Научная статья на тему 'Формирование правовой культуры как доминанта в правовой подготовке офицерского состава Вооруженных Сил России'

Формирование правовой культуры как доминанта в правовой подготовке офицерского состава Вооруженных Сил России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1491
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Правовая культура / правовое воспитание / Правосознание / правовая подготовка / военное образование / военная служба / военнослужащие / Вооружённые силы России

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Радченко Павел Александрович

Статья посвящена анализу различных аспектов правовой культуры военнослужащих, прежде всего, офицерского состава. Отмечается, что военное образование в России должно содержать в качестве одного из неотъемлемых элементов правовую подготовку, которая должна иметь своей целью формирование должной правовой культуры будущих офицеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Радченко Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой культуры как доминанта в правовой подготовке офицерского состава Вооруженных Сил России»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2008. № 2 (4)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ДОМИНАНТА В ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

© П. А. Радченко

Радченко

Павел Александрович

доцент, зам. начальника кафедры гуманитарных дисциплин

ГОУ ВПО «Тольяттинский военный технический институт»

Статья посвящена анализу различных аспектов правовой культуры военнослужащих, прежле всего, офицерского состава. Отмечается, что военное образование в России лолжно солержать в качестве олно-го из неотъемлемых элементов правовую полготовку, которая лолжна иметь своей целью формирование лолжной правовой культуры булущих офицеров.

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правосознание, правовая подготовка, военное образование, военная служба, военнослужащие, Вооруженные Силы России.

Наиболее объективным показателем уровня правовой культуры и правового сознания общества является степень развитости его государственно-правовых норм и институтов. Для современной России путь к правовой государственности должен стать школой правовой культуры, школой понимания смысла, назначения и ценности права, правового государства и законов. Как отмечает Л. И. Спиридонов, законы становятся частью культуры постольку, поскольку они совпадают с правом, санкционируя сложившиеся культурно-правовые правила поведения [1]. С этим можно согласиться, но следует отметить, что в такой позиции просматривается идеализация права, отрыв права от его формы выражения. Ведь право изначально возникло из обычаев, которые далеко не всегда были безукоризненными и отличались гуманностью.

Культурный прогресс невозможен, если он не вносит принципиально новое в поло-

жение личности в обществе, отдельных социальных групп в целом. Правовая культура находится в прямой связи с объемом прав и свобод личности. А. Н. Бабенко обращает внимание на внутренние детерминанты правовой культуры личности, на факторы формирования интеллектуального ее компонента у законопослушных граждан и граждан, имеющих анти-правовую установку. Он справедливо отмечает необходимость учета особенностей правовой культуры в условиях динамики правовой системы, изменения правовых идеалов и принципов правовой жизни, выделяя при этом уровни правовой культуры: обыденный, теоретический и профессиональный [2]. Обыденный уровень правовой культуры, по его мнению, ограничен рамками повседневной жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении (исполнении) юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Теоретический уровень правовой культуры представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений в целом, всего механизма правового регулирования. Именно здесь наиболее полно реализуется творческий аспект правовой культуры, подлинно человеческий смысл которого состоит в творчестве и самотворчестве личности.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у лиц, специально занимающихся правовой деятельностью, например, у юристов. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми явлениями у них вырабатывается профессиональный уровень правовой культуры. Этой культуре свойственна более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующей области профессиональной деятельности.

Очевидно, что правовая культура и содержание правосознания в основном зависят от знания права, помимо которого они могут быть наделены специфической правовой определенностью. Однако знание права не является решающим фактором правомерного поведения. Эти факторы должны включать не только негативные санкции, юридическое просвещение, но и национальную государственно-правовую идеологию, влияющую на формирование правовых установок личности в ее социально-конкретных, не всегда благоприятных объективных условиях.

С учетом вышесказанного, правовую культуру можно определить как самосознание, ответственность в реализации требований права; творческую ориентацию на общечеловеческие ценности и нормы национальной культуры в противоречивых правовых ситуациях, предполагающую в своем высшем проявлении интуитивное правовое поведение, участие в правотворчестве.

Правовая культура выполняет основные функции общей культуры: служит удовлетворению социальных потребностей, воздействует на социально-правовую действительность в зависимости от творческой активности, юридических знаний и интеллекта каждого отдельного индивида. Даже самые радикальные мероприятия, законы, реформы, не учитыва-

ющие собственно человеческий фактор, роль личности в осуществлении новых общественно-политических реформ, не принимающие в расчет устоявшиеся традиции правовой культуры, ее ценностные ориентации, или не приносят желаемого эффекта, или вызывают социальные конфликты.

Социальная функция правовой культуры во многом превосходит границы нормативного воздействия права на общественные отношения. Она прямо или косвенно оказывает влияние на формирование сознания и деятельность различных слоев общества, их социальные отношения, направления и темпы развития социальных структур.

Основным приоритетным фактором в этом процессе является деятельность, концентрирующая в себе основные тенденции социальной реальности, существенные характеристики правовой культуры общества, любого института политико-правовой системы или отдельной личности. Все это вовсе не означает игнорирования духовных аспектов правовой культуры. Именно сознание и деятельность образуют начала правовой культуры общества и личности.

Правовая культура общества как система взаимосвязана с внешними по отношению к ней системами, а также с системами более высокого порядка, в которые она включена. Нет сомнений в том, что функционирование правовой культуры общества детерминировано системой социально-экономических отношений. Эта детерминация правовой культуры общества вызывает к жизни такую функцию, как правовое обеспечение процесса становления новой российской государственности. Содержание указанной функции изменяется по мере изменения задач на том или ином этапе реформирования общества. Реализовываться эта функция может различными путями, в том числе благодаря формированию у населения правовых знаний, убеждений, привычек и т. д., обеспечивающих их правомерное, социально активное поведение в правовой сфере. Здесь важна и выработка навыков правовой деятельности граждан и общества в целом, реформирования всей правовой системы. Это одна из основных функций правовой культуры общества на сегодняшний день.

Из нее вытекают другие функции, среди которых, по мнению Г. Н. Васина, можно выделить: освоение и преобразование правовой реальности, т. е. познавательно-преобразовательную, ценностно-нормативную, воспитательную, коммуникативную.

Познавательно-преобразовательная функция правовой культуры общества связана с задачей формирования правового государства. Познание правовой реальности предполагает учет тех кризисных процессов, которые протекают в экономической, политической и социальной сферах общества. Трансформация российского общества предполагает использование возможностей такой функции правовой культуры общества, как освоение и преобразование правовой реальности.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры общества направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы. Правовая культура связана не только с отражением правовой реальности, но и

с активным обратным воздействием на нее. Эта функция правовой культуры реализуется с помощью норм права, усвоение которых необходимо каждому гражданину для его успешной жизнедеятельности в рамках государства. Нормативная сторона правовой культуры общества включает широкий круг требований, которые предъявляются к духовному миру человека, его нравственно-правовым качествам, знаниям, правовым убеждениям.

Воспитательная функция выражается в формировании правовых качеств личности. Превращение правовых предписаний и норм права в привычку, в естественный регулятор деятельности гражданина предполагает, что они усвоены личностью, стали ее внутренним убеждением. О степени усвоения норм права можно судить по реальному поведению гражданина в различных правовых ситуациях.

В последние два десятилетия привлекла внимание исследователей и подвергается разработке проблема правовой культуры офицеров.

Правовая культура офицера — это обусловленная спецификой воинской службы его правовая подготовленность к профессиональной деятельности, которая находит свое внешнее проявление в организаторской и правовоспитательной и других видах деятельности, основанной на знании им законодательства, правильном его понимании и глубоком уважении, исполнении и применении в соответствии с предусмотренными в законах целями.

Правовая культура должна выражать не пассивное отношение офицера к ценностям правового характера, а быть активной, творческой. Правовая культура военнослужащего отражает в этом смысле его гражданственность, готовность постоянно участвовать в укреплении дисциплины и защиты правопорядка.

Исследование различных аспектов правовой культуры военнослужащих позволяют выделить следующие ее особенности:

• более детальное, чем это имеет место быть в других областях государственной жизни, регулирование воинских отношений;

• единство правовой и нравственной сторон военного права; дополняя друг друга, они позволяют военнослужащим решать стоящие перед ними задачи. В данном диалектическом единстве и совпадении — важнейшая особенность правовой культуры военнослужащих;

• формирование высокой правовой культуры офицеров имеет общие закономерности;

• уровень правовой культуры офицеров определяется объективной логикой их правовой деятельности, потребностями ее в условиях воинской деятельности;

• устойчивые элементы правовой культуры формируются на основе воинского правопорядка и зависят от социальной активности офицера;

• повышение уровня правовой культуры является следствием роста правовых знаний и главным образом убеждений офицеров, целенаправленно, формируемых в процессе их правового воспитания;

• динамика и качество формирования правовой культуры военнослужащих детерминируется использованием многообразных средств пра-

вового воспитания, форм, приемов и способов воздействия на сознание и волю военнослужащих.

Процесс формирования правовой культуры офицеров является длительным, в нем играют определенное значение и юридические знания, и правовой опыт, и правоприменительная деятельность, и правовая реальность, правовая культура общества. Процесс этот осуществляется по двум направлениям, связанным с:

• изучением правовых норм;

• их применением на практике.

При использовании более детальной градации можно условно выделить следующие пути (условия) формирования правовой культуры офицеров ВС РФ:

1. Повышение уровня правовых знаний в ходе занятий по общественно-государственной и командирской подготовке, в процесс правовой пропаганды и самостоятельного изучения действующего законодательства.

2. Формирование практических навыков в разрешении юридических ситуаций в процессе участия офицеров в правоприменительной деятельности.

3. Поддержание в частях и подразделениях твердого уставного порядка, правильное использование в этих целях правовых средств укрепления воинской дисциплины.

4. Повседневная административно-служебная, правоприменительная деятельность командиров, их личная примерность в исполнении законов.

5. Работа правоохранительных органов, действующих в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Каждое из названных направлений формирования и совершенствования профессиональной правовой культуры офицеров предполагает, что на личностном уровне будет осуществлен рост правосознания каждого военнослужащего, как субъекта правовых отношений. Соответственно правовое воспитание является важнейшим условием реализации задач формирования правовой культуры.

Правовая культура — одно из проявлений образованности и профессиональной компетентности будущего военного специалиста. Кроме прочих важнейших аспектов военно-служебной деятельности, на уровне правовой культуры, по-нашему мнению, может в полной мере выразиться человеческая и профессиональная индивидуальность офицера-руководителя. Естественно, что этот уровень результативности системы непрерывного правового обучения и воспитания должен стать объектом повышенного внимания не только ученых-правоведов, но и педагогов, которые затем путем дедуктивного распространения соответствующих содержательных компонентов правовой культуры могут предложить обоснованные модели правовой компетентности, общей образованности и грамотности.

Безусловно, правовое обучение выступает как активный компонент всех без исключения структурных звеньев правовой психологии личности. Но мы склонны полагать, что именно правовая образованность и правовая обученность военного специалиста — это те необходимые составные

части правовой сформированное™ личности, в которые более всего вовлечены процедура и качество педагогического воздействия на личность будущего офицера в стенах кадетского корпуса, военного института или академии. Правовая образованность будущего офицера характеризуется, по-нашему мнению, наличием у него твердых знаний основных отраслей права и особенностей той сферы, где эти знания могут найти рациональное и эффективное применение, — военного законодательства. Немалое значение для образованного, грамотного офицера имеют такие четкие, недвусмысленные профессиональные правовые убеждения, взгляды, позволяющие понимать существующую в жизни общества правовую сферу, роль права в обеспечении правопорядка в обществе и армии, оценивать их как высшие блага правового демократического государства, как важнейшее условие нормальной жизни и развития общества и защиты самих граждан.

Кроме того, образованный, компетентный специалист, обладающий правовой компетентностью, — это сознательный гражданин, который глубоко понимает свои права и свободы, их пределы.

Правовая образованность является важным элементом зрелого правосознания. Однако здесь следует сделать оговорку о том, что нередко в обществе понятие «образованность» (не только юридическая) трактуется исключительно с точки зрения наличия у специалиста документа об образовании, диплома, подтверждающего факт получения им высшего профессионального образования и окончания профильного вуза. Образованность, как педагогическое свойство, характеризует реальную подготовленность и способность данного человека поступать образованно. Наличие диплома об окончании какого-то учебного заведения — одна из социально-демографических черт и может быть лишь формальным показателем действительной образованности. Правовая образованность будущего офицера характеризуется:

1) знанием нормативных документов, необходимых в будущей профессиональной деятельности;

2) навыками и умениями правомерного поведения в юридически значимых ситуациях и решения правовых проблем, возникающих в сфере военно-служебной деятельности;

3) умением разрабатывать документы нормативного характера;

4) умением вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

5) стремлением систематически повышать свою правовую компетентность, изучать военное законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Кроме этого, по нашему мнению, важнейшими показателями правовой компетентности офицера, свидетельствующими о его высокой правовой культуре, являются:

• владение культурой социально-правового мышления и искусством логического анализа, знание его общих законов и умение в письменной и устной речи правильно (логично) их выстраивать;

• умение на научной основе организовывать свой труд, владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в различных сферах военно-служебной деятельности;

• способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной обстановки к переоценке накопленного опыта и анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, используя современные информационные технологии;

• понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, основных проблем дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видение их взаимосвязи в целостной системе знаний;

• способность в профессиональной сфере на основе системного подхода строить и использовать модели для описания и программирования различных явлений, умение осуществлять их качественный и количественный анализ;

• методическая и психологическая готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональная культура личности будущего офицера, частью которой является, в том числе, и правовая культура, обретает черты профессионально-правовой культуры, в которой центральное место принадлежит военно-профессиональному образованию в целом, а также правовому обучению на различных ступенях целостной педагогической системы.

По нашему мнению, профессионально-правовая культура — это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, понимание принципов права и задач правового регулирования жизни и деятельности военной организации, осознанное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, то есть высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно, для будущего военного специалиста это степень обладания правовой компетентностью, уровень специально-юридической подготовки, который формируется в различных звеньях системы непрерывного военного образования и зависит от эффективности всех элементов педагогического воздействия на личность будущего специалиста.

Отличительной особенностью педагогической системы правового военного образования будущего офицера, на наш взгляд, является ориентация на подготовку военных специалистов, способных к самостоятельной нормотворческой деятельности. Уровень законности и правопорядка в армии во многом предопределяется качеством приказов, иных распорядительных актов, определяющих жизнь и взаимоотношения в Вооруженных Силах РФ. Поэтому, как нам представляется, в процессе подготовки будущего офицера у него должны быть сформированы знания, умения и навыки, позволяющие анализировать ситуацию, находить адекватные решения, переводя их на язык жестких норм законов, уставов, приказов.

По нашему мнению, такая подготовка возможна, когда специальные знания формируются не только на узкопрофессиональной основе, а в ши-

роком контексте гуманитарного знания, предполагающего, что современный военный специалист хорошо знаком со спецификой правовых представлений, культуры, традиций, а также с реальной юридической практикой. В этой связи принципиально важным является умение поставить в центр правового пространства человека и как творца права, и как носителя определенной правовой культуры, и как участника разнообразных правовых отношений.

Правовая культура, правовой менталитет, психология права, правовые конфликты должны стать объектом особого внимания и изучения в военном вузе, как в ходе освоения дисциплин учебного плана, так и факультативно, и опираться на мощный фундамент общегуманитарной подготовки.

Таким образом, основы правовой культуры будущего офицера закладываются в стенах военного вуза, а совершенствуются, «шлифуются» в различных сферах военно-служебной деятельности в процессе выполнения свих должностных обязанностей. Правовая культура предстацт в качестве важного компонента эффективности правовой компетентности офицера. Структурно и содержательно она включает ряд важнейших компонентов, к наиболее социально значимым из которых необходимо отнести следующие:

1. Профессионально-правовое мастерство, всестороннее и глубокое знание норм военного законодательства, специфики их практической реализации, качественный уровень правового мышления, оптимизация правовой подготовки и эффективность использования специальных средств.

2. Основательная область знаний по различным, в том числе и смежным, областям права, степень глубины патриотического, политического и экономического мышления в анализе складывающихся реалий в государстве, кругозор в сфере специфических проблем Вооруженных Сил РФ.

3 Моральные качества офицера, профессиональная безупречность, служебная дисциплинированность, добросовестность и честность.

4. Социально-политическая и гражданская ответственность за защиту Отечества, безопасность государства, выступающие не только как ценности, но и общенародные интересы.

В целом, правовая культура, при таком подходе, представляет собой интегральное явление, характеризующее сущность правового состояния индивида и общества. Мы полагаем, что в этом смысле она не только представляет сумму правовых знаний, но и выступает через высокий уровень внутренних убеждений личности, юридически обоснованный и достаточный профессионализм. Правовая культура личности тесным образом вплетена в правовую культуру общества. Она отражает степень ец прогрессивного развития и воплощает в себе способность обеспечивать правомерную деятельность личности.

Данный процесс по своему характеру двусторонен и обеспечивает развитие как правовой культуры общества, так и профессиональной правовой культуры офицера. Неудовлетворцнность существующим положением дел и потребность в новых формах правовой деятельности являются важными предпосылками перехода личностной правовой культуры воен-

ного специалиста на более высокий уровень. Не вызывает сомнений тот факт, что вряд ли устроит и самого военного специалиста и общество узковедомственный подход к его подготовке, который в концентрированном виде можно сформулировать как человек для государства. При такой трактовке высшего профессионального образования вообще, и военного в частности, основной задачей обучения была передача научных знаний и формирование соответствующих специальности умений и навыков. От военного же специалиста в таких условиях требовалось добросовестное выполнение своих функциональных обязанностей.

Таким образом, правовую культуру офицеров можно определить как обусловленную уровнем развития материальной и духовной культуры общества, а также общими и специфическими условиями воинской службы совокупность качеств, сформировавшихся на основе правовых знаний и практических навыков, которые определяют их поведение в сфере регулируемых правом и связанных с ним отношений. Структурными элементами правовой культуры являются: правовая образованность, правовая идеология, правовое сознание, правовые убеждения, правомерное поведение, социально-правовая активность.

Формирование высокой правовой культуры у офицеров имеет общие закономерности, заключающиеся в детерминации объективной логикой правовой деятельности военнослужащих, осуществлении на основе воинского правопорядка, зависимости от роста правовых знаний и убеждений военнослужащих. Эффективность формирования правовой культуры офицеров детерминируется использованием многообразных средств правового воспитания, форм, приемов и способов воздействия на их сознание и волю. В связи с центральной ролью правосознания офицеров в их правовой культуре, работа по воздействию на него в интересах воинской службы — правовое воспитание — является важнейшим направлением формирования правовой компетентности офицеров Вооруженных Сил России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Спиридонов, Л. И. Теория государства и права. СПб., 1995. С. 120.

2. Бабенко, А. Н. Правовая культура личности (философско-социологический аспект) : автореф. дис. .... канд. социол. наук. М., 1996. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.