наукой. На сегодняшний день, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить содержание профессионального патриотизма.
2. Сформулировать основные задачи, стоящие при формировании профессионального патриотизма.
Библиографический список
3. Выявить современные педагогические условия, способствующие более эффективно формировать профессиональный патриотизм у обучающихся.
4. Разработать эффективную методику формирования профессионального патриотизма в рамках профессиональных образовательных организаций.
1. Волошина И.А., Новиков П.Н. и др. Понятие профессии в составе профессионально-трудовой и образовательной терминологии. Available at: http://www.asprof.ru/news/smi-o-ps/pub/124
2. Исаков А. Российский патриотизм сегодня. Available at: http://observer.materik.ru/
3. Саенко Л.А. Становление системы защиты от безработицы в России. Труд и социальные отношения. 2011; 1: 16 - 24.
4. Саенко Л.А. Социальная ответственность учащейся молодежи: результаты исследования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015; 1 (46): 267 - 271.
5. Саенко Л.А., Бобрышов С.В. Методологическая оценка компетентностного подхода в подготовке специалиста. Вестник Академии права и управления. 2016; 43: 125 - 131.
6. Саенко Л.А. Деструктивные факторы профессиональной социализации. Социально-гуманитарные и естественно-технические науки и вызовы современности. Материалы международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2017: 147 - 150.
7. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Лисецкая Е.В. Available at: http://docplayer.ru
8. Этнопсихологический словарь. В.Г. Крысько. Москва: 1999: 101.
References
1. Voloshina I.A., Novikov P.N. i dr. Ponyatie professii v sostave professional'no-trudovoji obrazovatel'noj terminologii. Available at: http://www. asprof.ru/news/smi-o-ps/pub/124
2. Isakov A. Rossijskijpatriotizm segodnya. Available at: http://observer.materik.ru/
3. Saenko L.A. Stanovlenie sistemy zaschity ot bezraboticy v Rossii. Trud i social'nye otnosheniya. 2011; 1: 16 - 24.
4. Saenko L.A. Social'naya otvetstvennost' uchaschejsya molodezhi: rezul'taty issledovaniya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2015; 1 (46): 267 - 271.
5. Saenko L.A., Bobryshov S.V. Metodologicheskaya ocenka kompetentnostnogo podhoda v podgotovke specialista. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2016; 43: 125 - 131.
6. Saenko L.A. Destruktivnye faktory professional'noj socializacii. Social'no-gumanitarnye i estestvenno-tehnicheskie nauki i vyzovy sovremennosti. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol', 2017: 147 - 150.
7. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Liseckaya E.V. Available at: http://docplayer.ru
8. 'Etnopsihologicheskijslovar'. V.G. Krys'ko. Moskva: 1999: 101.
Статья поступила в редакцию 10.03.18
УДК 378
Erikenova E.M., postgraduate, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia),
E-mail: [email protected]
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION: BASICS AND METHODOLOGY. The article substantiates the importance of independent work of students in a university. The educational process in a university imposes specific, higher requirements for independent work, the need to obtain challenging, cross-cultural and professional competences. The formation of the ability of the individual student to self-organization, self-actualization, its ability to develop and implement yourself as a subject of education is one of the most important tasks of higher education school. The tasks of independent work of students are considered. The emphasis is on creative types of independent work. The dependence of the effective organization of independent work of students on methodological approaches is proved, the priority of which are subject-personal and activity-creative approaches.
Key words: independent work, types of independent work, subject of training, creative activity, subject-personal and activity-creative approaches.
Э.М. Эрикенова, аспирант, Карачаево-Черкессий государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск,
E-mail: [email protected]
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ
В статье обосновывается значимость самостоятельной работы студентов в вузе. Образовательный процесс в вузе предъявляет специфические, более высокие требования к самостоятельной работе, обусловленные необходимостью освоения студентами сложных общекультурных и профессиональных компетенций. Формирование способности личности студента к учебной самоорганизации, самоактуализации, его способности развивать и осуществлять себя в качестве субъекта образовательного процесса является одной из наиболее важных задач высшей школы. Рассматриваются задачи самостоятельной работы студентов. Делается акцент на креативных видах самостоятельной работы. Доказывается зависимость эффективной организации самостоятельной работы студентов от методологических подходов, приоритетными из которых являются субъ-ектно-личностный и деятельностно-творческий подходы.
Ключевые слова: самостоятельная работа, виды самостоятельной работы, творческая деятельность, субъект-но-личностный и деятельностно-творческий подходы.
Исходя из требований соответствующих нормативных документов в сфере высшего образования, самостоятельная работа студентов представляет собой обязательный компонент образовательного процесса, так как данная форма учебной работы предназначена для закрепления и углубления полученных ранее знаний, умений, навыков. Актуализация вопросов самостоятельной работы в отечественной высшей школе обусловлена следующими тенденциями развития общества и образования: современные социокультурные реалии определяют необходимость
практической реализации идеи обучения в течение всей жизни, которая требует от студентов постоянного творческого самосовершенствования собственной личности; условия информационного общества детерминируют необходимость принципиальных изменений в организации образовательного процесса в вузе, которые характеризуются: общим сокращением аудиторной нагрузки, уходом от пассивного восприятия и усвоения лекционного материала и, как следствие, возрастанием роли самостоятельной работы студентов; базовый акцент в обучении постепенно
смещается с преподавания на учение, как самостоятельную работу студентов в вузе [1].
Самостоятельная работа студентов в образовательном процессе вуза в целом представлена совокупностью аудиторных и внеаудиторных занятий и заданий, которые обеспечивают эффективное освоение образовательной программы высшего образования в строгом соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми Федеральными государственными образовательными стандартами [2].
Самостоятельная работа студентов в вузе призвана решать следующие задачи:
• закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий, трансформацию обозначенных знаний, умений и навыков в стереотипы интеллектуальной и практической деятельности;
• формирование дополнительных знаний, умений и навыков по изучаемым дисциплинам;
• развитие и формирование знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять научно-исследовательскую деятельность;
• развитие учебной мотивации и соответствующих установок на полноценное освоение образовательной программы;
• развитие учебной самостоятельности и инициативы, креативности мышления, способности к самоорганизации, самосовершенствованию и самореализации в образовательном процессе;
• Самостоятельную работу студентов классифицируют по следующим основаниям:
• по месту организации выделяют аудиторную и внеаудиторную;
• по целям учебной дисциплины, сформулированных и обоснованных в рабочей программе;
• по форме организации актуализируют индивидуальную и групповую самостоятельную работу студентов [3].
При классификации самостоятельной работы студентов в вузе важным является ее рассмотрение с позиции креативности. В этом контексте выделяют следующие виды:
Осуществление самостоятельной работы студентов в вузе, требует определения методологической основы ее организация. Такая методологическая основа представлена соответствующими подходами. Функциональное значение методологического подхода в педагогике состоит в построении авторской модели целостного анализа, понимания и соответствующей интерпретации педагогических явлений, фактов и событий. При этом важно понимать, что методологическая основа организации образовательного процесса всегда представлена определенной совокупностью методологических подходов [4].
Рассмотрим базовые методологические подходы к организации самостоятельной работы студентов в вузе.
Субъектно-личностный подход. Основными научными понятиями, которые определяют смысловое значение субъек-тно-личностного подхода к организации самостоятельной работы студентов в вузе, являются такие понятия, как «личность», «развитие личности», «субъект».
В современной науке интерес к личностной проблематике настолько выражен, что практически все гуманитарные, общественные науки актуализируют этот предмет исследования. Проблемы личности исследуются в рамках философского, социологического, этического, психологического и педагогического знания.
В психологии существует множество определений личности, обобщив которые можно констатировать, что понятие личности имеет выраженный социальный контекст и трактуется в качестве конкретного субъекта деятельности, познания и общения в совокупности его (субъекта) индивидуальных свойств и социально значимых черт.
Развитие, как полагают современные авторы, представляет собой основной способ личностного бытия. Развитие личности проявляется в основной потребности человека в любой деятель-
Таблица 1
Виды самостоятельной работы студентов вуза по степени её креативности
Вид самостоятельной работы
Характеристика вида самостоятельной работы
Самостоятельная работа по образцу
Низкий уровень учебной самостоятельности студентов. Данный тип деятельности основан на трансляции традиционного метода решения проблемы в аналогичную или почти аналогичную учебную ситуацию. Подобная работа осуществляется с использованием алгоритмов, которые ранее продемонстрировал преподаватель и опробовали студенты при решении предыдущих учебных задач. Таким образом, при выполнении самостоятельной работы по образцу, студенты совершают прямой перенос уже известного способа решения в схожее внутрипредметное проблемное поле. В этом случае учебная деятельность обучающихся ориентирована на овладение базовым комплексом методов самостоятельной работы. Сущностная возможность такого овладения основана на принципиальном сходстве условий решения поставленной и ранее известной задачи, а целесообразность использования методов решения детерминирована или условиями поставленной учебной задачи, или рекомендациями преподавателя. Таким образом, самостоятельная работа по образцу создает необходимые условия для формирования у студентов базовых умений и навыков для её осуществления в учебных ситуациях.
Самостоятельная работа реконструктив-но-вариативного типа
Пороговый уровень учебной самостоятельности студентов. Самостоятельная работа реконструк-тивно-вариативного типа способствует осмысленному переносу полученных знаний в типовые ситуации, учит студентов анализировать событийные реалии, факты и феномены, создает необходимые условия для развития познавательной деятельности обучающихся, для формирования у них системы приемов и методов познания объективной реальности.
Эвристическая самостоятельная работа
Продвинутый уровень учебной самостоятельности студентов. Эвристическая самостоятельная работа обусловливает возможность раскрытия творческого потенциала личности обучающихся. Выполнение такой работы позволяет студентам осуществлять непрерывный поиск новых решений поставленных задач, обобщать и систематизировать полученные знания, переносить их в нестандартные учебные ситуации.
Внутрипредметная и межпредметная исследовательская самостоятельная работа
Высокий уровень учебной самостоятельности студентов. Такая деятельность занимает высшую ступень в иерархии самостоятельной работы обучающихся в вузе. Выполнение подобной самостоятельной учебной деятельности, требует способности студентов к преобразованию знаний и методов решения поставленных учебных задач, самостоятельной творческой разработки новых алгоритмов решения проблем. Самостоятельная работа обозначенного типа традиционно представлена познавательными задачами, условиями которых являются: анализ необычных ситуаций; выявление характерных признаков учебных проблем, возникающих в таких ситуациях; самостоятельный поиск методов исследовательской разработки этих проблем; выбор из уже известных способов исследовательской учебной деятельности наиболее рациональных, их модификация в соответствии с условиями учебной ситуации [2; 3].
ности (учебной, трудовой) постоянно выходить за пределы своих возможностей, достигая при этом новых рубежей своего самосовершенствования. Важным при этом является стремление человека проецировать свою личность в будущее, которое переживается им в качестве желания достигать жизненных целей и социокультурных идеалов.
Анализ взглядов отечественных исследователей в сфере проблемного поля развития личности позволяет констатировать следующее: общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности всегда обусловлено взаимоотношением человека и социума; взаимодействие человека с обществом обусловливает два типа личностного становления. Первый тип определяется объективным социальным контекстом развития, который детерминирует адаптивное человеческое поведение, в ходе которого личность интериоризирует объективные социокультурные ценности (в педагогическом значении такие ценности представлены содержанием образовательного процесса). В свою очередь, второй тип становления личности проявляется в самореализации человека в социуме, через соответствующую экстериоризацию новых социокультурных ценностей. В педагогическом значении второй тип развития личности предполагает творческую самореализацию обучающегося в условиях образовательного процесса; развитие личности человека детерминировано системой различных деятельностей (прежде всего учебной и профессиональной) [5]. Сказанное позволяет сформулировать следующий вывод: развитие личности студента высшей школы представляет собой непрерывный процесс становления его готовности к профессиональному самосовершенствованию в соответствии с учебными задачами разной сложности, в том числе более сложными, по сравнению с предыдущими. Развитая личность будущего специалиста предполагает его владение профессионально обусловленными знаниями и соответствующими способами творческой профессиональной деятельности, эмоционально-чувственное отношение к социокультурному миру, сформированную мотивацию к непрерывному личностному самосовершенствованию. Именно формирование способности личности студента к учебной самоорганизации, самоактуализации, его способности развивать и осуществлять себя в качестве субъекта образовательного процесса является одной из наиболее важных задач высшей школы. Присвоение субъектом образовательного процесса социокультурных ценностей выступает в качестве внутреннего самоопределения будущего специалиста, соответствующего развития его творческих способностей, что обусловливает возможность его личности для постоянного объективирования себя на более сложных уровнях по отношению к своей будущей профессии. Этот высший уровень профессионального самоопределения характеризуется тем, что личность будущего специалиста формирует в себе способность вносить собственные профессиональные вклады в социокультурный мир.
Следующим методологическим подходом к организации самостоятельной работы студентов вуза является деятель-ностно-творческий подход. Рассмотрим в этой связи базовую категорию деятельности. Обращение к работам отечественных авторов позволяет выделить основные сущностные характеристики обозначенной категории: деятельность трактуется в качестве специфической активности человека, она (деятельность) обусловлена индивидуальными и общественными потребностями. Деятельностная активность проявляется в: а) избирательности и направленности и б) в адаптивно-репродуктивных или творческо-продуктивных психических процессах личности; деятельность имеет предметный характер, так как направлена на предмет (объект), изменяемый в процессе деятельности. Необходимо понимать, что процесс изменения деятельностного предмета, предполагает изменение и самого субъекта, который развивается как личность; в структуре деятельности актуализируется системообразующий компонент, - ее цель, которую обусловливают человеческие мотивы, детерминированные личностными и общественными потребностями, а также содержание и технология достижения деятельностной цели [6].
Цель решения собственно учебной задачи предполагает изменение действующей личности, при этом учебная деятельность не завершается, переходя на свой новый цикл. В целом Д.Б. Эль-
Библиографический список
конин дал определение учебной деятельности следующим образом: учебную деятельность следует трактовать в качестве деятельности направленной, имеющей своим содержанием овладение обучающимися обобщенными методами действий в области научных категорий и понятий. Учебная деятельность побуждается адекватными мотивами, связанными со стремлением к собственному росту, собственному совершенствованию [7].
Отечественные исследователи выделяют в учебной мотивации внешние и внутренние мотивы. В частности, В.И. Чирков в качестве внешних учебных ситуационных мотивов, обусловленных организацией и осуществлением образовательного процесса, выделил педагогические воздействия преподавателя на личность студентов. В крайней актуализации, такие воздействия обусловлены ориентаций преподавателя на авторитарное внешнее управление учебной деятельностью студентов, которое не предполагает возможность проявления ими учебной самостоятельности, инициативы и творчества. В идеале основа эффективной учебной деятельность должна быть представлена прежде всего внутренними учебными мотивами, когда познавательная потребность обучающегося отражается и проявляется в деятельностном предмете, обусловливая внутренний интерес личности студента к процессу обучения, к творческой реализации своей личности в учении [8].
Обратимся теперь к понятию творческой деятельности. По мнению отечественных авторов, в определённых ситуациях деятельность (в том числе учебная) может быть репродуктивной, адаптивной, в других - продуктивной, творческой. Анализируя сущностные характеристики явления творчества, практически все исследователи актуализируют его самую важную черту - новизну полученного конечного результата. Таким образом, творчество представляет собой человеческую деятельностью, при которой создается что-то новое, при этом важно, что новизна проявляется в объективном (новая вещь внешнего мира) и субъективном (новые личностные образования) значениях [9]. Таким образом, в качестве результатов учебного творчества могут выступать как материальные социокультурные явления, так и духовные ценности, обусловленные развитием сущностных сил личности студента. Проблему учебного творчества студентов в вузе правомерно рассматривать в контексте взаимообусловленности репродуктивной и продуктивной учебной деятельности и, как следствие, адаптивно-нормативного и ситуационно-преобразующего типов учебного поведения.
Таблица 2
Типы поведения и их характеристика
Тип поведения Характеристика типа поведения Адаптивно-норма- Такой тип поведения реализуется тивное учебное по- в условиях репродуктивной учеб-ведение ной деятельности студентов, так
как является внешне детерминированным уже известными знаниями, традициями, стандартными приемами деятельности и т.д. Подобный тип поведения имеет преобразующее значение, так как реализуется в рамках продуктивной учебной деятельности студентов, обусловленной их способностью к воображению, фантазии, умением посмотреть на учебную проблему с нестандартного ракурса и т.д.
По мнению отечественных авторов, подлинное учебное творчество возникает в точке перехода одного типа учебного поведения в другой [9]. Таким образом, в целом эффективность самостоятельной работы студентов в вузе зависит от методологической основы ее организации, в качестве которой выступают субъектно-личностный и деятельностно-творческий подходы.
Ситуационно-преобразующее учебное поведение
1. Щербакова Е.В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе. Молодой учёный. 2010; № 8; Т. 2.
2. Клушина Н.П. Организация самостоятельной работы магистрантов в процессе обучения. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016; 3 (54): 161 - 166.
3. Меренков A.B., Куньщиков C.B., Гречухина Т.И. и др. Самостоятельная работа студентов, формы критерии оценки: учебное пособие. Екатеринбург, 2016.
4. Бобрышов C.B. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория: монография. Ставрополь, 2006.
5. Aбульханова-Cлавская КА Деятельность и психология личности. Москва, 1980.
6. Леонтьев A.H. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. Москва, 1977.
7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва, 1989.
8. Чирков B.k Cамодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. Вопросы психологии. 1996; 3: 43 - 51.
9. Дружинин B.H. Психология общих способностей. 3-е изд. Cанкт-Петербург, 2007.
References
1. Scherbakova E.V. Samostoyatel'naya rabota studentov kak vazhnejshaya sostavlyayuschaya organizacii uchebnogo processa v vuze. MolodoJ uchenyJ. 2010; № 8; T. 2.
2. Klushina N.P. Organizaciya samostoyatel'noj raboty magistrantov v processe obucheniya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2016; 3 (54): 161 - 166.
3. Merenkov A.V., Kun'schikov S.V., Grechuhina T.I. i dr. Samostoyatel'naya rabota studentov, formy kriterii ocenki: uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2016.
4. Bobryshov S.V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitiya pedagogicheskogo znaniya: metodologiya i teoriya: monografiya. Stavropol', 2006.
5. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost'ipsihologiya lichnosti. Moskva, 1980.
6. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. 2-e izd. Moskva, 1977.
7. 'El'konin D.B. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 1989.
8. Chirkov V.I. Samodeterminaciya i vnutrennyaya motivaciya povedeniya cheloveka. Voprosy psihologii. 1996; 3: 43 - 51.
9. Druzhinin V.N. Psihologiya obschih sposobnosteJ. 3-e izd. Sankt-Peterburg, 2007.
Статья поступила в редакцию 06.03.18
УДК 377
Alikhanova S.A., Cand. of Sciences (Political Studies), senior lecturer, Department of Social and Humanitarian Disciplines,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail:[email protected]
FEATURES OF THE PERSONAL-ORIENTED APPROACH IN TEACHING SOCIOLOGY. The personal-oriented approach first of all implies changes of educational paradigms taking into account the capabilities and needs of the individual. The education system must take into account the abilities and needs of an individual. Modern educational systems are focused on differentiation, taking into account all sorts of qualities and properties of the individual. Personally oriented education is teaching, taking into account the personal inclinations, abilities and abilities of the student, with the use of advanced pedagogical and information technologies aimed not only at mastering certain knowledge, skills, but also in developing the personality in a student. Personally oriented education places the learner in the center of the training - his motives, goals, unique psychological character.
Key words: personality-oriented approach, personality, subject, education, training, educational and methodical method.
С.А. Алиханова, канд. полит. наук, доц. каф. социогуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Дагестанский
государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИОЛОГИИ
Личностно-ориентированный подход подразумевает, прежде всего, смену образовательных парадигм с учетом возможностей и потребностей человека. Система образования обязана принимать во внимания способности и потребности личности. Современные образовательные системы ориентированы на дифференциацию с учетом всевозможных качеств и свойств личности. Личностно-ориентированное обучение - это обучение, с учётом личных задатков, возможностей и способностей учащегося, с применением передовых педагогических и информационных технологий направленных не только на овладения определенных знаний, умений, навыков, но и на развитие личности учащегося. Личностно ориентированное образование ставит в центр обучения самого обучающегося - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, личность, субъект, образование, обучение, учебно-методический приём.
В последние десятилетия личностно-ориентированный подход достаточно успешное покоряет образовательное пространство России.
Современная жизнь диктует особые требования к преподавателям накладывая особую ответственность их за обучение высокоинтеллектуальных специалистов с высоким уровнем свободы мышления и самосознания. Общество предъявляет сложные требования к повышению качества образовательного процесса. Центральной фигурой является учащийся как личность. Все остальные участники, в том числе и учитель, лишь помогают становлению личности учащегося, целенаправленно обеспечивают его возрастное развитие с учетом природных предпосылок, устремлений, склонностей и способностей. По этой причине в образовании последние десятилетия все более настойчиво говорят о применении в процессе преподавания интерактивного, личностно-ориентированного обучения.
Современные представления личностного подхода были сформулированы в 60-е гг. ХХ века представителями гуманистического направления психологии. По мнению, К. Роджерса,
А. Маслоу, Р. Мей, «полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «я» каждого ребёнка».
Понятие «личностно-ориентированный подход» в педагогике впервые начал использовать К. Роджерс. Основой личностно - ориентированного обучения являются принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, сформулированные К. Роджерсом:
- человек располагается в центре постоянно изменяющегося мира: для каждого особо значим свой собственный мир восприятия окружающей действительности, который не может быть до конца познан никем извне,
- индивид воспринимает находящуюся вокруг него реальность сквозь призму личного отношения и понимания,
- человек обладая внутренней способностью к самосовершенствованию, стремится к самопознанию и самореализации,
- только в процессе общения можно достичь взаимопонимания, которое необходимо для развития,