Научная статья на тему 'Реализации идей социального проектирования в процессе формирования военно-патриотической направленности студенческой молодежи на основе взаимодействия общественных объединений и образовательных организаций'

Реализации идей социального проектирования в процессе формирования военно-патриотической направленности студенческой молодежи на основе взаимодействия общественных объединений и образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное проектирование / воспитание / гражданственность / патриотизм / social design / education / citizenship / patriotism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П Д. Гаджиева, Н К. Серкерова, В Н. Коценко

В данной статье, опираясь на многочисленные исследования в области социального проектирования и практический опыт реализации социальных проектов, обосновывается актуальность вовлечения молодежи в деятельность по реализации идей проектов, целью которых является воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к старшим, любви к окружающей действительности, бережного отношения к историческому прошлому своей страны; описаны возможности социальных проектов в развитии гражданской ответственности и гражданского долга перед ветеранами ВОВ. Погружение в проект потребует от преподавателя глубокого осознания всех психолого-педагогических механизмов влияния на обучающихся. В ходе проектирования самым трудным для преподавателя является выполнение роли независимого консультанта. Проектные задачи, встраиваясь в воспитательную деятельность, меняют тип взаимоотношений между студентом и педагогом, способствуют созданию условий для успешной социализации студентов, формированию у них патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П Д. Гаджиева, Н К. Серкерова, В Н. Коценко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF SOCIAL PROJECT IDEAS IN THE PROCESS OF FORMING A MILITARY-PATRIOTIC ORIENTATION OF STUDENTS BASED ON THE INTERACTION OF PUBLIC ASSOCIATIONS AND EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

In this article, with the help of numerous studies in the field of social engineering and practical experience of implementing social projects, the authors show urgency of involving youth in the activities for the implementation of projects, whose task is the education of the younger generation in the spirit of patriotism, respect for elders, love for the environment, respect for historical past of their country. The work describes features of social projects in the development of civil responsibility and civic duty to the veterans. Immersion in the project will require the teacher to fully understand all the psychological and educational mechanisms of influence on students. During the work, the most difficult for a teacher is to perform the role of an independent consultant. Project tasks are embedded in educational activities and change the type of relationship between student and teacher, contribute to creating conditions for successful socialization of students, forming their patriotism.

Текст научной работы на тему «Реализации идей социального проектирования в процессе формирования военно-патриотической направленности студенческой молодежи на основе взаимодействия общественных объединений и образовательных организаций»

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Serkerova N.K., senior teacher, Department of Musicology Choral Conducting and Methods of Music Education, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Kotsenko V.N., postgraduate, Department of Education and Psychology, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: [email protected]

REALIZATION OF SOCIAL PROJECT IDEAS IN THE PROCESS OF FORMING A MILITARY-PATRIOTIC ORIENTATION OF STUDENTS BASED ON THE INTERACTION OF PUBLIC ASSOCIATIONS AND EDUCATIONAL ORGANIZATIONS. In this article, with the help of numerous studies in the field of social engineering and practical experience of implementing social projects, the authors show urgency of involving youth in the activities for the implementation of projects, whose task is the education of the younger generation in the spirit of patriotism, respect for elders, love for the environment, respect for historical past of their country. The work describes features of social projects in the development of civil responsibility and civic duty to the veterans. Immersion in the project will require the teacher to fully understand all the psychological and educational mechanisms of influence on students. During the work, the most difficult for a teacher is to perform the role of an independent consultant. Project tasks are embedded in educational activities and change the type of relationship between student and teacher, contribute to creating conditions for successful socialization of students, forming their patriotism.

Key words: social design, education, citizenship, patriotism.

ПД. Гаджиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

Н.К. Серкерова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

В.Н. Коценко, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В данной статье, опираясь на многочисленные исследования в области социального проектирования и практический опыт реализации социальных проектов, обосновывается актуальность вовлечения молодежи в деятельность по реализации идей проектов, целью которых является воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к старшим, любви к окружающей действительности, бережного отношения к историческому прошлому своей страны; описаны возможности социальных проектов в развитии гражданской ответственности и гражданского долга перед ветеранами ВОВ. Погружение в проект потребует от преподавателя глубокого осознания всех психолого-педагогических механизмов влияния на обучающихся. В ходе проектирования самым трудным для преподавателя является выполнение роли независимого консультанта. Проектные задачи, встраиваясь в воспитательную деятельность, меняют тип взаимоотношений между студентом и педагогом, способствуют созданию условий для успешной социализации студентов, формированию у них патриотизма.

Ключевые слова: социальное проектирование, воспитание, гражданственность, патриотизм.

Кардинальные социально-экономические и политические изменения, происходящие в стране, все больше демонстрируют актуальность дальнейшего совершенствования института социального управления, на который возлагаются сложнейшие задачи по сознательной, целенаправленной трансформации всех форм общественной жизни государства. В этих условиях объективно возрастает роль социального проектирования, которое все больше начинает восприниматься как специальный предмет науки, познания и специальных технологий [1 - 8].

В то же время, согласно педагогическим, психологическим, социологическим исследованиям, современное поколение студентов существенно отличается от своих предшественников. Молодые люди, которые сейчас составляют основу студенчества, выросли в период процесса перехода от индустриального общества к информационному, в период реализации социально-экономических реформ [7]. Благодаря этому современная молодёжь обладает в достаточной степени высокой приспособляемостью к постоянно изменяющимся условиям социальной, экономической среды и повышенной восприимчивостью к их негативным компонентам.

Как отмечает Нефедьева А.А. [4], которая проводила опросы с целью разработки психолого-педагогического портрета современного студенчества, многие современные студенты стремятся к новым знаниям, к раскрытию личностного потенциала за период обучения, для этого вузах и колледжах созданы все необходимые условия для формирования профессиональных компетенций, коммуникативных навыков, для активного участия в жизни своего колледжа или вуза. В наибольшей степени для достижения вышеобозначенных целей подходит социальное проектирование. Оно направлено на всестороннее развитие студенческой молодёжи. Как показывает анализ опыта применения социального проектирования в вузах страны, можно сказать, что оно способствует активному становлению личности молодых людей, их социальному развитию и включению в социальную жизнь страны (см. табл. 1).

Также социальное проектирование способствует:

- адаптации студентов в студенческом коллективе;

- самостоятельности и инициативы;

- развитию творческих способностей;

- умению видеть проблему и принимать решения;

- активному формированию коммуникативных навыков [1].

Социальное проектирование нередко совмещается с разработкой планов

социального развития современных вузов.

Таблица 1

Психолого-педагогическое влияние социального проектирования на личность студента

№ Система комплексного влияния и педагогических возможностей социального проектирования

1. способствует интенсивному нравственному, психофизическому, интеллектуальному развитию студентов

2. созданию условий для развития потенциальных способностей, связанных с взаимодействием с социумом

3. создание условий для поиска собственного призвания и места в социуме

4. включение студентов в систему общечеловеческих нравственных ценностей

5. формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей

6. создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования

В качестве примера приведем один из проектов, составленных студентами факультета управления и права ФГБОУ ВО ДГПУ для участия в конкурсе грантов «Моя страна, моя Победа» [2].

В наступившем 2020 году отмечается всероссийский праздник, посвященный празднованию 75-летия Великой Победы над фашистской Германией. Можно без преувеличения сказать, что это масштабное событие. В этой связи необходимо дать возможность всем ветеранам высокогорного Дагестана в очередной раз почувствовать себя героем той самой победоносной войны, показать им, что подрастающее поколение гордится ими и готово следовать их примеру [2].

«В настоящее время в состав сельских местностей Дагестана входит 701 сельская администрация. Это огромная целевая аудитория, которая приняла активное участие в праздничных мероприятиях юбилейного года Победы, включая все сельские территории» [2, с. 77]. Основная проблема, на решение которой направлен проект «Шефство над ветеранами», - это отсутствие достаточного внимания подрастающего поколения к героям войны, ветеранам. Не всегда принимаются достаточные меры для оказания ветеранам необходимой помощи

и моральной поддержки. В рамках реализации проекта планируется охватить более 40 сельских территорий высокогорного Дагестана (по особому плану). И планируется проведение ряда воспитательных мероприятий, нацеленных на формирование чувства патриотизма и бережного отношения к историческому прошлому своей страны [2].

В качестве примера можем привести следующие мероприятия, в рамках реализации идей проекта (табл. 2):

Таблица 2

Система воспитательных мероприятий, в рамках реализации идей социального проектирования

Рассмотрим, как идеи социального проектирования реализуются совсем в другом регионе страны - в Подмосковье. В Подмосковье активное внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию учащихся. В конце 2017 года в г Раменском был открыт первый Центр казачьей культуры "Вольная станица" [5]. Его основные задачи заключаются в следующем (табл. 2):

- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира и значимость казачества в Российской истории;

- развивать гражданственность и патриотизм учащейся молодёжи;

- развивать и углублять знания об истории и культуре казачества на Подмосковной земле;

- формировать у учащихся чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и др.

С момента возрождения пропаганды казачества на Руси патриотическая идея обогатилась новым содержанием. В практическом возрождении казачества самое активное участие принимают потомственные казаки - хранители традиций. Работа Центра «Вольная станица» показывает возможность увидеть и услышать единомышленников и близких по духу и культуре людей, дарит веру, что традиции не гаснут, что их стоит возрождать и выносить в народ. Приток молодежи (около 300 человек) - самый главный показатель работы Центра «Вольная станица» [6 - 8], осуществляющего реализацию плана мероприятий, проведенных в процессе взаимодействия с образовательными учреждениями Раменского района в 2017 - 2019 гг. (Многие мероприятия в 2020 году были сокращены в связи распространением коронавирусной инфекции, вызванной ^Ю-19) (табл. 3):

Таким образом, из всего вышесказанного, мы приходим к выводу о том, что решение проектных задач не является еще одной педагогической техникой, которая может быть элементарно приобщена к уже существующим учебным, практическим, исследовательским или творческим задачам. Проектные задачи, встраиваясь в воспитательную деятельность, меняют тип взаимоотношений между студентом и педагогом, способствуют созданию условий для успешной социализации студентов, формированию у них патриотизма.

Таблица 3

№ Мероприятия

1. привлечение социально-активной молодёжи к реализации идей проекта «Шефство над ветеранами»: изучение статистических данных, выявление ветеранов и тружеников тыла, проживающих на территории высокогорного Дагестана (в рамках проекта проведение социологического опроса: «В твоем ауле есть ветеран?», затем - закрепление за волонтерскими отрядами шефство над отдельными ветеранами

2. Акция «Помощь ветерану» (в рамках шефской помощи посещение ветеранов на дому с целью оказания необходимой поддержки и помощи: набрать воду, расколоть дрова, уборка в доме и во дворе, покупка лекарств, продуктов, отремонтировать крышу, покрасить забор и др.)

3. Организация и проведение уроков Победы с участием ветеранов, индивидуальная медицинская консультация на дому (с привлечением ведущих специалистов РД, Акция «Праздник на дому» (вручение именных подарков, портретов ветеранов, цветов)

На основании вышеизложенного следует отметить, что в свете реализации плана проекта повышается значимость патриотического воспитания учащихся молодежи.

Опыт взаимодействия Центра казачьей культуры "Вольная станица с образовательными учреждениями Раменского района Московской области

Дата Вид мероприятия Охват участников

Февраль 2017 Участие в IV Международном ежегодном фестивале «Песни огненных дорог им. А.В. Маргелова» в номинации «Стихи о войне» воспитанники, кадеты, казаки - участников 82 чел., зрителей -1 000 чел.

Февраль 2018 Концерт патриотической песни 23 февраля в/ч п. Удельная участников 15 чел., зрителей - 150 чел.

Февраль, 2 - 18 Проведение Масленицы на озере Пионер, охрана казачьих патрулей, уборка территории от снега, казачья уха, жареная рыба, чай, блины, пироги участников 56 чел., зрителей - более 600 человек, в том числе студенческая молодёжь из Гжельского государственного университета и колледжа при Гжельском государственном университете

Март 2018 Проведение праздника 8 марта на площади Центра «Вольная станица» участников 25 чел., зрителей - более 70 чел., в том числе студенческая молодёжь из Гжельского государственного университета и колледжа при Гжельском государственном университете

Февраль 2019 Проведение урока мужества в образовательном учреждении Московской области «Раменский колледж» участников 7 чел., зрителей 90 чел.

Февраль 2019 Проведение фотовыставки «Взгляни войне в глаза» в Гжельском Государственном Университете участников 6 чел., зрителей - около 100 чел.

Февраль 2019 Проведение уроков мужества для студентов колледжа Раменского филиала Жуковского авиационного техникума имени В.А. Казакова, с выставкой оружия, демонстрацией фильма «Брат на брата» А. Рогаткина, диалогом участников 11 чел., зрителей - 60 чел.

Март 2019 Участие в прыжках с парашютом группой воспитанников Центра казачьей культуры и студентами колледжа «Раменский политехнический техникум» Московской области на аэродроме Волосово в Чеховском районе Подмосковья участники - 20 воспитанников

Библиографический список

1. Гаджиева П.Д. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи как необходимое условие развития общества. Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения- 2019: сборник: VI Международной научно-практической конференции. Гатчина, 2019: 41 - 45.

2. Гаджиева П.Д., Серкерова Н.К. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи средствами социального проекта. Символ науки. 2020; № 3: 77 - 78.

3. Насонова Т.Г. Подготовка студентов к социальному проектированию в учебном процессе вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Брянск, 2005.

4. Нефедьева А.А. Психологический портрет современного студента в образовательном процессе. Вестник науки и образования. 2015; № 4 (6): 201 - 204.

5. В Подмосковье открыли первый центр казачьей культуры. Available at: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/v-podmoskove-otkryli-pervyy-centr-kazachey-kultury

6. Коценко В.Н. Понятие «патриотизм» как интегративное качество личности. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 268 - 269.

7. Коценко В.Н. Педагогические возможности музеев и общественных объединений в процессе формирования патриотической направленности студенческой молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 41 - 43.

8. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.

References

1. Gadzhieva P.D. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi kak neobhodimoe uslovie razvitiya obschestva. Aktual'nye problemy nauki i praktiki: Gatchinskie chteniya-2019: sbornik: VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Gatchina, 2019: 41 - 45.

2. Gadzhieva P.D., Serkerova N.K. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi sredstvami social'nogo proekta. Simvolnauki. 2020; № 3: 77 - 78.

3. Nasonova T.G. Podgotovka studentov ksocial'nomu proektirovaniyu v uchebnomprocesse vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bryansk, 2005.

4. Nefed'eva A.A. Psihologicheskij portret sovremennogo studenta v obrazovatel'nom processe. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2015; № 4 (6): 201 - 204.

5. V Podmoskov'e otkrylipervyj centr kazach'ej kul'tury. Available at: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/v-podmoskove-otkryli-pervyy-centr-kazachey-kultury

6. Kocenko V.N. Ponyatie «patriotizm» kak integrativnoe kachestvo lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 268 - 269.

7. Kocenko V.N. Pedagogicheskie vozmozhnosti muzeev i obschestvennyh ob'edinenij v processe formirovaniya patrioticheskoj napravlennosti studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 41 - 43.

8. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.

Статья поступила в редакцию 05.06.20

УДК 378

Umaev A.U., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technologies of Vocational Education, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Guzueva E.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

Vazkaeva S.S.-A., senior teacher, Department of Information Technologies and Methods of Teaching Informatics, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER IN CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES. The article studies the professional activity of the teacher in the development of information technology, the concept of ICT tools of the professional activity of the teacher, which is based on the fact that the important goals and tasks of informatization of the professional activity of the teacher is to launch a new course of the educational process, is disclosed. ICT tools in the hands of a teacher are being transformed from technical training tools to tools for building an electronic educational environment. It is in it that a complex of conditions is formed that change the learning process.

Key words: teacher, pedagogical activity information technologies, ICT, electronic educational environment.

А.У. Умаее, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

Э.Р. Гузуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

С.С.-А. Вазкаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье изучена профессиональная деятельность педагога в условиях развития информационных технологий, раскрыто понятие ИКТ-инстру-менты профессиональной деятельности педагога, которое основывается на том, что важными целями и задачами информатизации профессиональной деятельности педагога является запуск нового хода образовательного процесса. Средства ИКТ в руках педагога превращаются из технических средств обучения в инструменты построения электронной образовательной среды. Именно в ней формируется комплекс условий, меняющих процесс обучения.

Ключевые слова: педагог, педагогическая деятельность, информационные технологии, ИКТ, электронная образовательная среда.

В настоящее время модернизация педагогического образования диктует новые требования к профессиональной деятельности педагога, заключающиеся в применении новых педагогических и социально-педагогических технологий, использование учебных материалов в электронном виде, формировании новых ориентиров в области образовательных стандартов и т.д. Профессиональная деятельность педагога интенсивно развивается под влиянием новых форм обучения, происходит изменение нормативно-правовой базы, появляются новые подходы в образовании [1 - 8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИКТ - это широкое понятие, которое включает в себя системы, процессы, людей, вовлеченных в коммуникацию посредством технологий.

Информационно-коммуникационные технологии все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют информатизация общества, необходимость изменения подготовки специалистов и распространение в образовательных организациях современной компьютерной техники и программного обеспечения.

Современные тенденции в обществе, стремительное развитие образования, изменение структуры и содержания деятельности всех социальных институтов поставили перед образованием совершенно новые задачи.

Российское образование в современном мире вошло в период основательной качественной трансформации, где одной из приоритетных в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных эффективно работать в совершенно новых, динамичных условиях современного Российского образования.

Особым видом профессиональной деятельности педагога является педагогическая деятельность.

Объектом педагогической деятельности является процесс развития людей разного возраста - от воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся школ до обучающихся в высших учебных заведений и учреждениях дополнительного образования.

Предметом педагогической деятельности является организация образовательной деятельности обучающихся.

Педагогическую деятельность необходимо рассматривать как организационно-управленческую деятельность. Управлять означает принимать во внимание природу процесса. Управление процессом обучения учитывает определение места каждого участника процесса, его функций, обязанностей и прав, создание благоприятных условий для лучшего выполнения собственных задач.

Для выполнения педагогических функций современному учителю важно понимать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты и умения. Содержание профессиональной деятельности педагога включает в себя такие функции, как обучающая, воспитательная, организаторская и исследовательская.

В структуре педагогической деятельности выделяются следующие компоненты:

- конструктивные способности - обеспечивают реализацию следующих целей: выбор форм проведения занятий, уроков, структурирования курса, подбор конкретного содержания для всех разделов курса, предмета;

- организаторские способности - служат для организации процесса обучения и для самоорганизации деятельности педагога;

- коммуникативные способности - общение сводится не только к передаче знаний, но и выполняет функцию возбуждения интереса;

- гностический компонент - это система знаний и умений педагога, которые составляют его профессиональную деятельность. Система знаний включает в себя такие знания, как мировоззренческие, общекультурные уровни и уровни специальных знаний [4].

Компетентность педагога определяется развитием у него определенных качеств, а именно: педагогической эрудиции, педагогического целеполагания, педагогического мышления, интуиции, педагогической рефлексии. Любые изменения в профессиональной деятельности требуют от педагога овладение новыми компетенциями, что предполагает дополнительные усилия.

В настоящее время модернизация педагогического образования диктует новые требования к профессиональной деятельности педагога, заключающиеся в применении новых педагогических и социально-педагогических технологий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.