Научная статья на тему 'АУДИТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ'

АУДИТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесберегающие технологии / начальное общее образование / физическое развитие / уровень тревожности / health saving technologies / elementary general education / physical development / anxiety level

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е Г. Воронков, Е Г. Воронкова, Р В. Гараева

Проведен анализ эффективности использования здоровьесберегающих технологий в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в образовательных учреждениях г. Горно-Алтайска. На основе физического развития и уровня тревожности показана продуктивность здоровьесберегающих технологий, реализуемых в начальном общем образовании. На примере анализа соответствий построена модель ведущих факторов, отражающих специфику формирования здоровья младших школьников. Предложена схема организации взаимодействия всех участников образовательного процесса по вопросам сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е Г. Воронков, Е Г. Воронкова, Р В. Гараева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AUDIT OF HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN ELEMENTARY GENERAL EDUCATION

The effectiveness of health saving technologies in the developing programme of ecological culture, safe and healthy living and their performance in educational institutions in Gorno-Altaisk are analyzed. Physical development and anxiety level are the basis for demonstrating the productivity of health saving technologies, which are actualized in the elementary general education. Using the example of the correspondence analysis the model of major factors, which reflect specific of health formation of elementary school children. For the participants of learning process, which relates to protection and promotion of health of elementary school children, the scheme of cooperation organizing is suggested.

Текст научной работы на тему «АУДИТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ»

References

1. Bguashev A.B., loakimidi Yu.A., Shram V.P. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti starsheklassnikov na urokah OBZh posredstvom uchebno-delovyh igr. Kant. 2019; № 4 (33): 213 - 216.

2. Glinskaya E.A., Titova S.V. Mezhpredmetnye svyazi v obuchenii. Tula: Info, 2007.

3. Dik Yu.l. Integraciya uchebnyh predmetov. Sovremennaya pedagogika. 2008; № 9: 42 - 47.

4. Zverev I.D., Maksimova I.D. Mezhpredmetnye svyazi v sovremennoj shkole. Moskva: Pedagogika, 2006.

5. Kolesnikova T.A. Primenenie innovacionnyh tehnologij v obrazovatel'nom processe sovremennoj shkoly. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2017;- № 6-2: 261 - 269.

6. Suharevskaya E.Yu. Tehnologiya integrirovannogo uroka. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo «Uchitel'», 2003.

7. Fomenko V.T. Postroenie processa obucheniya na integrativnoj osnove. Rostov-na-Donu: GNMC, 1994.

8. Hilimonchik L.V., Karyagina N.V. Uroki fizicheskoj kul'tury obrazovatel'no-trenirovochnoj napravlennosti v nachal'noj shkole. Fizicheskaya kultura i sport, bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. Materialy zasedanij kruglyh stolov Instituta fizicheskoj kul'tury i dzyudo Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta (2017 - 2018 uchebnyj god). Pod redakciej A.B. Bguasheva, E.G. Verzhbickoj. Majkop, 2018: 144 - 146.

9. Yuzhakova E.N. Usloviya realizacii obrazovatel'no-vospityvayuschego potenciala kursa "Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti" v integrativnom prostranstve polnoj shkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tobol'sk, 2002.

Статья поступила в редакцию 02.10.20

УДК 373.1

Voronkov E.G., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training "Gorno-Altaisk State

University' (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: voronkove@rambler.ru

Voronkova E.G., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training "Gorno-Altaisk State

University' (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: voronkove@rambler.ru

Garaeva R.V., senior teacher, State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training "Gorno-Altaisk State University"

(Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: r1ro@mail.ru

THE AUDIT OF HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN ELEMENTARY GENERAL EDUCATION. The effectiveness of health saving technologies in the developing programme of ecological culture, safe and healthy living and their performance in educational institutions in Gorno-Altaisk are analyzed. Physical development and anxiety level are the basis for demonstrating the productivity of health saving technologies, which are actualized in the elementary general education. Using the example of the correspondence analysis the model of major factors, which reflect specific of health formation of elementary school children. For the participants of learning process, which relates to protection and promotion of health of elementary school children, the scheme of cooperation organizing is suggested.

Key words: health saving technologies, elementary general education, physical development, anxiety level.

Е.Г. Воронков, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: voronkove@rambler.ru

Е.Г. Воронкова, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск,

E-mail: voronkoveg@rambler.ru

Р.В. Гараева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: r1ro@mail.ru

АУДИТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Проведен анализ эффективности использования здоровьесберегающих технологий в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в образовательных учреждениях г Горно-Алтайска. На основе физического развития и уровня тревожности показана продуктивность здоровьесберегающих технологий, реализуемых в начальном общем образовании. На примере анализа соответствий построена модель ведущих факторов, отражающих специфику формирования здоровья младших школьников. Предложена схема организации взаимодействия всех участников образовательного процесса по вопросам сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, начальное общее образование, физическое развитие, уровень тревожности.

Как известно, еще в детстве начинают закладываться важнейшие компоненты здоровья, особенно на различных этапах школьного образования, через обобщенную систему информации о здоровом образе жизни, факторах, которые оказывают отрицательное влияние или же, напротив, способствуют укреплению здоровья.

В настоящее время во всех учебных заведениях введен Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором одно из ведущих мест занимает здоровьесберегающая работа, направленная на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. В данном документе, а именно в «ФГОС начального общего образования, в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» [1] четко сформулированы требования к деятельности по сбережению здоровья обучающихся.

В этом контексте существует проблема создания и организации такого образовательного пространства, которое будет направлено на обучение и воспитание обучающихся, не связанное с ущербом для здоровья. Одним из путей достижения указанного образовательного результата будет являться «эффективное использование здоровьесберегающих технологий и их методов в учебно-воспитательном процессе».

Исходя из этого, целью аудита явилось выяснение организации работы начального общего образования по вопросам сохранения и укрепления здоровья младших школьников, а также использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательной деятельности.

На первом этапе проанализированы программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни некоторых школ г. Горно-Алтайска на предмет использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Все выбранные общеобразовательные учреждения относились к разным видам образовательных организаций, так как «школы

значительно отличаются одна от другой способами организации деятельности, средствами решения поставленных задач» [2].

Вместе с тем по результатам аудита выявлено, что в образовательных организациях разного вида проводится ряд общих мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья детей. К ним относятся:

1) соответствие санитарным и гигиеническим требованиям кабинетов и других помещений образовательного учреждения;

2) наличие столовой, обеспечивающей горячие завтраки и обеды как во время урочной, так и внеурочной работы;

3) наличие спортивного зала и спортивной площадки, имеющих необходимое оборудование и инвентарь (лыжи, мячи и др.);

4) работа медицинского кабинета, которая заключается в распределении обучающихся по группам здоровья, проведение профилактических прививок, оказание первой медицинской помощи.

В изучаемых школах очень хорошо организована физкультурно-оздоровительная работа. Обобщив эту деятельность, мы выделили мероприятия, направленные на обеспечение нормального физического развития и двигательной активности (табл. 1), которые являются основными во всех исследуемых образовательных организациях.

Кроме того, ведется активная просветительская работа с родителями в виде лекций, бесед, консультаций, организаций круглых столов с привлечением психолога, логопеда, учителя физической культуры и медицинских работников.

Вместе с тем при выделенных общих направлениях работы по здоро-вьесбережению в каждой школе имеются свои особенности, так, например, работают программы «Школа здоровья», «Школа 21 века», «Школа России», в летнее время работает спортивно-оздоровительный лагерь «Крепыши», разработаны

Таблица 1

Мероприятия, направленные на обеспечение нормального физического развития и двигательной активности

Из этого следует предположить, что ведущие факторы, в той или иной степени каботкющте на мнучшенае здрривьодетей, оКучающохсявре2вом клак-се, в корне отличаются от набора ведущих факторов для детей третьего класса. Исви в пертом кльссб Щкзксеское развитикипредолсет пвлкжендеммдиц инквов группы для ребенка, то уже для третьего класса - это группа факторов, включа-ющия куроаенкиревожннсти.з мавериаоьное положение семьи, и социальный статус.

Из эиоговыоекаит, чтоесли педавогибкскае сркбннстве посимве«нндч«ти9 ведущих факторов и возможность их своевременного выявления, то оно имеет

У^^^ь^хр^^^И^^^ьц^ь^РинСт^^ИИнт, п^^^с^-ляЮЩ^й! вКвиРмя пКНв2дитР кИ«реКцКЮ

программы улучшения здоровья в образовательной среде.

Как отмечалось выше, в общеобразовательных учреждениях на достаточно хорошем уровне реализуются физкультурно-оздоровительные технологии.

Физическое воспитание обучающихся Оздоровительные физкультурные скрса^ятит

Уроки физической культуры День здоровья

Физкультурные минутки во время уроков общеобразовательного цикла Спортивные праздники, викторины

Подвижные игры на переменах Спортивные секции

Классные часы, беседы по здоровому образу жизни Спортивные соревнования

образовательные курсы «Полезные привычки», «Здоровое питание», «Путешествие по тропе здоровья». Также внедряются элементы здоровьесберегающих технологий в ходе уроков общеобразовательного цикла: русского языка (например, положение тетради, книги, правильной осанки), литературного чтения (например, обсуждение пословиц о здоровье), окружающего мира (например, при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья» младшие школьники знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими характеристиками).

Таким образом, исходя из представленных программ, в общеобразовательных учреждениях применяют разнообразные методы здоровьесберегающих технологий.

Чтобы проследить эффективность здоровьесберегающих технологий, вторым этапом был проведен мониторинг физического здоровья и уровня тревожности.

Мониторинг проводился один раз в год в 1, во 2 и 3 классах в течение трех лет на одной и той же исследуемой группе, состав которой оставался неизменным (25 человек).

Из медицинских карт по результатам диспансеризации выбирались параметры, характеризующие физическое состояние ребенка (масса тела, длина тела, группы здоровья, медицинские группы для занятий физической культурой). На основании полученных данных был определен уровень физического развития с помощью региональных стандартов [3].

При этом было обнаружено, что в медицинских картах нет отметки о хронических заболеваниях обучающихся. Ко всему прочему классные руководители вели так называемый листок здоровья, однако он оказался не информативен, по нему невозможно определить состояние здоровья школьника.

Мониторинг психологического здоровья включал выявление уровня трево-жностиспомощьюметода Р. Темм л, М. Дорки, В. Амен «Выберинужноелицо». Кроме того, проводился сбор данных по социальному статусуобучающихся.

Все солученныедлнные подле|сглисьстатистичоскоб обуоботке методчм лналлал солылнесткий[Д].

Построеообя нообпульнатаА тн асизамеаель лтдажаеп наличие оедущих факторов, соответствующих психологическим, физическим возмождостам рзаей сы^ппамизд оровья, материальным и социальным статусо мсемьб(рис.1).

Измадоаи вид но, что есве купнлсте пелемннных оорс донталинрй оси отр а-жаетсссиальстимдАрАвьеАлилаеерАеонную еапренлентолоь. Т то нремя кам вертикальную ось с некоторым допущением можно оКузсачить кав «2едииино-ориенттрованкаи».

Идхооииы нолуеенныхрезольтаоод,утообв ится оосерднб1м, сно ии бсего набора переменных участвующих в муниторинге на различных этапах убучения выделяются лишь те из них, ксторые являются ведущими пс свсей значимусти.

4

16 28

4 36

4

4

80 им 68

1 класс

2 класс

3 класс

Низкий гармоничный Нижесреднего гармоничный

Низкий дисгармоничный Ниже среднего дисгармоничный

2ис. 2. Диса мива умюмся Дизичеамргииезтитив улуир их шкрдькскдв г Горно-Алтайска (%)

Вместе с тем, сравнив в динамике изменения уровня физического развития Кр и ч.С),мывнбУм,мто нмзкчЧга рмргичныИ ччиве н бфбзитасксгосазсбт ия детеТ ие еив т^ид д умтнгдерию

Одуако прмсиженимне ксмпснчируевсячереходрммосeЙу1((бсгвю, Вносом фбззтбсуг дасбит2. гм2пми, оирсдкбирт^н тим юамса уиучшенге рбу зического развития. Процент детей с низким уровнем физического развития на тротяжммии срьх ленсСуч е^вяп^^г^^в^сму обсавбсскомнтсстечьнбсысоки ы.

Кроме того, на протяжении трех лет обучения не изменился процент детей б утскум щютне« 29Cгaуыбlкиинсоти фирмчесмосс куисмнья и по-пкедкему дс«м-

Рис. 1. Факторное пространство, образованное первой и второй координатой по совокупностиисследуемыхпризнаков

1 класс 2 класс 3 класс

■ Уровень тревожности {низкий) ■ Уровень тревожности (высокий)

Рис. 3. Динамика уровня тревожности младших школьников г Горно-Алтайска(%)

вался на уровне 4%. Вероятно, применение указанных выше здоровьесберегающих технологий не приводит к положительным результатам. При этом медицинский работник, проводя антропометрические измерения детей и в дальнейшем дающий оценку физического развития, не взаимодействует с учителем физической культуры в вопросах, связанных с коррекцией физического развития детей.

Следующим индикатором аудита послужила оценка одного из критериев психологического здоровья - уровень тревожности. На рис. 3 представлена динамика данного параметра, где четко видно его увеличение во 2 классе на 24% по сравнению с 1 классом. И только в третьем классе наблюдается тенденция к снижению, но при этом процент школьников с высоким уровнем все же присутствует.

Как уже отмечалось выше, из анализа соответствий видно, что дети с высоким уровнем тревожности дисгармоничны и соответствуют низкому или ниже среднего уровню физического развития. В результате можно сделать вывод о том, что в данном классе работа по коррекции уровня тревожности проводится недостаточно, хотя психолог ведет тренинговые занятия на основе программы, рассчитанной на 10 часов (1 час в неделю). Программа содержит упражнения, направленные на повышение коммуникативной культуры в детской тренинговой

группе; развитие эмоциональной сферы, развитие индивидуальности и взаимоуважения.

Как известно, психологически здоровый ребенок более успешно адаптируется в социальной среде. Поэтому педагогам необходимо иметь сведения о социальном здоровье обучающихся. В исследуемом классе такая работа ведется педагогом и составляется социальный паспорт, который дает полную характеристику каждого ребенка и позволяет учителю грамотно выстраивать отношения со своим учеником.

Анализ социального паспорта показал, что 12% детей из неполных (воспитывает мать) семей, 48% - из полных и 40% - из полных многодетных семей, при этом последние имеют III группу здоровья. В целом по всем группам материально-бытовые условия оцениваются как удовлетворительные.

Вышесказанное свидетельствует о том, что «деятельность всех педагогов направлена на повышение достижение целей в области здоровьесбережения и качества образования, но при этом нет общей стратегии и тактики, слаженности и взаимодействия» [5]. Диагностика состояния здоровья обучающихся зачастую возлагается в большей степени на классного руководителя, учителя физической

Рис.4. Схемавзаимодействия участниковобразовательногопроцесса по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся

культуры и психолога. Это приводит к тому, что не всегда удается вовремя выявить отклонения в физическом и психологическом здоровье детей и осуществить коррекцию. Это указывает на то, что необходим координатор здоровья. В связи с вышесказанным мы предлагаем траекторию взаимодействия между участниками образовательного процесса (рис. 4). Исходя из предложенной схемы, видно, что на каждого участника возлагаются огромные задачи по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. И для эффективной работы нужен специалист, который бы направлял, консультировал и контролировал реализацию программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и осуществлял регулярную диагностику состояния здоровья обучающихся, анализировал качество проделанной работы. Кроме того, взаимодействовал бы с руководством образовательного учреждения.

Библиографический список

Таким образом, в начальном звене исследуемых общеобразовательных учреждений г. Горно-Алтайска приоритетным являются физкультурно-оздоровительные технологии.

Показатели физического здоровья и уровня тревожности, не имеющие положительной динамики, свидетельствуют о неэффективном использовании методов здоровьесбережения в образовательном процессе. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья младших школьников в большей степени носят формальный характер.

Для обеспечения эффективной деятельности всех участников образовательного процесса необходим координатор здоровья, работа которого будет направлена на решение и достижение результата по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г № 373. Available at: http://legalacts.ru

2. Ковылева Ю.Э. Построение образовательной среды современной школы. Актуальные задачи педагогики: материалы V Международной научной конференции. Чита: Молодой ученый, 2014: 117 - 119. Available at: http:// moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/

3. Воронков Е.Г, Воронкова Е.Г., Велиляева Э.С., Лямкин А.Н., Потешкина И.В., Ярославцева М.В. Стандарты физического развития для детского, подросткового и юношеского этапов онтогенеза Республики Алтай: методические рекомендации. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ 2015.

4. Халафян А.А. STATISTICA 6. Статистический анализ данных. Москва: ООО «Бином-Пресс», 2007.

5. Улановская И.М., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? Вопросы психологии. 1998; № 6: 12 - 14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya (FGOS NOO), utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373. Available at: http://legalacts.ru

2. Kovyleva Yu.'E. Postroenie obrazovatel'noj sredy sovremennoj shkoly. Aktual'nye zadachipedagogiki: materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chita: Molodoj uchenyj, 2014: 117 - 119. Available at: http:// moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/

3. Voronkov E.G., Voronkova E.G., Velilyaeva 'E.S., Lyamkin A.N., Poteshkina I.V., Yaroslavceva M.V. Standarty fizicheskogorazvitiya dlya detskogo, podrostkovogoiyunosheskogo 'etapov ontogeneza RespublikiAltaj: metodicheskie rekomendacii. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2015.

4. Halafyan A.A. STATISTICA 6. Statisticheskij analiz dannyh. Moskva: OOO «Binom-Press», 2007.

5. Ulanovskaya I.M., Polivanova N.I., Ermakova I.V. Chto takoe obrazovatel'naya sreda shkoly i kak ee vyyavit'? Voprosypsihologii. 1998; № 6: 12 - 14.

Статья поступила в редакцию 06.10.20

УДК 378.147

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patlmat.kamus@mail.ru

Radzhabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Khairullaeva А2, senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

IMPLEMENTATION OF PROJECT TECHNOLOGY CAPABILITIES IN THE DEVELOPMENT OF UNIVERSAL COMPETENCIES FOR STUDENTS. In the article, based on numerous studies of psychological, pedagogical and methodological literature, practical experience of organizing students' training by means of project-research activities, topical issues of forming universal competencies in students through the implementation of project-based learning ideas are considered. The article describes some interactive methods for solving problems of project-based training of students; describes the possibilities of special training courses in teaching students by the project method. In addition, some attention is paid to the main features of forming future specialists' universal competencies process and its connection with the design of the "ideal" specialist model and its implementation.

Key words: higher school student, higher school teacher, project method, project activity, project training, project algorithm, universal competence.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus@mail.ru

А.З. Хайрулаева, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

В данной статье, опираясь на многочисленные исследования психолого-педагогической и методической литературы, практический опыт организации обучения студентов средствами проектно-исследовательской деятельности, авторы рассмотрели актуальные вопросы формирования универсальных компетенций у студентов посредством реализации идей проектного обучения. В статье описаны отдельные интерактивные приемы решения задач проектного обучения студентов; охарактеризованы возможности специальных учебных курсов в обучении студентов методом проектов. Кроме того, определённое внимание уделяется ключевым особенностям процесса формирования у будущих специалистов универсальных компетенций и его связи с проектированием «идеальной» модели специалиста, её реализацией.

Ключевые слова: студент, преподаватель, метод проектов, проектная деятельность, проектное обучение, алгоритм проекта, универсальная компетентность.

В условиях реализации стандартов нового поколения одним из главных компонентов процесса становления будущего специалиста является формирование универсальной компетентности. Процесс овладения универсальными компетенциями, в свою очередь, требует целенаправленной педагогической деятельности по проектированию «идеальной» модели специалиста и тактик её реализации, отражающих единство условий, методов, приёмов и средств их достижения. Формирование универсальных навыков должно происходить в системном подходе к изучению всех дисциплин в период обучения в вузе. Оно требует создания условий для осознания студентами необходимости развития соответствующих компетенций и формирования качеств, необходимых для успешного овладения профессией [1; 2].

При этом одной из основных составляющих формирования универсальных компетенций будущих специалистов является форма позитивной активности, направленная на разрешение проблемных ситуаций. Формированию же соответствующих навыков и умений может в значительной степени способствовать активное использование проектных технологий в образовательном процессе.

Прежде чем приступить к рассмотрению роли метода проектов в подготовке будущих специалистов, следует дать определение основным понятиям, касающимся данного предмета (табл. 1).

В педагогической практике использование метода проектов способствует целенаправленному решению задач индивидуально-ориентированного образования. Его эффективность обусловлена наличием у учащихся определённой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.