Научная статья на тему 'Форсайт-технологии как дидактическое средство в медицинском образовании'

Форсайт-технологии как дидактическое средство в медицинском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FORESIGHT TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF A STUDENT / PEDAGOGICAL SUPPORT / TECHNOLOGIES OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / MEDICAL UNIVERSITY / MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неволина Виктория Васильевна, Проходцев Кирилл Александрович

Мировые тенденции социального развития определяют потребность в педагогическом сопровождении профессионального саморазвития современного студента для активного самостоятельного освоения компетенций в медицинском образовании. Профессионально-личностный результат подготовки студента оценивается по индикаторам достижения интегративной компетенции профессионального саморазвития, отражающей требования ФГОС ВО и профессионального стандарта. В исследовании реализовано региональное, кластерное и международное взаимодействие на базе сетевой экспериментальной Форсайт-площадки и внедрено в практику авторское комплексное методическое и инструментально-технологическое обеспечение исследуемого процесса. Результаты исследования открывают перспективы в изучении потенциала медицинского образования в логике профессионально-личностного роста будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORESIGHT TECHNOLOGIES AS A DIDACTIC TOOL IN MEDICAL EDUCATION

Global trends in social development determine the need for pedagogical support for professional self-development of a modern student for active self-development of competencies in medical education. The professional and personal result of the student’s training is evaluated by indicators of achieving integrative competence of professional self-development, reflecting the requirements of the Federal state educational institution AND the professional standard. The study implemented regional, cluster and international interaction on the basis of a network experimental foresight platform and implemented the author’s complex methodological and instrumental-technological support for the process under study. The results of the study open up prospects for studying the potential of medical education in the logic of professional and personal growth of the future specialist.

Текст научной работы на тему «Форсайт-технологии как дидактическое средство в медицинском образовании»

Форсайт-технологии как дидактическое средство в медицинском образовании

Неволина Виктория Васильевна,

д.п.н., доцент кафедры философии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» E-mail: nevolina-v@yandex.ru

Проходцев Кирилл Александрович,

соискатель, ассистент кафедры философии ФГБОУ ВО ■ бургский государственный медицинский университет» E-mail: kirirya89@yandex.ru

Орен-

Мировые тенденции социального развития определяют потребность в педагогическом сопровождении профессионального саморазвития современного студента для активного самостоятельного освоения компетенций в медицинском образовании. Профессионально-личностный результат подготовки студента оценивается по индикаторам достижения интегративной компетенции профессионального саморазвития, отражающей требования ФГОС ВО и профессионального стандарта. В исследовании реализовано региональное, кластерное и международное взаимодействие на базе сетевой экспериментальной Форсайт-площадки и внедрено в практику авторское комплексное методическое и инструментально-технологическое обеспечение исследуемого процесса. Результаты исследования открывают перспективы в изучении потенциала медицинского образования в логике профессионально-личностного роста будущего специалиста.

Ключевые слова: форсайт-технологии, профессиональное саморазвитие студента, педагогическое сопровождение, технологии профессионального саморазвития, медицинский вуз, медицинское образование.

Тенденции современного общества обострили потребность в активном профессиональном саморазвитии медицинского работника для непрерывного освоения новых компетенций. Сегодня медицинское образование ориентировано на перспективные потребности здравоохранения, представленные в прогностических моделях профессионала. В «Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года» медицинское образование направлено на подготовку специалистов, ориентированных на профессиональную и социальную ответственность, способных к внедрению научных достижений, и дальнейшее применение их в практике здравоохранения. Такие требования - компетенции, как способность и готовность выпускника к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала представлены в ФГОС ВО по всем направлениям подготовки.

В науке сложились предпосылки решения исследуемой проблемы. Проблема саморазвития студента-медика решается путем обоснования специфики теоретической и клинической подготовки студентов (Ю.Я. Бойченко, Т.Л. Бухарина), определяющей личную, профессиональную и социальную успешность будущего врача. Идеи профессионального этоса (Е. Анчел, Р. Мертон) основаны на традициях врачевания Гиппократа, И.П. Павлова, Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова и др. Выявлено влияние телемедицины, цифровизации, симуляционных технологий, сетевых интернет-ресурсов на расширение горизонтов профессии медика. Активно внедряется «Медицина - 4П» - пер-сонализация, предикция, превентивность и пар-тисипативность. В подготовке студента-медика выявлена специфика развития медицинской педагогики (А.И. Артюхина, Н.В. Шестак); акцентируются профессиональная этика и деонтология (Н.В. Кудрявая, И.В. Силуянова); историко-реги-ональные контексты (И.И. Каган, Л.И. Каспрук). Выявлены нравственно-этические и педагогические эффекты, обеспечивающие улучшение системы здравоохранения (Н.М. Амосов, Л.А. Бо-керия, Г.А. Илизаров, Ж. Массард, Л.М. Рошаль, С.Н. Федоров, Е.И. Чазов).

Методы исследования: теоретические (анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы, образовательных программ и методического обеспечения), констатирующие (анализ международного и регионального опыта профессионального саморазвития), прогностические (форсайт-проект, моделиро-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

вание и проектирование), экспериментальные (наблюдение, анкетирование, диагностика, опрос, экспертиза, мониторинг), праксиметрические (анализ ответов и анкет студентов), математические и статистические (факторный анализ).

Исследование основано на апробации таких форсайт-технологий как «Сценирование», «Качели времени», «Стратегическая сессия» на базе Оренбургского государственного медицинского университета. Организована информационная виртуальная поддержка: интернет-сайт «Лаборатория саморазвития» (http://nevolina-v.wixsite. com/samraz), которая дает возможность использования методических материалов, рекомендаций, консультаций по проблемам профессионального саморазвития.

В XXI веке происходит реализация в образовании компетентностных моделей, направленных на постоянное самосовершенствование и ориентированных на профессиональную успешность.

Специфика медицинского вуза определяется влиянием инноватики современного здравоохранения (А.Ф. Амиров, А.И. Артюхина), обусловленным повышением мотивации, интересом к профессии, самостоятельной работой студентов в рамках НИРС, на клинических базах и в симу-ляционных центрах. Новые возможности саморазвития врача открывают государственные программы социального развития (реализация «Медицины - 4П»). Историко-педагогический анализ, опыт экспериментальной работы и реализации открытой сетевой Форсайт-площадки позволили разработать педагогическую классификацию стратегий профессионального саморазвития студента медицинского вуза [1].

Педагогический потенциал медицинского вуза как интегратор возможностей непрерывного профессионально-личностного роста будущего врача, характеризуется уровнем теории и практики, персонифицированной в научных и педагогических ресурсах преподавателей, инновационно и технологически насыщенной среды научно-исследовательских центров, лабораторий и инструментария; внедрением информационных образовательных технологий.

Потенциал личности студента медицинского вуза в профессиональном саморазвитии выражается в аксиологических доминантах здоровья и здорового образа жизни, общекультурных и профессиональных компетенциях врачебной деятельности, гуманистических ориентирах профессиональной ответственности врача за жизнь и здоровье пациентов, стратегиях и проектах личностного и профессионального самосовершенствования.

Анализ опыта отечественных и зарубежных медицинских вузов позволил рассматривать по-5 тенциал взаимодействия «студент - преподава-§ тель - группа студентов», который реализуется в совместной учебно-профессиональной деятель° ности: изучение гуманно-нравственных традиций ав медицинской деятельности на основе медицин-

ского этоса и деонтологии; освоение инноваций медицинского образования во взаимодействии с преподавателями-практиками на клинических базах и проектированием стратегий, ориентированных на форсайт медицины.

Научное обоснование и экспериментальная апробация изучаемого феномена позволяет определить связи между процессом обучения студента, развитием инновационной среды вуза и взаимодействием с преподавателями.

Исследование обусловлено установлением значимости ценностно-смыслового отношения к образованию и будущей профессиональной деятельности, концентрированно представленным в медицинском этосе, интегрирующем ценности, нравственные позиции и нормативные элементы, регулирующие отношения в медицине). Работа ориентирована на формирование профессиональных умений, качеств и ресурсов; взаимосвязь научных и профессиональных знаний).

Исследование носит уровневый характер -на уровне личности (профессиональная мораль и идентичность) и на уровне профессионального сообщества (ценности и нормы медицинского сообщества, статус профессии). Стадийный характер профессионального саморазвития определяют: потенциал (наличие реальных возможностей), ресурсы (внутренние и внешние факторы), стратегии (выбор вектора, направления), тактики (инструмент реализации стратегии), действия (акт становления, проектирования и оформления тактики). Перспективность профессионального саморазвития современного студента отражается в его ориентации на перспективный путь в профессиональной карьере и личностном росте.

Потенциалы личности студента, взаимодействия субъектов образования и медицинского вуза накапливаются, интегрируются и качественно преобразуются проектированием и реализацией многоаспектной учебно-профессиональной деятельности с ориентацией на эталонные достижения. А результатом профессионального саморазвития является выбор и реализация стратегий, ориентированных на перспективы развития профессионально-личностных компетенций будущего врача и системы общественного здоровья. Профессионально-личностная успешность проявляется в формировании стремления к самосовершенствованию и высоким профессиональным достижениям.

Механизмом профессионального саморазвития студента медицинского вуза выступает конструирование, самопроектирование и структурная самоорганизация студентом личностного развивающего пространства, в котором он выступает как субъект профессионального становления (проектирование стратегий профессионального саморазвития, самосовершенствование в профессии врача, освоение новых достижений современной медицины, решение актуальных и перспективных задач медицинской деятельности, трансляция моделей здорового образа жизни, ориентация на успешность в профессии).

Научно-исследовательская и экспериментальная работа осуществлялась с 2010 года на базе сетевой экспериментальной Форсайт-площадки. Участниками выступили вузы научно-образовательных медицинских кластеров: «Нижневолжский» (Оренбургский государственный медицинский университет (ОрГМУ) - база исследования, Самарский государственный медицинский университет), «Сибирский» (Омский государственный медицинский университет, Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого), «Уральский» (Уральский государственный медицинский университет), «Южный» (Волгоградский государственный медицинский университет). К сетевому участию в проекте в качестве респондентов в анкетировании и участников апробации форсайт-технологий были привлечены преподаватели и студенты зарубежных вузов - Факультетского центра Игнатьевской педагогики университета Лойола (США), школы профессиональной терапии Хадассы и медицинского факультета Еврейского университета Иерусалим (Израиль) [2]. Форсайт-технологии были представлены на экспертизу и апробировались в научно-исследовательской лаборатории субъектной самореализации и инновационных технологий «Самарский государственный социально-педагогический университет». Исследование включало: анкетирование, тестирование, опросы, форсайт-технологии («Сце-нирование», «Качели времени», «Стратегическая сессия») [7].

Исследование строилось в соответствии с предполагаемыми этапами: предпосылочный (создается развивающаяся среда, стимулирующая личностно-профессиональные запросы студента на основе растущих возможностей медицинского вуза); ориентационный (преимущества профессионального саморазвития студента расширяются формированием стиля здорового образа жизни, принятием ценности здоровья, которые выступают элементом жизнедеятельности медицинского вуза); установочный (обеспечивается реализация технологий конструирования, самопроектирования и самоактуализации с ориентацией на эталонные достижения в медицинской деятельности, и вектор целеполагания студента направляется на профессиональное саморазвитие); формирующий (интегрируются интеллектуальные и физические возможности студента, формирующиеся личностные, социальные и профессиональные компетенции и мотивация достижений): адаптивный (определяется интенсивность профессионального развития, адаптация к новым социально-экономическим условиям и потребностям рынка труда, продуктивная профессиональная социализация); перспективный (реализуются стратегии саморазвития за счет обогащения стиля жизнедеятельности на основе потенциала медицинского вуза, стимулирующего расширение круга компетенций и повышение уровня их сфор-мированности).

Осуществлена комплексная реализация организационно-педагогических условий. Учебно-профессиональная мотивация студентов обеспечивается в ходе разработки перспективных стратегий успешности с нравственными доминантами здоровья в мировоззренческих ориентирах. Экспериментальная работа была направлена на обогащение структурных компонентов профессионального саморазвития студента: мотивационно-цен-ностного (развитие познавательной мотивации и ценностного отношения к проектированию стратегий профессионального саморазвития в процессе совместной деятельности с преподавателями); информационно-гностического (обогащение знаний о способах и приемах саморазвития в профессии врача, новых достижениях современной медицины); деятельностного (развитие способности к целеполаганию, планированию, применению способов и приемов саморазвития; умение реализовывать стратегии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в медицине, транслировать модели здорового образа жизни); рефлексивно-регулятивного (развитие навыков саморегуляции, самоконтроля, самоорганизации и оценки результатов учебно-профессиональной деятельности, осознание ответственности за грамотность профессиональных действий, ориентация на профессиональный рост).

Постоянно развивающаяся инновационная среда вуза стимулирует личностно-профессио-нальные запросы и потребности студента, определяя динамику формирования его профессиональных компетенций. Практико-ориентированная работа осуществлялась в рамках аудиторной работы (на лекциях, семинарских и практических занятиях происходила активизация теоретических и практических аспектов саморазвития под руководством преподавателя); внеаудиторной работы (организация самостоятельной деятельности студентов в процессе проведения студенческого научного кружка, консультаций, кураторских часов); руководства научно-исследовательской деятельности студентов.

Профессиональный этос моделирует этические и деонтологические основы поведения врача в социально-нравственных практиках медицинской направленности и ориентирует на традиции врачевания и инновации современного здравоохранения. Процесс интеграции потенциалов проявлялся в интериоризации профессиональных знаний, полученных при взаимодействии с преподавателем в ходе учебной деятельности и практик на Форсайт-площадке на структурном, предметном и личностном уровнях. В социально-нравственных практиках медицинской направленности осуществлялось моделирование ролей медицинского работника и стратегий его деятельности.

Форсайт-технологии конструирования, самопроектирования и самоактуализации и деятельность сетевой Форсайт-площадки определяют возможности накопления, интеграции и каче-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см см

ственного преобразования потенциалов личности студента, взаимодействия «студент - преподаватель - группа студентов» и среды медицинского вуза. Средствами педагогического сопровождения выступили: проекты, технологии, гран-товая поддержка, информационная виртуальная поддержка (сайт «Лаборатория саморазвития»), методическое обеспечение, организационное сопровождение. Комплексное инструментально-технологическое обеспечение включает технологии, которые учитывают прошлое (веб-квест «Лабиринты истории медицинской науки», музей-но-педагогические технологии «Медицина Оренбуржья», «История донорства», «История ОрГМУ в лицах»), актуальны в настоящем (проекты «Человеческий капитал в здравоохранении», галерея «Врачи Оренбуржья»), ориентированы на будущее (форсайт-технологии «Сценирование», «Качели времени», «Стратегическая сессия», научно-исследовательская деятельность).

Сетевое взаимодействие субъектов в рамках Форсайт-площадки осуществлялось с использованием разработанного комплекта научно-методических материалов по ряду направлений. Образовательный вектор представлен разработкой и апробацией технологий в научно-образовательных медицинских кластерах «Нижневолжский», «Уральский», «Сибирский», «Южный» сетевыми участниками (веб-квесты, форсайт-технологии). Инновационно-прогностический вектор представлен апробацией презентационного комплекса («Медицинские галереи»; «Медицина как наука»; «Профессиональная этика врача»; «Медицина Оренбуржья» и др.). Профессионально-личностный вектор направлен на исследование стратегий профессионального саморазвития студента медицинского вуза.

В процессе работы отмечаем следующие результат-эффекты: аксиологические доминанты здоровья в мировоззренческих ориентирах; инте-риоризация знаний в процессе социально-нравственных практик (волонтерство, донорство, акции милосердия); моделирование этических, деонтологических и инструментально-технологических основ поведения врача; прогнозирование профессионального будущего в процессе выполнения проектов «Стратегия саморазвития».

По результатам факторного анализа можно констатировать позитивную динамику факторов и уровневых показателей компонентов профессионального саморазвития студентов экспериментальных групп.

В контрольных группах повысились показатели информационно-гностического, деятельностного и рефлексивно-регулятивного компонентов, а показатели мотивационно-ценностного компонента остались примерно на том же уровне. В экспериментальных группах также незначительно повысились показатели мотивационно-ценностного компонента. Увеличились показатели информационно-гностического (с 21,57% до 39,22%) и де-ятельностного (с 23,53% до 45,10%) компонентов.

Произошел скачок по показателям рефлексивно-регулятивного компонента (высокий уровень увеличился с 21,57% до 41,18%). Изменения носят не только позитивный, но и более осознанный, подкрепленный практикой, прогностический характер. Данные уровни сформированности профессионального саморазвития 67% студентов проходят последовательно, и редко студенты имеют линейный характер профессионального саморазвития. Динамика процесса саморазвития студентов экспериментальных групп доказала результативность реализации форсайт-технологий в условиях сетевой Форсайт-площадки.

Подтверждение результатов исследования определяется тем, что характер процесса профессионального саморазвития студентов медицинского вуза стал целенаправленным (появление у студентов экспериментальных групп ориентир-цели в форме устойчивой мотивации), нравственно-гуманистическим (признание студентами нравственных регулятивов в традициях врачевания), динамичным и непрерывным (отмечается динамика процесса, реализация стратегий, учебная успешность, формирование компетенций, участие в социальных практиках и Форсайт-площадке), социально востребованным (развитие профессионально-личностных компетенций будущего врача). Установлены научно-педагогические предпосылки и тенденции гуманитарного решения проблемы профессионального саморазвития студента медицинского вуза, обусловленные изученностью структуры и содержания профессионального саморазвития, закономерностей и принципов, организации, средств и технологий данного процесса, а также педагогического потенциала медицинского вуза.

Литература

1. Белоновская И.Д., Неволина В.В., Воробьев В.К. Актуальные проблемы управления профессиональным саморазвитием студента вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2.; URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=28620 (дата обращения: 18.01.2020).

2. Белоновская И.Д. Методологические основы педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента / Белонов-ская И.Д., Неволина В.В. - М.: Перо, 2019. -124с.

3. Ельникова, Г.А. Профессиональные образовательные стратегии молодежи как отражение гендерной социализации [Текст] / Г.А. Ельникова, Т.В. Курцева // Известия ВолгГТУ. -2015. - № 7. - С. 69-72.

4. Ерофеева Н.Е. Опыт реализации тьюторско-го сопровождения образовательного процесса в вузе [Электронный ресурс] / Н.Е. Ерофеева, Г.А. Мелекесов // Вестник ОГУ. -2015. - № 7(182). - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/opytrealizatsii-tyutorskogo-

soprovozhdeniya-obrazovatelnogoprotsessa-v-vuze 5.

5. Загвязинский, В.И. Педагогическая инновати-ка: проблемы стратегии и тактики: монография [Текст] / В.И. Загвязинский, Т.А. Строкова. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. - 176 с.

6. Зеер, Э.Ф. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы» [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Научный диалог. -2016. - № 11 (59). - С. 387-399.

7. Неволина В.В. Педагогическое сопровождение профессионального саморазвития современного студента-медика / В.В. Неволина, И.Д. Бе-лоновская, Г.В. Савицкий, Л.И. Паина // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 5. С.117-122.

8. Остапчук, Н.В. Профессиональное саморазвитие студентов в процессе обучения в вузе [Текст] / Н.В. Остапчук, М.М. Дудина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. -№ 1. - С. 126-129.

9. Педагогическая аксиология: учебное пособие [Текст] / А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, Л.В. Мосиенко [и др.]. - М.: НИЦ «ИНФРА-М», 2016. - 283 с.

10. Пикулик О.В. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01/ Пикулик О.В. - Саратов, 2013. - 24 с.

11. Серебровская, Т.Б. Тьюторство в контексте модернизации высшей школы [Электронный ресурс] / Т.Б. Серебровская // Вестник ОГУ. -2011. - № 5 (124). - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/tyutorstvo-v-kontekste-modernizatsii-vysshey-shkoly (дата обращения: 19.06.2018).

12. Сизинцева Е.П. Педагогическое сопровождение индивидуального прогресса обучающихся в проектной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Сизинцева Е.П. -Тверь, 2016. - 26 с.

13. Nevolina, V.V. Mechanisms for Designing Students' Humanitarian Training as of Pedagogical System / V.V. Nevolina, R.K. Gilmeeva, V.A. Ignatova, M.Y. Fadeyeva, V.V. Kurushin, N.V. Kosolapova, V.A. Mishchenko // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. - 2017. - Vol. 12 (7b). - P. 1117-1126.

foresight technologies as a didactic tool in

medical education

Nevolina V.V., Prohortsev K.A.

Orenburg state medical University

Global trends in social development determine the need for pedagogical support for professional self-development of a modern stu-

dent for active self-development of competencies in medical education. The professional and personal result of the student's training is evaluated by indicators of achieving integrative competence of professional self-development, reflecting the requirements of the Federal state educational institution AND the professional standard. The study implemented regional, cluster and international interaction on the basis of a network experimental foresight platform and implemented the author's complex methodological and instrumental-technological support for the process under study. The results of the study open up prospects for studying the potential of medical education in the logic of professional and personal growth of the future specialist.

Keywords: foresight technologies, professional self-development of a student, pedagogical support, technologies of professional self-development, medical University, medical education.

References

1. Belonovskaya I.D., Nevolina V.V., Vorobyov V.K. Actual problems of managing professional self-development of a university student // Modern problems of science and education. -2019. - No. 2 .; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=28620 (date of access: 01/18/2020).

2. Belonovskaya I.D. Methodological foundations of pedagogical support of professional self-development of a student / Belo-novskaya I.D., Nevolina V.V. - M.: Perot, 2019. - 124s.

3. Elnikova, G.A. Professional educational strategies of youth as a reflection of gender socialization [Text] / G.A. Elnikova, T.V. Kurtseva // Bulletin of the Volgograd State Technical University. - 2015. - No. 7. - S. 69-72.

4. Erofeeva N.E. Experience in implementing tutorial support for the educational process at the university [Electronic resource] / N.E. Erofeeva, G.A. Melekesov // Bulletin of the OSU. - 2015. -No. 7 (182). - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ opytrealizatsii-tyutorskogo-soprovozhdeniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze 5.

5. Zagvyazinsky, V. I. Pedagogical innovation: problems of strategy and tactics: monograph [Text] / V.I. Zagvyazinsky, T.A. Stroko-va. - Tyumen: Publishing House of the Tyumen State University, 2011. - 176 p.

6. Seer, E.F. Foresight project "Psychological and Pedagogical Educational Platform of Vocational School Teachers" [Text] / E.F. Zeer, E.E. Symanyuk // Scientific dialogue. - 2016. - No. 11 (59). - S. 387-399.

7. Nevolina V.V. Pedagogical support of professional self-development of a modern medical student / V.V. Nevolina, I.D. Belonovskaya, G.V. Savitsky, L.I. Pain // Kazan Pedagogical Journal. - 2019. - No. 5. P. 117-122.

8. Ostapchuk, N.V. Professional self-development of students in the learning process at the university [Text] / N.V. Ostapchuk, M.M. Dudina // Pedagogical Journal of Bashkortostan. - 2011. -No. 1. - S. 126-129.

9. Pedagogical axiology: textbook [Text] / A.V. Kiryakova, G.A. Melekesov, L.V. Mosienko [et al.]. - M.: SIC "INFRA-M", 2016. -283 p.

10. Pikulik O.V. Pedagogical support of students' self-development in the conditions of network interaction: author. dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.01 / Pikulik OV - Saratov, 2013. - 24 p.

11. Serebrovskaya, T.B. Tutoring in the context of the modernization of higher education [Electronic resource] / T.B. Ser-ebrovskaya // Bulletin of OSU. - 2011. - No. 5 (124). - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorstvo-v-kontek-ste-modernizatsii-vysshey-shkoly (accessed: 06/19/2018).

12. Sizintseva E.P. Pedagogical support of individual progress of students in project activities: abstract. dis. . cand. ped Sciences: 13.00.01 / Sizintseva EP - Tver, 2016. - 26 p.

13. Nevolina, V.V. Mechanisms for Designing Students 'Humanitarian Training as of Pedagogical System / V.V. Nevolina, R.K. Gilmeeva, V.A. Ignatova, M.Y. Fadeyeva, V.V. Kurushin, N.V. Kosolapova, V.A. Mishchenko // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. - 2017. - Vol. 12 (7b). - P. 1117-1126.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.