References
1. Vorob'ev G.G. Tvoya informatsionnaya kul'tura [Your information culture]. Moscow, Molodaya Gvardiya Publ., 1998. 303 p. (In Russ.).
2. Dulikov V.Z. Artefakty sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti za rubezhom. Po materialam periodicheskoy pechati. Uchebno-metodicheskoe posobie po kursu "Sotsial'no-kul'turnaya rabota za rubezhom" [Artifacts of socio-cultural activities abroad. According to the materials of the periodical press. Teaching manual for the course "Social work abroad"]. Moscow, MGUKI Publ., 2008. 67 p. (In Russ.).
3. Zharkov A.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti. Monografiya [Theoretical and methodological foundations of cultural and leisure activities. Monograph]. Moscow, MGUKI Publ., 2013. 455 p. (In Russ.).
4. Kagan M.S. Filosofskaya istoriya tsennostey [Philosophical history values]. St. Petersburg, Petropolis Publ., 1997. 205 p. (In Russ.).
5. Kul'turologiya. XX vek. Entsiklopediya [Cultural studies. Of the twentieth century. Encyclopedia]. St. Petersburg, Universitetskaya kniga Publ., 1988, vol. 1-2. (In Russ.).
6. Lisakovskiy I.N. Khudozhestvennaya kul'tura. Terminy. Ponyatiya. Znacheniya. Slovar'-spravochnik [Artistic culture. Terms. Concepts. Values. Dictionary-Handbook]. Moscow, 2002. (In Russ.).
7. Likhachev B.T. Vvedenie v teoriyu i istoriyu vospitatel'nykh tsennostey [Introduction to the theory and history of educational values]. Samara, 1997. 240 p. (In Russ.).
8. Mosalev B.G. Tsennostno-smyslovoy mir kul'tury: Slovarno-ponyatiynaya kontseptualizatsiya [Value-semantic world of culture: vocabulary and conceptual conceptualization]. Ed. V.Z. Dulikova. Moscow, 2011. 265 p. (In Russ.).
9. Sotsiokul'turnaya animatsiya. Uchebnaya programma po spetsial'nosti 0531.00 "Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost'", spetsializatsiya "Prodyussirovanie i postanovka kul'turno-dosugovykh programm", "Tekhnologiya i postanovka shou-programm" [Socio-cultural animation. Curriculum 0531.00 on a speciality "Socially-cultural activity," specialization "Production and staging of cultural and leisure programs", "Technology and staging show programs"]. Ed. G.S. Tikhonovskaya. Moscow, MGUKI Publ., 2004. (In Russ.).
10. Strel'tsov Yu.A., Stel'tsova E.Yu. Pedagogika dosuga. Uchebnoe posobie [Pedagogy of leisure. Tutorial]. Moscow, MGUKI Publ., 2008. 272 p. (In Russ.).
УДК 378
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Мухин Алексей Юрьевич, аспирант, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, РФ). E-mail: [email protected]
Современное общество испытывает серьезные перемены, которые приводят к изменениям в сфере образования. Следовательно, появляются особые требования и к обучению в высшем учебном заведении, и к воспитанию студентов нового поколения. В данной статье рассмотрена модель развития творческой активности студентов в вузе, основанная на исследовании личностно-деятельностного подхода. Определена цель работы: раскрыть значение личностно-деятельностного подхода и спроектировать модель развития творческой активности студентов в вузе. Выявлена актуальность предмета исследования, которая требует решения ряда сложившихся противоречий. Проанализирована научная литература по заданной проблеме, положительный практический опыт педагогической практики, сделан вывод о том, что развитие творческой активности студентов в вузе возможно осуществить, если будет реализована модель. Раскрыта сущность личностно-деятельностного подхода, его принципы и показатели сформированное™ творческой активности студентов в вузе. В работе актуализируется тема избранного исследования, уточнен предмет и понятийное поле. Все это определило выбор личностно-деятельностного
подхода в качестве основы развития творческой активности студентов в вузе, который придает социальный и личностный смысл и позволяет в совокупности с другими подходами сконструировать модель развития творческой активности студентов в вузе как теоретический образ, представленный концептуальными положениями.
Ключевые слова: модель, моделирование, личностно-деятельностный подход, системный подход, субъект-субъектный подход, творческая активность личности.
THEORETICAL ASPECTS OF MODELING THE CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY
Mukhin Aleksey Yuryevich, Postgraduate, Pedagogy and Psychology Department, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The modern society undergoes major changes, which lead to changes in education. Therefore, there are special requirements to teaching in higher education, and upbringing the new generation of students. This article presents the model of development of creative activity of students in higher educational establishment which is based on the student-active approach study. Determining the purpose of the work: to reveal the value of student-active approach and to design a model of creative activity of students in higher educational establishment. The relevance of the research subject, which requires the solution of a number of existing contradictions is revealed. The scientific literature on a given issue and the positive experience of teaching practice were analyzed, it was concluded that the development of creative activity of students in the higher educational establishment can be realized if the model is implemented. The essence of personal-activity approach, its principles and indicators of formation of creative activity of students in the higher educational establishment are disclosed. The work actualizes the topic of the chosen research, the object and the conceptual field are specified. All this determined the choice of student-active approach as the basis of development of creative activity of students in the higher educational establishment, which gives a social and personal meaning and in combination with other approaches allows to construct a model of creative activity of students in the higher educational establishment as a theoretical way, presented by the conceptual statements.
Keywords: model, modeling, personal-activity approach, system approach, subject-subject approach, the creative activity of the person.
Современный социум предъявляет к личности студента следующие требования: высокая профессиональная стабильность, конкурентоспособность на рынке труда, способность самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях и сформировать такие качества, как инициативность, интуиция, психологическая избирательность, творческая активность. Подобный социальный заказ определен Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» (2012), Федеральным законом «Об общественных объединениях» (2005), «Национальной доктриной образования в России на период 2025 года».
Исследователи неоднозначно рассматривают понятие «творческая активность». Данное понятие трактуется как: качественное изменение личности (Л. И. Божович); повышение уровня
организации, что находит отражение в преобразовании деятельности и общении (В. Г. Рындак); способность человека становиться полноправным субъектом собственной жизни (В. И. Слобод-чиков и др.).
В своем исследовании мы будем придерживаться взгляда В. И. Андреева на понятие «творческая активность» как на особый вид деятельности, в которой проявляются такие качества, как самопознание, самоопределение, самоуправление, творческая самореализация [2, с. 26]. Философы М. М. Бахтин, В. С. Библер, анализируя понятие «творчество», связывают его значение с развитием и способностью личности к самопознанию и познанию мира. Для нашего исследования представляет интерес психологическая составляющая творчества, о том, что творчество влияет
на саморазвитие личности, потому целесообразно обращение к трудам Б. Г. Ананьева, Б. М. Тепло-ва [1, с. 115; 9, с. 9-20].
Исходя из анализа основных теорий творчества, необходимо сделать вывод о том, что творчество можно рассматривать как деятельность, совершаемую человеком согласно развитию его способностей, интересов и потребностей. Соответственно проблеме нашего исследования мы рассмотрим развитие творческой активности студентов вуза, что позволит выделить некоторые возрастные особенности юношеского возраста. Данный возраст характеризуется профессиональной направленностью, формированием ценностных ориентаций, характера, мировоззрения. Личность студента формируется в условиях самостоятельного выбора своего жизненного пути, сознательного отношения к различным сферам жизни и в сформированной самостоятельной позиции.
Высокий уровень развития творческой активности студентов можно проследить относительно признаков этого вида деятельности, к которым на основании теоретического анализа относим следующее: умение конструировать профессиональные задачи и пути их решений; разработка новых знаний на основе присвоения самостоятельно усвоенных и использованных в практике; самоактуализация, то есть определение перспектив своего развития.
Данные признаки выступают движущей силой развития творческой активности студентов и оказывают влияние на развитие, самосовершенствование личности. Чтобы обеспечить развитие качеств личности студентов в контексте развития творческой активности студентов, обратимся к конструированию модели. Целью исследования является моделирование процесса развития творческой активности студентов.
В философском словаре понятие модель (лат. modulus - образец, мера) выступает объектом-заместителем, который в определенных условиях может заменить объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала как в предметной (макет, устройство, образец), так и в знаковой формах (схема, график, теория) [10, с. 514]. Модель - это идеализированное представление о реальном объекте
исследования. Моделирование, в свою очередь, есть теоретическое представление о педагогическом процессе [10, с. 521]. Соответственно, моделирование являет собой процесс, отраженный в модели. Это метод опосредованного изучения объектов, процессов, компонентов, которые в совокупности представляют собой целостную систему, воплощенную в модель.
В качестве теоретико-методологической стратегии к исследуемой проблеме избраны следующие подходы: системный, субъект-субъектный, личностно-деятельностный. В научно-педагогической литературе широко представлена сущность подходов, которые избраны для нашего диссертационного исследования.
Системный подход (Л. Фон Берталанфи, Э. де Боно, В. В. Сериков, Э. Г. Юдин и др.) -направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Ценность системного подхода в изучении проблем развития творческой активности студентов в вузе состоит в следующем: понятия, принципы и методы системного подхода позволяют более широко охватить круг проблем, установить взаимосвязи между ними, получить объективную информацию о механизмах процесса развития творческой активности студентов. Системный подход необходим для нашего исследования тем, что он позволяет рассмотреть многоуровневую систему взаимоотношений всех участников и обогащает процесс диалоговыми приемами, что делает более интенсивным процесс развития студентов. Диалог мнений, ценностных установок, мотивов способствует эффективному развитию творческой активности студентов в вузе.
В центре субъект-субъектного подхода находится личность, и она становится субъектом собственного развития. В данном подходе сама личность является главным преобразователем своей жизнедеятельности, ее активным участником. Человек активно участвует в процессе социализации. Субъект-субъектный подход имеет большой интерес для нашего диссертационного исследования, так как решает ряд задач, которые ведут к развитию творческой активности
студентов: активизации мышления, повышению внутренней мотивации к обучению, способности к творчески-преобразовательному подходу в деятельности, развитию творческого потенциала и творческих способностей, социальной и творческой активности.
В рамках данной статьи остановимся на основных особенностях личностно-деятельност-ного подхода к моделированию развития творческой активности студентов в вузе.
В. И. Андреев считает, что более эффективным для развития педагогической теории и совершенствования педагогической практики является личностно-деятельностный подход, который рационально сочетает личностный и деятельност-ный подходы [2, с. 274]. Личностный подход ориентируется на личностные качества субъекта, в нашем случае, студента вуза. Данные качества включают в себя сформировавшиеся установки, направленность на ценностную ориентацию и на преобразующую деятельность. Личностный подход требует личностную направленность, уважение свободы личности, ее уникальности. Подход при формировании внутренних качеств студента предполагает опору на естественный процесс саморазвития творческой активности, на его инициативность, самодеятельность и самостоятельность. Для реализации данного подхода необходимы соответствующие условия: 1) организация творческой инновационной среды в вузе, 2) решение творческих задач с целью повышения саморазвития студентов, 3) активная включенность студентов в проектирование и реализацию творческих проектов.
В психологии существуют следующие теории личности: гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу), рассматривающая человека как личность, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию; психоаналитическая (З. Фрейд, К. Юнг), которая акцентирует внимание на психической энергии человека, ведущей к разрядке в деятельности; диспозиционная (Г. Айзенк), которая видит источник развития личности в генетике и среде; поведенческая теория (Дж. Уотсон, Б. Скиннер), рассматривающая личность в ее связи с обществом и средой, и др. А также теории личности А. Адлера, К. Хорни, Э. Эриксона и т. д.
Составляющим компонентом избранного нами подхода является деятельность. Основное
положение деятельностного подхода представляет собой главенство деятельности в процессе становления, развития и самопроектирования личности. Источниками данного подхода служат работы ученых: П. Я. Гальперина, А. Н. Дубровина, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульхановой-Славской, М. С. Каган, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейна, В. А. Беликова, Н. Ф. Талызиной и др. В отечественной педагогике данный подход разрабатывается с 80-х годов XX века Е. Б. Бондаревской, В. В. Сериковым, И. С. Якиманской и др.
В самой общей форме деятельностный подход, по мнению В. В. Серикова, означает управление и организацию целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности учащегося [7, с. 93].
Деятельностный подход требует специальной подготовки и организации деятельности студента по переводу из объекта в позицию субъекта познания. Исходя из этого положения, мы делаем вывод, что в условиях личностно-деятельностного подхода личность становится способной к развитию новых качеств.
Суть деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность педагога и студента, реализация на практике вместе поставленных целей. Наставник не дает готовых ответов и образцов поведения, а выстраивает в совместном поиске новое содержание воспитательного процесса.
При использовании личностно-деятельност-ного подхода в создании модели необходимо учитывать следующие факторы:
- уровень развития творческой активности личности в вузе зависит не только от самого факта участия в какой-либо деятельности, но, в первую очередь, от активности, проявленной в ней;
- первоначальной основой активности являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем личностной позиции, которые побуждают его к деятельности, к работе над собой.
Применение личностно-деятельностного подхода к нашему исследованию отражено в нижеизложенных аспектах:
- условием развития творческой активности студентов в вузе является включение личности в организацию творческой деятельности.
- эффективность развития творческой активности студентов может быть обеспечена при наличии признаков творческой деятельности -предметность, целенаправленность, преобразующий характер;
- развитие личности студентов происходит только при включении ее в деятельность;
- творческая активность рассматривается как образование личности студентов в вузе, объясняющее их возможность осуществлять творческую деятельность.
Развитие творческой активности личности есть проявление внутренних структур психики (мотивов, ценностей, установок и т. д.) в творческой деятельности. Как утверждал С. Л. Рубинштейн, человек и его психика формируются и воплощаются в практической (творческой) деятельности. Деятельность - это динамическая система взаимодействия человека с миром. И это значит, что преобразованные внутренние структуры человеческой психики должны быть реализованы во внешние проявления [6, с. 258].
При анализе выбранного подхода были выделены основные показатели, которые явились предметом оценки развития творческой активности студентов в вузе. К ним относятся: высокий уровень интересов к учебной деятельности, стремление к оригинальности, нестандартному мышлению, умение принимать самостоятельные решения, склонность к поисково-исследовательскому характеру познания, способность к преобразовательной деятельности, критичность как развитие рефлексивно-оценочного компонента личности.
На основе выделенных подходов осуществляется реализация модели. Устойчивость всех компонентов и взаимосвязей предполагается при меняющихся внешних условиях, функциях и совершенствовании модели.
Исходя из представленных подходов и показателей в процессе развития творческой активности студентов в вузе, мы следуем принципам: сотворчества, динамичности, обратной связи, гуманизации, педагогической поддержки. Благо-
даря результатам, полученных в ходе реализации подходов, была разработана модель развития творческой активности студентов в вузе, включающая целевой, организационно-управленческий, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный блоки, каждый из которых обеспечивает достижение общей цели исследования.
Целевой блок модели выдвигает в качестве цели: эффективное развитие творческой активности студентов в вузе. Цель соотносится с задачами: на уровне развития творческой деятельности - реализация творческого потенциала и творческой активности, на уровне образования личности - приобщение к ценностям культуры; на уровне социокультурного развития личности - формирование эстетической культуры; на уровне социально-культурной среды - социальная активизация личности, направленная на самореализацию.
Организационно-управленческий блок отражает комплекс педагогических условий, при соблюдении которых может функционировать модель развития творческой активности студентов в вузе.
Содержательно-деятельностный блок модели включает содержательно-процессуальные особенности организации педагогического процесса развития творческой активности студентов в вузе, выстроенного на основе воспитания студентов в социально значимой творческой деятельности, которой должен овладеть студент в процессе участия в деятельности социально-культурной среды.
Оценочно-результативный блок модели связан с формированием критериев и оценки уровня развития творческой активности студентов в вузе.
Положения принципов обеспечивают конструирование модели, реализующейся на основе определенных педагогических условий, которые обеспечивают достижение результата модели -переход студентов на новый, более качественный уровень творческого развития.
Таким образом, модель развития творческой активности студентов в вузе, разработанная нами на основе личностно-деятельностного, субъект-субъектного, системного подходов, а также с учетом требований современного общества, воспитательной деятельности, предполагает развитие творческой активности студентов.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии: избр. психол. тр.: в 2 т. / под ред. Н. А. Логиновой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - Т. 2. - 546 с.
2. Андреев В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития: учеб. пособие для студ. вузов. - Казань: Центр инновац. технологий, 2000. - 608 с.
3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. - 237 с.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Кн., 1975. - 203 с.
5. Петровский А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопр. психологии. -1984. - № 4. - С. 15-30.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - 322 с.
7. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: моногр. - М., 1998. - 182 с.
8. Словарь Л. С. Выготского / [Е. Н. Выготская и др.]; под ред. А. А. Леонтьева; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, фак. психологии. - М.: Смысл, 2004. - 118 с.
9. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд-во Акад. наук РСФСР, 1961. - С. 9-20.
10. Философия: энцикл. слов. / под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2006. - 1072 с.
References
1. Anan'ev B.G. Straktura individual'nogo razvitiya kak problema sovremennoy pedagogicheskoy antropologii: izbr. psikholog. tr. [The structure of the individual development as a problem of modern pedagogical anthropology]. Ed. N.A. Loginovoy. St. Petersburg, St. Petersburg University Publ., 2007, vol. 2. 546 p. (In Russ.).
2. Andreev V.I. Pedagogika: Ucheb. kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Ucheb. posobie dlya stud. vuzov [Pedagogy. Course for creative self-development: textbook. allowance for students. high schools]. Kazan', Tsentr innovatsion-nykh tekhnologiy Publ., 2000. 608 p. (In Russ.).
3. Vygotskiy L.S. Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsiy [The development of higher mental functions]. Moscow, Akademiya Pedagogicheskikh nauk Publ., 1960. 237 p. (In Russ.).
4. Leontev A.N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost [Activities. Consciousness. Personality]. Moscow, Kniga Publ., 1975. 203 p. (In Russ.).
5. Petrovskiy A.V. Problemy razvitiya lichnosti s pozitsiy sotsial'noy psikhologii [Problems of personality development from the standpoint of social psychology]. Voprosy psikhologii [Psychology questions]. Moscow, 1984, no. 4, pp. 15-30. (In Russ.).
6. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989, vol. 2. 322 p. (In Russ.).
7. Serikov V.V. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: poisk novoy paradigmyi. Monogr. [Personality-oriented education: the search of a new paradigm. Monograph]. Moscow, 1998. 182 p. (In Russ.).
8. Slovar L.S. Vygotskogo [Glossary of Vygotsky]. Ed. A.A. Leontev. Moscow, Smysl Publ., 2004. 118 p. (In Russ.).
9. Teplov B.M. Sposobnosti i odarennost' [Ability and talent]. Teplov B. M. Problemy individual'nykh razlichiy [Problem of individual differences]. Moscow, Akademiya nauk RSFSR Publ., 1961, pp. 9-20. (In Russ.).
10. Filosofiya. Entsiklopedicheskiy Slovar' [Philosophy. Encyclopedic dictionary]. Ed. A.A. Ivina. Moscow, Gardariki Publ., 2006. 1072 p. (In Russ.).
УДК 811:378
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА КАК МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Ерёмин Виталий Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье приводится описание методических возможностей использования проектной работы. Делается обобщение научно-методических положений метода проектов: цель, принципы и этапы ор-