Научная статья на тему 'Развитие творческой активности студентов в социально-культурной среде вуза как предмет исследования'

Развитие творческой активности студентов в социально-культурной среде вуза как предмет исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1441
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / АКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / CREATIVITY / ACTIVITY / CREATIVE ACTIVITY / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / SOCIO-CULTURAL SPACE / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухин Алексей Юрьевич

В работе раскрывается тема развития творческой активности студентов в социально-культурной среде вуза. Цель статьи теоретически обосновать и уточнить понятие «творческая активность». Раскрыта актуальность предмета исследования, связанная с необходимостью решения ряда сложившихся противоречий. В статье выявлено объективно существующее противоречие между потребностью общества в специалистах, способных решать нестандартные профессиональные задачи, требующие от личности проявления инициативы, творчества, креативного мышления, умения брать на себя ответственность, и недостаточной разработанностью в теории и практике профессионального образования разделов, направленных на развитие творческой активности студентов в социально-культурной среде вуза. Проанализирована психолого-педагогическая, философская, социологическая, культурологическая литература, а также положительный опыт педагогической практики, и на этом основании автором сделан вывод, что «творческая активность» является результатом синтеза сложных понятий. Проанализировано содержание понятий «творчество», «активность», «социально-культурная деятельность». В статье обоснованы компоненты названных понятий, которые формируют структуру предмета исследования, а также выявлены показатели сформированности развития творческой активности студентов в социально-культурной среде вуза. Рассмотренные теоретические положения позволяют уточнить некоторые аспекты исследуемой проблемы, расширить представления о ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухин Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF HIGHER SCHOOL AS AN OBJECT OF RESEARCH

The article deals with development of creative activity of students in the socio-cultural environment of the university. The purpose of the article is to give a theoretical foundation and specification of the notion «creative activity». The article substantiates the urgency of research connected with the necessity to solve a number of traditional contradictions. The article reveals the objectively existing contradiction between society's need of specialists able to solve non-standard professional tasks requiring initiative, creativity, creative thinking, ability to take responsibility upon oneself, and insufficient development in the theory and practice of professional education of sections, aimed at the development of students’ creative activity in the socio-cultural environment of the university. The article analyzes psychological-pedagogical, philosophical, sociological and culturological literature, and positive experience of pedagogical practice. On this basis the author concludes that «creative activity» is the synthesis of complex notions. The notions «creativity», «activity» and «socio-cultural activity» have been theoretically analyzed. The article singles out the components of these notions which form the structure of the object of research and identifies the parameters of formation of creative activity of students in the socio-cultural environment of the university. These theoretical positions make it possible to specify certain aspects of the problem under study and widen our knowledge about it

Текст научной работы на тему «Развитие творческой активности студентов в социально-культурной среде вуза как предмет исследования»

УДК 37.036.5-057.875 ББК Ч448.005.4

ГСНТИ 44.06.01; 14.35.19

Код ВАК 13.00.05

Мухин Алексей Юрьевич,

аспирант кафедры педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств; 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а; e-mail: [email protected].

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: творчество; активность; творческая активность; социально-культурная деятельность; социально-культурное пространство; социально-культурная среда.

АННОТАЦИЯ. В работе раскрывается тема развития творческой активности студентов в социально-культурной среде вуза. Цель статьи - теоретически обосновать и уточнить понятие «творческая активность». Раскрыта актуальность предмета исследования, связанная с необходимостью решения ряда сложившихся противоречий. В статье выявлено объективно существующее противоречие между потребностью общества в специалистах, способных решать нестандартные профессиональные задачи, требующие от личности проявления инициативы, творчества, креативного мышления, умения брать на себя ответственность, и недостаточной разработанностью в теории и практике профессионального образования разделов, направленных на развитие творческой активности студентов в социально-культурной среде вуза. Проанализирована психолого-педагогическая, философская, социологическая, культурологическая литература, а также положительный опыт педагогической практики, и на этом основании автором сделан вывод, что «творческая активность» является результатом синтеза сложных понятий. Проанализировано содержание понятий «творчество», «активность», «социально-культурная деятельность». В статье обоснованы компоненты названных понятий, которые формируют структуру предмета исследования, а также выявлены показатели сфор-мированности развития творческой активности студентов в социально-культурной среде вуза. Рассмотренные теоретические положения позволяют уточнить некоторые аспекты исследуемой проблемы, расширить представления о ней.

Mukhin Aleksey Yur'evich,

Post-graduate Student of Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS

IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF HIGHER SCHOOL AS AN OBJECT OF RESEARCH

KEYWORDS: creativity, activity, creative activity, socio-cultural activity, socio-cultural space, socio-cultural environment.

ABSTRACT. The article deals with development of creative activity of students in the socio-cultural environment of the university. The purpose of the article is to give a theoretical foundation and specification of the notion «creative activity». The article substantiates the urgency of research connected with the necessity to solve a number of traditional contradictions. The article reveals the objectively existing contradiction between society's need of specialists able to solve non-standard professional tasks requiring initiative, creativity, creative thinking, ability to take responsibility upon oneself, and insufficient development in the theory and practice of professional education of sections, aimed at the development of students' creative activity in the socio-cultural environment of the university. The article analyzes psychological-pedagogical, philosophical, sociological and culturological literature, and positive experience of pedagogical practice. On this basis the author concludes that «creative activity» is the synthesis of complex notions. The notions «creativity», «activity» and «socio-cultural activity» have been theoretically analyzed. The article singles out the components of these notions which form the structure of the object of research and identifies the parameters of formation of creative activity of students in the socio-cultural environment of the university. These theoretical positions make it possible to specify certain aspects of the problem under study and widen our knowledge about it.

В

связи с повышенным общественным интересом к креативной, мобильной и целенаправленной личности проблема развития творческой активности студентов становится особенно актуальной. Тенденции развития современного общества демонстрируют качественно новые явления и процессы. Инновационные изменения в социальной, культурной, экономической, научно-технической сфере актуализировали потребность в творческих специалистах, готовых решать нестандартные зада-

чи, готовых к саморазвитию, самообразованию и самоактуализации. Социальный заказ на подобных специалистов определен Федеральным законом РФ «Об образовании», «Национальной доктриной образования в России на период до 2025 г.», ФЗ «Об общественных объединениях». Ряд противоречий возникает в связи с высоким спросом на данных специалистов, способных отвечать реалиям нового времени, и отсутствием условий для развития таких качеств, как инициативность, творческая и социальная

© Мухин А. Ю., 2016

активность, ответственность на начальном этапе становления личности. Чтобы достигнуть высоких результатов в этом вопросе, суметь сформировать такую установку, необходимо обеспечить социально-педагогические условия развития творческой активности студентов в самом вузе. Поэтому важным становится вопрос о качественном уровне развития личностей, для которых участие в социально-культурной жизни станет не просто внешним требованием, а преобразованием окружающей среды. В этом аспекте актуальной становится проблема развития творческой активности студентов в социально-культурной среде вуза, ставшая предметом нашего исследования.

Анализ психолого-педагогической, философской, социологической, культурологической литературы и обобщение положительного опыта педагогической практики свидетельствует о том, что проблема развития творческой активности студентов является одной из актуальных и требует разрешения сложившихся противоречий.

Попробуем разобраться, в чем суть понятий «творчество» и «активность», «социально-культурная деятельность», «социально-культурное пространство», «социально-культурная среда».

Проанализировав теоретические аспекты понятия «творчество», мы пришли к выводу, что имеется большое количество дефиниций соответствующего термина применительно к разным сферам деятельности и наукам.

Понятие «творчество» рассматривали выдающиеся античные исследователи. Древнегреческие философы Гераклит, Демокрит, Аристотель творчество считали высшим созерцанием. Философ Платон писал, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания, добавляя, что человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания.

В эпоху Возрождения творчество освобождалось от божественных предпосылок, так как субъектом этого процесса стал сам человек. Внимание уделялось художественному творчеству, сущность которого заключена в эстетическом созерцании.

В конце XVIII в. феномен творчества подробно исследован немецким философом И. Кантом. Он понимал творческую активность как предметно-преобразовательную деятельность.

Согласно раннему учению немецкого философа-экзистенциалиста Мартина Хай-деггера, творческий экстаз - наиболее адекватная форма существования личности.

Отечественный ученый Л. С. Выготский считал основой творчества комбина-

цию старого в новом и утверждал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и воплощает что-либо новое» [8, с. 116].

Русский философ Н. А. Бердяев понимает «творчество» как божественный завет, как главное оправдание человека.

Практически в одно время с Н. А. Бердяевым проблему творчества исследовал русский православный священник, богослов, религиозный философ П. А. Флоренский. И по мысли П. А. Флоренского, творчество очищает душу человека и помогает творящему перенести образы, полученные в результате духовного прозрения, в реальный мир, к людям.

В марксистском учении творчество понимается как созидательная деятельность, характеризующаяся общественно-исторической уникальностью.

В. М. Меньчиков рассматривает творчество как деятельность, позволяющую выйти за рамки шаблонного, привычного и обыденного восприятия жизни.

Исследователи данной проблемы (Г. А. Праздников, А. С. Майданов, Я. А. Пономарев, Л. И. Божович и др.) считают, что творчество неразрывно связано с духовно-практической деятельностью. Авторы утверждают, что результатом такой деятельности является создание социальных и культурных ценностей, а также преобразование окружающего мира.

Соответственно, творчество - это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и художественные ценности.

Творчество - это совокупность накопленных знаний и активной человеческой деятельности.

Понятие «творчество» достаточно широко интерпретируется в психологии. Перед этой наукой о человеке стоят задачи познать не только способы проявлений личности, но и ее скрытые основания, первопричины наиболее важных уровней и форм активности. Изучение природы, механизмов зарождения, развития и проявления активности человека имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные пути и средства, способствующие формированию активности личности, направленной на творческое созидание, без чего человек существовать не может, о чем пишет А. В. Петровский. Он трактует активность как деятельное состояние живых организмов и как условие их существования в мире [15].

В характеристику активности А. Н. Леонтьев включает построение личностью самой себя через рефлексию и анализ своих

отношений: «Активность является одной из определяющих характеристик личности, выражающейся в стремлении субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний» [13, с. 97].

Специфика творчества студентов вуза заключается в том, что во время творческой активности их деятельность обретает созидательную и личностную направленность. Состязательность способствует развитию творчества студентов, формированию таких качеств личности, как самореализация, самоопределение и саморазвитие.

Одной из форм реализации человеческой деятельности является «социально-культурная деятельность» (далее СКД). В чем суть данного явления?

«Социально-культурная деятельность» -это многосоставное понятие. Понятийный аппарат теории СКД находится в постоянном развитии, о чем свидетельствуют регулярные дискуссии. Значительный вклад в изучение СКД внесли Т. Г. Киселева, Ю. Кра-сильников, А. Д. Жарков, В. В. Туев, Н. Н. Яро-шенко и др. Исторические аспекты рассматривали В. М. Рябков, Е. М. Клюско, В. Е. Три-годин и др.

Данные авторы, обращаясь к морфологии явления, устанавливают, что СКД вбирает в себя понятия «социальное» и «культурное». СКД выстраивается на основе ценностей культуры, которые определяют ее содержание, и реализуется ее участниками, что определяет ее субъективную и деятель-ностную природу.

В нашем случае участником или субъектом СКД является студент, деятельность которого разворачивается в социально-культурном пространстве вуза. Данное понятие включает в себя социокультурное окружение и социокультурную среду вуза.

Социально-культурное пространство вуза - это конкретное, непосредственно данное каждому студенту социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные общественные связи.

«Эффективное использование социокультурного пространства вуза должно обуславливаться его социально-культурной средой. Социально-культурная среда вуза -это такое пространство, которое способно изменяться под воздействием субъектов, культивирующих и поддерживающих при этом определении ценности, отношения, традиции, нормы, символы в различных сферах и формах жизнедеятельности вузовского коллектива» [16, с. 7-8].

В нашем исследовании, основанном на социально-культурном подходе, структура развития творческой активности студентов в

социально-культурном пространстве вуза представлена творческо-саморегулирующим, личностно-актуализирующим, социально-культурным, мотивационно-ценностным, когнитивно-деятельностным компонентами.

Социокультурный подход (М. Вебер, А. Вебер, Т. С. Элиот, Т. Парсонс, А. Камю, П. Сорокин, А. С. Ахиезер и др.) является формой системного подхода, который рассматривает социум как целостность. Создателем масштабной научной теории, которая дает последовательное, системное описание социокультурных механизмов динамики российского общества, считается А. С. Ахиезер. Автор предложил принципиально новый взгляд на социокультурные процессы развития общества. Так, по мнению А. С. Ахиезера, необходимо рассматривать социальную деятельность (в том числе и педагогическую) под углом зрения мотиваций человеческой деятельности, в противовес классическим культурологам, которые исследуют статический образ культуры на данный исторический момент, дают содержательный анализ культуры, не переходящий, однако, в социологический [2, с. 105].

Данный подход предполагает формирование у студентов ценностного отношения к миру. На основе ценностей личность приобретает и ответственность за собственные поступки. Исследуемый подход создает основу для «вхождения в Культуру», приобщения к ней и личностного обогащения.

Исходя из рассмотренного подхода, социально-культурный компонент стимулирует студента к саморазвитию путем приобщения его к социальным ценностям. Данный компонент развивает в студенте собственное отношение к процессу творческой активности и включает потребности, ценностные ориентации, постановку целей, получение удовольствия от достижений и самооценку. «В целом, он определяется удовлетворением от самого процесса и результата творческой работы; возможностью наиболее полной самореализации в творческой деятельности и ориентирован не только на учебную и профессиональную деятельность, но и социальную значимость результатов творческой деятельности студентов» [10, с. 25].

Личностно-актуализирующий компонент базируется на самостоятельной выработке студентом новых знаний и умений. Рассматриваемый компонент направлен на развитие творческой активности и связан с выработкой определенной тактики, действий, которые ведут к самоактуализации. Личностно-актуализирующий компонент формирует «комплекс умений организации творческой деятельности, включающий в себя способы умственных действий или мыс-

лительные логические операции, базирующиеся на приемах и способах организации интеллектуальной деятельности» [10, с. 20].

Творческо-саморегулирующий компонент запускает механизмы творческой деятельности, ее оценку и результат, а также регулирует включение у студентов механизмов самореализации, самопознания и самопроектирования.

Мотивационно-ценностный компонент направлен на накопление личностью ценностей духовного плана. Данный компонент влияет на структуру личности студента, поскольку представлен как совокупность мотивов, ценностей, интересов и потребностей, направленность на реализацию профессиональных способностей.

Когнитивно-деятельностный компонент - это совокупность профессиональных знаний, умений и навыков и их соответствие профессиональным компетенциям, практическая готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Данный компонент помогает развивать в студенте такие качества личности, как тяга к познанию, нестандартное мышление, оригинальность способа получения информации, многовариативность ее поиска и т. д.

Теоретический анализ аспектов и компонентов позволил выделить следующие показатели сформированное™ творческой активности студентов:

- высокий уровень интереса к учебной деятельности;

- стремление к оригинальности, нестандартному мышлению;

- умение принимать самостоятельные решения;

- склонность к поисково-исследовательскому характеру познания;

- способность к преобразовательной деятельности.

На основании анализа понятий «творчество» и «творческая активность» в трудах известных ученых (Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, и др.) мы уточнили понятие творческой активности студентов.

Итак, творческая активность - это высший уровень активности, интегральное свойство личности, которое характеризуется отношением студента к творческой деятельности, заключает в себя стремление к познанию, креативности и самостоятельности.

Задачи развития творческой активности студентов требуют поддержки и одобрения со стороны преподавателей вуза, которые должны: 1) помочь целенаправленному развитию студентов, обеспечивающему реализацию творческого потенциала; 2) развить качества личности студента как будущего профессионала; 3) содействовать творческой реализации студентов; 4) предоставить студентам самостоятельность в социально значимой деятельности, которая способствует преобразованию социальной среды.

Решая эти задачи в вузе, на наш взгляд, мы формируем целостную и самостоятельную личность, отвечающую реалиям нашего времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб., 2008. 798 с.

2. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. От прошлого к будущему. Новосибирск : Сибирский хронограф, 1998. 78,3 с.

3. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность / сост. и коммент. В. В. Сапова. М. : Канон+, 1999. 464 с.

4. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. 150 с.

5. Бердяев Н. А. Самопознание. М. : Книга, 1991. 353 с.

6. Бердяев Н. А. Смысл творчества: опыт оправдания человека. М. : АСТ : Астрель, 2011. 668 с.

7. Бермус А. Введение в гуманитарную методологию. М. : Канон+ : Реабилитация, 2007. 314 с.

8. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1960. 237 с.

9. Жарков А. Д. Теория и технология культурно--досуговой деятельности : учеб. М. : Изд. дом МГУКИ, 2007. 480 с.

10. Жернокова Н. А. Проблемы структуры творческого потенциала личности в современных психолого-педагогических исследованиях // Теория и практика формирования культуры детей и подростков. Челябинск : ЧГАКИ, 2008. С. 23-29. (Вестн. Ин-та культуры детства ; вып. 9).

11. Калужских Е. В. Студенческая театральная студия: социально-культурное развитие молодежи : моногр. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2012. 139 с.

12. Лапин Н. И. Социокультурный подход и социентально-функциональные структуры // Социологические исследования / Лапин Н. И. М., 2000. 229 с.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Книга, 1975. 203 с.

14. Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. 1. Древний мир. СПб. : СпецЛит, 1999. 231 с.

15. Петровский А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии / / Вопросы психологии / Петровский А. В. 1984. С. 45-58.

16. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учеб. М. : МГУКИ, 2007. 360 с.

17. Sorokin P. Toynbee's Philosophy of History / / The Pattern of the Past: can we determine it ? Boston : The Beacon Pr., 1949. 116 p.

REFERENCES

1. Ariarskiy M. A. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak predmet nauchnogo osmysleniya. SPb., 2008. 798 s.

2. Akhiezer A. S. Rossiya: kritika istoricheskogo opyta. T. 1. Ot proshlogo k budushchemu. Novosibirsk : Sibirskiy khronograf, 1998. 783 s.

3. Berdyaev N. A. Novoe religioznoe soznanie i obshchestvennost' / sost. i komment. V. V. Sapova. M. : Kanon+, 1999. 464 s.

4. Berdyaev N. A. O naznachenii cheloveka. M., 1993. 150 c.

5. Berdyaev N. A. Samopoznanie. M. : Kniga, 1991. 353 s.

6. Berdyaev N. A. Smysl tvorchestva: opyt opravdaniya cheloveka. M. : AST : Astrel', 2011. 668 s.

7. Bermus A. Vvedenie v gumanitarnuyu metodologiyu. M. : Kanon+ : Reabilitatsiya, 2007. 314 s.

8. Vygotskiy L. S. Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsiy. M. : Izd-vo Akad. ped. nauk, 1960. 237 s.

9. Zharkov A. D. Teoriya i tekhnologiya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti : ucheb. M. : Izd. dom MGUKI, 2007. 480 s.

10. Zhernokova N. A. Problemy struktury tvorcheskogo potentsiala lichnosti v sovremennykh psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh / / Teoriya i praktika formirovaniya kul'tury detey i podrostkov. Chelyabinsk : ChGAKI, 2008. S. 23-29. (Vestn. In-ta kul'tury detstva ; vyp. 9).

11. Kaluzhskikh E. V. Studencheskaya teatral'naya studiya: sotsial'no-kul'turnoe razvitie molodezhi : monogr. / Chelyab. gos. akad. kul'tury i iskusstv. Chelyabinsk, 2012. 139 s.

12. Lapin N. I. Sotsiokul'turnyy podkhod i sotsiental'no-funktsional'nye struktury // Sotsiologicheskie issle-dovaniya / Lapin N. I. M., 2000. 229 s.

13. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M. : Kniga, 1975. 203 s.

14. Lisichkina O. B. Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura. Ch. 1. Drevniy mir. SPb. : SpetsLit, 1999. 231 s.

15. Petrovskiy A. V. Problemy razvitiya lichnosti s pozitsiy sotsial'noy psikhologii / / Voprosy psikhologii / Petrovskiy A. V. 1984. S. 45-58.

16. Yaroshenko N. N. Istoriya i metodologiya teorii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti : ucheb. M. : MGUKI, 2007. 360 s.

17. Sorokin P. Toynbee's Philosophy of History / / The Pattern of the Past: can we determine it ? Boston : The Beacon Pr., 1949. 116 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Г. Я. Гревцева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.