ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.А. Темяков, доцент, полковник ВС РФ, заместитель начальника
кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Челябинского высшего военного командного училища (военного института)
В настоящее время, когда осуществляется глубокое реформирование общественных отношений, происходит утверждение принципов социального правового государства, последовательное формирование институтов гражданского общества в жизни современной России, проблемы правового воспитания, качественного изменения его уровня приобретают характер неотложных и диктуют о необходимости принятия действенных кардинальных мер, от успешной реализации которых во многом зависит успех государственно-правового строительства в Российской Федерации.
Во все времена армия была и остается одним из важнейших социально-полити-ческих институтов, от качества функционирования которого в значительной мере зависит эффективность деятельности государства, стабильность законности и правопорядка в стране. Действующее законодательство признает военную службу особым видом федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации1.
В силу этого важнейшей проблемой в процессе выработки сознательного отношения военнослужащих Вооруженных Сил России к выполнению своих служебных обязанностей является правильное понимание сущности, принципов и основных институтов права Российской Федерации, четкое представление об осуществлении государственно-властных полномочий в соответствии с законом, умение самостоятельно ориентироваться и принимать решения в юридически значимых ситуациях, соотносить свое поведение с существующими нормами права. Все это требует определенного уровня знаний, умения и навыков приложения их к практике в деятельности военнослужащих. В связи с этим правовое воспитание военнослужащих становится важной составной частью государственной политики по формированию устойчивых политико-право-вых и социальных отношений в Вооруженных Силах.
Однако следует признать, что система правового воспитания в организациях и учреждениях Вооруженных Сил еще не сформирована, её отсутствие отрицательно сказывается на осуществлении проводимой военной реформы, состоянии законности и правопорядка. В этих кризисных условиях наблюдается рост числа преступлений и других правонарушений, в основе которых лежит не только сложная социально-экономическая, общественно-политическая и информационная обстановка, в которой, как гласит «Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»1”, осуществляется строительство и развитие Вооруженных Сил, но и во многом низкий уровень правового воспитания населения в общем, и военнослужащих, в частности.
Правовое сознание основной массы россиян, особенно молодого поколения, - указывает О.А. Долгополов, - сформировалось и формулируется в период кризиса2. А ведь не секрет, что армия состоит из довольно молодых людей. Потрясения, произошедшие в нашем обществе, привели к существенному изменению качества жизни. А.В. Бабенко, Р.В. Кравцов считают, что непосредственным результатом недостатков правового воспитания является деформация ценностных ориентиров общества. Ощущение кризиса приводит к недоверию к действующей системе права. Наблюдается негативное отношение к законам, которые не могут обеспечить правовую защищенность гражданина3.
Признание Конституцией Российской Федерации общедемократических ценностей внесло изменения как в социально-политические институты правового положения личности, так и в теорию и практику’ правового воспитания, причем современное состояние теоретических, нормативных, организационных основ или составляющих этого процесса оставляет желать лучшего. Это обусловливает необходимость проведения системных исследований проблем правового воспитания
и путей их совершенствования. Цель таких исследований - разработка моделей правового воспитания личности. Нас интересует более узкий спектр проблематики - правовое воспитание личности, обладающей статусом военнослужащего. Вопросы правового воспитания вообще и правового воспитания военнослужащих объективно соотносится как общее и частное, взаимосвязаны, взаимообусловлены и не могут ставиться и рассматриваться отдельно. Это не подлежит сомнению, в то же время объективные различия в методологических подходах к определению содержания понятий «правового воспитания» и «правового воспитания военнослужащих» существуют. Другое дело - вычленить сущностные особенности содержания правового воспитания военнослужащих, подвергнуть анализу те самые различия для решения ряда взаимосвязанных задач теоретического и эмпирического характера. Прежде всего,
- это уточнение формулировки определений ряда понятий, относящихся к предметной области исследований, анализ устоявшихся теоретических положений правового воспитания военнослужащих, изучение его состояния в современных условиях, разработка и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования правового воспитания военнослужащих с учетом тех изменений, которые происходят в стране и Вооруженных Силах России.
Разработке основ организации и управления правовым воспитанием военнослужащих, вопросов формирования их правосознания и правовой культуры, обеспечение правомерного поведения военнослужащих посвящены работы Н.В. Артамонова, Г.И. Бушуева, А.Б. Венгерова, В.В Глобы, А.С. Кобликова, В.Н. Кудрявцева, Б.Ф. Старова, В.Г. Стрекозова, Б.Н. Чичерина и других ученных. Предлагаемые многими авторами концепции правового воспитания, несмотря на весомый вклад в правовую теорию, малоприменимы в сегодняшней действительности, так как, во-первых, исходят из базового понятия «коммунистическое воспитание» и, во-вторых, не учитывают современных социальных условий.
При всем многообразии дефиниций правового воспитания, общим в них является то, что это организованный, целенаправленный и управляемый механизм правового воздействия на сознание и психологию человека. В.В. Глоба, например, считает, что правовое воспитание военнослужащих можно определить как целеустремленное, систематическое воздействие на их сознание, психологию
в целях формирования высокого правосознания, навыков и привычек активного правомерного поведения4.
О.В. Дамаскин, В.Р. Зюбин рассматривают правовое воспитание как «совокупность форм и методов, образующих в своем единстве систему воздействия на людей с целью формирования высокой правовой культуры, правового поведения, превращения правовых знаний в прочные убеждения, повышения общественной активности граждан»5. Обобщенно определяя правовое воспитание как целенаправленную деятельность по трансляции, поддержанию или возрождению правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе, мы тем самым встаем перед необходимостью более детального уяснения субъектно-объектных связей, констатируемых в данной рассматриваемой области. Очевидно признание того, - размышляет О.А. Долгополов, - что правовое воспитание есть осознанный процесс, предполагающий наличие субъекта, подвергаемого воздействию объекта и сложного комплекса обстоятельств, в которых реализуются возникающие между ними отношения6. Соответственно, определение правового воспитания требует установления связи данного понятия с другими образующими и обусловливающими его - «субъект правового воспитания», «объект правового воспитания», «правосознание», «правовая культура». В настоящее время вопрос о субъектно-объектных отношениях не нашел широкого освещения и требует большей категориальной определенности. В первую очередь субъектом правового воспитания, в том числе военнослужащих, является государство, формулирующее юридические нормы и проявляющие заинтересованность в их исполнении гражданами (военнослужащими). В.Н. Павлов, утверждая, что в современном российском обществе правовое воспитание осуществляют множество различных субъектов, относит к ним государственные органы, представляющие законодательную, исполнительную, судебную власть. Особое место среди субъектов правового воспитания он отводит общественным объединениям: партиям, профсоюзам, творческим союзам7.
Наряду с государством, О.А. Долгополов относит к реально-действующим субъектам правового воспитания ученых-правоведов8. А.Н, Бабенко, Р.В. Кравцов под субъектом правового воспитания понимают организационно-оформленные группы людей (государственные и общественные организации,
школы, ВУЗЫ и т.д.), осуществляющие целенаправленное воздействие на объект с целью достижения определенных позитивных результатов9.
Следовательно, в настоящее время круг учреждений и организаций, занимающихся правовым воспитанием, настолько широк и разнообразен, что возникает настоятельная необходимость целенаправленности и скоординированности их действий, что в значительной степени зависит от деятельности государства, и, с другой стороны - их классификации, что позволит более точно определить и разграничить формы, методы, способы их воздействия на объект.
В отличие от вышеизложенного, субъективный состав правового воспитания военнослужащих практически не определен и ждет своего исследования.
Представляется возможным определить круг субъектов правового воспитания в зависимости от направлений правового воспитания, учитывая их неразрывную связь. В соответствии с приказом МО РФ 2004 №70, представляющим Концепцию воспитания военнослужащих ВС РФ, основными направлениями правового воспитания являются: организация правовой пропаганды; повышение теоретической и методологической подготовки военнослужащих по правовым вопросам; мобилизация воинских коллективов и воинской общественности на активное участие в правовоспитательном процессе; контроль за соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики; организация правовой защиты интересов военнослужащих и членов их семей. Данный критерий не является исчерпывающим, но в определенной мере позволит назвать, обосновать и разграничить субъектный состав правового воспитания военнослужащих, приняв во внимание их специфические особенности. Итак, в качестве субъектов правового воспитания военнослужащих выступают: государство; органы местного самоуправления; средства массовой информации; семьи и близкие родственники военнослужащих; командиры и начальники всех степеней; штабы, службы, другие органы военного управления; органы воспитательной работы; воинские коллективы; органы военной ультраструктуры и военный суд; общественные организации в воинских частях. Хочется подчеркнуть, что изложенный перечень не является бесспорным или исчерпывающим. Нет сомнения, что данный состав субъектов правового воспитания военнослужащих будет подвергнут тщательно-
му анализу и исследованиям, но уже сейчас необходимо отметить, что он отличается от субъектного состава правового воспитания в целом более детальной регламентацией, нормативным регулированием деятельности и т.д. Субъекты правового воспитания военнослужащих в процессе своей деятельности решают задачи соответствующие своему уровню. В правовоспитательном процессе взаимодействие субъектов и объектов воспитания выступает как целостная система. Развертывание конструктивного правового воспитания граждан предполагает не только четкое понимание того, кто осуществляет совершенствование юридического мировоззрения людей, т.е. о субъекте этого процесса, но и правильное представление о человеке как об объекте правовоспитательного процесса. В отечественной юридической литературе существуют различные подходы в понимании объектов правового воспитания. Во-первых, объектом воспитательного воздействия считается создание и поведение личности, социальной группы10. Во-вторых, утверждается, что объектом правового воспитания выступают различные категории лиц11. Наконец, объектом правовоспитательного воздействия, его главным, «действующим» лицом является челове12.
Позиция А.И. Бабенко и Р.В. Кравцова состоит в том, что под объектом правового воспитания следует понимать различные категории граждан, а также их поведение, которое составляет качественную особенность современного общественного развития13. В целом такие утверждения верны в своей основе и их различия не являются существенными.
Что касается объектов правового воспитания в Вооруженных Силах, то ими, на наш взгляд, являются: проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы; проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы); курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий; женщины
- военнослужащие; суворовцы, нахимовцы, кадеты, воспитанники воинских частей и военных оркестров; воинские коллективы. Как видно, данная классификация не страдает отсутствием конкретности, что выгодно отличает её от объектного состава процесса правового воспитания в целом. Это в большей степени обусловлено тем, что формы и методы правового воспитания военнослужащих различаются в зависимости от объекта правовоспитательного процесса. Отдельного анализа заслуживает тезис о том, являются ли объектом правового воспитания инос-
транные граждане, имеющие статус военнослужащих, которым законодательство Российской Федерации разрешило проходить военную службу в составе Вооруженных Сил Российской Федерации14. Вынесение категории военнослужащих - иностранных граждан за пределы объектного состава правового воспитания является на наш взгляд, преждевременным и недальновидным. Говоря о связи субъекта и объекта правового воспитания, нельзя не обозначить некоторые отличительные особенности такой связи в Вооруженных Силах. Например, командиры и начальники, выступающие в роли субъектов правовоспитательного процесса, одновременно могут являться и объектами правового воспитания со стороны других начальников. Воинские коллективы также могут являться и субъектами и объектами воспитания по отношениям к различного ранга командирам и самих к себе. Неразрывная связь субъекта и объекта воспитания не говорит о том, что они полностью тождественны, равнозначны, по своему содержанию абсолютно совпадают друг с другом. Если воспитатель и воспитуемый располагают одинаковыми знаниями о праве, соответствующими изменениями его применения и осуществления в жизнедеятельности людей, то в этом случае отпадает всякая объективная необходимость в юридическом просвещении и обучении человека. В действительности воспитатель и воспитуемый характеризуются качественно различными уровнями состояниями наличной правовой культуры, т.е. далеко не всегда, учитывая качественное состояние субъектно-объектного состава правового воспитания военнослужащих, субъект воспитания обладает большими правовыми знаниями, чем воспитуемый. Говоря о том, что носителями и генераторами идей правового воспитания выступают учен-ные-правоведы, профессиональные юристы, мы констатируем, что они обладают научно обоснованной, стройной системой правовых знаний, убеждений и чувств, которыми руководствуются в своей деятельности. Эта система формируется в процессе познания правовой системы общества, сущности и роли права, специального изучения различных юридических дисциплин, в ходе практической деятельности по реализации права. Для профессионального значения субъекта характерно усвоение правовых знаний как системы, понимания взаимосвязей различных правовых норм, представление о воздействии права на общественные отношения, на мотивы поведения личности в правовой сфере. В то же время в субъектном составе пра-
вового воспитания юристы в любой организационной форме в качестве самостоятельного субъекта не выделены. Причины этого предстоит анализировать, но главное в том, что, во-первых, профессиональных юристов в Вооруженных Силах практически нет (для сравнения: в аналогичных по своему предназначению и численности личного состава воинских частях армии НАТО - до 70 юристов, в частях Вооруженных Сил Российской Федерации - 1, которого еще и реально нет), во-вторых, те немногие представители юридической профессии, которые имеются в войсках, организационно входят в состав различных штабных структур, «размыты», в соответствии с принципом единоначалия являются, по сути, «бесправными» помощниками и консультантами соответствующих командиров. В этой связи нельзя умолчать и о кризисе военно-юридического образования15. Эффективность правовоспитательной работы во многом зависит от конкретного знания объекта воздействия. «Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, - отмечал К. Маркс, - надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать»16. Необходимо учитывать характеристики объекта воспитания: социальные - происхождение, трудовые навыки, степень участия в общественной практике; демографические - возраст, уровень образования; индивидуально-психо-логические - уровень правосознания человека; волевые качества. Сложность и неоднородность объекта правовоспитательного воздействия в Вооруженных Силах можно проиллюстрировать на примере воинского коллектива любой организационно-штатной структуры. Практически только в воинском коллективе можно встретить представителей трех десятков национальностей, выходцев из всех регионов страны, лиц, имеющих высшее образование и классов пять сельской школы. Возраст военнослужащих первого звена (солдат и сержантов, как основного объекта воздействия), может варьироваться от 18 до 28 лет, не говоря уже о разном материальном достатке, социальном положении и т.д.
Намеченная субъектно-объектная схема правового воспитания нуждается также в кратком определении главных содержательных понятий процесса - категорий правосознания, правовой культуры.
Правовое воспитание теснейшим образом связано с понятием правосознания, поскольку правовое воспитание есть, по сути, воспитание правосознания. Так И.А. Ильин считал единственно верным путем ко всем реформам постепенное воспитание правосознания.
Совершенствовать право, по его мнению, не значит придумывать новые законы, а глубже и адекватнее воспитывать «верное и все более углубляющееся и крепнущее правосознание»17. С точки зрения субъектно-объектной схемы правосознание складывается в процессе нормально протекающей социализации или правовой социализации. В исследованиях В.Н. Кудрявцева и В.П. Казимирчука указывается на то, что усвоение человеком и включение их в систему внутренних регуляторов личности наиболее эффективно протекают в ходе общения и взаимодействия людей, а также в ходе выработки коллективных нормативных решений18. Процесс социализации личности включает воспитание активной социальной ответственности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны. Правосознание - сложный социальный, политический и экономический феномен. До сего дня среди ученных существуют разногласия, разные взгляды на понятие правосознание, его сущность и основные черты. Так, B.C. Нерсенянц под правосознанием понимает форму осознания права как специфического явления социальной действительности'9. По мнению же А.И. Экимова и А.А. Моисеева правосознание представляет собой «совокупность чувств, настроений, идей, представлений, взглядов и т.д. в которых выражено отношение к действующему праву, правовым явлениям, ко вновь создаваемым юридическим нормам»20. Рассматривая структуру правосознания, необходимо отметить, что она представляет собой единство двух частей: правовой психологии и правовой идеологии. Правовая психология формируется в результате повседневной практики, В эту область правосознания включаются правовые чувства, настроения, желания, привычки, характерные для личности, социальной группы или общества в целом. Правовая психология отражает эмоции людей, возникающие в правовой сфере. Для неё свойственна стихийность, связь с личными интересами и ценностями. Правовая идеология — это совокупность систематизированных теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права. В ней отражаются требования общества и социальных групп, которые предъявляются к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает боль-
шим нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности.
Правосознание военнослужащих представляет собой систему знаний, эмоционально-чувственных и волевых состояний, а также ценностных ориентаций, которая выражает отношения военнослужащих к действующему праву, законодательно закрепленным требованиям и предписаниям их служебнобоевой и общегражданской деятельности. Однако, как показывают многочисленные исследования, современное состояние правосознания военнослужащих отличается доминированием негативных, деструктивных аспектов, вызывающих деформацию его структуры, раздробленность содержания и неустойчивость тенденций функционирования. Анализ негативных аспектов правосознания военнослужащих предполагает, прежде всего, выяснение их сущности, содержания, особенности функционирования в современных условиях с использованием системы научных принципов и методов. С.М. Иншаков, говоря о личности преступника-военнослужащего, отмечает, что «личность преступника-военнослужащего как типизированное явление весьма специфична. Она существенно отличается от различных типов правонарушителей из числа гражданских лиц, значительно богаче по содержанию, ибо включает в себя многие криминогенные качества, типичные для других видов преступников, а также весьма специфические черты, характерные только лишь для военнослужащих. Причина этого заключается в том, что в личности правонарушителя - военнослужащего аккумулированы отрицательные воздействия как различных криминогенных обстоятельств, формировавших личность военнослужащего до призыва на военную службу, так и весьма специфичных армейских криминогенных условий»21. Впервые идея обусловленности противоправного поведения дефектами правового сознания личности была сформулирована И.И. Карпецом и А.Р. Ратиновым. По их мнению, одной из причин, порождающих преступление, является искажение правового сознания, «которое выражается либо в правовом инфантилизме - несформирован-ности и пробельности правосознания, либо в правовом негативизме - активной противоправной тенденции личности»22. Правовой инфантилизм является показателем недостаточной' правовой социализации индивида, т.е. неполного усвоения им правовых норм, ценностей и образов поведения в правовой среде. Обычно инфантилизм рассматривается
на уровне незнания права, что представляется не совсем верным. Инфантильное правосознание может иметь различную степень дефектности - от незначительных пробелов в правовых знаниях до полной несформированности всех трех уровней его функционирования. При этом решающее значение имеет несформи-рованность познавательного и оценочного уровней, что создает предпосылки дисфункции правосознания в целом. Учитывая принцип согласования уровней правосознания (знание правовых норм вызывает оценочное отношение к ним, а наличие определенной совокупности правовых знаний и оценок формирует соответствующие установки и ориентации), можно выделить две степени правового инфантилизма: незнание права (правовая неграмотность) и отсутствие оценочного правового мышления (практический инфантилизм). Следует учитывать, что наиболее уязвимая в правовом и социальном отношениях часть военнослужащих
— рядовой и сержантский состав, проходящий службу по призыву. Среди основных причин такого положения — недостаточное знание законодательства, отсутствие необходимой информации, ограничение свободы передвижения, низкая общая культура военнослужащих. Таким образом, правовой инфантилизм — это первое и наиболее опасная стадия деформации правосознания. Вместе с тем это достаточно серьезная предпосылка дальнейшей деформации правосознания, возникновение общего неуважения к праву
- правового нигилизма.
Сущность правового нигилизма, как утверждает Н.И. Мазутов, состоит «в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку»23.
В структуре правового нигилизма отчетливо проявляется две его крайние формы: правовая индифферентность (равнодушие к праву) и правовой негативизм (отрицание права). Следует отметить, что правовой нигилизм является устойчивой негативной традицией и имеет глубокие корни в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности значительной части современного российского общества24. С такой точкой зрения можно соглашаться или не соглашаться. Но объективные основы существуют и сегодня. Глубокие корни правовой нигилизм пустил в современном правосознании военнослужащих и реализуется он в различных формах: Во-первых, правовой нигилизм проявляется в повсеместном, массовом несоблюдении военнослужащими
требований и предписаний военного законодательства. Анализ состояния правопорядка в войсках свидетельствует о том, что за последние десять лет преступность среди военнослужащих стабильно растет (в среднем на 24%). Во-вторых, правовой нигилизм характеризуется прямым сознательным нарушением действующих законов и правовых предписаний. В-третьих, в Вооруженных Силах, как и в российском обществе, появился «новый» правовой нигилизм. В отдельных частях и подразделениях произвол, своеволие, игнорирование правовых и иных социальных норм и ценностей права на основе «своего толкования и осмысления требований уставов и инструкций явилось причиной ряда аварий и катастроф военной техники и связанной с этим гибели личного состава. В-четвертых, неотъемлемой чертой правового нигилизма является правовая индифферентность, недоверие и оппозиционность к политике государства в военной сфере, что является одним из источников неправомерного поведения и многочисленных девиаций. Как отмечает В.А. Озеров, «пока не удалось выстроить законодательное обеспечение военной реформы Российской Федерации в целостную систему»25. В такой ситуации военнослужащие относятся к праву скорее критически, чем доверительно. Многие из них перестают воспринимать его как социально ценный институт, теряют доверие и интерес к нему. В духовной сфере происходит отчуждение личности от права. Как утверждает В.В. Мороз, «настойчивая и целенаправленная деятельность государственных органов по формированию демократических основ правопонимания, с одной стороны, и серьезные деструктивные изменения в содержании реально функционирующего правосознания военнослужащих, с другой стороны, характеризует противоречивый процесс функционирования правовой ментальности российского общества, а также воинов армии и флота»26. Таким образом, правосознание военнослужащих Вооруженных Сил в настоящее время не отвечает в полной мере правовой регуляции военной службы. В нем сохраняется противоречивость, что определяет двойственный характер мышления и социальной активности воинов. Важно качественно улучшить правовое воспитание и обучение военнослужащих, кардинально изменить ориентации прежде всего офицерского состава от пренебрежительного отношения к закону и праву в целом к законопослушанию, строгому и точному следованию правовым нормам.
Правосознание в процессе правового воспитания органически связано с правовой культурой. В ряду понятий «сознание — правосознание - правовая культура» последнее является наиболее конкретным и наиболее комплексным. Правовая культура военнослужащих - емкое и многогранное понятие, а отражаемое им явление по своему содержанию представляет сложное структурное образование. Формулируя определение правовой культуры военнослужащих, следует иметь в виду, что это - составляющая правовой культуры общества, в силу чего, с одной стороны, уровнем кулыуры развития последнего детерминируется содержанием правовой культуры военнослужащих, а с другой стороны - содержание правовой культуры военнослужащих отражает правовое состояние любого общества на определенном этапе его развития27, уровень его правосознания, степень знания права и уважения к закону28. С учетом сказанного представляется целесообразным правовую культуру военнослужащих определить следующим образом. Правовая культура военнослужащих - это обусловленная уровнем развития материальной и духовной культуры общества, а также общим и специфическими условиями военной службы, совокупность качеств, сформировавшихся на основе правовых знаний и простейших навыков, которые определяют их поведение в сфере регулируемых правом и связанных с ним отношений.
Структурными элементами правовой культуры являются: изучение права; усвоение правовых требований и формирование правовых убеждений, правомерное поведение; социально-правовая активность. В связи с центральной ролью правосознания военнослужащих в их правовой культуре, работа их воздействию на него в интересах воинской службы — правовое воспитание, является важнейшим направлением формирования высокой правовой культуры военнослужащих.
Содержание правового воспитания военнослужащих в современных условиях заключается в обеспечении превращения правовых знаний в убеждения и практические действия по строгому и четкому исполнению законов, воинских уставов, приказов каждым военнослужащим при этом процесс воспитания правосознания связан с формированием целостного миропонимания личностью военнослужащего своего места в военной организации, конкретных служебных функций, а также внутренним приняти-
ем возложенных на неё в этой связи обязанностей по военной службе.
1 Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 №53-Ф3
2 Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждена Приказом Министра Обороны Российской Федерации 2004. №70)
3 Долгополов О.А. Организация правового воспитания в современной России: Дисс. ... канд. горид. наук. Рязань 2004. С.45
4 Бабенко А.Н., Кравцов Р.В. Проблемы правового воспитания в современной России: вузы МВД. Монография. -Иркутск, 2005. С. 5
5 Глоба В.В. Правовое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. Москва. 1999. С. 19
6 Дамаскин О.В., Зюбин В.Р. Правовое воспитание курсантов: Москва. 1990. С.7
7 Долгополов О.А. Организация правового воспитания в современной России: Дисс. ... канд. юрид. наук. Рязань 2004. С.53
8 Павлов В.Н. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества Дисс. ... канд. юрид. наук. Владимир. 2005.
9 Долгополов О.А. Организация правового воспитания в современной России: Дисс. ... канд. юрид. наук. Рязань 2004. С.53
10 Бабенко А.П., Кравцов Р.В. Проблемы правового воспитания в современной России: вузы МВД. Монография. -Иркутск, 2005. С.7
" Лазарев Л.В. Местные советы и правовое воспитание граждан. Сов. государство и право. 1973. №8. С.79
12 Мацскевич А.В. Правосознание и правовое воспитание трудящихся в развитом социалистическом обществе. М., 1975. С. 103.
13 Вельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982. С.203.
14 Бабенко А.Н., Кравцов Р.В. Проблемы правового воспитания в современной России: вузы МВД. Монография. Иркутск, 2005. С.15.
,s Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76 ФЗ.
16 Рудечива Н.И. О некоторых причинах кризиса военно-юридического образования. Право в Вооруженных Силах. 2004. №1. С.61.
г Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т.16 С.195.
18 Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С.24.
19 Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: Учебник для юрид. вузов. М., 1995. С.26.
20 Нерсесянц B.C. Правосознание и правовая культура. М., 2002. С.267.
21 Экимов А.И. Моисеев А.А. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм. М., 2001. С.396
22 Итцаков С.М. Военная криминология. М., 2001. С.75-76.
23 Карпец И.И., Ратинов А.Р. Правосознание и причины преступности. Сов. государство и право. 1968. №12. С.50.
24 Мазутов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм. М., 1999. С.59.
25 Тапчан Н.Н. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России: Дисс. ... канд. юрид. наук. Краснодар. 1998. С. 16
26 Озеров В. А. Военная реформав Российской Федерации:
конституционно-правовое обеспечение. М., 2001. С.42
27 Мороз В.В. О правовом инфантилизме и правовом нигилизме военнослужащих. Право в Вооруженных Силах. 2004. №4. С.55
28 Красавчиков О.А. Основные чергы и значения социалистической правовой культуры. Сов, государство и право. 1968. № 6. С. 37; Иванова З.Д. Законность - основа правоотношений в деятельности милиции. М., 1987. С.29