УДК 796.01 ББК 75.110 П 64
A.B. Шаповалов
Соискатель кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
И.К. Гунажоков
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
С.А. Хазова
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
С.Н. Бегидова
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
( Рецензирована )
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации здоровьесберегающей деятельности образовательной организации. В ней обоснована необходимость поиска новых способов организации здоровьесбережения младших школьников. Определены ключевые условия здоровьесберегающей организации педагогического процесса в школе. Охарактеризован потенциал физического воспитания в данной деятельности. Приведены основные направления использования средств физического воспитания для сохранения здоровья учащихся. Предложены структурная и содержательная инновации в организацию физического воспитания младших школьников.
Ключевые слова: здоровье младших школьников, здоровьесбережение учащихся, физическое воспитание, здоровьесберегающая педагогическая деятельность.
А.У. Shapovalov
Applicant of Department of the Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Culture and Judo of the Adyghe State University; E-mail: [email protected]
I.K. Gunazhokov
Candidate of Science in Education, Professor of Department of the Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Culture and Judo of the Adyghe State University; E-mail: [email protected]
S.A. Khazova
Doctor of Science in Education, Professor of Department of the Theoretical
Bases of Physical Training, Institute of Physical Culture and Judo of the
Adyghe State University; E-mail: [email protected]
S.N. Begidova
Doctor of Science in Education, Professor, Head of the Department of Social
Work and Tourism of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe
State University; E-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL AND CONTENT BASES OF IMPROVING HEALTH CARE ACTIVITY AT THE COMPREHENSIVE INSTITUTION
Abstract. The paper is dedicated to the organization of health care activity of the educational institution. The work proves that it is necessary to search for new ways of the organization of a health care of younger school students. Key conditions of the health care organization of pedagogical process at school are defined. Potentialities of physical training in this activity are characterized. The main directions of making use of means of physical training to preserve school students' health are given. Structural and content innovations in the organization of physical training of younger school students are offered.
Keywords: health of younger school students, health care of school students, physical training, health care pedagogical activity.
Приоритетной задачей нового этапа реформы системы образования необходимо считать сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятий ценности здоровья и здорового образа жизни [1-3 и др.]. Однако именно перестройка системы образования, по мнению многих специалистов, является одной из основных причин ухудшения состояния здоровья детей школьного возраста [1; 4; 5 и др.].
Ухудшение состояния здоровья детей и подростков возникает почти одновременно с началом массового обучения. Об усугубляющем влиянии учебного процесса на состояние здоровья школьников свидетельствуют многочисленные исследования разных лет [2; 6; 7 и др.]; такая же тенденция сохраняется и на сегодняшний день [8 и др.].
Ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста - результат длительного неблагоприятного воздействия не только социально-экономических, но и ряда педагогических факторов, таких как интенсификация учебного процесса;
раннее начало дошкольного систематического обучения; несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса; провалы в существующей системе физического воспитания; частичное разрушение служб школьного врачебного контроля. Помимо перечисленных, практически все специалисты называют одним из факторов сложившейся ситуации дефицит двигательной активности, особенно пагубно сказывающийся на здоровье детей младшего школьного возраста [1; 2; 4; 9; 10 и др.]. Проблема усугубляется еще тем, что зачастую не соблюдаются элементарные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса детей в общеобразовательных учреждениях.
На сегодняшний день существует множество научно-практических рекомендаций по повышению уровня двигательной активности школьников, однако на практике по различным причинам подавляющее большинство из них остаются нереализованными. Для основной
массы детей и подростков главным местом получения определенных объемов двигательной активности продолжает оставаться школьный урок физической культуры [1; 2; 4; 11 и др.].
Таким образом, в настоящее время в педагогической науке сложилась ситуация, порождающая научную проблему, как объективное противоречие между общественной потребностью в совершенствовании содержания здоровьесберегающей педагогической деятельности за счет широкого использования средств физического воспитания и недостаточной разработанностью теоретических и методических подходов, основывающихся, в первую очередь, на оптимизации двигательной активности школьников в общеобразовательном процессе. Это определяет актуальность выявления содержания деятельности общеобразовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья детей младшего школьного возраста, а также определения организационно-методических основ этой деятельности.
Результаты проведенного анализа научной литературы по теме исследования, практики организации здоровьесбережения детей младшего школьного возраста и организации физического воспитания в общеобразовательной организации, мониторингов состояния здоровья и физической подготовленности младших школьников позволили заключить, что модернизация образовательного процесса в общеобразовательной школе, здо-ровьесберегающая направленность проводимой реформы возможны лишь в том случае, если:
- процесс обучения строится в соответствии с гигиеническими критериями здоровьесберегающих педагогических технологий, с принципом природосообразности (развивая наследственные позитивные задатки и осуществляя коррекцию негативных);
- научно-методическое обеспечение образовательного процесса включает в себя изучение закономерностей формирования здоровья детей в современных условиях, а также совершенствование критериев и подходов к оценке составления здоровья на индивидуальном и по-пуляционном уровнях;
- физкультурно-оздоровительные занятия и мероприятия в режиме учебного дня используются как средства повышения повседневной двигательной активности детей младшего школьного возраста;
- управление образовательным процессом и процессом физического воспитания строится на основе сведений о физическом состоянии детей, полученных в результате врачебно-педагогического контроля;
- будет обеспечено оперативное реагирование на происходящие в процессе учебы изменения в состоянии здоровья ребенка;
- управление процессами физического развития и физической подготовленности школьников осуществляется на основе знаний и представлений об онтогенезе, о закономерностях физического развития и функционального состояния, теории критических периодов формирования двигательных качеств и влияния физических упражнений на физическое состояние детей;
- принципами организационной стратегии в сфере физкультурного воспитания станут адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию человека, гармонизация и оптимизация физической тренировки, свобода выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями, что и составляет идеологию личностно-ориентированного образования [12; 13 и др.].
Вышеперечисленное позволяет утверждать, что организация учебно-воспитательного процесса, направленного на здоровьесбережение учащихся младших классов, должна
опираться на широкое использование средств физического воспитания и в связи с этим представлять собой совокупность взаимосвязанных изменений в образовательном процессе, направленных на:
- улучшение санитарно-гигиенических условий и возможностей для оптимизации двигательной активности учащихся как в рамках регламентированных занятий физическими упражнениями, так и в рамках общеобразовательного процесса в целом;
- построение учебного процесса, обеспечивающего повышение двигательной активности учащихся как фактора ослабления негативного влияния интенсивной и статической нагрузок, поддержания необходимого уровня работоспособности обучающихся;
- обогащение содержания урочных и внеурочных форм организации занятий физическими упражнениями, в том числе занятий на факультативной основе;
- широкое применение дифференцированного и индивидуального подходов к подбору средств и методов (в том числе корригирующих упражнений) для каждого ребенка с ослабленным здоровьем на основе учета вида заболевания, мор-фофункциональных показателей и физической подготовленности;
- наполнение общеобразовательных дисциплин здоровьесберегаю-щим содержанием.
По нашему мнению, эффективность здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса младших школьников на основе широкого использования средств физического воспитания обеспечивают следующие условия:
- освоение руководителями образовательной организации, учителями начальных классов и родителями закономерностей физического воспитания и основ педагогики здоровьесбережения;
- создание в школе инициативных групп и поиск инициаторами
своих сторонников среди педагогов, учащихся, родителей;
- создание «школьного совета», чья функция будет связана с управленческой деятельностью школьной администрации, направленной на оптимизацию учебной нагрузки и двигательной активности учащихся (с обязательным включением в данный совет учителей физической культуры и школьных медицинских работников);
- установление взаимодействия школы со службами и учреждениями здравоохранения, физической культуры и спорта с целью проведения более качественного мониторинга состояния здоровья детей, их физического развития и физической подготовленности.
В качестве организационно-управленческой структуры, обеспечивающей комплексную реализацию вышеназванных условий, целесообразно создание Школьного Совета содействия здоровью (далее Совет), в состав которого войдут директор школы (руководитель Совета), учителя начальных классов, учителя физической культуры, медицинский работник школы, члены родительского комитета. Целью работы Совета является сохранение и укрепление здоровья учащихся младшего школьного возраста; в число основных задач входят следующие:
1) минимизация школьных факторов риска по отношению к здоровью детей;
2) обеспечение условий здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса в целом;
3) широкое использование разнообразных средств физического воспитания и форм организации занятий физическими упражнениями;
4) создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах здоровьесбережения учащихся;
5) построение учебного процесса, направленного на повышение двигательной активности детей;
6) налаживание эффективного сотрудничества и взаимодействия школы с представителями других ведомств, работающих в области охраны и укрепления здоровья.
Функционирование Совета основывается на основных положениях концепции формирования здорового образа жизни, определяющих соответственно направления здоровьесберегающей деятельности:
1. Уменьшение влияния факторов окружающей среды, способных оказывать негативное воздействие на состояние здоровья учащихся (экологические, экономические, социальные и т.п.).
2. Нормализация факторов окружающей среды - состояние зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных норм и правил.
3. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся.
4. Рациональная организация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы -двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физической культуры, динамические перемены, активные паузы в режиме дня, в том числе и во время общеобразовательных уроков, а также спортивно-массовую работу.
5. Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни [14; 15].
Как показал анализ здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения, одной из основных проблем является раз-балансирование внутришкольных связей отдельных направлений здоровьесберегающей деятельности. В связи с этим работа Совета должна быть направлена, в первую очередь, на укрепление внутришкольных связей между здоровьесберегаю-щими аспектами учебного процесса, физкул ьтурно -оздоровительной, спортивной, профилактической работой с учащимися, на укрепление внешних связей и отношений с представителями других ведомств (здравоохранения, спорта, культуры и др.), которые, так или иначе, работают в области охраны и укрепления здоровья.
Мы предполагаем, что организация учебно-воспитательного процесса в школе на основе совершенствования здоровьесберегающей педагогической деятельности за счет широкого и разнообразного использования средств физического воспитания приведет к позитивным изменениям в структуре заболеваемости младших школьников, их физического развития и физической подготовленности и в целом позволит изменить тенденцию, характеризующуюся ухудшением состояния здоровья детей младшего школьного возраста за период их обучения в начальной школе.
Примечания:
1. Виленская Т.Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 2006. 45 с.
2. Левченко В.Г. Медико-биологические основы дифференцированного подхода в физическом воспитании школьников. Майкоп: Изд-во АГУ, 2002. 144 с.
3. Хазова С.А., Бгуашев A.B., Гунажоков И.К. Физическая культура, здоровье и конкурентоспособность личности: постановка проблемы // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития: материалы IV Междунар. электрон, науч.-практ. конф., 23-24 мая 2014 г. Красноярск, 2014. С. 155-157/ URL: http://www.sibsau.
ru/index.php/naukai-innovatsii/nauchnye-meropriyatiya/materialy-nauchnykh-meropriyatij.
4. Кучма В.Р. Реформирование российской школы: гигиенические проблемы и пути решения // Здоровье и образование в XXI веке: материалы межрегион, науч.-практ. конф. Майкоп: Изд-во АГУ, 2005.
5. Степанова М.И., Александрова И.Э., Седова А.С. Трудность школьных учебных предметов как гигиеническая проблема // Здоровье и образование в XXI веке: материалы межрегион, науч.-практ. конф. Майкоп: Изд-во АГУ, 2005.
6. Примечательные особенности физического развития школьников ряда школ г. Москвы 60-80-х и 90-х годов / М.В. Антропова [и др.] // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: тез. докл. IV научн.-практич. конф. Коломна, 1994. С. 4-6.
7. Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., Степанова М.И. К вопросу о гигиенической экспертизе здоровьесберегающих педагогических технологий. М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. С. 200-205.
8. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева JI.M. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: Руководство для врачей. М.: Издат. Дом «Династия», 2004. 168 с.
9. Виленский М.Я., Литвинов Е.М. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки // Физическая культура в школе. 1990. № 12. С. 2-7.
10. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры личности. М., 1994.
11. Яруллин Р.Х. От содержания программы по предмету «Физическая культура» к организации процесса образования школьников по физической культуре // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 12-18.
12. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988.
13. Османов Р.З., Гунажоков И.К. Принципы построения процесса физического воспитания в общеобразовательной школе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2013. Вып. 2. С. 128-134.
14. Концепция формирования здорового образа жизни / В.И. Бондин [и др.] // Инновационные технологии использования средств физической культуры, спорта и туризма как фактора государственной социальной политики: материалы междунар. научн.-практич. конф. Ростов н/Д, 2002. С. 64-67.
15. Дёмкина Е.В. Современные подходы к профессиональному воспитанию личности будущего специалиста в условиях образовательного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2011. № 3(84). С. 35-41.
References:
1. Vilenskaya Т.Е. Theory and technology of health saving in the process of physical education of primary school children: Diss, abstract for the Dr. of Pedagogy degree. Krasnodar, 2006. 45 pp.
2. Levchenko V.G. Medical and biological basis of the differentiated approach in physical training of schoolchildren. Maikop: ASU Publishing house, 2002. 144 pp.
3. Khazova S.A., Bguashev A.B., Gunazhokov I.K. Physical education, health and competitiveness of the individual: problem statement // Physical education, sports, physical rehabilitation and recreation: problems and prospects of development: proceedings of the IV International electron. Scient. and pract. conf., 23-24 May 2014. Krasnoyarsk, 2014. P. 155-157 / URL: http://www.sibsau.ru/index.php/ naukai-innovatsii/nauchnye-meropriyatiya/materialy-nauchnykh-meropriyatij.
4. Kuchma V.R. Reforming of the Russian school: hygiene problems and solutions // Health and Education in the XXI century: proceedings of the Interregional scient. and pract. conf. Maikop: ASU Publishing house, 2005.
5. Stepanova M.I., Alexandrova I.E., Sedova A.S. The difficulty of school subjects as a hygienic problem // Health and Education in the XXI century: proceedings of the Interregional scient. and pract. conf. Maikop: ASU Publishing house, 2005.
6. Notable features of physical development of pupils of some schools in Moscow of the 60-80s and 90s / M.V. Antropova [et al] // A person, health, physical culture and sport in the changing world: theses of reports of the IV scient. and pract. conf. Kolomna, 1994, P. 4-6.
7. Kuchma V.R., Kuindzhi N.N., Stepanova M.I. On the issue of hygienic examination of health-saving educational technologies. M.: Publishing House of the Scientific Center of Children's Health of RAMS, 2001, P. 200-205.
8. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Assessment of children and teenagers' health at preventive medical examinations: a guide for physicians. M.: The Dynasty publishing house, 2004. 168 pp.
9. Vilensky M.Ya., Litvinov E.M. Physical education of schoolchildren: problems of reconstruction // Physical education at school. 1990. No. 12. P. 2-7.
10. Lubysheva L.I. The concept of formation of person's physical culture. M., 1994.
11. Yarullin P.Kh. From the content of the program to the subject of Physical culture in the organization of the process of schoolchildren's eduction in physical training // Physical culture: education, teaching and training. 2001. No. 3. P. 12-18.
12. Balsevich V.K. Physical culture for all and for each. M.: FiS, 1988.
13. Osmanov R.Z., Gunazhokov I.K. The principles of building the process of physical training at comprehensive school // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2013. Iss. 2, P. 128-134.
14. The concept of formation of a healthy lifestyle / V.I. Bondin [et al] // Innovative technologies of use of physical culture, sports and tourism means as a factor of state social policy: proceedings of the international scient. and pract. conf. Rostov-on-Don, 2002, P. 64-67.
15. Demkina E.V. Contemporary approaches to the professional education of the future expert in the conditions of education process // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. No. 3 (84). P. 35-41.