УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
В.В. Неволина
Аннотация. В статье рассматривается специфика педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента будущего медика (гуманистические ориентиры, аксиологические доминанты здоровья и жизни, мотивация саморазвития в профессии врача). В контексте медицинского образования реализованы педагогические технологии (проектные технологии самоорганизации, Форсайт-технологии, геймификация, моделирование профессионального поведения врача, социальные практики медицинской направленности), средства (учебно-методические пособия, рабочая тетрадь, конспекты и проспекты профориентационных материалов) и среды (среда медицинского вуза и виртуальная Форсайт-площадка) педагогического сопровождения студента-медика. В результате проведенного исследования обоснован комплекс условий эффективного педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента -медика (обогащение потенциала личности студента-медика, использование современного потенциала среды медицинского вуза, реализация прогностически ориентированного взаимодействия с преподавателем).
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, профессиональное саморазвитие, студент, среда медицинского вуза.
PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL
SELF-DEVELOPMENT OF A STUDENT IN THE
EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MEDICAL SCHOOL
V. Nevol^
Abstract. The article deals with the specifics of pedagogical support for the professional self-development of a future medical student (humanistic landmarks, axiological dominants of health and life, motivation for self-development in the profession of a doctor). In the context of medical education, pedagogical technologies (design technologies, self-organization technologies, Foresight technologies, gaming, modeling of professional behavior of a physician, social practices of medical orientation), means (teaching aids, workbook, abstracts and vocational guidance materials) and environment the environment of the medical university and the virtual Foresight site) of the pedagogical support of the student of the future physician. As a result of the study, a set of conditions for the effective pedagogical support of the student's professional self-development is substantiated (enriching the student's medical potential, using the current potential of the medical school environment, and implementing a prognostically oriented interaction with the teacher).
Keywords: pedagogical support, professional self-development, student, environment of a medical college.
В современной науке «педагогическое сопровождение» является объектом
многочисленных фундаментальных и прикладных психолого-педагогических
исследований (Е.А. Александрова, О.А. Воскрекасенко, Н.Н. Михайлова, Р.В. Овчарова, А.Л. Уманский, В.А. Шишкина, П.А. Эльканова, С.М. Юсфин, М.В. Шакурова и др.). Педагогическое сопровождение как особая форма деятельности педагога направлена на формирование образовательной среды, способствующей личностному росту
обучающихся, а также детерминирующей процесс саморазвития личности (Е.К. Исакова, Д.В. Лазаренко, С.В. Сильченкова) [3;4]. Л.Б. Наумов подчеркивает, что взаимосвязь педагогического сопровождения, целей образования и резервов образовательной среды
заключается в оптимизации образования, обеспечении каждому студенту постоянный результат обучения и воспитания с минимальными затратами времени и усилий обучающихся и педагогов [5].
Мы считаем целесообразным исследовать образовательную среду медицинского ВУЗа, а также определить роль и функциональную значимость педагогического сопровождения в создании комплекса эффективных условий. Отметим, что целью работы является не всестороннее рассмотрение педагогического сопровождения в медицинском вузе, так как оно включает в себя множество задач (вопросы адаптации студентов, учебной успеваемости и др.), а стремление определить специфику педагогического сопровождения
профессионального саморазвития студента в
образовательной среде медицинского вуза. Считаем, что значительное влияние на профессиональное саморазвитие студента-медика влияет инновационная образовательная среда медицинского вуза, которая интегрирует кадровые, учебно-методические, научно-программные, дидактические и информационные ресурсы. Продуктивность профессионального становления молодого специалиста определяется также степенью психологической готовности для выполнения практических навыков. Эта готовность может быть проверена через оценку адекватности мотивов в условиях учебно-профессиональной деятельности. Педагог должен диагностировать наличие формируемых в образовательной среде профессиональных знаний, умений и компетенций, а также необходимых личностных качеств,
определяющих успешность профессиональной деятельности будущего врача [2].
Нами было проведено исследование педагогического сопровождения
профессионального саморазвития студентов с 2012 года на базе вузов Нижневолжского медицинского кластера (Самара, Уфа, Оренбург). С целью экспериментального исследования была организована виртуальная Форсайт-площадка, в которой принимали участие школьники, студенты, преподаватели, врачи, а также будущие работодатели. Виртуальная Форсайт-площадка дает возможность ускоренного обмена информацией между сетевыми участниками.
Также на базе кафедры философии Оренбургского государственного медицинского университета автором организована работа научно-методической «Лаборатории
саморазвития» [8]. Целью лаборатории саморазвития является оказание информационно-методической, практической, учебной и научной поддержки для педагогического сопровождения профессионального саморазвития личности. Деятельность лаборатории саморазвития направлена на проведение исследований в области профессионального саморазвития; разработку, апробацию и внедрение современных педагогических технологий; подготовку учебно-методических, пособий; изучение практики международного опыта, современных тенденций профессионального саморазвития, подготовка аналитических материалов по проблеме профессионального саморазвития; научно-методическая и консультативно-практическая поддержка в контексте профессионального саморазвития; разработка и реализация инновационных проектов.
Роль образовательной среды в медицинском вузе сводится не только к традиционным целям обучения и воспитания, но и может быть расширена до средства профессионального саморазвития личности студента. Так, педагогическое сопровождение в
образовательной среде медицинского вуза было направлено на сознательное профессионально-личностное развитие студентов, формирование субъектной позиции, личностного
самоутверждения. Студентам предоставлялись разнообразные возможности самореализации в процессе самостоятельной работы, выполнения проектных работ «Лабиринты истории медицины», «Медицина в лицах», «Профессиональная этика врача».
Использовались Форсайт-технологии
прогнозирования профессионального будущего; совместно со студентами разрабатывались сценарии и программы и стратегии профессионального развития в медицинском образовании.
В процессе педагогического сопровождения активно использовалось моделирование профессионального поведения врача (модели профессиональной этики, самопожертвования, донорства) и социальные практики медицинской направленности (волонтерство, акции милосердия). Обязательным требованием при организации педагогического сопровождения студента-медика являлось утверждение гуманистически направленных ценностных установок: доброжелательность, доверительность атмосферы (посредством диалога,
взаимодействия, сотрудничества),
демократический стиль, доступность для общения всего преподавательского состава кафедры, а также других подразделений ВУЗа. Реализация вышеуказанных условий позволяет студенту осознать свою включенность в образовательный процесс и утвердить себя как полноценного субъекта образования.
Также инструментом педагогического сопровождения выступали различные дидактические приёмы, к примеру, обращение к особо значимым персонам той или иной области медицины (со времен Гиппократа до современных моделей успешной
профессиональной деятельности в сфере медицины на примере Е.И. Чазова, С.Н. Федорова, Л.М. Рошаля и др.). Наглядное представление учёных, известных деятелей медицины (портреты, биографические зарисовки и др.) служили не только вспомогательным учебным материалом, но и, благодаря своей информативности, историко-познавательной и
эвристической ценности, осуществляли связь времён. Апеллирование к идеализированному образу врача определяет осознанное отношение студента к личностному саморазвитию. Поэтому в процессе педагогического сопровождения систематически обращалось внимание студентов к размышлениям об их соответствии современному образу профессионала в медицине. Педагог должен постоянно поддерживать интерес студентов к избранной профессии и учебным предметам. От него требуется умение так организовать учебный процесс, обеспечить необходимыми учебными пособиями и материалами, чтобы обучающимся было интересно продолжать обучение, использовать на практике полученные знания и умения, заниматься дальнейшим самообразованием. В ходе педагогического сопровождения проходило стимулирование активности и самостоятельности студентов в выполнении заданий, способствующих профессиональному
саморазвитию личности. Педагогическое сопровождение коррелирует требование по воспитанию уверенности в успешности овладения профессией и стремления к преодолению трудностей.
Также педагогическое сопровождение профессионального саморазвития студента способствует удовлетворению запросов личности в развитии интеллектуальных, культурных и нравственных качеств. В образовательной среде медицинского вуза созданы общественные образы студентов-медиков как интеллектуальных, разносторонне развитых личностей. Ресурсом профессионального саморазвития выступает также кадровый потенциал, представляющий собой сообщество профессорско-
преподавательского и научного состава, административно-управленческого и
технического персонала.
В результате проведенного исследования нами определены условия эффективного педагогического сопровождения
профессионального саморазвития студентов в образовательной среде медицинского вуза: тип взаимодействия «преподаватель-студент»
определяет постоянно развивающуюся интегративную среду профессионального саморазвития, стимулирующую личностно-профессиональные потребности студента-медика;
инновационная образовательная среда обеспечивает ориентацию студентов на идеалы и образцы медицины; вектор саморазвития студента направляется на выбор позитивных стратегий; преимущества саморазвития студента-медика расширяются принятием ценности здоровья, формированием стиля здорового образа жизни.
В процессе работы научно-методической лаборатории саморазвития организована сетевая экспериментальная Форсайт-площадка для сотрудничества и взаимодействия обучающихся, студентов, педагогов и других заинтересованных субъектов. Организована работа сайта «Лаборатория саморазвития» http://nevolina-удах.сот^атга2, который дает возможность обмена научно-методическими материалами. Выпущена серия методических пособий «Я-профессионал», включающая блоки «Технологии саморазвития», «Ресурсы саморазвития», «Стратегии профессионального саморазвития» [9]. В результате проведенного исследования разработаны и апробированы учебные пособия, практикумы по саморазвитию для студентов, сформирован банк данных о современных педагогических технологиях; осуществляется сотрудничество с другими образовательными учреждениями по профилю деятельности лаборатории [5]. Таким образом, педагогическое сопровождение профессионального саморазвития студента-медика осуществляется эффективно, если создается постоянно развивающаяся образовательная среда профессионального саморазвития на основе взаимодействия «преподаватель-студент», стимулирующая
личностно-профессиональные запросы студента в медицинском образовании. Это возможно при системном педагогическом сопровождении данного процесса, при котором конструирующие возможности образовательной среды переходят из потенциального в актуальное состояние. Для этого педагогу следует аккумулировать потенциал личности студента и детерминировать характер использования ресурсов
образовательной среды (кадровые, материально-технические, нормативно-правовые,
методические, инструментально-технологические ресурсы, традиции и инновации медицинского образования), в процессе ее освоения и преобразования).
Литература:
1. Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза: учебное пособие / А.И. Артюхина. - Волгоград. - 2006. - 122 с.
2. Васюк А.Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.Г. Васюк. -Москва. - 1993. - 24 с.
3. Егорова Р.И. Педагогическое сопровождение процесса выбора учащимися будущей профессии: на примере коррекционной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Егорова Р. И. - Якутск, 2007. - 24 с.
4. Ерофеева Н.Е. Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе [Электронный ресурс] / Н.Е. Ерофеева, Г.А. Мелекесов, И.В. Чикова // Вестник ОГУ. - 2015. - № 7(182). -Режим доступа: ЬНр5://суЬег1етпка.ш/агйс1е/п/ору1-Iea1izatsii-tyutorskogo-soprovozhdeniya-obrazovate1nogo-ргойеББа-у-уше
5. Неволина В.В. Стратегии профессионального саморазвития студента в медицинском образовании: комплект науч.-метод. материалов / В.В. Неволина. -Оренбург, 2017. - 238 с.
6. Пикулик О.В. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях сетевого
взаимодействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Пикулик О.В. - Саратов, 2013. - 24 с.
7. Сизинцева Е.П. Педагогическое сопровождение индивидуального прогресса обучающихся в проектной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Сизинцева Е.П. - Тверь, 2016. - 26 с.
8. Официальный сайт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Оренбургский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orgma.ru/ktfedry/ktfedra-fflosofii/kafedra-segodnya.htm1
9. Сайт электронной библиотеки ОрГМУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://1ib.orgma.ru/jiibis2/e1ektronnyi-kata1og
Сведения об авторе:
Неволина Виктория Васильевна (г. Оренбург, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры философии Оренбургского государственного медицинского университета, e-mail: [email protected]
Data about the author:
V. Nevolina (Orenburg, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor of the philosophy department of the Orenburg State Medical University, e-mail: [email protected]