Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия профессионального саморазвития студента в медицинском образовании'

Организационно-педагогические условия профессионального саморазвития студента в медицинском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / СТУДЕНТ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / MEDICAL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неволина В.В., Белоновская И.Д.

В статье рассматриваются предпосылки и актуальные тенденции профессионального саморазвития студента в медицинском образовании. Проанализированы нормативные документы (Международный кодекс медицинской этики, Международные стандарты по улучшению качества в медицинском образовании, Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения и другие»), регламентирующие профессиональное саморазвитие будущего специалиста. Профессиональное саморазвитие студента медицинского вуза авторы рассматривают как личностно-профессиональный процесс, заключающийся в способности и готовности: осмысления собственной позиции, способствующей выбору вектора профессионального саморазвития; осознавания необходимости постоянного самосовершенствования в профессии врача; решения актуальных задач медицинской деятельности; использования инновационных средств и технологий лечения; транслированиях модели здорового образа жизни; осознавания приоритетов ценностей жизни и здоровья человека; личную ответственность медицинского работника за грамотность своих действий профессионального характера; значимости ориентации на профессиональный рост как для личного успеха, так и в целях продвижения идей здорового образа жизни в системе здравоохранения. Представлены этапы, организационно-педагогические условия и результаты исследования, выполненного на базе Оренбургского государственного медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неволина В.В., Белоновская И.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF A STUDENT IN MEDICAL EDUCATION

The article discusses the background and current trends of professional self-development of the student in medical education. The regulatory documents (International Code of Medical Ethics, International Standards for the Improvement of Quality in Medical Education, State Program of the Russian Federation “Health Care Development and others”) regulating the professional self-development of the future specialist are analyzed. The professional self-development of a medical university student is considered by the authors as a personal-professional process consisting in the ability and readiness of: understanding their own position, contributing to the choice of the vector of professional self-development; recognize the need for continuous self-improvement in the medical profession; solve actual problems of medical activity, use innovative means and technologies of treatment, broadcast models of healthy lifestyle; be aware of the priorities of the value of human life and health, the personal responsibility of the medical worker for the literacy of his professional actions; the importance of orientation to professional growth both for personal success and for the purpose of promoting healthy lifestyle ideas in the health care system. The stages, organizational and pedagogical conditions and the results of a study carried out on the basis of Orenburg State Medical University are presented.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия профессионального саморазвития студента в медицинском образовании»

ПЕДАГОГИКА Высшее образование

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТА В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В.В. Неволина, И.Д. Белоновская

Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки и актуальные тенденции профессионального саморазвития студента в медицинском образовании. Проанализированы нормативные документы (Международный кодекс медицинской этики, Международные стандарты по улучшению качества в медицинском образовании, Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения и другие»), регламентирующие профессиональное саморазвитие будущего специалиста.

Профессиональное саморазвитие студента медицинского вуза авторы рассматривают как личностно-профессиональный процесс, заключающийся в способности и готовности: осмысления собственной позиции, способствующей выбору вектора профессионального саморазвития; осознавания необходимости постоянного самосовершенствования в профессии врача; решения актуальных задач медицинской деятельности; использования инновационных средств и технологий лечения; транслированиях модели здорового образа жизни; осознавания приоритетов ценностей жизни и здоровья человека; личную ответственность медицинского работника за грамотность своих действий профессионального характера; значимости ориентации на профессиональный рост как для личного успеха, так и в целях продвижения идей здорового образа жизни в системе здравоохранения.

Представлены этапы, организационно-педагогические условия и результаты исследования, выполненного на базе Оренбургского государственного медицинского университета.

Ключевые слова: саморазвитие, профессиональное саморазвитие, студент медицинского вуза.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF A STUDENT IN MEDICAL EDUCATION

V. Nevolina, I. Belonovskaya

Abstract. The article discusses the background and current trends of professional self-development of the student in medical education. The regulatory documents (International Code of Medical Ethics, International Standards for the Improvement of Quality in Medical Education, State Program of the Russian Federation "Health Care Development and others") regulating the professional self-development of the future specialist are analyzed.

The professional self-development of a medical university student is considered by the authors as a personal-professional process consisting in the ability and readiness of: understanding their own position, contributing to the choice of the vector of professional self-development; recognize the need for continuous self-improvement in the medical profession; solve actual problems of medical activity, use innovative means and technologies of treatment, broadcast models of healthy lifestyle; be aware of the priorities of the value of human life and health, the personal responsibility of the medical worker for the literacy of his professional actions; the importance of orientation to professional growth both for personal success and for the purpose of promoting healthy lifestyle ideas in the health care system.

The stages, organizational and pedagogical conditions and the results of a study carried out on the basis of Orenburg State Medical University are presented.

Keywords: self-development, professional self-development, medical student.

Глобальный рост значимости медицины как фактора сохранения здоровья человечества обусловлен приоритетами здоровья в социально-экономической политике, интенсивным развитием современной науки и биомедицинских технологий. Интеграция России в мировую медицину детерминирована информатизацией общественных явлений, динамикой

инструментально-технологических обновлений. Современная медицина требует стремительного внедрения инноваций в систему здравоохранения, клиническую практику и подготовку медицинских кадров.

Профессиональное саморазвитие будущего медика обусловлено вызовами современного общества, которое стремится к повышению

уровня и качества жизни, реализации концепции здорового образа жизни, охране здоровья населения и воспроизводству здоровых поколений. Социальные приоритеты определяют профессиональное саморазвитие студента в современном медицинском образовании, ориентированным на перспективные потребности здравоохранения, представленные в

прогностических моделях профессионала. Квалифицированного медика характеризует профессиональная ответственность перед обществом, умение продуктивно реагировать на изменяющиеся условия социума, компетентность в сфере научной, практической и профилактической медицины. Его

профессиональное саморазвитие предполагает выбор перспективных линий профессионального роста и определение способов и средств их реализации в динамике востребованности медика в меняющемся мире.

Профессиональное саморазвитие студента в медицинском образовании регламентировано: нормативными документами (Международным кодексом медицинской этики (Женева, 1949); Декларацией о независимости и профессиональной свободе врача (Калифорния, 1986); Мадридской декларацией о профессиональной автономии и самоуправлении врачей (1987); Международными стандартами Всемирной федерации по улучшению качества в медицинском образовании (Копенгаген, Дания, 2007); Концепцией введения системы саморегулируемой профессиональной

деятельности в РФ (2013)); данными медицинских организаций (Национальная медицинская палата (НМП); Ассоциация медицинских обществ по качеству (АСМОК); Ассоциация медицинского образования в Европе (AMEE); Европейское Общество Симуляции в Медицине (SESAM).

В соответствии с Государственной программой РФ «Развитие здравоохранения» (2017 г.) совершенствование инфраструктуры, повышение качества системы медицинского обслуживания и создание единой профилактической среды определяются возможностями профессионального саморазвития медицинских кадров. Требования к подготовке специалистов, способных к саморазвитию как к непрерывному процессу самообразования, личностного и профессионального роста отражены в приоритетных задачах Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Федерального закона «Об образовании в РФ», программы «Развитие

образования 2018 - 2025 г.», Национальной доктрины образования РФ до 2025 г.

Деятельность медицинских школ мира, среди которых более 16 тысяч медицинских вузов, координируется ведущими международными организациями: Всемирной организацией здравоохранения, Всемирной федерацией медицинского образования, ЮНЕСКО, Советом Европы, Международным институтом медицинского образования, Ассоциацией школ общественного здравоохранения Европейского региона, Европейской ассоциацией медицинского образования. Ведущая идея координации состоит в выработке общих направлений развития медицинского образования, обеспечивающих подготовку медиков, готовых к ответственным самостоятельным действиям, принятию решений в новых ситуациях. Однако научная проблема профессионального саморазвития студента медицинского вуза концептуально недостаточно исследована.

В науке сложились определенные предпосылки решения исследуемой проблемы. В философии представлены универсальные сущностные характеристики саморазвития как интегративного свойства личности (Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили) и процесса самопознания (Ф. Бэкон, Дж. Локк), источником которого является духовность человека (В.С. Соловьев, Л. Фейербах), а результатом самоответственность за развитие в себе наивысших человеческих качеств (С. Кьеркегор).

В зарубежных исследованиях саморазвитие рассматривается как способность к самоидентификации (Ж. Пиаже), при этом доминантами процесса являются мотивация, самосознание, внутренние предпосылки (Ш. Бюлер, У. Джемс) и самотворчество (Р. Бернс). Саморазвитие является основой в становлении «Я-концепции» (В. Франкл), интегрируя процессы изучения собственных потенциальных и актуальных возможностей для реализации высших ценностей (Г. Олпорт); стремление к индивидуализации и свободе (К. Юнг); интерес к конструктивному овладению средой и совершенству (А. Адлер); приобретение автономии, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс). Выявлены сложные взаимосвязи процессов последовательного удовлетворения высших потребностей, самоактуализации и

самореализации (А. Маслоу) [2].

В социологии выявлены трансформации и преобразования проявления личностного саморазвития (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс).

В отечественных психологических исследованиях анализ проблемы саморазвития осуществляется на основе идей развития личности как субъекта деятельности (В .А. Петровский, В.И. Слободчиков), взаимосвязи с конструктивной интеракцией (С.Л. Рубинштейн) и социокультурным процессом сознательного самообразования личности (Л.С. Выготский).

Значительный вклад в анализ данной проблематики внесли педагогические исследования, посвященные проблемам творческого саморазвития личности (В.И. Андреев), природно-рефлексивной технологии саморазвития (К.Я. Вазина), повышению эффективности личностно - профессионального саморазвития, основам самопознания и саморазвития, изучению приемов, механизмов и условий саморазвития личности в образовании (Н.Н. Михайлова) [3]. На рубеже ХХ - XXI в. сформировалось направление исследований взаимосвязи саморазвития и профессионального становления личности: рассматривается процесс профессионального саморазвития (Э.Ф. Зеер) [7].

Глубина современного изучения

профессионального саморазвития

характеризуется выявлением проблемы жизненных стратегий как способа конструирования собственной жизни, выбора ее направления на основе ценностных ориентаций [4]. Стратегии профессионального саморазвития соотносятся с конкурентоспособностью специалиста, аккумуляцией личностных и образовательных ресурсов, успешным профессиональным становлением и личностным ростом (С.А. Минюрова) [6]. Профессиональное саморазвитие характеризуется как непрерывный процесс самосовершенствования в условиях образовательных инноваций, становления субъектности и конструктивного

профессионального взаимодействия (Э.Э. Сыманюк) [2]. Профессиональное саморазвитие личности обеспечивает расширение границ профессиональной деятельности и продуцирует динамическое изменение качества учебно-профессиональной деятельности (И.Д. Белоновская).

Медицинское образование как среда профессионального саморазвития студента не являлось предметом специального изучения. К предпосылкам исследования данной

проблематики следует отнести выявленную педагогическую специфику подготовки студентов-медиков (Т.Л. Бухарина);

закономерности и тенденции развития медицинской педагогики (А.И. Артюхина) [1]. В подготовке медика акцентируются

профессиональная этика и деонтология, историко-региональные контексты. В силу своей специфики в подготовке медика актуализируется недостаточно изученная проблема выявления закономерностей, механизмов и технологий, обеспечивающих профессиональное

саморазвитие студента.

«Профессиональное саморазвитие студента медицинского вуза» рассматриваем как личностно-профессиональный процесс,

интегрирующий мотивационно-ценностный, информационно-гностический, деятельностный и рефлексивно-регулятивный компоненты;

заключающиеся в способности и готовности: осмысления собственной позиции,

способствующей выбору вектора

профессионального саморазвития; осознавании необходимости постоянного

самосовершенствования в профессии врача; решении актуальных задач медицинской деятельности, использования инновационных средств и технологии лечения, трансляции модели здорового образа жизни; осознавания приоритетов ценности жизни и здоровья человека, личной ответственности медицинского работника за грамотность своих действий профессионального характера; ориентации на профессиональный рост как для личного успеха, так и в целях продвижения идей здорового образа жизни в системе здравоохранения [5].

В работе был использован комплекс методов исследования: теоретические (анализ

философской, психологической, педагогической литературы); обсервационные (анализ образовательных программ и методического обеспечения); констатирующие (анализ опыта профессионального саморазвития обучающихся за рубежом и в России); прогностические (моделирование сред саморазвития); экспериментальные (наблюдение, анкетирование, диагностика, опрос, экспертиза, мониторинг); праксиметрические (анализ ответов и анкет студентов); математические и статистические (факторный анализ).

Научно-исследовательская и экспериментальная работа осуществлялась на базе ФГБОУ ВО Оренбургский государственный медицинский университет.

Экспериментальная работа строилась в соответствии с предполагаемыми этапами профессионального саморазвития студента в медицинском образовании. На предпосылочном этапе создавалась интегративная среда, стимулирующая личностно-профессиональные потребности студента на основе растущих возможностей медицинского образования. На

ориентационном этапе обеспечивалось проектирование технологий с ориентацией на эталонные достижения в медицине, и вектор целеполагания студента направлялся на профессиональное саморазвитие. На установочном этапе преимущества

профессионального саморазвития студента расширялись формированием стиля здорового образа жизни, принятием ценности здоровья. На формирующем этапе интегрировались интеллектуальные и физические возможности студента, формирующиеся личностные и профессиональные компетенции и установки мотивации достижений. На адаптивном этапе определялись преимущества в интенсивности профессионального развития, в продуктивной социализации и стабильности профессиональной востребованности. На перспективном этапе прогнозировалась активизация механизмов саморазвития за счет обогащения стиля жизнедеятельности на основе корпоративного, информативного и социокультурного потенциала медицинского образования.

Организационно-педагогическими условиями профессионального саморазвития студента медицинского вуза выступили: реализация многоаспектной учебно-профессиональной

деятельности с ориентацией на эталонные достижения в медицине; взаимодействие субъектов разворачивается в трех направлениях совместной деятельности - ретроспективном (традиции врачевания), актуальном (инновации медицинского образования) и перспективном (медицина будущего); постоянно развивающаяся интегративная среда вуза стимулирует личностно-профессиональные запросы и потребности студента на основе потенциала медицинского образования; обеспечиваются учебно-профессиональная мотивация студентов и ориентация на перспективные стратегии успешности профессионально-личностного

саморазвития.

Результаты экспериментальной работы представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Динамика профессионального саморазвития студентов ОрГМУ

""" Уровни Компоненты ^— Высокий (%) Средний (%) Низкий (%)

до после до после до после

Мотивационно-ценностный 34 60 48 35 18 5

Информационно -гностический 27 45 41 50 32 5

Деятельностный 17 27 32 35 51 38

Рефлексивно-регулятивный 28 35 43 49 29 16

Доступ к материалам проекта представлен на сайте «Лаборатория саморазвития»

(http://nevolina-v.wix.com/samraz), который дает возможность использования методических материалов, получения студентами

рекомендаций, консультаций по проблемам профессионального саморазвития. В результате исследования получены социально-личностные результаты-эффекты профессионального

саморазвития студента медицинского вуза, которые синтезируют: интериоризацию знаний в процессе социальных практик медицинской направленности - волонтерство, донорство, акции милосердия; профессиональное моделирование этических и деонтологических основ поведения врача, деятельность врачей за мир; прогнозирование профессионального будущего в процессе выполнения проектов «Стратегия саморазвития», «Человеческий капитал в

здравоохранении», «Верность высоким идеалам медицины»; позитивное отношение к здоровью как ценности в результате выполнения проектов «Сила Здоровой мысли», «Здоровье - мудрых гонорар»; профессиональный долг как призвание - проекты «Выдающиеся врачи».

Исследование направлено на

совершенствование качества медицинского образования в аспекте профессионального саморазвития студента, в возможности применения полученных результатов в практике, в определении организационно-педагогических условий профессионального саморазвития. Исследование дополнило теоретические представления о структуре профессионального саморазвития и позволило определить перспективы интенсивного роста в сфере здравоохранения и профессиональной востребованности специалиста.

Литература:

1. Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза: учебное пособие / А.И. Артюхина. - Волгоград. -2006. - 122 с.

2. Васюк А.Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.Г. Васюк. - Москва. - 1993. -24 с.

3. Егорова Р.И. Педагогическое сопровождение процесса выбора учащимися будущей профессии: на примере коррекционной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Р.И. Егорова. - Якутск, 2007. - 24 с.

4. Ерофеева Н.Е. Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе [Электронный ресурс] / Н.Е. Ерофеева, Г.А. Мелекесов // Вестник ОГУ. - 2015. - № 7(182). - Режим доступа:

https://cyberlemnka.m/artide/n/opytrealizatsii-tyutorskogo-soprovozMeniya-obrazovatelmgoprotsessa-v-vuze 5

5. Неволина В.В. Педагогическое сопровождение профессионального саморазвития студента в образовательной среде медицинского вуза / В.В. Неволина // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 6. - С. 84-87.

6. Пикулик О.В. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01/ О.В. Пикулик. - Саратов. - 2013. - 24 с.

7. Сизинцева Е.П. Педагогическое сопровождение индивидуального прогресса обучающихся в проектной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.П. Сизинцева. - Тверь. - 2016. - 26 с.

Сведения об авторах:

Неволина Виктория Васильевна (г. Оренбург, Россия), доктор педагогических наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет», email: nevolina-v@yandex.ru

Белоновская Изабелла Давидовна (г. Оренбург, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», e-mail: t251589@mail.ru

Data about the authors:

V. Nevolina (Orenburg, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Orenburg State Medical University", e-mail: nevolina-v@yandex.ru

I. Belonovskaya (Orenburg, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of General and Professional Pedagogy of the Orenburg State University, e-mail: t251589@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.