Научная статья на тему 'О вопросах формирования готовности будущего педагога к обеспечению прав ребенка в общеобразовательной школе'

О вопросах формирования готовности будущего педагога к обеспечению прав ребенка в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
права ребенка / правовая компетентность / права человека / формирование готовности будущего педагога / гражданская позиция. / children’s rights / legal competence / human rights / formation of readiness of future teacher / civil position

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П. Д. Гаджиева, Геназ С. -Х. Дудаев, Н. К. Серкерова

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы, практического опыта деятельности рассмотрены актуальные вопросы значимости проблемы обеспечения прав ребенка в условиях образовательного пространства школы. В статье описаны теоретические основы формирования готовности будущего педагога к реализации идей, провозглашенных Конвенцией ООН о правах ребенка, в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы; определены особенности развития правовой компетентности будущего педагога. Подготовка студента – будущего педагога к социально-правовой защите детства предполагает обеспечение его профессиональной и личностной готовности к созданию системы социально-правовой защиты детства, интегрирующей совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм и методов социально-правовой защиты детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUES OF FORMING A FUTURE TEACHER’S READINESS TO ENSURE THE RIGHTS OF THE CHILD IN A SECONDARY SCHOOL

In this article, based on the analysis of psychological and pedagogical literature, practical experience of activity, topical issues about the importance of the problem of ensuring the rights of the child in the conditions of the educational space of the school are considered. The article describes the theoretical foundations of the formation of future teachers’ readiness to implement the ideas proclaimed by the UN. Convention on the rights of the child in the educational process of a secondary school; the features of the development of the future teachers’ legal competence are defined. Training a student for the social and legal protection of childhood involves ensuring his professional and personal readiness to create a system of social and legal protection of childhood, integrating a set of basic directions and principles, subjects and objects, forms and methods of social and legal protection of childhood.

Текст научной работы на тему «О вопросах формирования готовности будущего педагога к обеспечению прав ребенка в общеобразовательной школе»

низацией. Выделение данной линии обусловливается приоритетным вниманием к принципу демократизации образования, занимающему ведущее место в практике современной школы. Здесь определяются такие содержательные единицы, которые находят выражение в понимании студентами своей роли в управлении школой, готовности к осуществлению управленческих функций. Обладание такими качествами дает будущему педагогу дополнительные конкурентные преимущества в предстоящей профессиональной деятельности.

Наконец, пятый содержательный аспект связывается с нравственно-этическими вопросами реализации правовых норм. Здесь нами предусматривается изучение студентами важной проблемы соотношения норм права и профессиональной деятельности педагога. Важное место здесь уделяется таким содержательным линиям, которые относятся к формированию у будущих учителей антикоррупционного сознания и поведения. Подобная тематика, по мнению многих специалистов, является весьма актуальной и важной с точки зрения обогащения профессионального и личностного мировоззрения будущего педагога. При этом, как показывает практика, такие вопросы требуют серьезного обсуждения и профессиональных комментариев специалистов в области права. Более того, они вызывают живой и профессиональный интерес в студенческой аудитории. Наличие такого интереса, по нашему мнению, является важным шагом в направлении формирования у студентов ценностного отношения к правовых нормам.

Итак, выделенные содержательные аспекты формирования ценностного отношения к правовым нормам у студентов педагогического университета могут быть интегрированы в содержательной части дисциплины по выбору. В нашем исследовании речь идет о дисциплине «Правовые нормы в профессиональной деятельности педагога современной общеобразовательной организации», трудоемкость которой составляет 72 часа. Логика реализации дисциплины по выбору предполагает интеграцию теоретических представлений студентов в области правовых норм в образовательной сфере и приобретение опыта правоприменительной деятельности. Основными педагогическими методами, обеспечивающими такую интеграцию, являются дискуссии, обсуждение, выполнение проектных работ.

Тематика образовательных проектов является обширной и опирается на выделенные содержательные аспекты. Укажем темы проектных работ, к которым чаще всего обращались студенты Чеченского педагогического университета, на базе которого проходила апробация дисциплины по выбору «Правовые нормы в профессиональной деятельности педагога современной общеобразовательной организации»:

- Современные правовые основания организации и проведения аттестации педагогических работников общеобразовательных организаций.

- Антикоррупционное сознание и поведение педагога.

- Локальные нормативные акты современной общеобразовательной организации. Особенности проектирования локальных нормативных актов.

- Правовое поведение педагога во взаимодействии с детьми, предрасположенными к моделям агрессивного поведения.

- Особенности юридической ответственности современных родителей.

- Нормативные основания организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников школы.

Таким образом, информированность студентов о современных нормативно-правовых документах и умение их применять в различных условиях педагогической деятельности является важным условием повышения качества профессионального образования. При этом в современной практике профессиональной подготовки будущих учителей делается акцент на формировании ценностного отношения к правовым нормам, что определяется той ролью, которую выполняют школьные учителя в воспитании и обучении подрастающего поколения. Аксиологическая интерпретация понятия «ценностное отношение к правовым нормам» позволила определить основные содержательные линии, которые могут быть интегрированы в предметно-содержательном блоке дисциплины по выбору «Правовые нормы в профессиональной деятельности педагога современной общеобразовательной организации». Ее реализация в университетской практике заметно повышает эффективность профессиональной подготовки в части формирования у студентов педагогического университета комплекса профессионально-личностных качеств, которые могут быть описаны в терминах ценностного отношения к правовым нормам.

Библиографический список

1. Кирьякова А.В., Ольховая Т.В. Реализация аксиологического подхода в университетском образовании. Высшее образование в России. 2010; № 5: 124 - 128.

2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Гущина А.В. Аксиолого-педагогическая концепция и модель воспитания нравственности будущего учителя. Диссертация ... доктора педагогических наук. Самара, 2019.

4. Воронков С.В. Формирование правовой культуры бакалавров педагогического образования в университете. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Орел, 2013.

5. Козловцев М.П. Юридические знания как фактор развития правовой компетентности будущих педагогов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2007.

6. Кувандыков Л.З. Проблемные ситуации как фактор развития правовой компетентности будущего бакалавра педагогики. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2012.

7. Мусинов П.А. Педагогические условия формирования нравственно-правовой культуры будущего педагога в процессе вузовской подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Горно-Алтайск, 2000.

8. Сыпачева ГШ. Формирование правовой компетентности студентов педагогических направлений на интерактивной основе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пермь, 2015.

9. Шайдуров А.А. Педагогические условия развития правовой культуры будущих учителей. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2001.

References

1. Kir'yakova A.V., Ol'hovaya T.V. Realizaciya aksiologicheskogo podhoda v universitetskom obrazovanii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; № 5: 124 - 128.

2. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2003.

3. Guschina A.V. Aksiologo-pedagogicheskaya koncepciya imodel'vospitaniya nravstvennostibuduschego uchitelya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Samara, 2019.

4. Voronkov S.V. Formirovanie pravovoj kul'tury bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya v universitete. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orel, 2013.

5. Kozlovcev M.P. Yuridicheskie znaniya kak faktorrazvitiya pravovojkompetentnosti buduschih pedagogov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007.

6. Kuvandykov L.Z. Problemnye situacii kak faktor razvitiya pravovoj kompetentnosti buduschego bakalavra pedagogiki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2012.

7. Musinov P.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya nravstvenno-pravovoj kul'tury buduschego pedagoga v processe vuzovskoj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Gorno-Altajsk, 2000.

8. Sypacheva G.Sh. Formirovanie pravovoj kompetentnosti studentov pedagogicheskih napravlenij na interaktivnoj osnove. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Perm', 2015.

9. Shajdurov A.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya pravovoj kul'tury buduschih uchitelej. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2001.

Статья поступила в редакцию 01.06.20

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia)

Dudayev G.S.-H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Human Resources, Chechen State University (Grozny Russia),

E-mail: ataginec88@mail.ru

Serkerova N.K., senior teacher, Department of Musicology, Choral Conducting and Methods of Music Education, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia)

ON THE ISSUES OF FORMING A FUTURE TEACHER'S READINESS TO ENSURE THE RIGHTS OF THE CHILD IN A SECONDARY SCHOOL. In this article, based on the analysis of psychological and pedagogical literature, practical experience of activity, topical issues about the importance of the problem of ensuring the rights of the child in the conditions of the educational space of the school are considered. The article describes the theoretical foundations of the formation of future teachers' readiness to implement the ideas proclaimed by the UN. Convention on the rights of the child in the educational process of a secondary school; the features

of the development of the future teachers' legal competence are defined. Training a student for the social and legal protection of childhood involves ensuring his professional and personal readiness to create a system of social and legal protection of childhood, integrating a set of basic directions and principles, subjects and objects, forms and methods of social and legal protection of childhood.

Key words: children's rights, legal competence, human rights, formation of readiness of future teacher, civil position.

ПД. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

Геназ С.-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: ataginec88@mail.ru

Н.К. Серкерова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

О ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ РЕБЕНКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы, практического опыта деятельности рассмотрены актуальные вопросы значимости проблемы обеспечения прав ребенка в условиях образовательного пространства школы. В статье описаны теоретические основы формирования готовности будущего педагога к реализации идей, провозглашенных Конвенцией ООН о правах ребенка, в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы; определены особенности развития правовой компетентности будущего педагога. Подготовка студента - будущего педагога к социально-правовой защите детства предполагает обеспечение его профессиональной и личностной готовности к созданию системы социально-правовой защиты детства, интегрирующей совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм и методов социально-правовой защиты детства.

Ключевые слова: права ребенка, правовая компетентность, права человека, формирование готовности будущего педагога, гражданская позиция.

Одной из составляющих модернизации содержания образования является глубокое знание о правах и основных свободах человека. При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к сотрудничеству с другими людьми. С этих позиций формирование готовности студентов к обеспечению прав детей в школе как составляющей профессиональной подготовки призвано дать им четкое представление о правовом статусе субъектов образовательного процесса; навыках и технологиях деятельности по защите и обеспечению прав ребенка в условиях современной школы. [1 - 11].

Важнейшими проблемами современности, тревожащими мировое сообщество, стали проблемы реализации прав ребенка. Проблема прав ребенка актуализирована тем, что за последние годы, в пору серьезных социальных потрясений, больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Для оздоровления общепланетарной нацииО человечеству нужны нравственно и физически здоровые дети с момента рождения. В настоящее время пытаются создать условия для комплексного решения проблем несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Свидетельством этому является анализ принятых международным сообществом правовых документов:

- Декларации прав ребенка (1959 г),

- Конвенции ООН о правах ребенка (1959 г) и др.

В Российской Федерации права и достоинства ребенка защищает:

- Конституция РФ;

- Закон РФ «О защите прав детей»;

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г №273-Ф3;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2, 3].

В частности, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» требует от школы обязательного разъяснения учащимся сущности их прав и обязанностей.

В этой связи каждый учитель должен быть всесторонне компетентным в вопросах проблемы прав человека и ребенка в нашей стране. Тем самым многие исследователи констатируют, что начальным этапом в воспитании обязанности соблюдения прав человека является соответствующая подготовка учителей.

В контексте практической реализации документов, посвященным правам ребёнка в современном социуме, ведущая задача современного педагога - организовывать процесс обучения и воспитания в школе таким образом, чтобы создавать комфортное нравственно-правовое пространство, способствующее успешному развитию каждого ребенка. Именно этому будущим учителям необходимо научиться в процессе профессиональной подготовки.

Российское образование вступило в такой этап развития, когда происходят изменения ценностных ориентаций.

Поиск новых приоритетов идёт преимущественно в двух направлениях: в направлении западных ценностей и по пути развития традиционных российских ценностей.

Сегодня появились новые возможности, но в то же время стали нарастать и негативные явления, присущие западной системе ценностей, связанные с главной задачей западного мира - вырастить будущего потребителя различных ценностей. И наиболее восприимчивыми к данным ценностям оказались дети, подростки, молодёжь, являющиеся активными потребителями продуктов средств массовой информации.

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно отметить, что правовая компетентность учителя - это необходимая и обязательная составная часть профессиональной готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

При этом педагог овладевает правовой компетентностью не только для собственной личностной социальной адаптации в современном мире, а с целью использования полученного опыта правовой деятельности для оказания педагогического влияния на личность подрастающего поколения.

Тем самым педагог со сформированной правовой компетентностью может эффективно осуществлять педагогическую деятельность с учётом всех положений, связанных с охраной прав ребёнка, и при этом организовывать правовое воспитание школьников.

На основании анализа психолого-педагогической литературы, личного практического опыта отметим, что правовая компетентность учителя включает в себя следующие компоненты (табл. 1):

Таблица 1

Структура правовой компетентности учителя

№ Компоненты Содержание

1. Когнитивно-информационный Знания: - нормативно-правовой базы, - основных правовых норм функционирования общества и государства, - ведущих правовых источников

2. Операционно-действенный Умения: - выявлять правовую составляющую педагогической проблемы в процессе профессиональной деятельности, - решать нравственно-правовые проблемы в соответствии со своими личностными и профессиональными знаниями и опытом

3. Поведенческий Навыки: - регуляции личного поведения и поведения своих учеников на основе норм права, опыта предотвращения конфликтных ситуаций

Таким образом, возникает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Как отмечает В.Н. Кокорев [4], формирование готовности будущего педагога к реализации идей Конвенции ООН о правах ребенка заключается в том, что ему необходимо глубоко осмыслить нравственную, правовую и педагогическую сущность содержания той или иной статьи документа и донести ее до ума и сердца подрастающего поколения. В связи с этим перед педагогическими вузами в качестве одной из приоритетных стоит задача подготовки выпускников, способных на высоком профессиональном уровне осуществлять правовое образование молодежи.

Безусловно, педагоги, способные осуществлять правовое воспитание школьников, должны ориентироваться на формирование у учащихся правовой компетентности. На основе работ С.А. Исмаиловой и З.З. Мусакаевой [10] и др. можно отметить, что сформированная у учащихся правовая компетентность обусловливает следующее:

- активизацию гражданской позиции учащихся за счет привлечения учащихся к управлению школой через самоуправление;

- способность учащихся давать правовую оценку различным возникающим ситуациям,

- проявление способности учащихся принимать решение на основе актуализации правовых знаний и осваиваемого опыта правовых действий;

- расширение у учащихся диапазона осведомленности в сфере права человека и, в частности, ребёнка, через включение правовой информации в учебные предметы образовательной области «Обществознание», в другие учебные дисциплины, в которых могут рассматриваться правовые вопросы;

- формирование у учащихся понимания правовой ответственности и расширения круга правовых обязанностей.

В целом можно отметить, что правовая компетентность школьника-выпускника содержит следующие компоненты (табл. 2).

Деятельность современного учителя должна быть направлена на формирование данных компонентов в ходе организации учебно-воспитательного процесса.

При этом сам учитель должен обладать нравственными чертами личности и навыками гуманного отношения к учащимся. В противном случае процесс формирования правовой компетентности школьников не будет эффективным, а будет носить, скорее, декларационный характер.

Задача подготовки таких учителей возлагается на педагогические вузы страны. В Дагестанском государственном педагогическом университете подготовкой будущих учителей права занимаются факультеты права (направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование, направленность подготовки: «Право» и «Обществознание») и в качестве второй специальности - исторический (направление подготовки 44.03.05.Педагогическое образование, направленность подготовки: «Право» и «История»).

В процессе реализации прав личности ребёнка в современной школе всё ещё встречаются определённые трудности. В какой-то степени это связано с

Библиографический список

Таблица 2

Структура правовой компетентности школьника

№ Компоненты Содержание

1. Мотивационный компонент - отношения школьников к праву, закону, правам ребенка, провозглашенным Конвенцией ООН, - личная правовая позиция к поступкам сверстников, преступлениям, к правонарушителям

2. Когнитивный компонент - знание основных принципов Конвенции ООН о правах ребенка, - знание Конституции РФ, - знание основных документов о правах человека и правах ребенка, - знание прав детей, декларированных Конвенцией ООН

3. Деятельностный компонент Применение полученных правовых знаний: - в образовательном процессе, - во внеучебной работе, - в детских общественных организациях, - в проведении различных правовых акций

тем, что долгое время в России взаимоотношения педагога и ученика чаще всего строились на авторитарном отношении.

Подготовка студента - будущего педагога к социально-правовой защите детства предполагает обеспечение его профессиональной и личностной готовности к созданию системы социально-правовой защиты детства, интегрирующей совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм и методов социально-правовой защиты детства.

1. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.

2. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва, 2003.

3. Конвенция ООН о правах ребенка: опыт и перспективы реализации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2009.

4. Кокорев В.Н. Педагогические условия реализации конвенции ООН о правах ребенка в современной школе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2007.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата. Москва, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Право и образование. 2011; № 1: 55 -62.

7. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2005.

8. Гаджиева П.Д., Курбанов М.А. Правовое просвещение и правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания у подрастающего поколения. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 264 - 265.

9. Гаджиева П.Д., Курбанов М.А. Методика использования нормативно-правовых документов в повышении правовой культуры учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 276 - 277.

10. Исмаилова С.А., Мусакаева З.З. Психолого-педагогические условия реализации конвенции ООН о правах ребенка. Студенческий научный форум: материалы VIII Международной студенческой научной конференции. Available at: http://scienceforum.ru/2016/article/2016024489

11. Ахмедова Э.М., Пашина С.А. Современные образовательные технологии преподавания в вузе. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-2: 27 - 30.

References

1. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.

2. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva, 2003.

3. Konvenciya OON o pravah rebenka: opyt i perspektivy realizacii: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2009.

4. Kokorev V.N. Pedagogicheskie usloviya realizacii konvencii OON o pravah rebenka v sovremennoj shkole. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2007.

5. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva, 2015.

6. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody obucheniya v pravovom obrazovanii. Pravo i obrazovanie. 2011; № 1: 55 -62.

7. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody vpravovom obrazovanii uchaschihsya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2005.

8. Gadzhieva P.D., Kurbanov M.A. Pravovoe prosveschenie i pravovoe vospitanie kak neobhodimoe uslovie formirovaniya pravosoznaniya u podrastayuschego pokoleniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 264 - 265.

9. Gadzhieva P.D., Kurbanov M.A. Metodika ispol'zovaniya normativno-pravovyh dokumentov v povyshenii pravovoj kul'tury uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 276 - 277.

10. Ismailova S.A., Musakaeva Z.Z. Psihologo-pedagogicheskie usloviya realizacii konvencii OON o pravah rebenka. Studencheskijnauchnyjforum: materialy VIII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. Available at: http://scienceforum.ru/2016/article/2016024489

11. Ahmedova 'E.M., Pashina S.A. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii prepodavaniya v vuze. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-2: 27 - 30.

Статья поступила в редакцию 05.06.20

УДК 373

Gurov V.N., academician of the IASP, Professor, Doctor of Sciences (Pedagogy), laureate of RF Government prize in education, honored worker of higher professional education, honoured worker of education of the Russian Federation, Head of Department of Education (Ufa, Russia), E-mail: gurovvaleriy@mail.ru Islamov R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Public Administration, BSU (Ufa, Russia), E-mail: ruslan-islamov@yandex.ru Gurova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Faculty of Psychology, BSU (Ufa, Russia), E-mail: gurovvaleriy@mail.ru

PUBLIC ADMINISTRATION IN GENERAL SCHOOLS AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS. Within the framework of the network innovation cluster pedagogical laboratory, the researchers use public administration as one of the main factors for improving the quality of patriotic education of schoolchildren. For this purpose, the researchers developed a network cluster innovation project "Public-public management in an educational

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.