2. Fenner A. Introduction. Cultural awareness and language awareness based on dialogic interaction with texts in foreign language learning. Anne-Britt Fenner (Ed.). Graz: European Centre for Modern Languages, Council of Europe Publishing, 2001: 5 - 11.
3. Bower R. Memories, Metaphors, Maxims, and Myths: Language Learning and Cultural Awareness. ELT Journal. 1992; 46 (1): 29 - 38.
4. Kavalir M. Culture in ESP Syllabus: Why and How. Romanian Journal of English Studies. February 2013 DOI: 10.2478/rjes-2013-0009.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya: specialitet. Special'nost': 31.05.01 Lechebnoe delo. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 9 fevralya 2016 g. № 95.
6. Xu Tao, Yann Le. Thieis Pedagogie du FOS dans une universite de medecine chinoise: recherches et tentatives d'application en troisieme annee. Synergies Chine. 2008; 3: 95 - 105.
7. Mourlon-Dallies F., Tolas J. Sante-medecine.com. CLE International. 2004.
8. Malinauskene N.K. Klassicheskie yazyki v kontekste lingvokul'turologii (iz opyta prepodavaniya latinskogo i drevnegrecheskogo yazykov v Vysshej shkole kul'turologii MGUKI). Novyj filologicheskij vestnik. 2009; 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/klassicheskie-yazyki-v-kontekste-lingvokulturologii-iz-opyta-prepodavaniya-latinskogo-i-drevnegrecheskogo-yazykov-v-vysshey-shkole
9. Arhipova I.S., Olehnovich O.G. Latinskijyazykiosnovy medicinskojterminologii: uchebnoeposobiepo latinskomuyazyku. Ekaterinburg: Izd-vo UGMA, 2013.
10. Kashapova E.F., Olehnovich O.G. ANATOMIChESKIE I KLINIChESKIE TERMINY V 'EPIChESKOJ PO'EME GOMERA «ILIADA». Aktual'nye voprosy sovremennoj medicinskoj nauki i zdravoohraneniya: Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh i studentov, Ekaterinburg, 3 - 5 aprelya 2018 g. Ekaterinburg: Izdatel'stvo UGMU, 2018. Tom 1: 884 - 886.
11. Kuznecov A.I., Morgunova O.V. METAFORIChESKIE ANATOMIChESKIE TERMINY V RUSSKOM I LATINSKOM YaZYKAH. Aktual'nye voprosy sovremennoj ^ medicinskoj nauki izdravoohraneniya: Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh i studentov, Ekaterinburg, 3 - 5 aprelya 2018 g. Ekaterinburg: Izdatel'stvo UGMU, 2018; T. 1: 901 - 906.
Статья поступила в редакцию 27.01.19
УДК 378
Pomazanova E.V., Postgraduate (Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliev g. Karachaevsk), E-mail: [email protected]
Klushina N.P., doctor of pedagogical sciences, professor, department of social technologies of«North-Caucasian federal university», E-mail: [email protected]
INDIVIDUAL CREATIVE APPROACH AND ITS METHODOLOGICAL SIGNIFICANCE IN THE TRAINING OF FUTURE NURSES. The article analyzes the significance of an individual creative approach to the preparation of medical college students. The category of creativity is analyzed through the suprasituative activeness of the personality. The article focuses on the individuality of the future physician, which is expressed in the active creative transformative educational activities of students, in the processes of personal choice and personal contribution to their professional development. Development of training future health care workers cannot be subjectivity out of the development of their personality. The author concludes that individual creativity in the context of its methodological value allows you to create the necessary conditions for creativity personality of future nurses and, as a consequence, the effective professional development of their personality.
Key words: creativity, suprasituational activity, subject, individuality, individual creative approach.
Е.В. Помазаноеа, аспирант Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]
Н.П. Клушина, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД И ЕГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
В статье анализируется значимость индивидуально-творческого подхода в подготовки студентов медицинского колледжа. Анализируется категория творчества через надситуатиативную активность личности. В статье делается акцент на индивидуальности будущего медика, которая выражается в активной творческой преобразовательной учебной деятельности студентов, в процессах личностного выбора и личностного вклада в своё профессиональное развитие. Развитие учебной субъектности будущих медицинских работников невозможно вне развития их индивидуальности. Автор делает вывод о том, что индивидуально-творческий подход в контексте своего методологического значения позволяет создать необходимые условия для раскрытия творческого потенциала личности будущих медицинских сестёр и, как следствие, эффективного профессионального развития их личности.
Ключевые слова: творчество, надситуативная активность, субъект, индивидуальность, индивидуально-творческий подход.
Ориентация на индивидуально-творческий подход как на одну из методологических основ профессиональной подготовки будущих медицинских работников, позволяет создать оптимальные условия для раскрытия творческого потенциала личности студентов медицинского колледжа.
Обратимся к понятию творчества. Творчество является феноменом, отражающим высший качественный уровень развития системы деятельности. При этом базовый механизм творческой деятельности проявляется в так называемой надситуативной активности личности, при которой человек в качестве субъекта деятельности выходит за рамки ситуационных требований, формируя цели, являющиеся избыточными по сравнению с первоначальной задачей. Надситуативная активность позволяет личности успешно преодолевать внешние и внутренние барьеры деятельности, раскрывая и развивая при этом свой творческий потенциал [1].
Необходимо отметить, что в отечественной науке не выработано единого понимания явления творчества. Тем не менее, практически во всех определениях актуализируется его (творчества) самая характерная черта - новизна полученного результата. В частности, Л.С. Выготский в свое время отмечал, что творчество представляет собой деятельность, в процессе которой человек производит что-то новое, причем абсолютно не важно, будет ли это новое объективной социокультурной ценностью или новым состоянием ума, чувства, проявляющихся в самом человеке. Таким образом, исследователь отмечал, что результат творчества всегда двуедин, так как одномоментно отражается, как в новых материальных предметах культуры, так и в духовных ценностях, выражающих развитие сущностных сил человеческой личности [2].
Данные современной психологической науки свидетельствуют о том, что развитие личности можно представить в качестве процесса становления человеческой готовности (субъективного личностного потенциала) к саморазвитию, самоактуализации и самореализации при решении возникающих (стихийно или целенаправленно) задач разнопланового уровня сложности, в том числе задач
новых, которые выходят за пределы ранее уже решенных. В целом развитой личностью обозначают человека, успешно овладевшего системой знаний, способами деятельности, в том числе деятельности творческой, а также знаниями умениями и навыками эмоционально-чувственного отношения к природному и социокультурному миру.
Обращаясь к проблеме профессионального развития студентов медицинского колледжа, необходимо отметить следующее: полноценное раскрытие творческого потенциала личности будущих медицинских сестер возможно только в рамках субъектной позиции обучающихся в условиях образовательного процесса.
Понятие субъекта обозначает личностные характеристики человека, освоенные им способы реализации деятельности, познания социокультурного мира под влиянием конкретной общественной позиции, тех или иных ценностных ори-ентаций. Исходя из этого, в понятии субъекта отражается степень человеческой активности, социальная природа сознания личности, её деятельности и отношений [3, с. 45]. Это обусловливает способность человека регулировать свою деятельность, менять свои диспозиции в процессе её осуществления. Именно способность человека самоорганизовываться в своем развитии, проявлять себя в качестве субъекта деятельности обусловливает в целом активность его личности. Интериоризация субъектом социокультурных ценностей основано на его внутреннем самоопределении, которое детерминирует процесс развития способностей человека, что, в свою очередь, является базовым условием для перехода личности на более высокие уровни самоактуализации в своем жизненном пространстве [4]. В этом контексте учебная активность студентов медицинского колледжа обусловливается состоянием их сознания и самосознания, их способностью объективно оценивать собственные академические достижения и неудачи. Данная способность формирует у будущих медицинских сестер дополнительную учебную мотивацию по отношению к образовательным задачам, определяемых системой соответствующих педагогических целей.
Развитие учебной субъектности будущих медицинских работников невозможно вне развития их индивидуальности. Данные современной психологической и педагогической науки доказывают, что механизмы общекультурного, духовно-нравственного и профессионального становления человека возникают в процессе его взаимоотношений с социумом. В этом аспекте актуализируются два типа развития субъектности личности. Первый тип характеризуется внешней социально обусловленной ситуацией развития, формирующей у личности адаптивные качества, а второй тип, в контексте объективных социальных требований определяется уже самой личностью. Именно второй тип развития характеризуется отношением к личности студента медицинского колледжа как к самостоятельному, инициативному субъекту учебной деятельности, в конечном счете, отношением к нему как к индивидуальности.
Исходным методологическим положением изучения индивидуальности является определение диалектической связи между такими категориями, как «отдельное», «особенное» и «всеобщее». Таким образом, при характеристике индивидуальности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа необходимо рассмотреть соотношение общего и индивидуального в структуре их личности.
Так, К.К. Платонов, анализируя общее, особенное и единичное в структуре личности отмечал, что «элементы структуры человека, рассматриваемого в качестве системной целостности представлены общими (родовыми), особенными (типовыми) и единичными (индивидуальными) его свойствами» [5, с. 56].
В таких категориях, как «человек», «личность», «индивидуальность», имеет место и общее, и особенное, и единичное, но соотношение их в каждой из перечисленных категорий является разной. Так, в категории «человек» наиболее актуальным является «общее», представленное в качестве социально-де-ятельностной сущности человека и его биосоциальной структуры. В категории личности на первое место выходит «особенное» как социально-типичное в человеке. Доминирующим в категории индивидуальности является единичное, рассматриваемое в человеке в качестве его индивидуально-своеобразных признаков [6].
Анализируя методологическое значение индивидуально-творческого подхода в профессиональной подготовке будущих медицинских сестер, важно отметить, что индивидуальность студента медицинского колледжа необходимо рассматривать в философском, собственно психологическом и социально-психологическом аспектах. Философы изучают индивидуальность в качестве общезначимого явления, психологи в целом и социальные психологи, в частности, трактуют её (индивидуальность) в виде единичного неповторимого, отражающего в себе всю глубину личности как субъекта деятельности.
Обстоятельный и всесторонний анализ категории индивидуальности в свое время был осуществлен И.И. Резвитским. Исследователь изучил данное явление с философской и психологической позиций. В философском аспекте, по мнению автора, индивидуальность следует понимать в качестве целостной системы многочисленных признаков отдельной конкретной личности, особой формы человеческого бытия в социокультурном жизненном пространстве. Неповторимость личности, которую отдельные исследователи отождествляют с её индивидуальностью, как полагал ученый, представляет собой лишь одно из свойств индивидуальности. В этом плане индивидуальность, по мнению И.И. Резвитского, интегрирует в себя как общие, так и единичные свойства человека и, исходя из этого, проявляется в неповторимом сочетании и выражении их системной целостности [7, с. 16].
Методологическую ценность такой трактовки индивидуальности студентов в средних медицинских образовательных учреждениях необходимо понимать следующим образом: отношение к будущей медицинской сестре со стороны
Библиографический список
преподавателей следует строить на понимании её личности не только как части внешнего социокультурного мира, но и, что важно в особенной степени, как автономного, самостоятельного, самоценного начала.
Иерархия и структура индивидуальности студентов медицинского колледжа в психологическом аспекте определяется с помощью сравнительного анализа категорий «индивид», «личность» и «субъект». В этом плане иерархическая структура индивидуальности будущих медиков может быть представлена природной, социальной и субъектной составляющими.
В свое время В.С. Мерлин разработал концептуальную теорию «интегральной индивидуальности», в которой обосновывается взаимосвязь и взаимообусловленность между нейродинамическими, психодинамическими (темпераментными) процессами и состояниями, и, собственно личностными свойствами человека. Экспериментальное изучение такой взаимосвязи и взаимообусловленности обозначенных процессов, состояний и свойств, которые по сути, являются психическими уровнями соответствующей сферы человека, в ходе индивидуального развития личности выявило их (процессов, состояний и свойств) возрастающую интегративность. Механизмом устранения расхождений разноуровневых свойств индивидуальности является деятельность (в том числе учебная), имеющая для индивида (студента медицинского колледжа) личностный смысл [8].
И.И. Резвитский, рассматривая проблему индивидуальности в психологическом аспекте, к её природной основе относил тип человеческой нервной системы, человеческие задатки, органические потребности человека. Эти характеристики, по мнению исследователя, априори оказывают существенное влияние на становление социально-психологических особенностей личности.
В свою очередь социально-психологическая («существенная») основа индивидуальности, как полагал автор, представлена личностными качествами человека и обусловлена устоявшейся структурой общественных отношений, частными обстоятельствами процесса жизнедеятельности [7], (для студентов медицинского колледжа специфическими условиями социализации и воспитания их личности в процессе профессиональной медицинской подготовки). Социально-психологический аспект индивидуальности будущих медицинских сестер в образовательном процессе медицинского колледжа отражается в их характере, способностях и профессиональной подготовленности как взаимообусловленных составляющих личности будущих профессионалов. Наконец, структура индивидуальности будущих медицинских сестер может быть представлена их субъектными свойствами: активностью, инициативностью, предприимчивостью, креативностью. Интеграция всех уровней индивидуальности будущих медицинских работников обусловливает рождение её фундаментальных признаков: целостности, обособленности, наличия внутреннего «Я», творчества.
Для развития своей индивидуальности, будущие медицинские сестры должны интериоризировать достижения общей и профессиональной медицинской культуры. Каждая личность медицинского работника обусловлена тем уровнем культуры, который выработан обществом в целом и сферой медицинской деятельности, в частности. Однако индивидуальность студентов медицинского колледжа характеризуется не только (и не столько) интериоризацией элементов общей и профессиональной медицинской культуры. Она (эта индивидуальность), прежде всего, выражается в активной творческой преобразовательной учебной деятельности студентов, в процессах личностного выбора и личностного вклада в свое профессиональное развитие, полной учебной отдачи себя в образовательном процессе медицинского колледжа.
В целом индивидуально-творческий подход в контексте своего методологического значения позволяет создать необходимые условия для раскрытия творческого потенциала личности будущих медицинских сестер и, как следствие, эффективного профессионального развития их личности.
1. Клушина Н.П. Развитие субъектности магистрантов в процессе обучения. Педагогика. 2016; 5: 65 - 71.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва, 2008.
3. Абульханова-Славская К. А. Проблема индивидуальности в психологии. Психология индивидуальности: новые модели и концепции: коллективная монография под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. Москва, 2009: 14 - 63.
4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва, 1984.
5. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва, 1986.
6. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. Москва, 1975.
7. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. Москва, 2005.
8. Резвитский И.И. Философские основы теории индивидуальности. Ленинград, 1973.
References
1. Klushina N.P. Razvitie sub'ektnosti magistrantov v processe obucheniya. Pedagogika. 2016; 5: 65 - 71.
2. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva, 2008.
3. Abul'hanova-Slavskaya K. A. Problema individual'nosti v psihologii. Psihologiya individual'nosti: novye modeli i koncepcii: kollektivnaya monografiya pod red. E.B. Starovojtenko, V.D. Shadrikova. Moskva, 2009: 14 - 63.
4. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. Moskva, 1984.
5. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. Moskva, 1986.
6. Rabunskij E.S. Individual'nyj podhod v processe obucheniya shkol'nikov. Moskva, 1975.
7. Merlin V.S. Psihologiya individual'nosti: izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 2005.
8. Rezvitskij I.I. Filosofskie osnovy teorii individual'nosti. Leningrad, 1973.
Статья поступила в редакцию 27.01.19
УДК 37
Vishnevskaya L.P., senior lecturer, English Language Department № 2, Moscow State Institute of International Relations, The MFA of Russia (MGIMO University)
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Timchenko M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language, Department № 2, Moscow State Institute of International Relations,
The MFA of Russia (MGIMO University) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
FOREIGN LANGUAGE AS A PHENOMENON OF NATIONAL CULTURE AND THE PATH TO INTERCULTURAL UNDERSTANDING. The article deals with the function of language with the continuous nature of its existence as an integral and main part of the culture of the nation, a tool for the storage and transmission to future generations of historical and cultural experience of the country and the Treasury of mankind. In connection with the development of international relations, exchange in the field of culture, science, education, it became possible to deeper penetration into the culture of another people, acquaintance with the traditions and customs of another country. Under the influence of social transformation of society, in the process of changing its political and economic organization, the rapid process of mutual influence of Nations, the accumulation of experience of international communication is the process of "recognition" of the peoples of each other. Mutual understanding of peoples with actively developing contacts at all levels is becoming an urgent task today.
Key words: cultural diversity, intercultural communication, foreign language, interethnic communication, traditions and customs.
Л.П. Вишневская, доц. каф. английского языка № 2, Московский государственный институт международных отношений МИД России
(МГИМО Университет), г. Москва, E-mail: [email protected]
М.В. Тимченко, доц. каф. английского языка № 2, Московский государственный институт международных отношений МИД России
(МГИМО Университет), г. Москва, E-mail: [email protected]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПУТЬ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ПОНИМАНИЮ
В статье рассматриваются вопросы функции языка с непрерывным характером его существования как неотъемлемой и главной составной частью культуры нации, инструментом для хранения и передачи последующим поколениям исторического и культурного опыта своей страны и сокровищницей человечества. В связи с развитием международных связей, обменом в области культуры, науки, образования стало возможным более глубокое проникновение в культуру другого народа, знакомства с традициями, обычаями другой страны. Под влиянием социальной трансформации общества, в процессе изменения его политической и экономической организации, бурного процесса взаимовлияния наций, накопления опыта межнационального общения идёт процесс «узнавания» народами друг друга. Взаимопонимание народов при активно развивающихся контактах на всех уровнях становится сегодня актуальной задачей.
Ключевые слова: культурное многообразие, межкультурная коммуникация, иностранный язык, межнациональное общение, традиции и обычаи.
Вопросы культурного многообразия, как источника взаимного обогащения наций, ставились в отечественном образовании на самых различных уровнях, поскольку богатство культуры обуславливает необходимость не только расширения знаний человека в области традиций и обычаев народа страны изучаемого языка, но и выработки умений использования этих знаний в процессе межкультурной коммуникации. В связи с развитием международных связей, обменом в области культуры, науки, техники и образования стало возможным более глубокое проникновение в культуру другого народа, знакомства с традициями, обычаями другой страны. Под влиянием социальной трансформации общества, в процессе изменения его политической и экономической организации, бурного процесса взаимовлияния наций, накопления опыта межнационального общения идет процесс «узнавания» народами друг друга. Взаимопонимание народов при активно развивающихся контактах на всех уровнях становится сегодня актуальной задачей. Для нашего времени, времени невиданного, по выражению В.С. Би-блера, «сопряжения различных форм культуры», проблема поиска оптимальных способов сглаживания возникающих при этом сопряжении межкультурных противоречий приобретает жизненно важное значение. Можно констатировать тот факт, что исследуемая проблема взаимодействия культур диктуется самой жизнью, характером стоящих перед современным обществом проблем [1]. Учёный справедливо утверждал, что культура способна жить и развиваться как культура только на грани культур, в диалоге с другими целостными культурами. Именно общение культур выступает как их взаимопорождение. «Каждая культура есть некий «двуликий Янус: её лицо столь же напряженно обращено к иной культуре, к своему бытию в иных мирах, сколь и внутрь, вглубь себя, в стремление изменить и дополнить свое бытие... Общение в культуре, т. е. бытие в культуре, это всегда общение между различными культурами.» [там же, с. 32]. Оригинальность концепции Библера В.С. заключается в том, что он сумел выйти за рамки культурного этноцентризма, рассматривая межкультурное общение как важнейший параметр культуры в целом.
Всегда считалось, что образованный человек - это человек, владеющий знаниями в различных областях науки и культуры, понимающий и грамотно изъясняющийся по крайней мере на одном, и даже нескольких иностранных языках на достаточно высоком уровне, знающий традиции страны изучаемого языка и ориентирующийся в её национальной культуре. Поэтому взаимопонимание между странами и народностями через межкультурное обучение является глобальной целью современного гуманитарного образования. Понимание, как ключевой концепт межкультурной коммуникации, ломает границы недоверия и вражды как между отдельными людьми, так и между целыми государствами. Именно в процессе взаимообогащения каждая культура формируется, становится богаче и поднимается на новый уровень развития за счет заимствования лучших национальных достижений. Как феномен культуры народа, язык выступает одновременно и мощным средством постижения культурных ценностей в различных
сферах деятельности человека. При изучении иностранного языка человек не ставит своей целью узнавать что-то новое об окружающей его действительности, как это происходит при изучении им других предметов, а формирует свое представление о культуре другой страны через язык. Выступая как средство познания мира, приобщения к культуре других народов, иностранный язык является средством осознания своей собственной культуры.
Множественные функции языка и непрерывный характер его существования сделали язык неотъемлемой и главной составной частью культуры нации, инструментом для хранения и передачи последующим поколениям исторического и культурного опыта своей страны и сокровищницей человечества. Учить иностранный язык - это значит подарить себе богатые интеллектуальные и духовные возможности, которые в нем сокрыты.
Знание иностранного языка позволяет многоаспектно и более полно раскрыть сущность культурных реалий и решить проблему адекватного понимания и переживания явлений культуры как родной, так и иностранной. Уровень культуры, который человек приобретет в процессе его изучения, выражается в его осведомленности, компетентности как системном качестве личности, позволяющем ей реализовывать свои жизненные планы и индивидуальные достижения в конкретной деятельности - например, в качестве переводчика, специалиста-международника [2].
Одна из наиболее интересных концепций роли языка в культуре принадлежит немецкому ученому В. Гумбольдту, который рассматривал язык как динамическую систему, представляющую собой беспрерывную деятельность, стремящуюся превратить звуки в выражение мыслей [3]. В. Гумбольдт - величайший философ, основатель лингвистики как науки - отстаивал идею о взаимодействии особенностей языка и духовной культуры. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, устройство жилища, вера, язык и многое другое. Собственно в языке запечатлен весь национальный характер - в нем как в средстве общения данного народа исчезают индивидуальности и проявляется общее. Многие идеи ученого впоследствии были развиты в психологическом направлении в этнологии (культурной антропологии), в психолингвистике, а также в теории (гипотезе) лингвистической относительности американских лингвистов-антропологов - Эдварда Сепира и Бенджамина Уорфа. Именно Вильгельм фон Гумбольдт высказал идею о конструирующей роли языка, которую впоследствии разрабатывали основатели теории лингвистической относительности. Он полагал, что «разные языки - это отнюдь не различные обозначения одной и той же вещи, а различное видение ее... Языки - это иероглифы, в которые человек заключает мир и свое воображение» [2].
О культурном взаимодействии как одной из закономерностей развития общества, писал М.М. Бахтин, который подчеркивал, что чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже. Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим чужим смыслом: