Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение профессионального саморазвития современного студента-медика'

Педагогическое сопровождение профессионального саморазвития современного студента-медика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / СТУДЕНТ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИИ САМОРАЗВИТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / STUDENT OF A MEDICAL UNIVERSITY / MEDICAL EDUCATION / SELF-DEVELOPMENT STRATEGIES / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неволина В. В., Белоновская И. Д., Савицкий Г. В., Паина Л. И.

В статье рассматривается концепция педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента в медицинском образовании. Научная проблема исследования заключается: в теоретическом плане в концептуальном обосновании педагогического сопровождения исследуемого феномена; в практическом в разработке программно-методических и инструментально-технологических средств ее реализации. Доказан методологический статус и роль интегративного, контекстного и проектного подходов. Результат получен также на основе анализа педагогических исследований в сфере высшего образования и подтвержден созданием структурно-содержательной модели педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента и реализацией ее в 8 вузах России и за рубежом. Результативность работы характеризует личностный, профессиональный и социальный эффекты педагогического сопровождения профессионального саморазвития. Авторская концепция подтверждена качественной динамикой результатов экспериментальной работы. Научные результаты открывают новое направление профессиональной педагогики педагогическое сопровождение профессионального саморазвития обучающихся. Наше исследование позволяет решить социально значимую проблему педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента современного медицинского вуза посредством проецирования полученного опыта профессионального саморазвития студента на будущую медицинскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неволина В. В., Белоновская И. Д., Савицкий Г. В., Паина Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF A MODERN MEDICAL STUDENT

The article discusses the concept of pedagogical support for professional student self-development in medical education. The scientific problem of research is: in theoretical terms in the conceptual justification of the pedagogical support of the studied phenomenon; in practical in the development of program-methodological and instrumental-technological means of its implementation. The methodological status and the role of integrative, contextual and design approaches are proved. The result was also obtained on the basis of the analysis of pedagogical research in the field of higher education and was confirmed by the creation of a structurally-meaningful model of pedagogical support for professional student self-development and its implementation in 8 universities in Russia and abroad. The effectiveness of the work characterizes the personal, professional and social effects of the pedagogical support of professional self-development. The author's concept is confirmed by the qualitative dynamics of the results of experimental work. Scientific results open up a new direction in professional pedagogy pedagogical support for professional self-development of students. Our study allows us to solve the socially significant problem of pedagogical support of professional self-development of a student of a modern medical university by projecting the acquired experience of professional self-development of a student on future medical activities.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение профессионального саморазвития современного студента-медика»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА-МЕДИКА

В.В. Неволина, И.Д. Белоновская, Г.В. Савицкий, Л.И. Паина

Аннотация. В статье рассматривается концепция педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента в медицинском образовании. Научная проблема исследования заключается: в теоретическом плане - в концептуальном обосновании педагогического сопровождения исследуемого феномена; в практическом - в разработке программно-методических и инструментально-технологических средств ее реализации. Доказан методологический статус и роль интегративного, контекстного и проектного подходов. Результат получен также на основе анализа педагогических исследований в сфере высшего образования и подтвержден созданием структурно-содержательной модели педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента и реализацией ее в 8 вузах России и за рубежом. Результативность работы характеризует личностный, профессиональный и социальный эффекты педагогического сопровождения профессионального саморазвития. Авторская концепция подтверждена качественной динамикой результатов экспериментальной работы. Научные результаты открывают новое направление профессиональной педагогики - педагогическое сопровождение профессионального саморазвития обучающихся. Наше исследование позволяет решить социально значимую проблему педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента современного медицинского вуза посредством проецирования полученного опыта профессионального саморазвития студента на будущую медицинскую деятельность.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, студент медицинского вуза, медицинское образование, стратегии саморазвития, педагогическое сопровождение.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF A MODERN MEDICAL STUDENT

V. Nevolina, I. Belonovskaya, G. Savitsky, L. Payina

Abstract. The article discusses the concept of pedagogical support for professional student self-development in medical education. The scientific problem of research is: in theoretical terms - in the conceptual justification of the pedagogical support of the studied phenomenon; in practical - in the development of program-methodological and instrumental-technological means of its implementation. The methodological status and the role of integrative, contextual and design approaches are proved. The result was also obtained on the basis of the analysis of pedagogical research in the field of higher education and was confirmed by the creation of a structurally-meaningful model of pedagogical support for professional student self-development and its implementation in 8 universities in Russia and abroad. The effectiveness of the work characterizes the personal, professional and social effects of the pedagogical support of professional self-development. The author's concept is confirmed by the qualitative dynamics of the results of experimental work. Scientific results open up a new direction in professional pedagogy - pedagogical support for professional self-development of students. Our study allows us to solve the socially significant problem of pedagogical support of professional self-development of a student of a modern medical university by projecting the acquired experience of professional self-development of a student on future medical activities.

Keywords: professional self-development, student of a medical university, medical education, self-development strategies, pedagogical support.

Актуальность исследования определяют мировые тенденции востребованности профессионального роста врача, гуманизации медицинского образования и наукоемкой медицины. Исследования, проведенные ведущими международными организациями -Всемирной организацией здравоохранения, Всемирной федерацией медицинского образования, ЮНЕСКО, научно-

образовательными медицинскими кластерами

Минздрава России, демонстрируют

педагогические возможности медицинского вуза в проектировании студентом успешного профессионального будущего. Степень разработанности проблемы характеризуется изучением феномена саморазвития в различных аспектах [1;5;6]. Профессиональную специфику нашего исследования определили современные работы в русле медицинского образования [2]. Педагогическое сопровождение рассматривается

как необходимый и востребованный процесс в общем и профессиональном образовании. Выявлено противоречие между потребностями современного общества в медицинских работниках, готовых к профессиональному росту на основе гуманистических идеалов медицинской деятельности и отсутствием научно обоснованных концептуальных положений, актуализирующих педагогическое

сопровождение профессионального саморазвития студента.

Методологической основой исследования стала совокупность интегративного, контекстного и проектного подходов. Теоретическая основа исследования определена на философском, общенаучном и конкретно-научном уровнях. Нормативной базой выступают документы в сфере социальной политики, образования, развития здравоохранения, образовательные и профессиональные стандарты. Источниковую базу составили: международные этические кодексы, программные документы и статистические данные развития медицинских вузов и научно-образовательных медицинских кластеров.

Основным научным результатом нашего исследования является концепция

педагогического сопровождения

профессионального саморазвития студента медицинского вуза, включающая ведущие идеи: приоритетность роли педагогического сопровождения на основе интеграции потенциалов субъектов и среды медицинского образования; необходимость обогащения содержания образования контекстами медицинского этоса; обусловленность проектирования стратегий профессионального саморазвития студента вариативными технологиями и средствами педагогического сопровождения.

В ходе исследования проведен междисциплинарный анализ эволюции различных аспектов медицинского образования с античности до нашего времени, а также современных тенденций профессиональной педагогики. Выявлены структурные компоненты профессионального саморазвития -

мотивационно-ценностный, информационно-гностический, деятельностный, рефлексивно-регулятивный. Определены мировоззренческие ориентиры профессионального саморазвития современного студента: аксиологические доминанты, морально-нравственные контексты медицинского этоса, идеалы успешного врача, ресурсы и риски профессионального

саморазвития будущего медика.

Доказаны методологический статус и роль интегративного, контекстного и проектного подходов. Результат получен также на основе анализа педагогических исследований в сфере высшего образования и подтвержден созданием модели педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента и реализацией ее в 8 вузах России и за рубежом [3]. Научным результатом разработки теоретических основ исследования являются гносеологические предпосылки концепции: выделены инварианты педагогического сопровождения и

профессиональные вариативы в медицинском образовании. Результаты получены в эксперименте на основе факторного анализа на современном материале сопоставления анкетирования более 1500 студентов 11 направлений подготовки высшего и среднего образования. Результаты определили виды и содержание развивающих технологий, средств и сред педагогического сопровождения [4]. Корректность результатов подтвердил факторный анализ, поскольку базовые параметры профессионального саморазвития включали основные позиции определенных нами мировоззренческих ориентиров студента, такие как, мотивация к оказанию качественной медицинской помощи, формирующиеся компетенции врачебной деятельности, аксиологические доминанты здоровья.

Установлено содержание

студентоцентрированного взаимодействия

«студент - преподаватель - группа студентов». Считаем, что данные процессы являются инвариантными относительно профессии, а их содержание вариативно и определяется контекстами профессиональной деятельности. Данная концептуальная позиция была подтверждена в деятельности сетевой Форсайт-площадки и научно-методической лаборатории саморазвития.

Разработано понятие «педагогическое сопровождение профессионального саморазвития студента медицинского вуза». Оно представляет собой студентоцентрированное взаимодействие студентов и преподавателей в образовательной среде медицинского вуза, включает мотивирование профессионального саморазвития, профессионально-нравственное информирование студента, проектирование, выбор, реализацию и оценку стратегий его профессионального саморазвития, определяет приоритеты морально-нравственных контекстов медицинского этоса и прогностических ориентиров в учебно-

воспитательном процессе, обеспечивает целенаправленность, непрерывность,

перспективную социальную востребованность профессионального саморазвития студента медицинского вуза.

Синтез требований федеральных

государственных общеобразовательных

стандартов и профессионального стандарта обусловил индикаторы достижения компетенции профессионального саморазвития студента медицинского вуза: выбор в стратегии саморазвития нравственных доминант здоровья, стабильная учебная успешность, активность и самостоятельность в учебно-профессиональной деятельности.

Определены педагогические основы проектирования стратегий профессионального саморазвития студента медицинского вуза: классификация стратегий, инновационные направления в стратегиях профессионального саморазвития студента медицинского вуза, этапы проектирования стратегий профессионального саморазвития, факторы выбора позитивных стратегий, что подтвердило и конкретизировало гипотезу исследования. Результаты были получены на основе теоретического анализа и авторских экспериментальных данных. Так, в констатирующем эксперименте преобладали неопределенные стратегии профессионального саморазвития у более 61% студентов. После проведения формирующего эксперимента в экспериментальных группах стали преобладать обоснованные, целенаправленные стратегии у 73% студентов.

Новая трактовка понятия позволила раскрыть специфические закономерности данного процесса и принципы его реализации. Так, закономерность преобразования раскрывает сущность механизма, в котором происходит преобразование потенциалов медицинского вуза, его преподавателей и студентов на основе принципа студентоцентрированности (приоритетом

процесса является субъектность студента в создании стратегии саморазвития) и принципа профессиональной направленности - технологии и средства педагогического сопровождения отражают тенденции «Медицина - 4П» -персонализацию, предикцию, превентивность и партисипативность в системе здравоохранения. Доказано содержание педагогического потенциала медицинского вуза как совокупности возможностей постоянного профессионально-личностного роста будущего врача и необходимых ресурсов, обеспечивающих успешное

профессиональное саморазвитие студента.

Содержание потенциала обосновано анализом международного опыта подготовки врача во взаимосвязи со становлением медицинского этоса, подтвержден пятилетним мониторингом программ развития научно-образовательных медицинских кластеров вузов России, в том числе Оренбургского государственного медицинского университета, локальных нормативных актов: программно-методических материалов; анализом публикаций преподавателей и сайтов кафедр педагогики медицинских вузов.

Целостность концепции определило аналогичное проявление закономерности непрерывности для обоснования сквозных и дополнительных средств и средств педагогического сопровождения. В

экспериментальной деятельности доказано, что учет данной закономерности снижает риски стагнации профессионального саморазвития у 39% студентов экспериментальной группы по результатам опросов. Результативность работы характеризует личностный, профессиональный и социальный эффекты педагогического сопровождения профессионального саморазвития и закономерности обусловленности и результативности. Авторская концепция подтверждена качественной динамикой результатов экспериментальной работы -выбором студентами в стратегиях профессионального саморазвития нравственных доминант здоровья, стабильной учебной успешности, активности и самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности.

Отмечена положительная динамика уровней сформированности компонентов

профессионального саморазвития в

экспериментальных группах. Так, доля высокого уровня информационно-гностического

компонента выросла на 18%, деятельностного на 12%, мотивационно-ценностного на 7,9%.

Организована научно-методическая

лаборатория саморазвития, ее деятельность реализуется также сайтом. Для создания единого пространства взаимодействия в научно-образовательных кластерах медицинских вузов России и зарубежья была организована виртуальная открытая сетевая экспериментальная Форсайт-площадка, которая представляет собой аккумуляцию цифровых ресурсов

педагогического сопровождения, онлайн-общение сетевых участников. Реализована связь с социальной сетью в контакте на группу студентов и их мобильных устройств. Экспериментальное исследование проводилось в течение 8 лет, общее количество участников 1703 студента

медицинских вузов и 31 преподаватель; постоянное активное участие принимали 32 врача. Сетевыми участниками были вузы научно-образовательных медицинских кластеров: «Нижневолжский» (СамГМУ), «Сибирский» (ОмГМУ, КраснГМУ), «Уральский» (УрГМУ), «Южный» (ВолгГМУ), медицинский центр университета Лойолы (США); школа профессиональной терапии университета Иерусалима (Израиль), лаборатория субъектной самореализации и инновационных технологий (Самара), общеобразовательные школы и медицинские колледжи региона, организаторы и участники ежегодного Всероссийского конкурса исследовательских работ им. В.И. Вернадского.

Констатирующий эксперимент проводился по двум направлениям: определение

сформированности компонентов

профессионального саморазвития студентов медицинского вуза и анализ состояния педагогического сопровождения данного феномена в медицинских вузах. В результаты констатирующего эксперимента выявлен недостаточно высокий уровень

сформированности компонентов

профессионального саморазвития студентов на основе факторного анализа. Недостаточно разработано целенаправленное, систематическое, научно-обоснованное педагогическое

сопровождение исследуемого феномена. В ходе формирующего эксперимента в практике медицинских вузов апробирована авторская концепция. На формирующем этапе эксперимента выполнено проектирование стратегий профессионального саморазвития студентов с виртуальной поддержкой Форсайт-площадки, которая стала современным средством педагогического сопровождения, повышения педагогического потенциала медицинского вуза, его имиджа и научного престижа. Наша позиция

подтверждена мнением руководства вузов научно-образовательных медицинских кластеров, а также неподдельным интересом студенчества нашего вуза к мероприятиям Форсайт-площадки.

Позитивные результаты контрольного эксперимента подтверждены: повышением уровней сформированности компонентов профессионального саморазвития в

экспериментальных группах на 17,2%, в контрольных - на 8,4%; факторным анализом -более весомые позиции выбирали студенты экспериментальных групп: целеустремленность (0,77), проектирование будущего (0,74), среда медицинского вуза (0,73), исследовательские способности (0,72); в стратегиях профессионального саморазвития выбор доминант, соответствующих традициям и инновациям: медицинского этоса (сочетание гуманности, ответственности, милосердия и медицинской этики) и наукоемкой медицины (оперативность действий, цифровизация, симуляционные и сетевые технологии, телемедицина, визуализация, глобальные интернет-ресурсы медицинской науки).

Результаты подтверждены также внешней оценкой достижений студентов, экспертизой проектов педагогического сопровождения на различных уровнях. Отмечен развивающий эффект в результате реализации региональных и международных проектов. Научные результаты открывают новое направление профессиональной педагогики - педагогическое сопровождение профессионального саморазвития обучающихся. Наше исследование позволяет решить социально значимую проблему педагогического

сопровождения профессионального саморазвития студента современного медицинского вуза посредством проецирования полученного опыта профессионального саморазвития студента на будущую медицинскую деятельность.

Литература:

1 Зеер Э.Ф. Методологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании [Электронный ресурс] / Э.Ф. Зеер, Е.В. Лебедева, М.В. Зиннатова // Образование и наука. - 2016. - № 7(136). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ metodologicheskie-osnovaniya-realizatsii-protsessnogo-i-proektnogo-podhodov-v-professionalnom-obrazovanii

2 Лопанова Е.В. Организация студентоцентрированного обучения в медицинском вузе [Электронный ресурс] / Е.В. Лопанова, Е.Г. Галянская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8-4. - С.

751-754. - Режим доступа: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=7235

3 Неволина В.В. Классификация стратегий профессионального саморазвития студента в медицинском образовании [Электронный ресурс] / В.В. Неволина, И.Д. Белоновская // Современное образование. - 2017. - № 3. - С. 18-27. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/pp/article_23917.html

4 Неволина В.В. Педагогический проект сетевой экспериментальной форсайт-площадки «Стратегии профессионального саморазвития студента в медицинском образовании» [Электронный ресурс] / В.В. Неволина, И.Д. Белоновская // Педагогика и

просвещение. - 2017. - № 3. - С. 34-39. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/pped/article_23 883 .html

5 Яковлев Е.В. Инновационные виды педагогического сопровождения [Электронный ресурс] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник ЧГПУ. - 2015. - № 8. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru /article/n/innovatsionnye-vidy-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya

6 Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность [Электронный ресурс] / Н.О. Яковлева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - № 4 (263). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ soprovozhdenie-kak-pedagogicheskaya-deyatelnost

Сведения об авторах:

Неволина Виктория Васильевна (г. Оренбург, Россия), доктор педагогических наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет», email: [email protected]

Белоновская Изабелла Давидовна (г. Оренбург, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», e-mail: [email protected]

Савицкий Георгий Владимирович (г. Оренбург, Россия), кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории Отечества, доцент ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет».

Паина Людмила Ивановна (г. Оренбург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории Отечества ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

V. Nevolina (Orenburg, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Orenburg State Medical University", e-mail: [email protected]

I. Belonovskaya (Orenburg, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, professor, "Orenburg State University", e-mail: [email protected]

G. Savitsky (Orenburg, Russia), Candidate of Historical Sciences, Head of the Department of the History of the Fatherland, Associate Professor of the Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education "Orenburg State Medical University".

L. Paina (Orenburg, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of the History of the Fatherland, Orenburg State Medical University, e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.11.2019 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.