультирования.

Н. С. Мендова [5] предлагает использо-

вать информационно-коммуникационные технологии в учебно-методической, организационно-инструкционной, нормативно-технической деятельности.

Н. Н. Телепнева [13] утверждает, что одной из задач педагогического сопровождения профессионального становления и личностного саморазвития будущего педагога является формирование ИКТ-компе-тентности, которая поможет использовать ИКТ для расширения профессиональных знаний, для формирования учебно-методических умений, творческого потенциала, организаторских умений.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в системе педагогического сопровождения личностного саморазвития будущих педагогов в вузе способствуют профессиональному становлению, формированию цифровой грамотности, ИКТ-компетентности будущих педагогов, которые, в свою очередь, стимулируют профессиональное становление, личностное и профессиональное саморазвитие обучающихся.

В основе работы педагога в процессе педагогического сопровождения лежит процесс сбора, хранения, обработки, распространения информации, которая позволит оценить уровни сформированности личностного саморазвития, динамику профессионального становления будущих педагогов, эффективность работы в целом. Поэтому при стартовой диагностике обучающихся в начале педагогического сопровождения и при завершении этой деятельности и проведении итоговой диагностики применяются специальные компьютерные технологии проведения тестирования обучающихся. Они экономят время субъектов образовательного процесса и стимулируют процесс самопознания студентов.

Для прохождения студентами методик нами были использованы Google-формы, в которые заранее были внесены вопросы, результаты просчитывались там же. Оформление результатов в таблицах и гистограммах было выполнено с помощью MS Excel.

ИКТ дают нам ускоренный процесс проведения диагностики (прохождение студентами тестирования, анкетирования), других необходимых процедур (обработка, систематизация, интерпретация данных диагностики, вывод на бумажный носитель). ИКТ снижают вероятность допущения ошибок при обработке данных.

Такие средства ИКТ, как облачные платформы для проведения онлайн-консультаций, вебинаров, конференций Zoom, Teams, электронная информационно-образовательная среда Moodle, социальная сеть ВКонтакте, мессенджеры WhatsApp,

Telegram, помогают провести педагогическое консультирование. Мессенджеры WhatsApp, Telegram позволяют вести общие диалоги на темы «Методическая копилка», «Как заинтересовать ребенка на уроке?» и др.

Интернет-ресурсы образовательная платформа «Взнания», канал «Простая наука», «Просвещение», приложения «Дополнительная реальность», «Видео 360», стиль граффити, вертикальные слайды и др. дают новый контент для проведения тренингов и бесед, тем самым активизируют познавательный интерес студентов, мотивацию к саморазвитию. Мультимедийные средства (графика, аудиовизуальные технологии, звук), Renderforest, «Google Презентации» и др. стимулируют познавательный и исследовательский поиск обучающихся.

Для организации познавательной деятельности, ориентированной на обогащение знаний и исследовательских умений, развитие творческих способностей, активное использование знаний в практической деятельности используются следующие средства ИКТ: образовательные платформы Педсовет.ру (https://pedsov.ru/), Открытый класс (http://www.openclass.ru/), Информационно-образовательный портал RusEdu (http://rusedu.net/) и др. Они помогают вовлечь обучающихся в осуществление индивидуальных и коллективных творческих, исследовательских и социальных проектов, подготовку в их рамках презентаций, видеороликов. Например, таких как «Первые шаги на пути к педагогической деятельности», «Алгоритм успеха: от студента к учителю», «Кабинет начальных классов» и др.

Игровые технологии аквариум, деловые игры, ротационные тройки, пазлы, ролевые игры на базе электронно-образовательной информационной платформы Moodle, платформа виртуальных конференций Zoom, мессенджеры Telegram, WhatsApp используются на практикумах и тренингах по темам «Багаж педагогических качеств личности».

Формирующий эксперимент показал

эффективность следующих средств ИКТ, которые стимулируют саморазвитие и самообразование: online-конференции «Гу-манитаристика в условиях современной социокультурной трансформации», «Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности» и др.; образовательные платформы «Взнания», «Просвещение», «Учи.ру», Webinar и др.; официальные педагогические сайты http://school-collection.edu.ru/, http://digital-edu.ru/, http://window.edu.ru/ и др.; вебинары «Что такое гибкие навыки и как их развивать в детском саду и начальной школе», «Проектирование и производство цифрового образовательного контента с использованием технологии больших данных», «Уроки контроля и оценки в системе развивающего обучения» и др.

На основе теоретической модели была разработана авторская программа «Педагогическое сопровождение личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза». Она реализуется с октября 2019 года на базе Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина при обучении бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование».

Целью данной программы являются личностное саморазвитие обучающихся и формирование профессиональной направленности, гуманистической педагогической позиции, ценностных ориентаций, организаторских, коммуникативных способностей, эмпатийных умений и т. д.

В стартовой диагностике сформирован-ности профессионально значимых качеств личности, которая проводилась в сентябре 2019 года, принимал участие 101 первокурсник педагогических направлений в возрасте 17-19 лет. Экспериментальная группа включала 51 человека, контрольная включала 50 человек.

Результаты представлены в таблицах 1-2 и на рисунках 1-2.

Группы и уровни Свойства личности ^^^ ЭГ 1 КГ ЭГ 1 КГ ЭГ 1 КГ

Низкий Средний Высокий

Смысложизненные ориентации 41,1 40,0 38,7 38,0 19,8 22,0

Социально-психологическая адаптированность 58,8 54,0 29,4 30,0 11,7 16,0

Профессиональная направленность личности будущего педагога 60,7 60,0 35,3 40,0 5,9 0,0

Самоактуализация личности 64,7 64,0 33,3 34,0 1,9 2,0

Агрессивность 15,7 16,0 49,9 52,0 35,3 32,0

Таблица 1

Уровень сформированности профессионально значимых качеств личности студентов экспериментальной и контрольной групп на этапе стартовой диагностики, в %

Рис. 1. Уровень сформированности профессионально значимых качеств личности студентов экспериментальной и контрольной групп на этапе стартовой диагностики, в %

Примечание. Синий цвет - смысложизненные ориентации, красный - социально-психологическая адаптированность, зеленый - профессиональная направленность, фиолетовый — самоактуализация,

голубой - агрессивность

70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0%

0,0%

экспериментальная группа

контрольная группа

средний

Высокий уровень агрессивности был выявлен у 35,3% студентов ЭГ и у 32% студентов КГ педагогических направлений подготовки.

Результаты методики «Смысложизненные ориентации» показали, что низкий уровень шкал методики у 41,1% студентов ЭГ и у 40% КГ.

Показатели шкал «цели в жизни», «ло-кус контроля — Я», «локус контроля — жизнь», «результативность», «процесс жизни» имели низкие показатели у большинства студентов, которые свидетельствовали о том, что студенты-первокурсники не удовлетворены своей жизнью частично или полностью, не обладают уверенностью в себе [11].

Диагностика с помощью методики «Самоактуализация личности» обнаружила низкие показатели у 64,7% студентов ЭГ и у 64% КГ по шкалам «поддержка», «самопринятие», «сензитивность», «креативность», «самоуважение», и др.

Низкий уровень показателей методики

«Социально-психологическая адаптиро-ванность» указывали на низкий уровень у 58,8% студентов ЭГ

и 54% студентов КГ по шкалам «уход от проблемы», «адаптация», «эмоциональный комфорт», «самопринятие», «принятие других», «стремление к доминированию» и свидетельствовали о том, что студенты медленно адаптируются в новой среде, испытывали сложности в межличностном общении, эмоциональный дискомфорт.

Показатели уровней методики «Профессиональная направленность личности учителя» по шкалам «общительность», «организованность», «направленность», «интеллигентность» указывали на низкий уровень у 60,7% студентов ЭГ и 60% студентов КГ. Это говорит о том, что у студентов первого года обучения недостаточно хорошо сформированы знания о профессиональной деятельности, профессионально значимых качествах личности педагога, невысокая мотивация к педагогической деятельности.

Уровень и группы Особенности"^^^ личности Очень низкий Низкий Средний (норма) Высокий Очень высокий

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Эмпатия 15,7 18,0 52,9 54,0 15,7 14,0 7,8 10,0 7,8 4,0

Коммуникативные склонности 31,3 30,0 49,0 50,0 17,6 20,0 1,9 0,0 0,0 0,0

Организаторские склонности 27,5 30,0 47,1 48,0 23,5 20,0 2,2 2,0 0,0 0,0

Таблица2

Уровень развития эмпатии, коммуникативные и организаторских склонностей у студентов экспериментальной и контрольной групп на этапе стартовой диагностики, в %

70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

I

J

стартовая итоговая стартовая итоговая стартовая итоговая стартовая итоговая стартовая итоговая диагностика диагностика диагностика диагностика диагностика диагностика диагностика диагностика диагностика диагностика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

очень низкии

средний (норма)

высокии

очень высокии

Рис. 2. Уровень развития эмпатии, коммуникативных и организаторских склонностей у студентов экспериментальной и контрольной групп на этапе стартовой диагностики, в %

Примечание. Синий цвет - эмпатия, красный - коммуникативные склонности, зеленый - организаторские склонности

На этапе стартовой диагностики очень низкий уровень эмпатийности был выявлен у 15,7% студентов ЭГ и у 18% студентов КГ, а низкий уровень эмпатийности был у 52,9% студентов ЭГ и у 52% студентов КГ; по шкалам методики «КОС-2» очень низкий уровень коммуникативных склонностей выявлен у 31,3% студентов ЭГ и у 30% студентов КГ; низкий уровень характерен для 49,0% студентов ЭГ и 50% студентов КГ; очень низкий уровень организаторских склонностей у 27,5% студентов ЭГ и 30% студентов КГ, низкие показатели шкалы характерны для 47,1% студентов ЭГ и 48% студентов КГ.

Рассмотрим конкретнее программы и сайты, которые были использованы в ходе формирующего эксперимента по проверке авторской программы.

Обработка полученных данных в электронных таблицах Excel, Google документы и таблицы, «МойОфис Документы». С помощью данных приложений были обработаны полученные первичные и последующие данные стандартизированных методик диагностики «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского, Б. А. Фе-доришина, «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Определение уровня самоактуализация личности» Э. Шострома, «Оценка социально-психологической адап-тированности», «Способность педагога к эмпатии», тест «Оценка агрессивности педагога» А. Ассингера, методика «Стиль конфликтного поведения» К. Н. Томаса, «Оценка профессиональной направленности личности учителя» на выявление профессионально значимых качеств личности будущих педагогов, созданы сводные таблицы, построены графики, с помощью формул объединены данные.

Использовались программы для создания сайтов Wix и Tilda, которые помогли преподавателю разместить и систематизировать текстовую информацию по нормативно-правовой базе, личностному саморазвитию, профессиональному становлению, методической копилке, профессионально значимым качествам личности педагога и т. д.

Microsoft PowerPoint - программа для обработки графических данных. Данное приложение позволило нам создать комплекс презентаций о том, что такое педагогическая деятельность, личность педагога и др. Результаты проектов «Учитель глазами обучающегося», «Педагог будущего - кто он?», исследовательской работы «Профессионально значимые качества личности педагога» были представлены некоторыми студентами в данном приложении.

Обработку анимации, видео, звуковых файлов мы также включили в работу приложения Microsoft PowerPoint. Оно позволяет накладывать видео, звук на созданный документ, вести показ презентации с автоматическим переходом по слайдам, как фильм, также данное приложение позволяет создавать анимированные слайды (например, с помощью триггеров). Эти средства использовались студентами в реализации творческих проектов, развитии креативного мышления, организаторских склонностей.

Программа Google Фото также создает фильмы, но преимущественно включает в себя фотографии, короткие подписи к ним. OpenShot - программа, предназначенная для монтажа видео. Данная программа пригодилась нам для создания коротких роликов с кейс-стади, также студенты создавали мультфильмы педагогической направленности, которые включали в себя проектную деятельность.

Zoom или Teams позволяет встречаться со студентами в режиме онлайн, а также дает возможность просматривать запись занятия. Teams активно использовался на занятиях педагогического коучинга, для решения кейс-заданий, проектной деятельности, научно-исследовательской работы, онлайн-встреч, вебинаров и др. Приложение позволяет делить участников на группы, например для обсуждения кейсовых заданий, а потом собирать всех в единый зал. В нем можно поделиться мнением, представить проект, обозначить позицию подгруппы в решении кейса, а также запустить демонстрацию своей презентации, выложить файлы в общий чат или отправить кому-то лично. Одним из методов педагогического коучинга предлагаются проблемные вопросы в ходе групповой беседы с обучающимися в приложениях Zoom или Teams. Приведем примеры обсуждаемых вопросов: «Какие личностные качества должны быть присущи современному педагогу, чтобы мотивировать обучающихся к творческой и исследовательской деятельности? Какими новыми умениями должен обладать учитель в условиях цифровизации образования? Как вы думаете, какие личностные и профессиональные качества у вас уже сформированы, а над чем необходимо поработать?».

Элективный курс «Педагогическое сопровождение личностного саморазвития будущего педагога в вузе», созданный в электронно-информационной образовательной среде Moodle, направлен на развитие когнитивной и эмоционально-ценностной сфер первокурсников, раскрытие их творческого потенциала, актуализацию личностного опыта и самореализацию. В то же время данный курс гармонично дополняет содержание учебных дисциплин, определенных учебным планом, стимулирует познавательную активность первокурсников, направленную на углубление знаний о специфике профессиональной деятельности современного педагога в гуманистической парадигме, в условиях цифровизации и развития инклюзивного образования, активизирует процессы самопознания, личностного и профессионального самоопределения, саморазвития.

На платформе Webinar были посещены вебинары на базе ГК Просвещение «Из практики учителя: как домашний эксперимент учащегося перерастает в проектную работу?» Д. В. Черненко, ведущий методист ГК «Просвещение», «Проектная деятельность — требование ФГОС. Проблемы и пути реализации проектной деятельности в школе» Е. В. Синдрякова, педагогический дизайнер центра биологии и естествознания ГК «Просвещение» и др. Это способствовало развитию профессионально зна-

чимых качеств личности. Например, таких как коммуникативные склонности (обогащение словарного запаса, овладение грамотной профессиональной речью и др.), креативное и логическое мышление, получение новых профессиональных знаний и опыта педагогической деятельности.

Образовательные сайты, которые мы использовали при реализации авторской программы в работе: Ьйр://зАоо1-co11ection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Сайт содержит копилку методических ресурсов, полезную информацию, раздел «Культурно-историческое наследие». Таким образом, для повышения уровня ценностных ориентаций, творческих способностей, а также знаний мы посетили Третьяковскую галерею, Эрмитаж, Русский музей и др., познакомились с произведениями искусства, кратким обзором об истории их создания или описанием.

На портале «Культура.РФ» студенты познакомились с прямыми трансляциями, такими как онлайн-экскурсия по Эрмитажу, Екатерининскому дворцу, посетили лекции «Уроки живописи», «Современная психология - что это такое?», «Память как собрание личности», «Мотивация на пальцах» и др. Это способствовало развитию ценностного компонента, получению новых знаний, формированию креативного мышления, педагогической направленности.

http://digita1-edu.ru/ - цифровое образование - справочник для педагогов, позволяет увидеть новые векторы школьного цифрового образования: увидеть учебные материалы, повысить цифровую грамотность, профессиональные компетенции, узнать правовые нормы и изменения в них, поучаствовать в проектах, конкурсах, пройти курсы повышения квалификации; http://window.edu.ru/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам - позволяет получить доступ к учебно-методической библиотеке, профессиональной литературе, каталогу образовательных ресурсов.

Реализуя программу «Педагогическое сопровождение личностного саморазвития будущих педагогов в образовательном процессе вуза», студенты также рассматривали такие образовательные проекты, как «По-тому.ру», Letopisi.ru. Проект «Потому.ру» -детская онлайн-библиотека, которая помогает родителям и учителям быстро находить материал по различным вопросам дошкольников и младших школьников. Студенты познакомились с примерной тематикой вопросов, содержанием различных областей знаний (например, математика, природоведение, религия), некоторые задавали свои вопросы.

Проект Letopisi.ru (Letopisi.org) - твор-

ческая площадка, которая объединяет учителей и обучающихся различных школ, здесь они представляют свои проекты. Мы познакомились с проектами, которые были реализованы (например, «Учителями славится Россия!», «Учителя, мы помним ваши имена» и др.), рассмотрели составные части проектов: аннотации, цели, задачи, познакомились с системой оценивания, рассмот-

рели ход проекта, основные результаты.

Повторная диагностика сформированное™ профессионально значимых качеств личности была проведена в конце второго года обучения у будущих педагогов с помощью методик, использованных на этапе стартовой диагностики.

Позитивные изменения были отмечены у 37,2% студентов ЭГ (табл. 3-4 и рис. 3-4).

Таблица 3

Сравнительный анализ уровня сформированности профессионально значимых качеств личности студентов экспериментальной группы на начальном и итоговом этапах эксперимента, в %

Уровни ^^^^ и этапы Свойства личности Низкий Средний Высокий

Стартовая диагностика Итоговая диагностика Стартовая диагностика Итоговая диагностика Стартовая диагностика Итоговая диагностика

Смысложизненные ориентации 41,1 7,8 38,7 56,9 19,8 37,3

Социально- психологическая адаптированность 58,8 17,6 29,4 54,9 11,7 29,4

Профессиональная направленность 60,7 5,9 35,3 68,6 5,9 27,5

Самоактуализация 64,7 7,8 33,3 58,8 1,9 31,4

Агрессивность 13,7 31,4 50,9 62,7 35,3 5,8

80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

Рис. 3. Сравнительный анализ уровня сформированности профессионально значимых качеств личности студентов экспериментальной группы на начальном и итоговом этапах эксперимента, в %

Примечание. Синий цвет - смысложизненные ориентации, красный - социально-психологическая адаптированность, зеленый - профессиональная направленность, фиолетовый - самоактуализация,

голубой - агрессивность

Высокий уровень агрессивности снизился на 29,5%. Студенты экспериментальной группы показали способности к конструктивному диалогу, проявляли толерантность. Показатели по шкалам «цели в жизни», «локус контроля — Я», «локус контроля — жизнь», «результативность», «процесс жизни» выросли у 37,2% студентов экспериментальной группы. Диагностика по методике «Социально-психологическая адаптирован-

ность» показала положительную динамику у 42,2% студентов. Они продемонстрировали открытость в выражении чувств, высокий уровень культуры общения, у 54,8% студентов наблюдалась положительная динамика по методике «Профессиональная направленность личности будущего учителя». У них были сформированы знания о профессии, профессионально значимых качествах личности учителя.

Таблица 4

Уровень развития эмпатии, коммуникативных и организаторских склонностей у студентов экспериментальной группы на начальном и заключительном этапах эксперимента, в %

"~~~\Уровни и этапы Свойства ^^^ личности Очень низкий Низкий Средний (норма) Высокий Очень высокий

Старт. Итог. Старт. Итог. Старт. Итог. Старт. Итог. Старт. Итог.

Эмпатия 15,7 1,9 52,9 9,8 15,7 64,7 7,8 19,6 9,8 3,9

Коммуникативные склонности 31,3 5,9 49,0 3,9 17,6 33,3 1,9 41,2 0,0 15,7

Организаторские склонности 27,5 1,9 47,1 9,8 23,5 39,2 2,2 31,4 0,0 17,7

Рис. 4. Уровень развития эмпатии, коммуникативных и организаторских склонностей у студентов ЭГ на начальном и заключительном этапах эксперимента, в %

Примечание. Синий цвет - эмпатия, красный - коммуникативные склонности, зеленый - организаторские склонности

До уровня нормы повысился уровень эмпатии у 62,8%, повысился уровень коммуникативных склонностей у 70,5% второкурсников, а уровень организаторских склонностей улучшился у 62,9% студентов.

Заключение. Таким образом, в ходе реализации программы «Педагогическое сопровождение личностного саморазвития будущих педагогов в вузе» в гибридном (смешанном) формате обучения с помощью использования различных средств информационно-коммуникационных технологий, включая средства мультимедиа, происходили формирование и развитие у 50-70% сту-

дентов педагогической направленности экспериментальной группы умений, необходимых для будущей профессиональной педагогической деятельности. Это позволило развивать профессионально значимые качества личности будущего педагога, такие как организационные и коммуникационные склонности, лидерские качества, креативное и творческое мышление, гибкость, ценностные ориентации, мотивация к педагогической деятельности, социально-психологическая адаптация, самоактуализация личности и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабакина, Г. И. Формирование профессиональных компетенций при использовании ИКТ-технологий / Г. И. Бабакина, Э. Н. Жданова // Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 14 января 2022 года. - Стерлитамак : Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2022. - С. 35-37. - ЕБ№ БУЫБРИ.

2. Копейкин, Ю. К. Педагогическое сопровождение профессиональной самореализации студентов колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Копейкин Юрий Константинович ; [Место защиты: НИИ развития профес. образ.]. - Москва, 2007. - 22 с.

3. Кудря, Н. В. Формирование ИКТ-компетенций педагога в рамках стажировочной площадки / Н. В. Кудря // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 05 января 2020 года. - Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. - С. 15-21. - ЕБ№ ЛУИНВ1.

4. Кучинский, В. Ф. Информационная среда как условие формирования профессионально -информационной культуры педагога / В. Ф. Кучинский, Т. П. Спирина // Научные исследования: от теории к практике. - 2015. - Т. 1, № 2 (3). - С. 231-234. - EDN: UZGTEZ.

5. Мендова, Н. С. Виды информационно--коммуникационных технологий, применяемых в образовательном процессе вуза / Н. С. Мендова // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность : сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 15-16 февраля 2021 года. - Пенза : Пензенский государственный аграрный университет, 2021. - С. 156-159. - EDN: EJBJVN.

6. Неволина, В. В. Педагогическое сопровождение профессионального саморазвития студента медицинского вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Неволина Виктория Васильевна ; [Место защиты: Оренбург. гос. пед. ун-т]. - Оренбург, 2018. - 42 с.

7. Немкова, Е. А. Формирование ИКТ-компетенций студентов в условиях цифровой образовательной среды / Е. А. Немкова, И. А. Деменева, И. А. Пономарева // Развитие личности в условиях цифровой трансформации : материалы V Международной научно-практической конференции, Копейск, 31 января

2020 года. - Копейск : Челябинский институт развития профессионального образования, 2020. - С. 229231. - EDN: AXMLJB.

8. Подготовка педагогов к инновационной деятельности в условиях цифровизации образования / М. В. Грушина, Ю. В. Евсюков, С. С. Жукова, А. С. Гатальский // Наука в XXI веке: инновационный потенциал развития : сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Уфа, 17 декабря 2021 года. - Уфа : Научно-издательский центр «Вестник науки», 2021. - С. 224230. - EDN: SQBUFR.

9. Романова, И. А. Использование ИКТ в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ / И. А. Романова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. -2016. - № 3. - С. 61-64. - EDN: XVMWEH.

10. Слепынина, Н. С. Информационно-коммуникационная технология. Технология критического мышления / Н. С. Слепынина, Е. В. Провоторова, Н. В. Пивоварова // Вестник научных конференций. -2021. - № 5-2 (69). - С. 104-105. - EDN: WICQRE.

11. Сучкова, О. А. Методы и средства педагогического коучинга в системе педагогического сопровождения профессионального становления будущих педагогов в вузе / О. А. Сучкова, Л. А. Байкова / / Психолого-педагогический поиск. - 2022. - № 3 (63). - С. 61-74.

12. Сэкулич, Н. Б. Формирование ИКТ-компетенций студентов университета в условиях цифровой революции / Н. Б. Сэкулич // Педагогический журнал. - 2017. - Т. 7, № 2A. - С. 302-314. - EDN: ZFAZNV.

13. Телепнева, Н. Н. Повышение уровня информационно-коммуникативной компетентности педагога в условиях информатизации современного образования / Н. Н. Телепнева // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. - Т. 2, № 2. - С. 76-79. - EDN: SDLEWV.

14. Технологии data mining для оценки регионального уровня развития отрасли информационно -коммуникационных технологий / А. Г. Ионис, О. Н. Сметанина, Н. И. Юсупова, Е. Ю. Сазонова // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 8. - С. 36-42. - EDN: ITJMGN.

15. Турчак, С. К. Педагогическое сопровождение развития креативности младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Турчак Светлана Константиновна ; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2007. - 23 с.

REFERENCES

1. Babakina, G. I., Zhdanova, E. N. (2022). Formirovanie professional'nykh kompetentsii pri ispol'zovanii IKT-tekhnologii [Formation of Professional Competencies When Using ICT Technology]. In Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v nauke i obrazovanii: sbornik statei po itogam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Magnitogorsk, 14 yanvarya 2022 goda. Sterlitamak, Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'yu «Agentstvo mezhdunarodnykh issledovanii», pp. 35-37. EDN: FVNFPU.

2. Kopeykin, Yu. K. (2007). Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'noi samorealizatsii studentov kolledzha [Pedagogical Support for Professional Self-Realization of College Students]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 22 p.

3. Kudrya, N. V. (2020). Formirovanie IKT-kompetentsii pedagoga v ramkakh stazhirovochnoi ploshchadki [Formation of the Teacher's ICT Competence within the Framework of the Internship Platform]. In Obrazovanie, vospi-tanie i pedagogika: traditsii, opyt, innovatsii: sbornik statei Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Penza, 05 yanvarya 2020 goda. Penza, Nauka i Prosveshchenie (IP Gulyaev G. Yu.), pp. 15-21. EDN: JVUHBI.

4. Kuchinsky, V. F., Spirina, T. P. (2015). Informatsionnaya sreda kak uslovie formirovaniya professional'no-informatsionnoi kul'tury pedagoga [Information Environment as a Condition for the Formation of a Teacher's Professional Information Culture]. In Nauchnye issledovaniya: ot teorii k praktike. Vol. 1. No. 2 (3), pp. 231-234. EDN: UZGTEZ.

5. Mendova, N. S. (2021). Vidy informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii, primenyaemykh v obra-zovatel'nom protsesse vuza [Types of Information and Communication Technologies Used in the Educational Process of the University]. In Filosofiya obrazovaniya v otechestvennoi kul'turno-istoricheskoi traditsii: istoriya i sovremennost': sbornik statei VII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Penza, 15—16 fevralya

2021 goda. Penza, Penzenskii gosudarstvennyi agrarnyi universitet, pp. 156-159. EDN: EJBJVN.

6. Nevolina, V. V. (2018). Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samorazvitiya studenta meditsinskogo vuza [Pedagogical Support of Professional Self-Development of a Medical Student]. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Orenburg. 42 p.

7. Nemkova, E. A., Demeneva, I. A., Ponomareva, I. A. (2020). Formirovanie IKT-kompetentsii studentov v usloviyakh tsifrovoi obrazovatel'noi sredy [Formation of ICT Competence of Students in a Digital Educational Environment]. In Razvitie lichnosti v usloviyakh tsifrovoi transformatsii: materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-

prakticheskoi konferentsii, Kopeisk, 31 yanvarya 2020 goda. Kopeisk, Chelyabinskii institut razvitiya professional'nogo obrazovaniya, pp. 229-231. EDN: AXMLJB.

8. Grushina, M. V., Evsyukov, Yu. V., Zhukova, S. S., Gatalsky, A. S. (2021). Podgotovka pedagogov k inno-vatsionnoi deyatel'nosti v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya [Training Teachers for Innovative Activities in the Context of Digitalization of Education]. In Nauka v XXI veke: innovatsionnyi potentsial razvitiya: sbornik nauchnykh statei po materialam VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Ufa, 17 dekabrya 2021 goda. Ufa, Nauchno-izdatel'skii tsentr «Vestnik nauki», pp. 224-230. EDN: SQBUFR.

9. Romanova, I. A. (2016). Ispol'zovanie IKT v psikhologo-pedagogicheskom soprovozhdenii detei s OVZ [The Use of ICT in the Psychological and Pedagogical Support of Children with Disabilities]. In Vestnik GOUDPO TO «IPK i PPRO TO». Tul'skoe obrazovatel'noeprostranstvo. No. 3, pp. 61-64. EDN: XVMWEH.

10. Slepynina, N. S., Provotorova, E. V., Pivovarova, N. V. (2021). Informatsionno-kommunikatsionnaya tekhnologiya. Tekhnologiya kriticheskogo myshleniya [Information and Communication Technology. Critical Thinking Technology]. In Vestnik nauchnykh konferentsii. No. 5-2 (69), pp. 104-105. EDN: WICQRE.

11. Suchkova, O. A., Baykova, L. A. (2022). Metody i sredstva pedagogicheskogo kouchinga v sisteme peda-gogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo stanovleniya budushchikh pedagogov v vuze [Methods and Means of Pedagogical Coaching in the System of Pedagogical Support for the Professional Development of Future Teachers at the University]. In Psikhologo-pedagogicheskiipoisk. No. 3 (63), pp. 61-74.

12. Sekulich, N. B. (2017). Formirovanie IKT-kompetentsii studentov universiteta v usloviyakh tsifrovoi revolyutsii [Formation of ICT Competence of University Students in the Context of the Digital Revolution]. In Pedagogicheskii zhurnal. Vol. 7. No. 2A, pp. 302-314. EDN: ZFAZNV.

13. Telepneva, N. N. (2014). Povyshenie urovnya informatsionno-kommunikativnoi kompetentnosti peda-goga v usloviyakh informatizatsii sovremennogo obrazovaniya [Increasing the Level of Information and Communication Competence of a Teacher in the Context of Informatization of Modern Education]. In Nauka 21 veka: voprosy, gipotezy, otvety. Vol. 2. No. 2, pp. 76-79. EDN: SDLEWV.

14. Ionis, A. G., Smetanina, O. N., Yusupova, N. I., Sazonova, E. Yu. (2019). Tekhnologii data mining dlya otsenki regional'nogo urovnya razvitiya otrasli informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii [Data Mining Technologies for Assessing the Regional Level of Development of the Information and Communication Technologies Industry]. In Sovremennye naukoemkie tekhnologii. No. 8, pp. 36-42. EDN: ITJMGN.

15. Turchak, S. K. (2007). Pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya kreativnosti mladshikh shkol'nikov [Pedagogical Support for the Development of Creativity of Junior Schoolchildren]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Rostov-on-Don. 23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.