УДК 37
М.В. Клепиков, асп. Сибирского независимого института, Е-mail: [email protected]
ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
В работе идет речь о правовых ценностях, их формировании у курсантов военных учебных заведений, процессе правовой социализации, результатом которой является сформированная правовая культура. Рассматриваются пути разрешения возникающих при этом проблем.
Ключевые слова: правовые ценности, правовая социализация, правовая культура.
Процесс формирования будущего офицера - это последовательная социализация личности в принципиально новых условиях общества. Протекает указанный выше процесс в рамках складывающейся правовой системы. После провозглашения в начале девяностых годов либеральных основ правовой модернизации, по верному замечанию С.С.Алексеева, нет «ни одного важного государственного документа, речи или выступления российского государственного деятеля, в котором бы не прозвучали громкие слова о приверженности новой России идеалам и ценностям права, требованиям правопорядка и законности» [1]. Вместе с тем, состояние научного осмысления ценностно-правовой сферы российского общества, а также уровень развития теории правовых ценностей не отвечают требованиям сегодняшнего дня, тем нуждам, которые возлагают на право миллионы наших соотечественников. Кризис культурных основ общества непосредственно отражается на правовой жизни, приводит к обесцениванию права, нигилистическому отношению к правовым ценностям.
Эффективность существования правовой системы определяется наличием тех ценностей, которые разделяет общество. Возникновение правовых ценностей связано непосредственно с индивидом, то есть субъектом, обладающим индивидуальным сознанием, деятельностью, что требовало создание механизма регуляции между ним и государством. Современная российская государственно-правовая жизнь страдает определенной ценностной противоречивостью. С одной стороны, это приоритет правовых ценностей равенства, государственной власти, уравнительной справедливости, с другой -ценностей свободы, конкуренции, индивидуальных прав и свобод. Обе группы ценностей наполнены истинным ценностно-правовым содержанием, выступающим мотивом правового поведения и определяющим правовую жизнь социума. Такая биполярность ценностно-правового сознания в конкретном обществе не позволяет праву полноценно функционировать, эффективно регулировать правовые отношения. Указанное противоречие необходимо тщательно изучать, следить за динамикой его развития, учитывать в правовоспитательной работе.
Актуальность предложенной темы обусловлена также и тем обстоятельством, что современное социальное пространство представляет собой пространство воплощенных ценностей; весь мир измеряется ценностями, а поэтому право, обладая ценностным содержанием, должно занимать подобающее место в иерархии социальных ценностей. Г осударство, в свою очередь, выступая хранителем правовых ценностей, должно не только провозглашать, но и обеспечивать реализацию последних. Цивилизованность государственного аппарата определяется его фактическим отношением к правовым ценностям. Властные субъекты, игнорирующие правовые ценности и ценность права, разрушают гуманные основы государственности, подрывают авторитет государства в глазах гражданского общества.
Трудности развития государственно-правовой системы в современной России во многом связаны с изменением и ломкой правовых ценностей. Государство утрачивает возможность влияния на аксиосферу права, сворачивает правовоспитательную работу, отказывает в содействии освоению правовых ценностей гражданами. Это приводит к обесцениванию права, к правовому нигилизму (отрицанию ценностей права), недоверию к правоохранительным органам. Особую актуальность приобретают проблемы изучения правовых ценностей личности, которые являются своего рода способом воплощения должного в сущее право. Правовые ценности, формулируемые теоретиками права и провозглашаемые государством, создают идеальную модель права. Личность, осваивая эти ценности, делает их мотивами своего правового поведения, воплощая их в реальную правовую действительность. Правовые ценности, проникающие в разум и душу личности, объединяют человеческое сообщество, дают людям возможность сосуществовать. В современной России остро стоит проблема единения и интеграции. Право и правовые ценности могут выступать той общезначимой основой, которая объединит общество на пути социального развития. Без четкой формулировки правовых ценностей, без освоения этих ценностей населением становится проблематичным решение задач продвижения по пути прогресса.
Современный этап развития правовой сферы в России характеризуется серьезным изменением ценностных ориентиров, которые касаются места человека в системе правоотношений, защиты его насущных прав и свобод. Мир права должен быть «взвешен» ценностями для определения в нем места человека и придания этому миру подлинно гуманного, человеческого смысла. Важно использовать для разрешения проблем аксиосферы права новые, нестандартные решения, а также мощный потенциал правокультурных и социокультурных факторов в их ценностном измерении.
Ценности права формируются в процессе диалога, реализуются посредством диалога и могут быть освоены лишь в процессе диалога. Правовой диалог мыслится в широком смысле и включает в себя правовое общение разных уровней -социального, теоретического, инструментального и т.д. Наиболее значимый диалог разворачивается между государством и гражданским обществом. В процессе этого диалога рождаются действительные ценности права. Поэтому социально ориентированное государство в целях внедрения ценностных основ правового взаимодействия может использовать диалог с личностью и гражданским обществом, а также поощрять диалогичность во взаимоотношениях между гражданами и их объединениями. «Выведение» прав человека из абсолютных ценностей не всегда представляется возможным, и порой отталкивает от этих прав. Права человека должны обсуждаться нейтрально, в диалоге, отдельно от мировоззрений, чтобы их приятие и освоение не было отказом от традиционных ценностей, что разрушительно для личности и общества.
Ценности права составляют содержание правовой социализации личности. Полная нравственно-правовая социализация личности - это идеал, стремиться к которому человеку предписывает долг его практического разума. Без этого идеала человек не может существовать, но и достичь его в полной мере невозможно. Правовая социализация молодежи имеет свою структуру: правовое образование (цель и результат -формирование правосознания), нравственно-правовое воспитание и самовоспитание личности, целью и результатом которого является нравственно-правовая культура. Уровень правовой культуры личности и ее правосознания определяется степенью ее правомерного поведения, мотивами которого должны выступать внутренняя убежденность в справедливости требований правовых норм и значимости системы нравственных ценностей (включая право как ценность). Соотносясь друг с другом в рамках нравственно-правовой культуры, право и нравственность оказывают регулятивное воздействие на сферу свободы и объективно направлены на стимулирование правомерной активности личности, создание всех необходимых предпосылок для ее социализации [2]. Правовая социализация, во-первых, есть восприятие индивидуумом общественных норм и ценностей, усвоение им социального опыта. Здесь активным субъектом действия является индивид. На активную роль личности в ходе усвоения юридических знаний в качестве элемента процесса социализации обращал внимание Ю.И. Гревцов, выступая тем самым против стремлений свести проблему юридических свойств личности к внешним факторам юридической социализации индивида: "В действительности все гораздо сложнее и неоднозначнее. Судьбу внешних воздействий, их действенность в конечном счете определяет сам человек. Но делать это он может по-разному. В одном случае он их просто не замечает; в другом, выстраивая свою линию поведения, «вписывает» в нее внешние стимулы, однако отнюдь не механически; наконец, он может слепо следовать таким воздействиям, растворяя в них свою собственную личность" [3]. Во-вторых, правовая социализация подразумевает передачу социального опыта от общества к личности. Это определение отражает объективную позицию индивида в отношениях с обществом. При этом общество предлагает разную степень своего участия: от тотальной до либеральной.
Важнейшим результатом правовой социализации является формирование правосознания, которое составляет собственно образовательный момент в процессе социализации (образование и воспитание здесь нераздельно связаны). Для этого можно выделить три составляющие нравственно - правовой социализации в ее динамической структуре. Вначале право как таковое воспринимается по преимуществу сквозь призму нравственных требований, как моральный императив, который выступает в качестве превращенной формы единой нравственно-правовой субстанции общественной жизни. Важнейшее значение на этом этапе имеет социализирующее действие семьи, т.к. семья это не только форма, внешняя оболочка жизненного пути человека, она чрезвычайно полифункциональна. Именно здесь молодой человек усваивает систему ценностей, определяющую его нравственную и правовую позицию. Затем следует восприятие нравственным сознанием норм права в форме закона. На этой ступени в личности молодого человека, прежде всего, формируются качества гражданина. Главным объектом деятельности здесь выступает та социальная группа, к которой он относится, а также государство, которое молодой человек воспринимает на этой ступени, скорее всего как данность, вне его исторического становления. Всемирноисторический контекст для него еще скрыт или, во всяком случае, не является объектом нравственно-правового отношения. И, наконец, право само по себе воспринимается субъек-
том как нравственная ценность. Это - высшая ступень развития нравственно-правового сознания. Ее достижение свидетельствует о наибольшей степени социализации личности, поскольку здесь нравственное и правовое начало самосознания человека выступают в наиболее глубоком взаимодействии. Достижение этого уровня социализации говорит о полной включенности индивида в общественные процессы, о его признании в социальной среде в качестве легитимного субъекта социально-политического управления. На данном уровне социализации личности ее десоциализация невозможна, или возможна только как сравнительно редкое исключение в части деятельностно-адаптационной.
В правовой социализации курсантов особенно важен процесс отражения права в сознании на уровне личности каждого из них. Индивидуальное правосознание - результат социализации молодого человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредствованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания и личный опыт человека образуют основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью. Отражаемый индивидуальным правосознанием мир правовых явлений достаточно специфичен, включает в себя и самовос-приятие, место, занимаемое личностью в структуре социальных и межличностных связей, степень удовлетворенности ее интересов, качество ее жизни и накопленный жизненный опыт, возможности реализации ею своего творческого потенциала. Ценностные характеристики юридических явлений признаются личностью таковыми далеко не автоматически, а при необходимом участии в оценочном процессе этих факторов. Мы выделим три аспекта воздействия права на индивидуальное сознание курсантов. Во-первых, это то, что декларировано в нормативных актах и непосредственно обращено к его сознанию. Во-вторых, это воздействие, понуждающее человека к совершению действия, либо к воздержанию от него. В этом случае поступок реализует нечто новое в самом человеке, а неоднократность повторения поступка обуславливает фиксацию в индивидуальном сознании соответствующий установки. В-третьих, регулируя общественные отношения, право закрепляет или изменяет условия бытия человека, влияя на его социальный статус, размеры его доходов, структуру потребления, характер коммуникации и круг общения, возможности интеллектуального роста.
Следует сказать о ситуации, предполагающей недостаточную включенность молодого человека в общественные процессы. В данном случае он попадает в новый круговорот событий, а неподготовленность в правовой сфере приводит к новым проблемам. Оказалось, что 16 % военнослужащих знают свои права хорошо, 84 % -плохо; 9 % студентов заявили, что знали права военнослужащего отлично, 23 % - хорошо, 46 % - плохо, 13 % признались, что не знали их совсем. Между прочим, 14 % офицеров также признались, что не знают прав военнослужащих, и еще 26 % затруднились с ответом. При этом следует учитывать тот факт, что 24 % военнослужащих срочной службы (и 50 % студентов) не хотят служить ни при каких условиях даже в профессиональной армии на добровольной основе [4]. Приведенные данные показывают, что в армейской среде существуют факторы, способствующие возникновению агрессивности, которая зачастую является благоприятной основой экстремизма и преступности.
Для освоения правовых ценностей большое значение имеет правовое воспитание. Существующая концепция правового воспитания нуждается в новых теоретических разработках, касающихся ее аксиологического аспекта. Актуальной представляется проблема нравственно-правового воспитания курсантов в процессе обучения, которое должно обогащаться
прогрессивными методами, в частности, использованием ролевых игр. Аксиологическое изучение права приводит к выводу о социализирующей функции правовой игры. Согласие субъектов выполнять определенные роли в правовой игре, понимаемой как эмоциональная активность в правовой сфере, сопровождаемая чувством напряжения и выводящая за рамки обыденной жизни, становится важнейшим элементом поддержания правопорядка. В игре усваиваются и передаются правовые ценности, которые приобретают высший «статус» правил игры. Данное положение открывает широкие перспективы в разработке игровых методик в правовом воспитании, а также в исследовании игрологических закономерностей правового регулирования [5]. Курсанты вузов внутренних войск относятся к четко очерченной социальной группе со специфической правовой культурой, а потому рекомендуется использовать эффект «обратной связи», когда представитель социальной группы идентифицирует свои ценностные ориентации с ценностями группы. В связи с этим обосновывается важность пропаганды правовых ценностей, которые должны быть реализованы в деятельности будущих офицеров.
Использование в учебном процессе активных форм обучения требует научного описания эффективности их применения, обобщения опыта и обучения профессорско-преподавательского состава. На сегодняшний день подобного рода исследованиями в вузах внутренних войск занимаются недостаточно.
Особо следует сказать о формировании позитивного правосознания курсантов в процессе усвоения правовых ценностей. Традиционно в российской правокультурной традиции правосознание должностных лиц, осуществляющих правоприменение, характеризовалось консервативностью и эмоционально-психологической предрасположенностью к духовности. Однако в современной России наблюдается разрушение нормативно-ценностных основ, «размывание» нравственных критериев в служебном и внеслужебном поведении, утрата правокультурных идеалов и ориентиров развития, что обусловливает кризис юридического мышления и делегитимацию правоприменительной деятельности.
Транзитивный характер развития системы российского права и государства обусловил активизацию аномических явлений в духовно-нравственной системе, что, в свою очередь, привело к дисфункциям и деформациям в массовом и профессиональном правосознании. Аномия в правовом сознании граждан и должностных лиц проявляется в снижении влияния высоких духовно-нравственных целей и ценностей при принятии социально и юридически значимых решений. Дисфункциональность в юридической деятельности, с одной стороны, разрушает веру в оправданность и значимость профессиональной деятельности юристов, а с другой - обусловливает ее неэффективность и неадекватность при реализации индивидуальных и групповых ценностей и потребностей, тормозит объективные процессы развития национальной правовой системы, инициирует процессы расширения неформального и неправового пространства.
Деформация правосознания выражается в массовых явлениях правового и духовно-нравственного инфантилизма (не-сформированность и пробельность правовых и нравственных, этических взглядов, знаний, установок, представлений, идеалов и т.п.), нигилизма (игнорирование нравственных ценностей, требований закона, отрицание социальной значимости и ценности социально-нормативных систем и проч.), служебного идеализма (идеализация служебной деятельности и ее результатов), криминализации (сращивание правового сознания граждан, сотрудников правоохранительных и иных органов с преступными структурами) [6]. В полной мере сказанное от-
носится к формированию правосознания будущих офицеров в период их обучения в военно-учебном заведении. Разрешение подобных проблем видится в использовании комплексного подхода к формированию правосознания курсантов. Это предполагает разработку плана мероприятий правовоспитательного характера, снижающих уровень правового нигилизма, повышающих степень социальной ответственности в рамках правового поля, исключение формального подхода в данной работе, использование разнообразных форм и методов.
В военно-учебных заведениях внутренних войск, как и в других учебных заведениях силовых структур, проводится правовоспитательная работа, изданы соответствующие директивы, приказы, но говорить о значительном повышении пока не приходится. Данные криминологов, занимающихся проблемами воинской преступности говорят об обратном. И самое печальное, что сегодня речь идет не просто о преступности военнослужащих, а о преступности офицерского состава, тех людей, которые в своё время относились к элите русского общества. Это говорит о низком уровне правосознания, малоэффективной правовоспитательной работе, слабом контроле должностных лиц.
Следует сказать о важном источнике формирования правовой культуры, профессионального правосознания (три военных института в соответствии с государственным образовательным стандартом готовят курсантов по специальности «Юриспруденция») - таком, как всемирная сеть Интернет. Для многих курсантов Интернет сегодня - это возможность виртуального общения с друзьями, родственниками, источник любимой музыки, новых фильмов, но никак не средство получения необходимой правовой информации, правовых знаний. Немногие из них посещают сайты министерств и ведомств, правоохранительных органов, таких как Генеральная Прокуратура, Министерство Внутренних Дел, Верховного Суда Российской Федерации, не знают о существовании сервера органов власти Российской Федерации «Официальная Россия». А ведь профессионализм юриста, его культура зависит от умения обращаться с правовой информацией. Решение подобного рода проблемных вопросов нам видится в умелом руководстве со стороны профессорско-преподавательского состава и здесь предстоит еще немало поработать. Речь идет не только о формировании навыков поисковой деятельности, но и умелого анализа и использования правовой информации как в служебно-боевой деятельности, так и вне её. При обмене информацией через Интернет происходит не просто движение информации, но, как минимум, активный обмен ею. Поэтому в данном коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. В данном случае правовое информирование включает в себя распространение правовых знаний, получение и накопление их гражданами. Между этими элементами нет четкой грани, так как распространение и накопление правовой информации - это единый непрерывный процесс. От полноты и качества информации зависит уровень знаний, перевод их в реальное поведение и общественное мнение.
Безусловно, воздействие правовой информации на сознание человека составляет одну из важнейших сторон формирования правовой культуры личности. Знание и учет особенностей восприятия права имеет существенное значение в деле организации воспитательной работы. Однако нельзя рассматривать формирование правовой культуры исключительно как процесс наращивания информации, смешивать познание и знание, информацию и формирование правовой культуры. Интерес представляет изучение того, как происходит инте-риоризация знаний, полученных с помощью Интернета, т.е. их включенность в совокупность всей информации, приобретен-
ной ранее, и их оценка в соответствии с социальным и культурным статусом и ролью личности в обществе.
Кроме того, человек далеко не всегда потребляет предлагаемую ему или уже находящуюся в его распоряжении информацию.
Фаза потребления представляет собой сложный процесс, который характеризуется активным влиянием психологических факторов, персонифицированностью информации (особенно через имя), неформальными каналами передачи информации. Степень и характер потребления правовой информации можно оценить, анализируя эффективность и интенсивность использования информации, склонность к длительному использованию информации, активность использования информации, корректировку процесса использования на групповом уровне, наивысшую активность (самостоятельность) использования информации. Доступность больших массивов правовой информации требует времени и усилий для их осмысления. Обилие информации не приводит автоматически к лучшим решениям. Новые масштабы работы с информацией требуют дальнейшей автоматизации интеллектуальных функций. Освоение элементов правовой культуры в условиях становления информационного общества происходит под влиянием различных источников информации. Вместе с тем технологической основой складывающегося информационного общества является Интернет.
С точки зрения внутреннего содержания, правовая культура включает в себя социально-психологический, профессиональный и психофизический потенциал человека. Вместе с тем непременным условием функционирования человека как субъекта правовых отношений, как субъекта деятельности являются сознание, воля, интеллект и т.д. Все эти элементы являются важнейшими условиями самореализации человека, его включения в процесс формирования правовой культуры общества.
Библиографический список
1. Алексеев, С.С. Самое святое, что есть у Бога на Земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. - М.: ИНФРА-М, 1998.
2. Кузнецов, Ю.В. Правовая социализация молодежи как фактор развития гражданского общества / Ю.В. Кузнецов, И.Ю. Салмина // Вестник МГТУ. - 2010. - №2.
3. Гревцов, Ю.И. Очерки теории и социологии права. - СПб., Знание, 1996.
4. Мацкевич, И.М. Преступность в армейской среде // Социс. - 2000. - № 4.
5. Ковкалас, Н.В. Нравственные критерии правоприминительной деятельности: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Р/н.Дону, 2009.
6. Бабенко, А.Н. Правовые ценности и освоение их личностью: автореф. дис. ... д-ра. юр. наук. - М.,2002.
7. Лебедева, Н.Н. Право. Личность. Интернет. - М.: Волтерс Клувер, 2004.
Bibliography
1. Alexeev, S.S. Most sacred that is at God on the Earth. Immanuil Kant and right problems in present period. - M.: INFRA-М, 1998.
2. Kuznetsov, U.V. Legal youth socialization as the factor of development of a civil society / U.V. Kuznetsov, I.JU. Salmina // MGTU bulletin. -
2010. - № 2.
3. Grevsov, U.I. Sketch of the theory and right sociology. - SPb., Knowledge, 1996.
4. Matskevich, I.M. Criminalit in the army environment // Sоciс. - 2000. - № 4.
5. Kovkalas, N.V. Moral criteria justice activity. - R/ To. Don, 2009.
6. Babenko, A.N. Legal values and mastering by their person. - М., 2002.
7. Lebedeva, N.N. Pravo. The person. The Internet. - М.: Volters Kluver, 2004.
Article Submitted 19.01.11
сложном процессе формирования концепции правового государства существенная смысловая нагрузка заключена в комплексе проблем правовой культуры личности. В конечном итоге личность является главным субъектом правового государства и гражданского общества. Личностные свойства гражданина - основное звено в общей цепи задач становления правовой государственности в России. Следовательно, наличие высокого уровня правовой культуры личности - залог высокой социально-правовой активности граждан.
Благодаря глобализации компьютерных сетей возникает глобальная мода, особенно среди молодого поколения, на определенную музыку, стиль одежды, поведение, отношение к праву, законодательству, юридическим учреждениям и т.п. Это позволяет говорить об интенсивном формировании новых моделей и норм культурного и юридически значимого поведения. Символическое содержание, представленное в Интернете, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, в том числе правовой социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения [7].
Более сильные в информационном плане государства начинают доминировать и в области формирования общественного сознания, навязывая свои культурные ценности, образ жизни, стереотипы поведения, а также, в конечном счете, и свою систему права. Проецируя сказанное на процесс формирования правовых ценностей курсантов в период обучения, можно говорить о сочетании правовоспитательных мероприятий, проводимых вне глобальной сети, и правовых установок, знаний, образцов правомерного поведения, получаемых из неё. Главное, как нам видится в разумном и целенаправленном управлении, результатом которого должно стать сформи-рованность высококвалифицированного специалиста с высокой профессиональной правовой культурой.