Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / социальное проектирование / правовое воспитание / гражданская позиция / студент / project / social design / legal education / civic position / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.Д. Гаджиева, К.С. Сефикурбанов

В данной статье нашли своё отражение наиболее значимые методические аспекты формирования готовности и способности студентов к разработке и реализации социальных проектов. Исследование, результаты которого отражены в этой работе, было проведено на основе анализа психолого-педагогической литературы, а также многочисленных выводов, полученных в ходе практической реализации проектной технологии в практике обучения и воспитания студенческой молодежи. С учётом полученных таким образом данных нами были охарактеризованы существующие в рамках современной системы высшего образования основные возможности социального проектирования в формировании гражданской позиции подрастающего поколения. Кроме того, были выявлены наиболее значимые правовоспитательные аспекты проектной методики, позволяющие сформировать личностные качества будущих педагогов. Авторы делают вывод о том, что работа студентов над социальными проектами подразумевает активное использование будущими специалистами знаний, умений и навыков, относящихся к различным областям науки, что с высокой вероятностью будет способствовать формированию у них системы интеллектуальных и специальных знаний, умений и навыков в области права, преобразованных в соответствующие компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П.Д. Гаджиева, К.С. Сефикурбанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF SOCIAL DESIGN IN THE CIVIL LAW EDUCATION OF STUDENTS

The article reflects students’ readiness and ability to develop and implement social projects formation most significant methodological aspects. The research, whose results are reflected in this work, is carried out on the basis of the of psychological and pedagogical literature analysis, as well as numerous conclusions obtained during the practical implementation of the project technology in the teaching and educating students practice. Taking into account the data obtained in this way, the authors have characterized the main opportunities of social design in the civil position formation among the younger generation that exist within the modern system of higher education. In addition, the most significant legal and educational aspects of the project methodology are identified, which make it possible to form the personal qualities of future teachers. The authors conclude that the work of students on social projects implies the active use of knowledge and skills in different fields of science by future professionals, which is likely to contribute to their system of intellectual and specialized knowledge and skills in the field of law, which are transformed into appropriate competences.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»

УДК 378.147

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Legal Disciplines and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Sefikurbanov K.S., Cand. of Sciences (Law), Minister of Justice of the Republic of Dagestan (Makhachkala, Russia)

THE POSSIBILITIES OF SOCIAL DESIGN IN THE CIVIL LAW EDUCATION OF STUDENTS. The article reflects students' readiness and ability to develop and implement social projects formation most significant methodological aspects. The research, whose results are reflected in this work, is carried out on the basis of the of psychological and pedagogical literature analysis, as well as numerous conclusions obtained during the practical implementation of the project technology in the teaching and educating students practice. Taking into account the data obtained in this way, the authors have characterized the main opportunities of social design in the civil position formation among the younger generation that exist within the modern system of higher education. In addition, the most significant legal and educational aspects of the project methodology are identified, which make it possible to form the personal qualities of future teachers. The authors conclude that the work of students on social projects implies the active use of knowledge and skills in different fields of science by future professionals, which is likely to contribute to their system of intellectual and specialized knowledge and skills in the field of law, which are transformed into appropriate competences.

Key words: project, social design, legal education, civic position, student.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

Е-mail: patimat.kamus@mail.ru

К.С. Сефикурбанов, канд. юрид. наук, министр юстиции Республики Дагестан

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

В данной статье нашли своё отражение наиболее значимые методические аспекты формирования готовности и способности студентов к разработке и реализации социальных проектов. Исследование, результаты которого отражены в этой работе, было проведено на основе анализа психолого-педагогической литературы, а также многочисленных выводов, полученных в ходе практической реализации проектной технологии в практике обучения и воспитания студенческой молодежи. С учётом полученных таким образом данных нами были охарактеризованы существующие в рамках современной системы высшего образования основные возможности социального проектирования в формировании гражданской позиции подрастающего поколения. Кроме того, были выявлены наиболее значимые правовоспитательные аспекты проектной методики, позволяющие сформировать личностные качества будущих педагогов. Авторы делают вывод о том, что работа студентов над социальными проектами подразумевает активное использование будущими специалистами знаний, умений и навыков, относящихся к различным областям науки, что с высокой вероятностью будет способствовать формированию у них системы интеллектуальных и специальных знаний, умений и навыков в области права, преобразованных в соответствующие компетенции.

Ключевые слова: проект, социальное проектирование, правовое воспитание, гражданская позиция, студент.

На протяжении трёх последних десятилетий большинство педагогических проблем, в том числе в сфере высшего образования, решается, главным образом, через введение инноваций в образовательный процесс [1 - 5]. Данная тенденция, в свою очередь, связана с необходимостью тщательного проектирования. Последнее выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье обучающихся, что делает данную проблему одной из важнейших в педагогической теории и практике [3 - 8].

В целях обеспечения эффективной подготовки студентов педагогических вузов к указанному аспекту будущей профессиональной деятельности необходима модернизация процесса их подготовки. Последнее должно с необходимостью включать их вовлечение в технологический процесс, что, в свою очередь, предполагает составление алгоритмических предписаний для проектирования различных объектов на основе обобщенных способов педагогического проектирования [7; 9].

В рамках настоящей статьи нас будет, прежде всего, интересовать роль социального проектирования в дальнейшей модернизации гражданско-правового воспитания студентов. Под данным термином подразумевается проектирование, направленное на развитие следующих социально значимых аспектов личности будущего специалиста:

• интеллектуальный;

• нравственный;

• психофизический [2, с. 307].

Работа студентов вуза над социальными проектами подразумевает активное использование ими знаний, умений и навыков, относящихся к различным областям науки. Это способствует формированию у будущих специалистов системы общетрудовых, интеллектуальных, а также специальных знаний. Кроме того, внедрение в образовательную практику вуза социальных проектов позволяет интенсифицировать формирование у обучающихся навыков адаптации в коллективе, умений ставить проблемы и находить наиболее рациональные способы их решения, навыков логического мышления, а также способностей к самостоятельному поиску необходимой информации [4, с. 15].

Необходимость внедрения социального проектирования в вузовскую практику обусловливается наличием следующих противоречий:

• между требованиями общества к сформированности у выпускников вузов готовности к высокопроизводительному труду и отсутствием у них необходимого социального опыта, позволяющего успешно адаптироваться к динамично меняющимся социально-экономическим условиям;

• между характером труда большинства современных специалистов и отсутствием целостной концепции качественно нового образования в системе высшего образования;

• между профессиональной подготовкой выпускников организаций ВО и требованиями работодателей к выпускникам вузов [1; 3; 5].

Как показал анализ литературы [8 - 12 и др.], гражданско-правовое воспитание в вузе должно решать решает следующие основные задачи:

• сформировать у студентов осведомлённость о механизмах функционирования демократических институтов государства;

• развивать у студентов гражданскую инициативу и ответственность;

• сформировать у студентов систему демократических ценностей;

• сформировать у студентов систему компетенций, направленных на умение использовать законы в повседневной практике.

В связи с вышеизложенным предлагаемый нами вариант технологии обучения учитывает одну немаловажную особенность, характерную для современного этапа развития отечественного педагогического образования. Последняя заключается в необходимости предоставления студентам возможностей для выработки собственной траектории профессиональной подготовки. Это, в свою очередь, даёт обучающимся возможность занять позицию личной ответственности за результаты своего труда.

Остановимся на общих чертах технологии обучения студентов педагогическому проектированию. Процесс обучения состоит из ряда взаимодополняющих друг друга шагов.

Первый шаг - введение специального курса «Проектная деятельность учащихся» в учебный план основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, профили подготовки «Право» и «Обществознание»). Целью курса является формирование у студентов компетентностей, связанных с использованием исследовательских проектов в правовом образовании. Для реализации поставленной цели предполагается выполнение следующих задач:

• развивать у студентов осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

• развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации, проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы);

• развивать коммуникативные, рефлексивные умения.

Содержание разделов вышеуказанной дисциплины включает в себя следующие темы:

• Вопросы истории возникновения метода проектов.

• Виды проектов.

• Проектные технологии.

• Проектирование индивидуальных педагогических технологий.

• Методика составления проекта «Конвенция о правах ребенка - основной источник прав несовершеннолетних».

• Методика составления проекта «Права ребенка в школе»».

• Методика составления проекта «Подросток и наркотики».

• Методика составления проекта «Влияние религиозных объединений на формирование сознания молодежи».

При освоении предметного материала рассматриваемой дисциплины необходимо ориентировать студентов на формирование следующих компетенций:

• осознание значимости проектной культуры в будущей профессиональной деятельности;

• способность работать с понятийным аппаратом;

• владение культурой мышления;

• способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

• владение навыками составления рабочего плана исследования;

• способность определять объект, предмет, гипотезу, задачи, проблему исследования; интерпретировать и представить результаты исследования.

Немаловажным шагом в формировании навыков социального проектирования у будущих специалистов является их вовлечение в процесс подготовки и проведения гражданско-патриотических мероприятий.

В целом для студентов, успешно прошедших обучение в рамках элективных курсов, должно быть характерно:

• формирование установок гражданского самосознания и опыта гражданского поведения;

• формирование умений, необходимых для поиска моделирования и планирования проектной деятельности;

• сформированность навыков выявления, анализа и выбора для проектирования социальных проблем, формулирование на их основе целей и задач проекта;

• овладение методами поиска необходимой информации;

• формирование навыков составления проектной документации;

• овладение способами презентации результатов проекта и рефлексии собственной деятельности [12].

Библиографический список

Отметим также, что процесс подготовки обучающихся к высокорезультативной деятельности по социальному проектированию будет наиболее эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:

• осуществление в ходе учебного процесса организации ВО предварительной разработки и экспериментальной проверки системы подготовки студентов к социальному проектированию;

• разработка модели выпускника вуза, подготовленного к социальному проектированию;

• разработка научно-теоретического обоснования эффективности подготовки будущих специалистов к социальному проектированию;

• использование возможностей, предоставляемых межпредметным взаимодействием, в процессе подготовки обучающихся к социальному проектированию [2; 5; 7; 11].

На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем заключить, что на настоящем этапе развития отечественной педагогики, в том числе высшей школы, большинство проблем решается, главным образом, посредством внедрения в образовательный процесс различных инновационных технологий.

В свою очередь, указанная тенденция в развитии системы российского и мирового ВО непосредственным образом связана с необходимостью тщательного проектирования.

В частности, работа студентов над социальными проектами подразумевает активное использование будущими специалистами знаний, умений и навыков, относящихся к различным областям науки, что с высокой вероятностью будет способствовать формированию у них системы интеллектуальных и специальных знаний, умений и навыков в области права, преобразованных в соответствующие компетенции.

В числе наиболее значимых проблем, стоящих на пути широкого внедрения социального проектирования в вузовскую практику, в частности в сферу гражданско-правового воспитания студентов, фиксируется отсутствие подготовленных специалистов в соответствующей области.

Предложенный нами в рамках настоящей статьи вариант технологии обучения учитывает немаловажную особенность, характерную для современного этапа развития отечественного педагогического образования, - необходимость предоставления студентам возможностей для выработки собственной траектории профессиональной подготовки. Последнее даёт будущим специалистам возможность занять позицию личной ответственности за результаты своего труда.

1. Гаджиева П.Д., Дудаев ГС., Серкерова Н.К. О вопросах формирования готовности будущего педагога к обеспечению прав ребенка в общеобразовательной школе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 301 - 302.

2. Гаджиева П.Д., Серкерова Н.К., Коценко В.Н. Реализации идей социального проектирования в процессе формирования военно-патриотической направленности студенческой молодежи на основе взаимодействия общественных объединений и образовательных организаций. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 306 - 307.

3. Гаджиева П.Д., Раджабова РВ., Хайрулаева А.З. Реализация возможностей проектной технологии в развитии универсальных компетенций у студентов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 221 - 223.

4. Боронина Л.Н. Основы управления проектами. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015.

5. Михалкина Е.В. Организация проектной деятельности: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016.

6. Панина Т.С. Современные способы активизации познавательной деятельности. Москва: Академия, 2008.

7. Алисов Е.А. Педагогическое проектирование экологически безопасной среды. Диссертация ... доктора педагогических наук. Курск, 2011.

8. Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Захаржевская Е.Э. Концептуальные основы проектирования системы непрерывной профессиональной подготовки в условиях многоуровневого образовательного комплекса. Орел: ОРАГС, 2005.

9. Жиркова З.С. Основы педагогического проектирования: учебное пособие. Москва: Академия естествознания, 2014.

10. Розин В.М., Малявина С.А., Грязнова Ю.Б. Социальный проект как один из инструментов управления социальными процессами (на материале проекта «Донор»). Философия управления: проблемы и стратегии. Москва: ИФРАН, 2010: 169 - 195.

11. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике. Вопросы психологии. 1987; № 5: 26 - 33.

12. Малова О. Социальное проектирование как средство гражданского воспитания студентов. Высшее образование в России. 2007; № 10: 125 - 127.

References

1. Gadzhieva P.D., Dudaev G.S., Serkerova N.K. O voprosah formirovaniya gotovnosti buduschego pedagoga k obespecheniyu prav rebenka v obscheobrazovatel'noj shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 301 - 302.

2. Gadzhieva P.D., Serkerova N.K., Kocenko V.N. Realizacii idej social'nogo proektirovaniya v processe formirovaniya voenno-patrioticheskoj napravlennosti studencheskoj molodezhi na osnove vzaimodejstviya obschestvennyh ob'edinenij i obrazovatel'nyh organizacij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 306 - 307.

3. Gadzhieva P.D., Radzhabova R.V., Hajrulaeva A.Z. Realizaciya vozmozhnostej proektnoj tehnologii v razvitii universal'nyh kompetencij u studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 221 - 223.

4. Boronina L.N. Osnovy upravleniya proektami. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2015.

5. Mihalkina E.V. Organizaciya proektnojdeyatel'nosti: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2016.

6. Panina T.S. Sovremennye sposoby aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti. Moskva: Akademiya, 2008.

7. Alisov E.A. Pedagogicheskoeproektirovanie 'ekologicheskibezopasnojsredy. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kursk, 2011.

8. Denisova A.L., Molotkova N.V., Zaharzhevskaya E.'E. Konceptual'nye osnovy proektirovaniya sistemy nepreryvnoj professional'noj podgotovki v usloviyah mnogourovnevogo obrazovatel'nogo kompleksa. Orel: ORAGS, 2005.

9. Zhirkova Z.S. Osnovy pedagogicheskogo proektirovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya estestvoznaniya, 2014.

10. Rozin V.M., Malyavina S.A., Gryaznova Yu.B. Social'nyj proekt kak odin iz instrumentov upravleniya social'nymi processami (na materiale proekta «Donor»). Filosofiya upravleniya: problemy istrategii. Moskva: IFRAN, 2010: 169 - 195.

11. Emel'yanov Yu.N. Social'no-psihologicheskoe proektirovanie v pedagogike. Voprosy psihologii. 1987; № 5: 26 - 33.

12. Malova O. Social'noe proektirovanie kak sredstvo grazhdanskogo vospitaniya studentov. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007; № 10: 125 - 127.

Статья поступила в редакцию 16.06.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.