DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-180-186
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Лосева Л.П.
Московский государственный институт культуры, г. Москва, Российская Федерация
В статье рассматривается опыт формирования профессиональной культуры студентов института культуры. Рассмотрены особенности развития у студентов творческой активности в социально-культурной деятельности. Представлены показатели и критерии оценки индивидуальной траектории профессионального развития студентов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; качество образования; творческая активность; культура личности; социально-культурная деятельность; личностно-ориентированные технологии; профессиональная культура.
FORMATION OF THE PROFESSIONAL
CULTURE OF THE FUTURE BACHELOR OF SOCIAL
AND CULTURAL ACTIVITIES MEANS OF CREATIV E ACTIVITY
Loseva L.P.
Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russian Federation
The article examines the experience of forming the professional culture of students of the Institute of Culture. Features of students' devel-
opment of creative activity in socio-cultural activities are examined. The indicators and criteria for assessing the individual trajectory of professional development of students are presented.
Keywords: vocational training; quality of education; creative activity; personal culture; socio-cultural activities; personality-oriented technologies; professional culture.
Происходящие в России за последние годы социально-экономические преобразования обусловливают возрастание роли образовательной системы. Современная система образования должна стать определяющей в развитии интеллектуального потенциала страны и общества в целом и становится стратегической линией его развития.
Подготовка бакалавров для различных областей трудовой деятельности, в том числе в культуре и искусстве, является ключевым компонентом системы российского образования, она способна решать те задачи, которые удовлетворят потребности развития государства и общества [4].
При этом следует подчеркнуть, что одним из важнейших показателей качества жизни населения является качество культуры. Практика общественной жизни показывает, что в общем-то все экономические преобразования становятся неэффективными при отсутствии возможности полноценно удовлетворять культурные потребности населения. При всем том, что сами реформы невозможно осуществлять без достаточного культурного уровня людей, проводящих их [5].
Исследования, проведенные студентами Московского государственного института культуры (МГИК) среди работников учреждений культуры и населения г. Москвы, показывают, что наиболее острой проблемой в культуре сегодня является проблема совмещения интересов культуры и бизнеса без ущерба ее высокой общественной миссии. Чаще всего сталкиваются с такой задачей те специалисты, кто в силу своей профессиональной деятельности соединяет разные области - культуру и бизнес, являясь между ними посредником, -менеджеры социально-культурной деятельности.
Безусловно, подготовка современного выпускника вуза должна бьггь ориентирована на учет появляющихся в социально-экономических условиях проблем социокультурных учреждений и вооружить их эффективными способами разрешений подобных ситуаций. Поэтому для социально-ориентированной экономики нашей страны необходима подготовка будущих бакалавров социально-культурной деятельности в контексте интеллектуального, нравственного и социокультурного потенциала личности, интегрированного в теорию и реалии профессиональной культуры [3].
К присущим чертам профессиональной культуры и компетентности работников в любой профессиональной области относятся: креативное мышление, личная инициатива, способность эффективно общаться, инновационные навыки и умения и др.
Опрос руководителей учреждений культуры в г. Москве студентами нашего вуза позволил выявить дефицит таких работников, которые способны создавать инновационное пространство, владеют организаторскими способностями, инициативны и творчески активны. Педагогический процесс в вузе, создавая условия для творческой активности и самореализации студентов, становится в этом случае плацдармом для формирования таких значимых личностных качеств будущих бакалавров. Формируя и стимулируя творческую активность и реализуя их творческие потребности, педагогический процесс предоставляет возможность реализовать в учебной и внеу-чебной деятельности творческий потенциал студентов.
В вузах культуры и искусства, исходя из специфики студенческого контингента, чаще всего студенты интересуются научным, художественным и социальным творчеством [1].
Организация научно-исследовательской деятельности в учебном процессе обогащает студента более глубокими и новыми знаниями, формирует их компетенции в умение находить, анализировать и интерпретировать информационный материал, создает условия для реализации себя в области нового знания.
Культурно-художественное творчество не только обеспечивает соприкосновение с разными видами искусства (конкурсы, фести-
вали, концерты и др.), но и создает безграничные возможности для самореализации и самоутверждения.
Организация в учебном процессе условий для реализации активности студентов в области социального творчества в основном направлена на совершенствование социума (социально-культурная анимация, обеспечение социального взаимодействия, толерантности и т.д.).
Обучение в вузе тесно переплетается с социально-культурной сферой, которая создает условия для формирования интеллектуального потенциала нации и во многом определяет духовную жизнь общества.
Во МГУКИ большое внимание уделяется формированию профессиональной культуры студентов. Так, отличительной особенностью деятельности театрально-режиссерского факультета является формирование профессиональной культуры студентов средствами творческой активности, реализуемой в условиях личностно-ориен-тированной образовательной развивающей среды.
Поэтому, в 2016-2017 учебном году одна из задач факультета звучала так: создать условия для творческой активности студентов при помощи личностно-ориентированного образования в практической деятельности.
Для мотивации и привлечения студентов к творческой самореализации были предложены индивидуальные траектории их профессионального развития.
Студентам предстояло самим выбрать траекторию профессионального развития, определиться с целью, своими действиями по реализации траектории, с результатом, а затем представить свой результат в определенной форме.
Для мониторинга выбора и реализации индивидуальной траектории была разработана и внедрена технологическая карта реализации индивидуальной траектории профессионального развития студента. Такую карту заполняет каждый студент (таблица 1), затем формируется сводная карта по группе, которая показывает сведения в общем.
Таблица 1.
Оценка реализации индивидуальной траектории студента N
№ п/п Показатели и критерии индивидуальной траектории развития профессиональной культуры Оценка (в%)
1. Освоение технологий режиссерско-постановочной деятельности
1.1 участие в создании праздников, художественно-спортивных программ, театрализованных представлений и иных форм праздничной культуры для разных категорий населения;
1.2 разработка и реализация праздников и театрализованных представлений, исполнение постановок художественно-спортивных представлений, концертно-зрелищных форм, шоу-программ и иные формы праздничной культуры;
2. Развитие технологий организационно-управленческой деятельности
2.1 участие в руководстве организациями и объединениями сферы культуры и искусства;
2.2 продюсирование праздников и театрализованных представлений и иные формы праздничной культуры;
3. Использование технологий художественно-просветительская деятельности
3.1 участие художественно-эстетическом воспитании разных категорий населения в учреждениях культуры;
3.2 проведение консультаций творческих проектов учреждений культуры и искусства в сфере праздников и театрализованных представлений;
4. Апробация методик научно-исследовательской деятельности
4.1 использование системного подхода в режиссерских проектах в сфере организации праздников и театрализованных представлений;
4.2 подготовка режиссерских экспликаций и сценариев, мизансцен, режиссерских аннотаций документального и художественного материала;
4.3 составление научных докладов, рефератов, публикации в сфере праздников и театрализованных представлений.
5. Апробация технологий проектной деятельности
5.1 разработка режиссерских проектов праздников и театрализованных представлений;
5.2 экспертиза проектов праздников и театрализованных представлений;
5.3 консультации по разработке инновационных проектов праздников и театрализованных представлений.
В выборе направлений и индивидуальных траекторий профессионального развития участвовали студенты с первого по четвертый курсы.
Такая форма мониторинга развития профессиональной культуры студента позволяет отслеживать не столько преподавателю, а сколько самому студенту собственные достижения и недоработки в собственном профессиональном становлении. Включение показателей и критериев индивидуальной траектории развития профессиональной культуры в рейтинг достижений студентов непосредственно в предметную область формирует мотивационную сферу обучающегося. Освоение различных технологий для студента МГИК безусловно всегда можно будет представить наглядно: проекты, концерты, шоу-программы, встречи, консультации, репетиции, т.е. все то, что создает портфолио будущего работника социально-культурной сферы.
Оценивая выполнение задачи можно сказать, что применение личностно-ориентированных технологий в практической деятельности студентов имеет положительные результаты: наблюдается достаточно высокий уровень реализации индивидуальных образовательных траекторий. Однако высветилась и проблема: оценка качества обучения студента происходит на основе экзаменационно-зачетной системы, а результаты индивидуальных образовательных траекторий практически не учитываются.
Таким образом, процесс профессионального обучения в вузе, решая проблему качества подготовки бакалавров - выпуск конкурентоспособных и эффективно включенных в общественно-производственный процесс профессионалов, формирует профессиональную культуру студентов социально-культурной сферы через реализацию их творческой активности. В ходе профессиональной подготовки в вузе бакалавров социально-культурной деятельности происходит ориентирование основной образовательной программы на учет специфики их будущей профессиональной деятельности и тех условий, в которых она реализуется. Организация научно-исследовательской деятельности, реализация различных проектов в
процессе обучения в вузе, организация и проведение различных творческих площадок и фестивалей обеспечит формирование высокого уровня компетентности, профессиональной культуры, реализацию творческой активности, что выступает гарантом эффективности будущей деятельности бакалавра в условиях современной конкурентной среды [2].
В целом, являясь универсальной характеристикой деятельности, культура определяет ее типологические и ценностные особенности, выбор направленности и результатов, наиболее приоритетные виды деятельности и опыт ее реализации в определенных условиях, что связывает данное понятие с категорией общей и профессиональной культуры будущего бакалавра.
Список литературы
1. Ананченко М.Ю. К вопросу о сущности и факторах становления профессиональной культуры специалиста // Формирование профессиональной культуры будущего специалиста: Материалы X областной студенческой научной конференции и V международных педагогических чтений. Сборник статей и тезисов / Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. Архангельск: Изд-во СГМУ. 2003. 160 с.
2. Асаинова М.В. Формирование профессиональной компетентности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств: дис.... канд. пед. наук. М., 2005. 234 с.
3. Бочкарева Т.Н. Влияние познавательной активности на формирование профессиональной компетентности студентов вузов: Монография. Набережные Челны: Набережноченинский государственный педагогический университет, 2016. 172 с.
4. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академический проект, 2001.496 с.
5. Нюшенкова М. Л. Методология формирования предпринимательской культуры менеджера социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2010. 48 с.