1УДК 792.09 ББК 85.33
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Н. С. Белая
В данной статье автор рассматривает специфику педагогической деятельности в контексте профессиональной работы специалистов режиссуры театрализованных представлений в вузах культуры и искусств.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессиональная работа, культура, обучающийся.
TEACHING ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL WORK OF SPECIALISTS OF DIRECTING THEATRICAL PERFORMANCES IN THE INSTITUTES OF CULTURE AND ARTS
N. S. Belaya
In this article the author examines the specifics of teaching activities in the context of professional work of specialists of directing theatrical performances in the institutes of culture and arts.
Keywords: teaching activities, professional work, culture, learner.
Современные достижения педагогической и психологической наук позволяют констатировать значительную роль педагогической деятельности в высшей школе как своеобразного стержня общественного развития, обеспечивающего его динамику посредством генерирования современных идей, течений и концепций, а также их распространения и воспроизводства на социальном и личностном уровнях. Данное положение весьма актуально для профессиональной работы специалистов режиссуры театрализованных представлений в вузах культуры и искусств.
По мнению авторитетных экспертов, сложившаяся в России социокультурная ситуация, а точнее, эволюция духовных ценностей, составляющих основу общенациональной культуры и ориентиры развития нашего общества, требует не только высококвалифицированного отношения к художественно-педагогическим выразительным средствам в вузах культуры и искусств, но и применения иннова-
ционного подхода к использованию организационных форм, средств и методов обучения, используемых в профессиональной работе специалистов режиссуры театрализованных представлений.
Заслуживает пристального внимания то обстоятельство, что сущность педагогической деятельности в контексте профессиональной работы специалистов режиссуры театрализованных представлений не может быть раскрыта в отрыве от существующих в мире психологических и философских теорий деятельности, которая, в свою очередь, предполагает выявление ее природы, структуры и содержания. Как показывает практика, чаще всего термин «деятельность» раскрывается сквозь призму следующих понятий и определений:
• некоего реального процесса, основными детерминантами которого являются: мотив ^ цель ^ условие. Одновременно с этим ученые выделяют уровни, а именно: деятельность ^ действия ^ операции [1];
• взаимосвязь противоположных, но одновременно с этим предполагающих друг друга акций: опредмечивания и распредмечивания [2];
• сила, производящая культуру [3];
• совокупность конкретных видовых форм, необходимых в реальной и повседневной жизни каждому человеческому индивиду, а, именно: игра, учение, труд и прочее, которые, поочередно, играют роль в онтогенезе [4].
При более глубоком и детальном изучении данной проблематики становится очевидным тот факт, что в научно-практических исследованиях, посвященных в первую очередь преподаванию любого вида искусства, в том числе и в контексте подготовки специалистов режиссуры театрализованных представлений, термин «педагогическая деятельность» имеет более широкое значение и сферу применения. Видные специалисты в области психологии, педагогики и искусства предлагают понимать под педагогической деятельностью сложный синтетический вид человеческой деятельности, находящийся на стыке педагогики и искусства и обладающий при этом рядом совместных установок, в соответствии с которыми преподаватели в вузах культуры и искусств непосредственно осуществляют не только сам отбор содержания, средств, методов обучения, но и строят процесс педагогического взаимодействия.
Исходя из вышесказанного и основываясь на анализе соответствующей литературы, заключаем, что сущность педагогической деятельности в контексте профессиональной работы специалистов режиссуры театрализованных представлений в вузах культуры и искусств, в первую очередь, обусловлена спецификой режиссерско-педагогической деятельности как особого и своеобразного вида человеческой деятельности. В частности, могут быть выделены следующие установки:
1) продукт педагогической деятельности специалистов режиссуры театрализованных представлений может быть описан как целостность логического и образного, рационального и эмоционального, материального и духовного, теоретического и практического начал;
2) предмет непосредственной практической деятельности обучаемого в вузе культу-
ры и искусств может быть описан как своеобразное явление, которому присущи: самобытность, образность, метафоричность, эмоциональность, харизматичность и прочее;
а) результат интеллектуальной деятельности обучающегося вуза культуры и искусств определяется в первую очередь как обязательно и непосредственно связанное с преобразованием самих субъектов деятельности восприятие, а также как создание или воссоздание художественного продукта;
б) согласно мнению авторитетных отечественных и зарубежных педагогов, психологов и деятелей культуры и искусства за субъектом деятельности закрепляются следующие качества: своеобразие и оригинальность индивидуально-личностного выражения чувств и отношений, восприимчивость к своеобразию художественных проявлений другого, способность к художественному диалогу и пр.
Обращаем внимание на тот факт, что указанные установки хотя и являются основополагающими, но не исчерпывают всей глубины педагогической деятельности в контексте профессиональной работы специалистов режиссуры театрализованных представлений. Основываясь на данном положении, можно заключить, что в связи с тем, что сущность и содержание педагогической деятельности специалистов режиссуры театрализованных представлений в вузах культуры и искусств тесным образом связаны с осмыслением современного содержания образования и нахождением точек, в которых педагогика и искусство служат одной цели. В современном научном педагогическом мире, говоря о педагогической деятельности в общем и о работе специалистов режиссуры театрализованных представлений в частности, обращают пристальное внимание на то обстоятельство, что современное содержание образования в России составляют не только знания, умения, компетенции, но и творческий опыт и эмоционально-ценностное отношение человека к миру.
Мы полагаем, что простое усвоение обучаемыми знаний по искусству и технических навыков, напрямую не приводит к накоплению художественного или творческого потенциалов личности будущих специалистов режиссуры театрализованных представлений, равно как и к развитию способностей самовыражения и са-
моутверждения. Более того, включение категории искусства в отечественный учебный процесс с целью только лишь передачи основ художественного языка не способствует формированию целостного восприятия картины мира в единстве мысли и чувства.
При этом традиционная подготовка специалистов режиссуры в отечественных вузах искусств и культуры к будущей профессиональной деятельности направлена преимущественно лишь на воспитание навыков актерского мастерства или на формирование подготовительной, постановочной деятельности режиссера, что не позволяет в полной мере обеспечить должное качество профессиональной подготовки, и более того - не соответствует современным требованиям отечественной и зарубежной практике. Следует отметить также, что педагогическая деятельность в контексте профессиональной работы специалистов режиссуры театрализованных представлений в вузах культуры и искусств все же не ограничивается только формальной передачей режиссером определенного «ремесла» своим ученикам. Педагогическая деятельность специалистов режиссуры театрализованных представлений в первую очередь направлена на воспитание в обучаемых - художников, творцов, посредством обогащения их духовного мира без подавления личности обучающегося.
Справедливости ради стоит заметить, что в современных вузах культуры и искусств педагогическая деятельность далеко не всех педагогов отличает осознание подобного смысла своих действий. По мнению некоторых экспертов, в педагогической деятельности ряда специалистов режиссуры содержание образования оказывается «свернутым» к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям, тогда как становлению личности обучаемого в образовательном процессе уделяется недостаточно внимания. Исходя из вышесказанного и основываясь на анализе положений художественной дидактики, становится очевидным, что при современном содержании и принципах отечественного образования в области культуры и искусства одной из главных составляющих педагогической деятельности специалистов режиссуры театрализованных представ-
лений является формирование эмоционально-ценностного отношения студентов к действительности. Вместе с тем возникает необходимость в «двухполюсной дидактике», сочетающей рационально-логическое и эмоционально-образное познание.
Другими словами, можно предположить, что предметом педагогической деятельности в контексте профессиональной работы специалистов режиссуры театрализованных представлений в вузах культуры и искусств должна стать организация педагогического процесса особого рода. По своей сути особый род предмета педагогической деятельности специалистов режиссуры театрализованных представлений должен быть в первую очередь ориентирован на:
• проживание индивидом всех психологических стадий творения и создания творческого образа в своей профессиональной деятельности;
• переживание студентом социально-культурного опыта, отраженного в художественных произведениях, а также его осмысление;
• видится немаловажным осознание всего воспринятого с целью дальнейшего воспроизведения в профессиональной деятельности и т. д.
Согласно мнению авторитетных педагогов и психологов высшей школы, только в случае безоговорочного выполнения всех вышеперечисленных условий запланированным и ожидаемым результатом учебно-познавательной деятельности обучаемых в вузах культуры и искусств станет гармоничное и всестороннее развитие эмоционально-ценностного отношения обучающихся к миру и обогащение их опыта творческой деятельности.
Более того, мы отмечаем еще одну особенность предмета педагогической деятельности специалистов режиссуры театрализованных представлений - это деятельность особого рода, являющаяся «сплавом» материального и духовного, ценностного и познавательного, практического и теоретического, логического и образного, где художественное начало видится интегративным качеством. Не вызывает сомнения тот факт, что, применительно к проблемному полю нашего исследования, данное утверждение позволяет заключить: сам педагогический компонент уже изначально зало-
жен в самой педагогической деятельности в вузах культуры и искусств, но для того, чтобы он проявился и действительно стал полноценным и эффективным условием развития личности студента и принес запланированные результаты, необходимо в первую очередь его целенаправленное применение, которое основано на взаимопроникновении специфики художественного творчества и педагогической деятельности.
Теоретическое осмысление проблемы, анализ отдельных фактов из практики вузов культуры и искусств позволили нам определить, что под традиционной целью педагогической деятельности в контексте профессиональной работы специалистов режиссуры театрализованных представлений в вузах культуры и искусств принято понимать «пробуждение» человека в человеке, «высветление» в нем потенциально заложенных индивидуальных качеств, формирование им самим своего образа. Достижение данной цели предусматривает прежде всего развитие системы ценностей, духовности, эстетических, коммуникативных, нравственных и других значимых качеств личности, совместно с совершенствованием базовых и специальных способностей в процессе овладения специальными знаниями, умениями, навыками и компетенциями. Следует отметить, что подобное понимание цели педагогической деятельности, безусловное для преподавания искусства, в настоящее время характерно и для общей педагогики.
Обратим внимание, что отечественные вузы культуры и искусств обладают уникальными, исторически сложившимися ресурсами в подготовке кадров в области социокультурной деятельности, в частности, специалистов режиссуры театрализованных представлений. Более того, как показывает многолетняя практика, творческие специальности подобных высших учебных заведений в процессе своего продолжительного развития накопили богатейший опыт системы профессиональной подготовки специалистов художественного просвещения, образования, культуры и искусства. Вместе с тем современные процессы глобализации культуры, в том числе проблемы вхождения России в международное образователь-
ное сообщество, требуют решения не только вполне конкретной проблемы повышения качества профессиональной подготовки специалистов, но и прежде всего тех, чья деятельность непосредственно связана с целенаправленным регулированием социокультурных процессов.
Современная практика педагогической деятельности в контексте профессиональной работы специалистов режиссуры театрализованных представлений и праздников связана с реализацией государственного образовательного стандарта [5]. По сути, государственный образовательный стандарт в сфере высшего образования в области культуры и искусств требует подготовки высокопрофессиональных кадров, специализирующихся по вопросам организации разнообразной социально-культурной деятельности и способных на самом высоком уровне обеспечивать художественно-педагогическую коррекцию процесса социализации детей и взрослых и, самое главное, организовывать оптимальную среду для максимально эффективной самореализации личности. Основываясь на данном предположении, можно заключить, что с целью совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов режиссуры театрализованных представлений и праздников необходимо в первую очередь формирование таких педагогических условий, которые позволили бы добиться максимального повышения эффективности данного процесса, согласно требованиям современной реальности.
Таким образом, предпринятый нами обзор позволил определить педагогическую деятельность в контексте профессиональной работы специалистов режиссуры театрализованных представлений в вузах культуры и искусств как специально организуемый процесс, нацеленный в первую очередь на создание педагогических условий, способствующих непосредственному формированию опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения обучающихся к действительности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лазарев, В. С. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования [Текст] / В. С. Лазарев, Н. В. Ко -
ноплина // Педагогика: науч.-теорет. журн. -М.: Педагогика, 2000. - № 3.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. Даль. - Т. 4. - М.: Рус. яз., 1989. - 683 с.
3. Никитина, Н. Н., Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений средн. проф. образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.
4. Беляева, Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности [Текст] / Л. А. Беляева. - Екатеринбург: УрГПУ, 1993. - 125 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (степень «бакалавр») [Текст]. - М., 2009.
REFERENCES
1. Lazarev V. S., Konoplina N. V. Deyatelnostnyy podkhod k formirovaniyu soderzhaniya peda-gogicheskogo obrazovaniya (Activity approach to forming the contents of pedagogical educa-
tion). Pedagogika: nauch.-teoret. zhurn. (Pedagogics: scientific theoretical journal). Moscow: Pedagogika, 2000, no. 3.
2. Dal V. Tolkovyy slovar zhivogo velikorusskogo yazyka (Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language). Vol. 4. Moscow: Rus. yaz., 1989. 683 p.
3. Nikitina N. N., Zheleznyakova O. M., Petukhov M. A. Osnovy professionalno-pedagogicheskoy deyatelnosti: ucheb. posobie dlya studentov uchr-ezhdeniy sredn. prof. obrazovaniya (Foundations of professional pedagogical activity: tutorial for students of secondary vocational education institutions). Moscow: Masterstvo, 2002. 288 p.
4. Belyaeva L. A. Filosofiya vospitaniya kak os-nova pedagogicheskoy deyatelnosti (Philosophy of upbringing as a basis of pedagogical activity). Ekaterinburg: UrGPU, 1993. 125 p.
5. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki "Rezhissura teatralizovannykh predstavleniy i prazdnikov" (stepen "bakalavr") [Federal state educational standard of higher professional education, Program "Directing theatrical performances and special events" (Bachelor's degree)]. Moscow, 2009.
Белая Надежда Сергеевна, аспирантка Московского государственного университета культуры и искусств, кафедра педагогики и психологии e-mail: [email protected]
Belaya Nadezhda S., Post-Graduate Student, Moscow State University of Culture and Arts, Department of Pedagogy and Psychology e-mail: [email protected]