УДК 378.14
Неволина В.В., Белоновская И.Д., Баранов В.В.
Оренбургский государственный медицинский университет, г Оренбург, Россия
E-mail: [email protected] Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия E-mail: [email protected] ; [email protected]
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ЗДОРОВЬЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ОРЕНБУРЖЬЯ
Деятельность институтов здоровья Оренбургской области по формированию системы стиля здорового образа жизни направлена на формирование осознанного и ответственного отношения студентов к здоровью, ориентации на самосохранительное поведение, повышение здоровьесбе-регающей активности, эффективности учебно-профессиональной деятельности; профилактику социально-негативных явлений в студенческой среде, пропаганду здорового образа жизни. В вузах ОрГМУ, ОГПУ, ОГУ проводятся многочисленные научные исследования. Стратегии развития институтов здоровья направлены на научно-методическое сопровождение развивающей среды профессионального образования как комплекса информационных, социальных и психолого-педагогических факторов, способствующих формированию ЗОЖ, ценности здоровья как ресурса профессионального саморазвития студента. Нами разработан и реализован педагогический проект сетевой экспериментальной Форсайт-площадки «Стратегии профессионального саморазвития студента в медицинском образовании».
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, институты здоровья, стратегии развития, экспериментальная Форсайт-площадка.
В настоящее время внутреннюю и внешнюю политику цивилизованных стран определяет концепция здорового образа жизни. В современном обществе здоровье представляет собой важнейшую ценность, является ресурсом, обеспечивающим полноценную жизнедеятельность и саморазвитие человека во всех сферах, а также здоровье общества в целом. Культура современного человека включает меру овладения своим потенциалом здоровья и ответственности за него. В настоящее время развивается идея менеджмента здоровья - возможность выбора методов, способов, системы стиля ЗОЖ. Аксиологический подход к феномену здоровья способствует выработке концепции здоровья, которая обеспечивает направленность общества на ЗОЖ, культивирование здоровья, признание его значимости для жизнедеятельности каждого человека. Проблема здоровья стала проблемой сохранения национальной безопасности, охрана здоровья населения является важнейшим направлением государственной политики. Решение этой проблемы в значительной степени зависит от стратегий развития институтов здоровья в студенческой среде [8, 11].
Одним из первых обратил внимание на проблему необходимости интегративного подхода к изучению здоровья И.И. Брехман и предложил термин «валеология» - это наука о ЗОЖ,
изучающая ресурсы и потенциал психического и физического здоровья человека, а также методы и приемы его укрепления и сохранения. В настоящее время здоровье рассматривается в аспекте человеческого и социального ресурсов (А.С. Акопян, В.С. Голубев, Дж. Коулман, M.L. Berger) [15]. Эти ученые рассматривают здоровье (физическое и психологическое) как составляющую человеческого ресурса - ин-тегративное свойство, которое обусловливает возможность жизнедеятельности человека: телесный ресурс, душевный ресурс, интеграция душевного и интеллектуального ресурсов. Благодаря здоровью человек способен к совершенствованию и саморазвитию в разных аспектах жизнедеятельности [8].
В современной психологии здоровья (В.А. Ананьев, Г.С. Никифоров, Е.И. Холодков ,) и персонологии (Г. Мюрррей, С. Мадди, В.А. Петровский и Е.Б. Старовойтенко) личность рассматривается как фактор, влияющий на сохранение здоровья; накоплен богатый эмпирический материал о взаимосвязи личностных и эмоциональных факторов в сохранении здоровья, исследованы взаимосвязи личностных черт и здоровья (Д. Кранц, С. Хеджес) [15]-[17]. В современной психологии здоровья акцент делается не только на психологических причинах заболеваний, но и на вопросах адап-
Неволина В.В. и др._
тации человека, создания условий саморазвития личностных свойств, необходимых для взаимодействия в социуме, самореализации и творчества, повышения качества жизни [2,3,5].
Предметом многочисленных исследований в вузах региона ОрГМУ, ОГПУ, ОГУ являются система ЗОЖ, направленная на формирование ответственного отношения к здоровью, ориентации на самосохранительное поведение, повышение здоровьесберегающей активности, эффективности учебно-профессиональной деятельности; профилактика социально-негативных явлений в студенческой среде, пропаганда ЗОЖ. Формирование системы ЗОЖ, способствующего укреплению здоровья, в вузах Оренбургского региона осуществляется на основе интеграции следующих аспектов: социального (пропаганда в вузе, просвещение); инфраструктурного (условия в основных сферах жизнедеятельности, спортивные учреждения); личностного (система ценностей) аспектов.
Кафедра физического воспитания ОГУ входит в Евразийскую ассоциацию кафедр физического воспитания и ежегодно принимает участие в проводимых ассоциацией межуниверситетских научно-методических конференциях по проблемам физического воспитания студенческой молодежи. В рамках НИР проводятся социологические исследования, анализ физической подготовленности студентов, ведется постоянная работа по совершенствованию содержания, методов и форм организации учебного процесса. Тематике развития института здоровья в студенческой среде были посвящены диссертации докторского уровня: Баранов В.В. «Формирование конкурентного ресурса личности студента в условиях университетского комплекса» (2013), кандидатского уровня: Ви-тун В. Г «Формирование адаптационного потенциала студентов вузов в процессе физического воспитания» (2009), Витун Е.В. «Формирование готовности к здоровому образу жизни у студентов нефизкультурных вузов на основе ценностных ориентацию» (2007); Глазина Т.А. «Развитие гуманистической направленности студентов в процессе физкультурного образования ВУЗа» (2009); Боброва Г.В. «Формирование устойчивых спортивных интересов к занятиям плаванием у учащихся учебно-тренировочных групп» (2002); Купцова В.Г. «Формирование
Стратегии развития институтов здоровья...
имиджевой компетентности будущего педагога физической культуры» (2008); Гилазиева С.Р. «Формирование физкультурно-спортивной компетентности будущих менеджеров» (2004); Степанова М.В. «Формирование ценностных ори-ентаций студентов педвузов как компонента их физической культуры» (2003); Кабышева М.И. «Повышение предметной компетентности (на материале физической культуры студентов технического вуза)» (2000); Зиамбетов В.Ю. «Начальная военная подготовка в системе общего и начального профессионального образования Оренбуржья в ХХ веке» (2006).
В ОрГМУ действует концептуальная программа «ОрГМУ - территория ЗОЖ», направленная на создание и реализацию условий для оздоровления субъектов образовательного процесса и пропаганду ЗОЖ. К мероприятиям по реализации данной программы относится совершенствование организации физкультурной и спортивно-массовой работы; информационное и кадровое обеспечение здоровьеформирую-щей деятельности; обогащение материально-технической базы физической культуры и спорта; социологические исследования по изучению и анализу ЗОЖ участников образовательного процесса. Традицией медицинского образования является поддержание ЗОЖ, включающего в себя условия жизнедеятельности человека, позволяющие сохранять здоровье [1, 3, 4, 6, 14]. Мы считаем, что активная позитивная включенность студентов в реальные социальные практики, связанные с сохранением здоровья, является важным фактором профессионального саморазвития [6, 10]. Например, в рамках мероприятий, посвященных Всемирному дню донора крови, под лозунгом «Здоровый донор -здоровое Оренбуржье» ежегодно проходят донорские акции по безвозмездной сдаче крови. В настоящее время донорство стабильно развивается. Ежегодно в области становятся донорами 13 тыс. человек, некоторые из них сдали кровь неоднократно. В области успешно реализуется федеральный закон и федеральная программа развития донорства, направленные на безвозмездность движения. Развитие донорства ориентировано на молодежь (60% процентов доноров - это молодые люди 20-35 лет, многие из них - студенты ОрГМУ). Принятие здоровья в качестве аксиологической доминанты проявля-
Педагогические науки
ется в профессиональном долге будущего врача перед собой и обществом в целом, влияющим на ответственное отношение к здоровью. Итак, стратегии развития институтов здоровья в студенческой среде региона направлены на формирование системы ЗОЖ как фактора профессионального саморазвития, которое обеспечивается потенциальными возможностями студента, продуктивным взаимодействием «преподаватель-студент» и развивающим потенциалом среды ВУЗа. Стратегии развития институтов здоровья направлены на научно-методическое сопровождение развивающей среды вуза как комплекса информационных, социальных и психолого-педагогических факторов, способствующих формированию ЗОЖ, ценности здоровья как ресурса профессионального саморазвития студента.
Нами разработан и реализован педагогический проект сетевой экспериментальной Форсайт-площадки «Стратегии профессионального саморазвития студента в медицинском образовании». С 2012 года проводились педагогические исследования профессионального саморазвития, в которых принимали участие студенты, ординаторы, аспиранты, врачи, преподаватели, а также субъекты, обладающие ресурсами. В работе экспериментальной Форсайт-площадки принимали участие вузы Нижневолжского медицинского кластера: ФГБОУ ВО СГМУ, ФГБОУ ВО ОрГМУ, ФГБОУ ВО БГМУ. К сетевому участию в проекте были привлечены преподаватели и студенты зарубежных вузов - Loyola University Chicago (США), Hebrew University of Jerusalem (ПКИ'ОЮ'ИП ЛУ2ТЛ ТП^'а, Израиль), которые стали респондентами в анкетировании и апробации педагогических технологий. Педагогические технологии были представлены на экспертизу и апробировались в «Научно-исследовательской лаборатории субъектной самореализации и инновационных технологий» ФГБОУ ВО СГСПУ (руководитель д.п.н., профессор Е.И. Тихомирова). Многоуровневое медицинское образование представлено участниками ГАПОУ «Оренбургский областной медицинский колледж»; Оренбургский медицинский колледж Оренбургского института путей сообщения; ГАОУ СПО «Орский медицинский колледж»; ГБОУ СПО «Бузулукский медицинский колледж»;
МОБУ «Гимназия № 5» г. Оренбурга; ГБУЗ Республики Башкортостан, городская больница г. Кумертау.
В процессе реализации педагогического проекта разработаны и апробированы технологии профессионального саморазвития студента в медицинском образовании: веб-квесты «Лабиринты истории медицинской науки», «Медицинские работники, прославившие медицину», «Мастерство медицинской коммуникации»; форсайт-технологии (сценирование, «Качели времени», «Стратегическая сессия»); технологии саморазвития в медицинском образовании: (технология тайм-менеджмента, технология позиционного обучения, музейно-педагогические технологии, «Колесо жизненного баланса»); моделирование (моделирование ролей медицинского работника и стратегий его деятельности); социальные практики (волонтерство, донорство, акции милосердия); виртуальные практики (сайт «Лаборатория саморазвития»). В рамках работы экспериментальной Форсайт-площадки разработан и апробирован презентационный комплекс «Медицина будущего», включающий блоки электронных презентаций: «Медицинские галереи» (Лучшие клиники мира, Медицинские вузы, Врачи России, Медицинские журналы); «Медицина как наука» (Важные медицинские открытия, Этические проблемы современной науки, Научные медицинские разработки Оренбуржья); «Профессиональная этика медицинского работника» (Принцип «Не навреди», Этика в работе медицинской сестры, Врачебная тайна); «Медицина Оренбуржья» (Научные разработки Оренбуржья, Галерея медицинских учреждений и общественных организаций г. Оренбурга); «Личность врача» (Образ врача в различные исторические периоды, Личность современного врача, Мировоззрение современного врача); «ЗОЖ» (ЗОЖ в разных странах, Отношение к здоровью в различных религиях, ЗОЖ в Оренбуржье, Влияние компьютера на здоровье человека, Психогигиена, Донорство в Оренбуржье); «Психология личности» (Самопознание, Самообразование, Саморазвитие) и др.
Итак, в рамках прогностического проекта организована работа экспериментальной Форсайт-площадки, разработан и апробирован комплект учебно-методических материалов,
Неволина В.В. и др.
Стратегии развития институтов здоровья..
включающий анализ ресурсов медицинского образования; технологии профессионального саморазвития в медицинском образовании, презентационный комплекс, учебно-методическое пособие «Саморазвитие студента в медицинском образовании» содержащее практикум, диагностический инструментарий и рабочую тетрадь студента [9]. Реализация проекта осуществлялась посредством проведения анкетирования, опросов, апробации сетевыми участниками новых педагогических технологий, презентационного комплекса «Медицина будущего», публикации совместных с сетевыми участниками статей; участия в конференциях с последующим изданием сборника статей и монографических публикаций. С целью организа-
ции виртуального взаимодействия и получения возможности доступа к материалам проекта организована работа сайта «Лаборатория саморазвития» (http://nevolina-v.wix.com/samraz). Итак, ЗОЖ является ресурсом для развития разных сторон жизнедеятельности человека, полноценного выполнения социальных функций, в том числе и профессионального саморазвития личности. В вузах региона проводятся научные исследования, ведется активная работа по формированию системы ЗОЖ студентов, в учебном процессе особое внимание уделяется вопросам ЗОЖ, внеучебная работа направлена на повышение мотивации к ЗОЖ и оздоровление обучающихся.
22.08.2017
Список литературы:
1. Амирова, В.Р. Инновационные технологии в совершенствовании специалиста в медицинском вузе / В.Р. Амирова // Подготовка врачей и провизоров в условиях реформирования профессионального образования: материалы конференции. - Уфа. -2013. - С. 62-64.
2. Андреева Ю.В. Саморазвитие как личностный рост в контексте психолого-педагогических стратегий. Образование и саморазвитие. № 6(34), 2012г. Казань, С. 3-9.
3. Антонова, Т. В. Педагогические условия валеологического саморазвития студента в процессе физического воспитания: дисс... канд. пед.наук: 13.00.01, 13.00.04.- Чебоксары, 2005. -253 с.
4. Артюхина, А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза. Учебное пособие \ А.И. Артюхина. - Волгоград: ВГМУ 2006.- 122 с.
5. Белоновская И. Д. Саморазвитие студента в медицинском образовании: факторный анализ и сравнительная диагностика / И. Д. Белоновская, В.В. Баранов, В.В. Неволина // Дискуссия. -2016. -№4. - С.134-141.
6. Белоновская И.Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста: региональный опыт: моногр. М., 2005. -351 с.
7. Бутакова, О. А. Теория и дидактика непрерывного здоровьеформирующего образования в системе повышения квалификации: автореф. дисс......докт. пед.наук / О.А. Бутакова. - Оренбург. -2010.
8. Карпенко, М.П. Влияние образования на здоровье / М.П. Карпенко, Е.В. Чмыхова, Н.В. Шестак и др. // Инновации в образовании. №10. - 2008.- С .4-20.
9. Неволина, В.В. Ресурсы профессионального саморазвития личности студента в медицинском образовании: теория и методология. Монография / В.В. Неволина. - Оренбург: Издательство «Перо», 2016. - 194с.
10. Сериков, С.Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах: монография/С.Г. Сериков.- Челябинск: Исеть, 2001. - 320 с.
11. Солнышкина М.Г. Профессиональные стратегии личности: Монография / М.Г. Солнышкина. - М.: Маркетинг, 2006. - 119 с.
12. Терентьев К.Ю. Высшее образование в структуре образовательных стратегий современной молодежи / Непрерывное образование: XXI век. -№ 2(6), 2014 г. http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2014.2363
13. Фернхем,А. Личность и социальное поведение/А.Фернхем., П. Хейвен.-СПб.:Питер. - 2001. - 358с.
14. Шестак, В.П., Шестак, Н.В. Отраслевая педагогика в свете компетентностного подхода. Инженерная педагогика: Сб. статей. В 3 т. М.: МАДИ, 2013. - Т. 3. - С. 240-250.
15. Hobfoll, S.E. Resource loss, resource gain, and emotional outcomesamong inner city women / S.E. Hobfoll, R.J. Johnson, N. Ennis, A.P. Jackson // Journal of Personality and Social Psychology. - 2003. - 84. - P. 632-643.
16. Castro, V.S. Acculturation and psychological adaptation / V.S. Castro. - Westport, CT: Greenwood Press, 2003. - 232 р.
17. Schwarzer, R. Stress, resources, and proactive coping / R. Schwarzer // Applied Psychology: An International Rewiew. - 2001. - P. 400-407.
Сведения об авторах:
Неволина Виктория Васильевна, доцент кафедры философии Оренбургского государственного медицинского университета, кандидат психологических наук
Белоновская Изабелла Давидовна, профессор кафедры технологии машиностроения, металлообрабатывающих станков и комплексов Оренбургского государственного университета,
доктор педагогических наук Баранов Владимир Владимирович, заведующий кафедрой физического воспитания Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук 460018, г Оренбург, пр-т Победы 13, е-таП: [email protected] ; [email protected] ; [email protected]