Научная статья на тему 'Правовое воспитание основное направление деятельности по формированию правовой культуры военнослужащих'

Правовое воспитание основное направление деятельности по формированию правовой культуры военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1681
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитание основное направление деятельности по формированию правовой культуры военнослужащих»

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ - ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

И.А, Темяков, доцент, полковник ВС РФ, заместитель начальника ка-

федры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Челябинского высшего военного командного училища

Проблема правосознания и правовой культуры личности становится наиболее острой в периоды общественной трансформации, когда объективно происходит разрушение большинства институциональных и нормативных образцов, меняются цели, ценности, допустимые средства реализации социальных потребностей, в обществе устанавливаются новые правила правового взаимодействия, а роль индивидуального поведенческого выбора неизмеримо возрастает.

Особую роль эта проблема играет в российском обществе, где традиционное сознание и правовая культура не являются «правовыми» в строгом смысле слова, нормативные отношения воспринимаются довольно вариативно, а правовое поведение населения зачастую нельзя назвать «законопослушным». Это обусловлено рядом причин: низкой правовой компетентностью граждан, их общей неинформированностью о своих правах и обязанностях; неукомплектованностью юридического корпуса, недостаточно высоким профессионализмом работающих юристов; противоречиями законодательного процесса в переходный период общественного развития; административным правовым нигилизмом, проявляющемся в «войне законов», правовом лоббировании, игнорировании «неудобных» конституционных норм; слабостью правоохранительной и судебной системы.

В условиях, когда нормативное поле не до конца сформировано, законодательный процесс противоречив, а правила социального, экономического и политического взаимодействия периодически «переустанавливаются» заново в юридическом порядке, правосознание и правовая культура личности становятся ключевым фактором, который может обеспечить либо поддержание определенного формального порядка, либо хаотический «беспредел» противоправных отношений.

В правовом государстве, строительство которого провозглашено в Конституции РФ Вооруженные силы должны функционировать в строгом соответствии с нормами права, поэтому его роль в современных условиях возрастает. Необходимо укрепить правовые устои Вооруженных сил РФ, повысить правосознание военнослужащих. Понимая это, многие военнослужащие желают повысит уровень своей правовой культуры. Проведенное в 2006 г. автором исследование «Право» показало, что около 76 % офицеров управлений, соединений и частей и 84 % офицеров подразделений считают свои правовые знания недостаточными для выполнения служебных обязанностей. Практически все офицеры (97 %) высказали стремление к углубленному изучению законов для зашиты своих прав и личного достоинства. Кроме того, около 54 % офицеров воспитательных структур указали на серьезные затруднения при проведении правового воспитания военнослужащих, связанные с недостаточностью уровня личной правовой подготовки.

Таким образом, подтверждено, что исследование всего круга вопросов, относящихся к понятию, содержанию и особенностям правовой культуры военнослужащих, а также правового воспитания, как основного направления формирования иранского воспитания, является достаточно актуальным.

Правовая культура военнослужащих -емкое и многогранное понятие, а отражаемое им явление по своему содержанию представляет сложное структурное образование и потому требует хотя бы краткой, наиболее общей характеристики.

Правовая культура как социальное явление привлекла внимание русской правовой мысли в конце XIX столетия. Уже тогда в работах ряда авторов отмечалась доминирующая роль права в современной культуре. О «довременной правовой культуре» говорили

известные ученые правоведы того времени: Л.А. Петражицкий и Б.А. Кистяковский1. Как заметил исследователь становления отечественной правовой культуры А.П. Семитко, именно в этот период среди ученых стала укрепляться идея о том, что общественное возрождение России, русской нации связано с необходимостью отказа от права силы, от деспотизма и насилия, с обретением веры в силу закона2.

После Октябрьской революции 1917 г. вопросами правовой культуры социалистического общества занимался правовед-марксист П.И. Стучка3. Однако в условиях сталинского режима личной власти его труды были преданы забвению, а проблема правовой культуры в течение десятилетий не находила места в советской юридической науке.

Термин «правовая культура» вернулся в научный оборот в нашей стране лишь на рубеже 60-70-х гг. и обозначаемое им явление не получило достаточного внимания ученых правоведов, в силу чего оно остается недостаточно разработанным, и многие, связанные с ним, теоретические проблемы ждут своих исследователей. Достаточно большие отличия в подходе к определению правовой культуры имеются у ученых разных стран. Характеризуя голландскую правовую культуру, например, ученые этой страны выделяю в ней четыре взаимосвязанных уровня:

1) систематическую совокупность норм материального и процессуального права;

2) наличие институциональной правовой инфраструктуры: системы судов, правового обучения и структур юридической профессии;

3) юридические средства зашиты;

4) наличие высокого правосознания граждан4.

В западной литературе правовая культура характеризуется также, как:

• совокупность ценностей, принципов и мировоззренческих установок в области права, подкрепленных правовыми знаниями;

• совокупность общественных мнений и оценок содержания и действия норм позитивного права и правовой системы в целом;

• достигнутый уровень накопления, владения и пользования правовой информации (например, использование вычислительной техники, автоматизированных поисковых систем и т.п.)5.

В отечественной юридической науке в определение правовой культуры, как правило, включают совокупность правовых знаний,

убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, повеления, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества6.

Следует отметить, что в нашей стране до недавнего времени правильное понимание правовой культуры и обоснование подлинно научных начал учения о ней связывалось лишь с именами основоположников марксиз-ма-ленинизма, как единственно верного, опирающегося на классовый подход при анализе социальных явлений, учения7.

Вместе с тем исследования ученых-юристов стран бывшего СССР, в том числе и российских, посвящались в основном правовой культуре общества и личности. Причем проблема ставилась, как правило, в общеметодологическом ключе. Правовая культура определялась как система, характеризующая степень развития общества, обусловленная существующим социально-экономическим и политическим строем8. В этот период часто за пределами внимания ученых оставались проблемы правовой культуры различных социальных групп, в том числе профессиональных, к числу которых относятся различные категории военнослужащих.

В последние два десятилетия привлекла внимание исследователей и подвергается разработке проблема правовой культуры военнослужащих внутренних войск и прежде всего правовая культура офицеров внутренних войск. В разработку этой проблемы определенный вклад внесли В.В. Домбровский, В.П. Сальников, И.Г. Янгол. Ими было дано определение правовой культуры офицера внутренних войск: «Правовая культура офицера внутренних войск - это обусловленная спецификой воинской службы его правовая подготовленность к профессиональной деятельности, которая находит свое внешнее проявление в организаторской и правовоспитательной деятельности, основанной на знании им советского законодательства, правильном его понимании и глубоким уважении, исполнении и применении в соответствии с предусмотренными в законах целями»9.

В данном определении представляется положительным то, что в нем отмечается обусловленность правовой культуры офицеров внутренних войск спецификой воинской службы. Но вместе с тем это определение является не безупречным.

Во-первых, спецификой воинской службы обуславливается правовая культура не

Темяков И.А.

только офицеров внутренних войск, но также и командиров (начальников) всех степеней в других родах и видах Вооруженных сил, военнослужащих различных категорий.

Служба в военно-морских, военно-воздушных силах, в инженерных войсках и т.п. имеет свою специфику, отличающую ее от службы во внутренних войсках. Следовательно, определяя правовую культуру офицера внутренних войск (а равно и других войск), точнее было бы отметить, что она обусловлена спецификой военной службы во внутренних войсках.

Во-вторых, нельзя безоговорочно согласиться с тем, что правовая культура офицера внутренних войск находит свое выражение только в его организаторской и правовоспитательной деятельности.

Правовая культура «находит свое внешнее проявление» и, например, при несении офицером внутренних войск дежурства по части, при патрулировании, в карауле, при участии в различных служебных совещаниях и собраниях коллективов военнослужащих, неслужебном общении с военнослужащими и иными гражданами. Наконец, нельзя забывать, что, будучи военнослужащим, он не перестает быть гражданином своего государства и членом общества и в процессе своей жизнедеятельности вступает в отношения с органами и должностными лицами государства и общественных объединений, а также с гражданами. Иными словами, офицер внутренних войск (как впрочем любой военнослужащий) является субъектом правового поведения в сферах как служебных, так и не связанных непосредственно с его службой юридически значимых отношений.

Таким образом, приведенное выше определение страдает некоторой ограниченностью, так как не охватывает в полном объеме сферы его проявления.

При формулировании определения правовой культуры военнослужащих следует иметь в виду, что это составляющая правовой культуры общества, в силу чего, с одной стороны, уровнем культуры развития последнего детерминируется содержание правовой культуры военнослужащих, а с другой - содержание правовой культуры военнослужащих отражает правовое состояние любого общества на определенном этапе его развития10, уровень его правосознания, степень знания права и уважения к закону11.

С учетом сказанного представляется целесообразным правовую культуру военнослужащих определить следующим образом: правовая культура военнослужащих - это обусловленная уровнем развития материальной и духовной культуры общества, а также общими и специфическими условиями воинской службы совокупность качеств, сформировавшихся на основе правовых знаний и практических навыков, которые определяют их повеление в сфере регулируемых правом и связанных с ним отношений.

Разумеется, это определение может быть усовершенствовано, но и в настоящем виде оно, как представляется, дает наиболее общее представление о правовой культуре военнослужащих.

В состав правовой культуры можно включить следующие основные компоненты:

• право как систему норм, выражающих «государственные веления»;

• правоотношения, т.е. систему общественных отношений, регулируемых правом;

• правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование общественно значимой деятельности и исполнение права;

• правосознание, т.е. систему духовного отражения правовой действительности;

• правовое поведение (деятельность) как законопослушное, так и противоправное12.

Однако правовая культура военнослужащего может быть конкретизирована в несколько иных элементах. Она включает в себя уровни, которые соответствуют основным этапам формирования их правосознания. Поэтому к числу основных структурных частей правовой культуры можно отнести следующие.

1. Изучение права.

2. Усвоение правовых требований и формирование правовых убеждений.

3. Правомерное повеление.

4. Социально-правовая активность13.

Таким образом, правовая культура характеризуется знанием и пониманием военнослужащими основных положений действующего законодательства. Это предполагает изучение минимума правовых норм, применять и учитывать которые им приходится в повседневной деятельности. Безусловно, что всех законов знать нельзя, но в то же время существует обязательный минимум знаний права, который необходим любому военно-

служащему. Это осведомленность в Конституции РФ, правовых вопросах, имеющих каждодневное значение, а также твердое знание и понимание тех правовых актов, которые регламентируют порядок выполнения обязанностей по занимаемой должности.

Знание права не сводится к простой осведомленности. Знание права должно сочетаться с высоким уровнем правосознания. Только такое сочетание дает возможность принять решение о правомерном поведении в условиях отсутствия информации о конкретной правовой норме, основываясь на понимании смысла и общей направленности законодательства, его принципов и нравственной сути. В этой связи с полным основанием можно говорить о правовом воспитании как важнейшем направлении формировании правовой культуры воинов.

Уважение к законам и правовая убежденность предполагает правомерное поведение, а правовой нигилизм всегда подталкивает к беззаконию. Среди его проявлений, которые наиболее часто встречаются, следует назвать уклонения от военной службы, искривления дисциплинарной практики и неуставные взаимоотношения, факты сокрытия нарушений командирами и начальниками.

Правовое воспитание способствует перерастанию правовых знаний в правовую убежденность, которая в свою очередь является обязательным элементом правовой культуры.

Правовая культура должна выражать не пассивное отношение офицера к ценностям правового характера, а быть активной, творческой. Правовая культура военнослужащего отражает в этом смысле его гражданственность, готовность постоянно участвовать в укреплении дисциплины и защиты правопорядка.

Исследование различных аспектов правовой культуры военнослужащих позволяют выделить следующие ее особенности:

- более детальное, чем это имеет место быть в других областях государственной жизни, регулирование воинских отношений;

- единство правовой и нравственной сторон военного права; дополняя друг друга, они позволяют военнослужащим решать стоящие перед ними задачи. В данном диалектическом единстве и совпадении - важнейшая особенность правовой культуры военнослужащих.

При определении роли и места правового воспитания по отношению к правовой куль-

туре военнослужащих необходимо более подробно описать общие пути ее формирования.

Формирование высокой правовой культуры у военнослужащих имеет общие закономерности:

- уровень правовой культуры военнослужащих определяется объективной логикой их правовой деятельности, ее потребностями в условиях воинской деятельности;

- устойчивые элементы правовой культуры формируются на основе воинского правопорядка и зависят от социальной активности военнослужащих;

- повышение уровня правовой культуры является следствием роста правовых знаний

и, главным образом, убеждений военнослужащих, целенаправленно формируемых в процессе их правового воспитания;

- динамика и качество формирования правовой культуры военнослужащих детерминируется использованием многообразных средств правового воспитания, форм, приемов и способов воздействия на сознание и волю военнослужащих.

Процесс формирования правовой культуры военнослужащих является длительным, в нем играют определенное значение и юридические знания, и правовой опыт, и правоприменительная деятельность и правовая реальность, правовая культура общества. Процесс этот осуществляется по двум направлениям, связанным с изучением правовых норм и их применением на практике.

При использовании более детальной градации можно условно выделить следующие пути (условия) формирования правовой культуры военнослужащих:

Во-первых, повышение уровня правовых знаний в ходе занятий по гуманитарной и командирской подготовки, в процессе правовой пропаганды и самостоятельного изучения действующего законодательства.

Во-вторых, формирование практических навыков по разрешению юридических ситуаций в процессе участия военнослужащих в правоприменительной деятельности.

В-третьих, поддержание в частях и подразделениях твердого уставного порядка, правильное использование в этих целях правовых средств укрепления воинской дисциплины.

В-четвертых, повседневная административно-служебная, правоприменительная деятельность командиров, их личная примерность в исполнении законов.

Темяков И.А.

В-пятых, работа правоохранительных органов, действующих в Вооруженных силах РФ.

Каждое из названных направлений формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих предполагает, что на личностном уровне будет осуществлен рост правосознания каждого военнослужащего как субъекта правовых отношений. Соответственно правовое воспитание является важнейшим условием реализации задач формирования правовой культуры. В настоящее же время специфика формирования правовой культуры определяется ее местом и ролью в воен-но-правовой работе в Вооруженных силах РФ.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Правовую культуру военнослужащих можно определить как обусловленную уровнем развития материальной и духовной культуры общества, а также общими и специфическими условиями воинской службы, совокупность качеств, сформировавшихся на основе правовых знаний и практических навыков, которые определяют их поведение в сфере регулируемых правом и связанных с ним отношений. Структурными элементами правовой культуры являются: изучение права; усвоение правовых требований и формирование правовых убеждений; правомерное поведение; социально-правовая активность.

2. Формирование высокой правовой культуры у военнослужащих имеет общие закономерности, заключающиеся в детерминации объективной логикой правовой деятельности военнослужащих, осуществлении на основе воинского правопорядка, зависимости от роста правовых знаний и убеждений военнослужащих. Эффективность формирования правовой культуры военнослужащих детерминируется использованием многообразных средств правового воспитания, форм, приемов и способов воздействия на сознание и волю военнослужащих.

3. В связи с центральной ролью правосознания военнослужащих в их правовой культуре работа по воздействию на него в интересах воинской службы -правовое воспитание, которое является важнейшим направлением формирования высокой правовой культуры военнослужащих.

В настоящее время формирование правовой культуры в обшей Концепции правовой работы в Вооруженных силах РФ относится к одному из видов деятельности по гуманитарному обеспечению военно-правовой работы.

1 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - Т. 2. - СПб., 1910. - С. 467, 468, 503-523, 748-758; Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. - М., 1916. - С. 258-259, 298-337.

2 Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. - 1992. - № 10. -С. 113.

3 Стучка П.И. Избранные произведения по марксистколенинской теории права. - Рига, 1964. - С.431—438.

4 Бенненбург Э., Бруинма Ф. О голландской правовой культуре // Государство и право. - 1994. - № 12. - С. 92.

5 Dicdonairc encyclopediquc de theorie el de snciobgio du dmitP.-1988.-P. 88-91.

6 Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. -М., 1988.-С. 12.

7 См., например: Домбровский В.В., Сальников В.П., Янгол Н.Г. Знать и уважать закон (В помощь организаторам правового воспитания). - JL, 1988. - С. 25.

8 См., например: Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. - Свердловск, 1990. - С. 9.

9 Домбровский В.В., Сольников В.П., Янгол Н.Г. Указ. соч. - С. 27-28.

10 Красавчиков O.A. Основные черты и значение социалистической правовой культуры // Советское государство и право. - 1968. - № 6.

11 Иванова З.Д. Законность - основа правоотношений в деятельности милиции. - М., 1987.

12 Боботов С.В. Культура правовая // Социология. Словарь-справочник. Отдельные отрасли социологического знания. - Т.2. - М., 1990. - С. 54.

13 Правовая культура офицера. Как предупредить уклонение от военной службы. - М., 1991. - С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.