Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / преподаватель / метод проектов / проектная деятельность / проектное обучение / алгоритм проекта / универсальная компетентность. / higher school student / higher school teacher / project method / project activity / project training / project algorithm / universal competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.Д. Гаджиева, Р.В. Раджабова, А.З. Хайрулаева

В данной статье, опираясь на многочисленные исследования психолого-педагогической и методической литературы, практический опыт организации обучения студентов средствами проектно-исследовательской деятельности, авторы рассмотрели актуальные вопросы формирования универсальных компетенций у студентов посредством реализации идей проектного обучения. В статье описаны отдельные интерактивные приемы решения задач проектного обучения студентов; охарактеризованы возможности специальных учебных курсов в обучении студентов методом проектов. Кроме того, определённое внимание уделяется ключевым особенностям процесса формирования у будущих специалистов универсальных компетенций и его связи с проектированием «идеальной» модели специалиста, её реализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PROJECT TECHNOLOGY CAPABILITIES IN THE DEVELOPMENT OF UNIVERSAL COMPETENCIES FOR STUDENTS

In the article, based on numerous studies of psychological, pedagogical and methodological literature, practical experience of organizing students’ training by means of projectresearch activities, topical issues of forming universal competencies in students through the implementation of project-based learning ideas are considered. The article describes some interactive methods for solving problems of project-based training of students; describes the possibilities of special training courses in teaching students by the project method. In addition, some attention is paid to the main features of forming future specialists’ universal competencies process and its connection with the design of the “ideal” specialist model and its implementation.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ»

культуры и психолога. Это приводит к тому, что не всегда удается вовремя выявить отклонения в физическом и психологическом здоровье детей и осуществить коррекцию. Это указывает на то, что необходим координатор здоровья. В связи с вышесказанным мы предлагаем траекторию взаимодействия между участниками образовательного процесса (рис. 4). Исходя из предложенной схемы, видно, что на каждого участника возлагаются огромные задачи по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. И для эффективной работы нужен специалист, который бы направлял, консультировал и контролировал реализацию программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и осуществлял регулярную диагностику состояния здоровья обучающихся, анализировал качество проделанной работы. Кроме того, взаимодействовал бы с руководством образовательного учреждения.

Библиографический список

Таким образом, в начальном звене исследуемых общеобразовательных учреждений г Горно-Алтайска приоритетным являются физкультурно-оздоровительные технологии.

Показатели физического здоровья и уровня тревожности, не имеющие положительной динамики, свидетельствуют о неэффективном использовании методов здоровьесбережения в образовательном процессе. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья младших школьников в большей степени носят формальный характер.

Для обеспечения эффективной деятельности всех участников образовательного процесса необходим координатор здоровья, работа которого будет направлена на решение и достижение результата по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г № 373. Available at: http://legalacts.ru

2. Ковылева Ю.Э. Построение образовательной среды современной школы. Актуальные задачи педагогики: материалы V Международной научной конференции. Чита: Молодой ученый, 2014: 117 - 119. Available at: http:// moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/

3. Воронков Е.Г, Воронкова Е.Г., Велиляева Э.С., Лямкин А.Н., Потешкина И.В., Ярославцева М.В. Стандарты физического развития для детского, подросткового и юношеского этапов онтогенеза Республики Алтай: методические рекомендации. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ 2015.

4. Халафян А.А. STATISTICA 6. Статистический анализ данных. Москва: ООО «Бином-Пресс», 2007.

5. Улановская И.М., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? Вопросы психологии. 1998; № 6: 12 - 14.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya (FGOS NOO), utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373. Available at: http://legalacts.ru

2. Kovyleva Yu.'E. Postroenie obrazovatel'noj sredy sovremennoj shkoly. Aktual'nye zadachipedagogiki: materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chita: Molodoj uchenyj, 2014: 117 - 119. Available at: http:// moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/

3. Voronkov E.G., Voronkova E.G., Velilyaeva 'E.S., Lyamkin A.N., Poteshkina I.V., Yaroslavceva M.V. Standarty fizicheskogorazvitiya dlya detskogo, podrostkovogoiyunosheskogo 'etapov ontogeneza RespublikiAltaj: metodicheskie rekomendacii. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2015.

4. Halafyan A.A. STATISTICA 6. Statisticheskij analiz dannyh. Moskva: OOO «Binom-Press», 2007.

5. Ulanovskaya I.M., Polivanova N.I., Ermakova I.V. Chto takoe obrazovatel'naya sreda shkoly i kak ee vyyavit'? Voprosypsihologii. 1998; № 6: 12 - 14.

Статья поступила в редакцию 06.10.20

УДК 378.147

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Radzhabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Khairullaeva А2, senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

IMPLEMENTATION OF PROJECT TECHNOLOGY CAPABILITIES IN THE DEVELOPMENT OF UNIVERSAL COMPETENCIES FOR STUDENTS. In the article, based on numerous studies of psychological, pedagogical and methodological literature, practical experience of organizing students' training by means of project-research activities, topical issues of forming universal competencies in students through the implementation of project-based learning ideas are considered. The article describes some interactive methods for solving problems of project-based training of students; describes the possibilities of special training courses in teaching students by the project method. In addition, some attention is paid to the main features of forming future specialists' universal competencies process and its connection with the design of the "ideal" specialist model and its implementation.

Key words: higher school student, higher school teacher, project method, project activity, project training, project algorithm, universal competence.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus@mail.ru

А.З. Хайрулаева, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

В данной статье, опираясь на многочисленные исследования психолого-педагогической и методической литературы, практический опыт организации обучения студентов средствами проектно-исследовательской деятельности, авторы рассмотрели актуальные вопросы формирования универсальных компетенций у студентов посредством реализации идей проектного обучения. В статье описаны отдельные интерактивные приемы решения задач проектного обучения студентов; охарактеризованы возможности специальных учебных курсов в обучении студентов методом проектов. Кроме того, определённое внимание уделяется ключевым особенностям процесса формирования у будущих специалистов универсальных компетенций и его связи с проектированием «идеальной» модели специалиста, её реализацией.

Ключевые слова: студент, преподаватель, метод проектов, проектная деятельность, проектное обучение, алгоритм проекта, универсальная компетентность.

В условиях реализации стандартов нового поколения одним из главных компонентов процесса становления будущего специалиста является формирование универсальной компетентности. Процесс овладения универсальными компетенциями, в свою очередь, требует целенаправленной педагогической деятельности по проектированию «идеальной» модели специалиста и тактик её реализации, отражающих единство условий, методов, приёмов и средств их достижения. Формирование универсальных навыков должно происходить в системном подходе к изучению всех дисциплин в период обучения в вузе. Оно требует создания условий для осознания студентами необходимости развития соответствующих компетенций и формирования качеств, необходимых для успешного овладения профессией [1; 2].

При этом одной из основных составляющих формирования универсальных компетенций будущих специалистов является форма позитивной активности, направленная на разрешение проблемных ситуаций. Формированию же соответствующих навыков и умений может в значительной степени способствовать активное использование проектных технологий в образовательном процессе.

Прежде чем приступить к рассмотрению роли метода проектов в подготовке будущих специалистов, следует дать определение основным понятиям, касающимся данного предмета (табл. 1).

В педагогической практике использование метода проектов способствует целенаправленному решению задач индивидуально-ориентированного образования. Его эффективность обусловлена наличием у учащихся определённой

Таблица 1

Содержание основных понятий, связанных с использованием проектирования в образовательном процессе вуза

Понятия Краткая характеристика

«Проектное обучение» Форма организации образовательного процесса в вузе посредством реализации учебных проектов, направленная на всестороннее развитие и формирование самостоятельности у будущих специалистов [3, с. 43]

«Метод проектов» Педагогическая технология, предусматривающая не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний с целью приобретения новых [1, с. 124]

«Учебная проектная деятельность» Компонент проектного обучения, творческая работа, связанная с решением практической задачи, цели и содержание которой определяются обучающимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации преподавателя [4, с. 13]

свободы в плане выбора конкретных форм учебной деятельности в соответствии с их интересами и способностями, а также направленностью на формирование у них универсальных компетенций [5, с. 15]. При работе над учебными проектами студенты получают ряд важных знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Наиболее значимые знания, умения и навыки, приобретаемые будущими специалистами в процессе работы над учебными проектами

Работа над проектом Знания из смежных областей, межпредметные и метапредмет-ныезнания

Алгоритм инновационной творческой деятельности

Навыки самостоятельного поиска и анализа информации

Опыт решения творческих задач

Использование рассматриваемого метода оказывает влияние на роли участников образовательного процесса [2; 4; 5]. С точки зрения раскрытия темы настоящей статьи, претерпеваемые ими трансформации целесообразно представить в форме табл. 3

Таблица 3

Изменения в ролях участников образовательного процесса при использовании метода проектов в современном ВПО

Участник образовательного процесса Роль в ходе обучения по методу проекта

Студент Активный участник процесса проектирования

Преподаватель Руководитель, консультант, помощник

При этом свойственные проектной деятельности планирование, организация и целеполагание учебно-познавательной деятельности способствуют развитию субъектности студента [3, с. 44]. Работа над проектом также предполагает обязательную рефлексивную деятельность. Последняя включает:

• оценку студентом приобретений, сделанных в процессе выполнения учебного задания;

• анализ сильных и слабых сторон конечного продукта проектной деятельности;

• исследование причин неудач и поиск путей борьбы с ними в дальнейшей учебной, а впоследствии - и профессиональной деятельности [6, с. 25].

При этом основной целью проектного обучения является не столько получение специальных знаний, относящихся к конкретной области, сколько метазнание - знание о том, как приобретать необходимые знания и познавательные навыки. Оно может найти применение в самых разных сферах деятельности

[7, с. 30]. Ещё одно положительное последствие внедрения рассматриваемого метода - определённая свобода выбора обучающимися форм деятельности в соответствии с их интересами и способностями.

Проектная деятельность может осуществляться студентами индивидуально либо в составе групп. При этом в проектах, выполняемых индивидуально, присутствуют элементы групповой работы. Их примерами могут быть взаимная оценка обучающимися первоначальных идей друг друга и проведение мозгового штурма. Групповая работа над проектами либо отдельные её элементы помогает развивать у будущих специалистов навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности [6, с. 26].

При подготовке проектного задания преподавателю следует как учесть требования к осуществлению того или иного способа его выполнения, так и соблюсти необходимые условия для успешного завершения учебной проектной деятельности (табл. 4).

Работа студентов над учебными проектами заключается не только в поиске и сборе необходимой информации по заданной теме, но и в эффективном использовании полученных знаний на практике [3; 4; 7; 8]. В качестве примера подобной практики приведем работу со студентами факультета управления и права Дагестанского государственного педагогического университета, где идеи проектного обучения реализуются в работе со студентами бакалавриата и магистратуры. Так, на занятиях по дисциплине «Интерактивные формы обучения» применяются разные педагогические приемы, способствующие реализации идей проектного обучения.

Начиная работу над проектом, преподавателю следует продумать процесс его «запуска». Последний должен эффективно обеспечивать заинтересованное включение студентов в проектную деятельность. Данная процедура может представлять собой:

• моделирование некой проблемной ситуации;

• рассказ о привлекательной перспективе;

• обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в обсуждении или решении задач, имеющих социальную значимость;

• обсуждение практического вопроса, важного для обучающихся [1; 2].

Важным этапом работы над проектом является уже упоминавшийся «мозговой штурм». В ходе последнего студенты, действуя в составе групп, осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают и обосновывают точки зрения.

Не менее важен выбор формы представления результатов работы. Последние отличаются разнообразием. В зависимости от темы, цели и замысла автора, они могут быть представлены в следующих вариантах:

• презентация;

• макет;

• спектакль;

• книга;

• видеофильм;

• оформление помещения [8, с. 160].

Например, результаты проекта «Я и моя семья», были представлены группой студентов бакалавриата Дагестанского государственного педагогического

Таблица 4

Требования к осуществлению способов выполнения учебных проектов и условия для успешного выполнения проектов

Требования Условия

Подготовленность обучающихся к тому или иному виду деятельности Соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям студентов

Интерес обучающихся к поставленной проблеме Возможность использования на практике полученных знаний, умений и навыков

Практическая направленность и значимость проекта Соответствие экологическим и экономическим требованиям

Практическая осуществимость проекта Наличие необходимых материально-технических средств

Приобретение учащимися новых знаний, необходимых для выполнения проекта

Творческая постановка задачи

университета в виде макета альбома-презентации, в котором были даны различные тематические блоки.

Такого рода разносторонняя деятельность студентов способствует развитию у них развивать нескольких видов универсальных компетенций (табл. 5).

Таблица 5

Универсальные компетенции, формирующиеся у студентов при использовании проектного метода

Наименование компетенции Краткая характеристика

УК-1 Способность осуществлять поиск, критический анализ информации и применять системный подход для решения поставленных задач

УК-2 Способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

УК-3 Способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Кроме того, осуществление проектной деятельности предоставляет студентам возможности для совершенствования коммуникативных умений, являющихся важной составляющей профессиональной компетентности современного специалиста [3, с. 43].

Необходимым условием успешного обучения согласно методу проектов является учёт индивидуальных особенностей обучающихся при постановке задания. Знание возможностей каждого студента неразрывно связано с умением привести его к принятию собственного решения.

Как видим, организация проектной деятельности требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса учебно-методических, организационно-управленческих, информационных, психолого-педагогических и дидактических задач. Для её успешного осуществления требуются педагоги, не только

Библиографический список

на достаточном уровне владеющие технологией проектирования, но и имеющие определённый уровень научно-методической подготовки [7, с. 30].

Таким образом, рассмотрев различные возможности, существующие в образовательном пространстве современного российского вуза, для эффективной реализации проектной технологии в целях развития универсальных компетенций у студентов, мы можем заключить, что:

- сегодня, когда модернизация российского образования тесно связана с реализацией ФГОС нового поколения, формирование универсальной компетентности представляет собой одну из основных составляющих процесса профессионального становления личности будущего педагога;

- в этой связи необходимо уделить повышенное внимание проблемам, связанным с процессом усвоения будущими специалистами универсальных компетенций;

- в ряду основных составляющих формирования универсальных компетенций немаловажное место занимает форма позитивной активности, направленная на разрешение проблемных ситуаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в свою очередь, формированию практических навыков в значительной степени способствуют проектные технологии;

- проектное обучение может рассматриваться в качестве формы организации образовательного процесса, предполагающей реализацию учебных проектов, направленной на всестороннее развитие и формирование самостоятельности у будущих специалистов. Метод проектов понимается как педагогическая технология, предусматривающая не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний с целью приобретения новых, а под учебной проектной деятельностью мы понимаем один из компонентов проектного обучения, творческую работу, связанную, прежде всего, с решением практической задачи;

- при использовании рассмотренного метода роли участников педагогического процесса претерпевают определённые метаморфозы: преподаватель в данном случае выступает как демократичный руководитель, консультант, помощник, студент становится активным участником процесса проектирования;

- проектное обучение нацелено на овладение студентами не столько специфическими предметными знаниями, сколько метазнаниями - знаниями о том, как приобретать знания и познавательные навыки;

- проектная деятельность студентов позволяет одновременно развивать у них несколько видов универсальных компетенций.

1. Гаджиева П.Д. Проектная деятельность как средство развития профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений. Молодёжь в современном обществе: к социальному единству, культуре и миру: сборник материалов IV Международного форума. Ставрополь, 2019: 124 - 126.

2. Панина Т.С. Современные способы активизации познавательной деятельности. Москва: Академия, 2008.

3. Алисов Е.А. Сущность технологии исследовательского и проектного обучения. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016; № 3: 41 - 45.

4. Боронина Л.Н. Основы управления проектами. Екатеринбург: Уральский университет, 2015.

5. Михалкина Е.В. Организация проектной деятельности: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016.

6. Россолова О.А., Галактионова П.В. Создание условий проектной деятельности в учебном процессе. Современное педагогическое образование. 2020; № 4: 24 - 29.

7. Раковская О.Л. О подходах к организации учебной проектной деятельности. Казанский педагогический журнал. 2019; № 4: 29 - 34.

8. Чарикова И.Н. Научно-проектная деятельность студентов в компетентностном образовании. Вестник Оренбургского государственного университета. 2017; № 10: 158 - 162.

References

1. Gadzhieva P.D. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya professional'noj kompetentnosti studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Molodezh' v sovremennom obschestve: k social'nomu edinstvu, kul'ture imiru: sbornik materialov IV Mezhdunarodnogo foruma. Stavropol', 2019: 124 - 126.

2. Panina T.S. Sovremennye sposoby akiivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti. Moskva: Akademiya, 2008.

3. Alisov E.A. Suschnost' tehnologii issledovatel'skogo i proektnogo obucheniya. Psihologo-pedagogicheskijzhurnal Gaudeamus. 2016; № 3: 41 - 45.

4. Boronina L.N. Osnovy upravleniya proekiami. Ekaterinburg: Ural'skij universitet, 2015.

5. Mihalkina E.V. Organizaciya proekinoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Yuzhnyj federal'nyj universitet, 2016.

6. Rossolova O.A., Galaktionova P.V. Sozdanie uslovij proektnoj deyatel'nosti v uchebnom processe. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 4: 24 - 29.

7. Rakovskaya O.L. O podhodah k organizacii uchebnoj proektnoj deyatel'nosti. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2019; № 4: 29 - 34.

8. Charikova I.N. Nauchno-proektnaya deyatel'nosf studentov v kompetentnostnom obrazovanii. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 10: 158 - 162.

Статья поступила в редакцию 06.10.20

УДК 37.013.78

Danilova A.D., teacher, Humanitarian Institute of Northern Studies, Ugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: adustyanceva@mail.ru

Kostyleva T.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Humanities Institute of Northern Studies, Ugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia),

E-mail: kostyleva_t@mail.ru

Karabulatova I.S., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Foreign Languages, Philological Faculty, RUDN-University; Department of Philology,

Ugra State university (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: radogost2000@mail.ru

TRANSFORMATION OF APPROACHES IN EDUCATION AT THE PRESENT STAGE IN TERMS OF CONTINUITY. The authors consider the transformation of the education system in the situation of the need to implement continuing education in the adult population, which is relevant in the situation of the pandemic, in which online learning becomes a priority form of education. The authors show the actualization of traditional and alternative approaches to continuing education, to the transformation of socio-cultural matrices in Russian society. These tasks are solved by means of a detailed representation of education in the multi-component system of modern society. The authors conclude that modernization implies technical and creative changes in the organization of work, and, in addition, covers other areas: the transformation of social characters and typical human biographies, life forms of love and styles, structures of power and influence, patterns of civic activism and political violence, perception of reality and norms of cognition.

Key words: modern education, continuity, adult education, globalization, multi-component model, transformation of continuous approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.