МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
THE MODEL OFTHE FORMATION OF AN UNDERGRADUATE STUDENT'S PEDAGOGICAL CULTURE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION
В.Ф. Усманов, Ю.С. Ременникова V.F. Usmanov, Yu.S. Remennikova
Педагогическая культура, студенты-бакалавры, образовательный процесс, культурно-образова-тельное пространство, личностно-деятель-ностный подход, культурологический подход, куль-туротворческая среда.
В статье сделана попытка представить реализацию модели формирования педагогической культуры студента-бакалавра в образовательном процессе вуза. На основе изучения исследований разных авторов выделены основные компоненты модели: целевой, содержательный, организационно-формирующий, оценочно-результативный, раскрыто содержание этих компонентов в образовательном процессе вуза. Выделена методологическая основа модели формирования педагогической культуры, которую представляют культурологический и личностно-деятельностный подходы. Определен один из главных элементов реализации этих подходов-теория диалога (диалог культур, эвристический диалог, диалог личности и культуры).
Образовательная деятельность на уровне бакалавриата связана с многообразием задач, стоящих перед образовательными организациями на пути преобразования и модернизации. Их преодоление возможно через осознание новых социально-педагогических требований, тенденций и законов, через решение теоретических, технологических вопросов обеспечения учебного процесса и всестороннего развития общей и профессиональной культуры педагога. Для освоения педагогической культуры студенту-бака-лавру важны уровни компетенций, степень практического освоения коммуникативных навыков работы, а также определение границ собственной компетентности.
Pedagogical culture, undergraduate students, educational process, cultural and educational space, stu-dent-activity approach, culturological approach, cultural and creative environment. The article attempts to present the implementation of the model of an undergraduate student's pedagogical culture's formation in the university educational process. Based on the studying of the research by different authors, the article identifies the main components of the model, such as target, informative, organizational and formative, evaluative and effective aspects, and discloses the content of these components in the educational process of the university. In addition, the article emphasizes the methodological basis of the model of pedagogical culture's formation, which is presented by cultural and student-activity approaches. Besides, the article defines one of the main elements of the implementation of these approaches that is a theory of dialogue (dialogue of cultures, heuristic dialogue, dialogue of personality and culture).
Вопросы анализа особенностей педагогической деятельности, изучение педагогических способностей и мастерства учителя нашли отражение в трудах С.И. Архангельского, Е.В. Бондаревской, З.Ф. Тарасевой, Н.В. Кузьминой, Н.Н. Тарасевич. Большой вклад в области разработки методологических, теоретических и методических аспектов формирования педагогической культуры как области гуманитарного знания внесли современные ученые В.А. Адольф, В.Л. Бенин, Г.И. Гайсина, Е.Д. Жукова, P.M. Фатыхова. На основе исследований можно заключить, что в системе отечественного образования ведущим интегральным качеством педагога по-прежнему остается профессионально-педагогическая культура.
<
m
Щ
$9
I %
С И
о
ь
к к
W Рq Н О
Рч < ^
о ^
о о о Q
£ W
н S о
Рч W
о §
к
а
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
Д
н и
щ
PQ
# ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Теория и методика профессионального образования
«Педагогическая культура - это интегра-тивная характеристика педагогического процесса, включающая как единство непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому. Являясь частью культуры, педагогическая культура, с одной стороны, служит воспроизводству и развитию культуры, с другой - выступает базой сохранения или изменения культурных ценностей» [Бенин, 2011, с. 75]. Культура учителя характеризуется проявлением высокого уровня мастерства, творческого потенциала, которые отражают лучшие достижения науки и практики.
Для определения основ формирования педагогической культуры студентов-бакалавров обратимся к методу моделирования образовательного процесса. Изучение теоретических представлений разных авторов (Л.С. Саитова, P.A. Яфизова, В.Э. Штейнберг) и требований к модели, выдвигаемых А.И. Дахиным, позволяет определить авторскую центростремительную модель, где осуществляется целостность компонентов учебного процесса (целевого, организационно-формирующего, содержательного, оценочного).
Целевой компонент модели определяется постановкой целей и задач, методологическими подходами к реализации моделирования в образовательном процессе вуза и обоснованием теории диалога как основы содержания компонентов модели. Общая цель определяется согласно требованиям стандартов ФГОС ВО к уровню подготовки бакалавров педагогического образования. Методологическое основание целевого компонента состоит из культурологического подхода, определяющего пути и условия развития профессиональной культуры учителя (Г.И. Гай-сина, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, Н.В. Кисилева, Е.Г. Силяева и др.) и личностно-деятельностного подхода, связанного с технологиями обеспечения перехода от абстрактного «формирования» личности к ее развитию как субъекта деятельности (P.M. Асадуллин, Л.С. Подымова).
Культурологический подход в модели исследования определяется отношением к образованию как к целостному культурному процес-
су, где ценностные смыслы, диалог его участников и диалог культур являются главными векторами в достижении результата. В процессе образования становится актуальным эвристический диалог. В исследованиях А.Д. Король определяет эвристический диалог как «постановку обучающимися вопросов к внешней образовательной среде на каждом из этапов его образования» [Король, 2007, с. 18-24].
Личностно-деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию активной учебной деятельности. Для реализации подхода были изучены исследования Л.С. Выготского, Н.В. Коноплиной, B.C. Лазарева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукина. Мы выделили следующие виды профессиональной деятельности: научно-иссле-довательская, проектировочно-конструктивная, культурно-просветительс-кая, инновационно-творческая, что позволяет конструировать гибкую методику обучения, адаптированную к специфике и особенностям содержания учебного процесса, а также учитывать индивидуальные способности студентов-бакалавров.
Содержательный компонент имеет пред-метно-смысловое наполнение процесса формирования педагогической культуры студента-бакалавра, которое осуществлялось в процессе реализации специальных учебных программ с учетом ФГОС ВО на основе дисциплин, курсов по выбору, конференций, конкурсов, тематических семинаров, мастер-классов и т.д. Разнообразные формы образовательной деятельности были направлены на приобретение ценностных ориентиров, погружение обучающихся в определенную культуротворческую среду целостной взаимозависимой системы.
Для достижения результата применен метод исторической реконструкции, проблемный (ча-стично-поисковый, исследовательский), инфор-мационно-сообщающий, инструктивно-практичес-кий, индивидуальный, метод конструирования, использовали технологии активного, проблемного (эвристического) обучения, технологии знаково-контекстного обучения в различных комбинациях с технологиями традиционного обучения.
Содержание организационно-формирую-щего компонента определяют специально соз-
данные педагогические условия. Педагогические условия являются частью процесса обучения и предполагают следующие изменения: 1) создание благоприятного культурно-образовательного пространства; 2) оснащение процесса подготовки студента-бакалавра научно-методическим и технологическим содержанием; 3) реализацию активных форм обучения и педагогических технологий, которые базируются на теории диалога, где обучающийся проявляет себя как активный, сравнивающий, порождающий новые знания и творчество; 4) применение специальных упражнений, творческих проектов, проблемных задач профессиональной направленности.
Особое значение для создания условий, направленных на формирование педагогической культуры и постижение компонентов этой культуры, имеет культурно-образовательное пространство. «Под культурно-образовательным пространством понимается, с одной стороны, пространство профессионального и культурного самоопределения личности студента, соответствие его индивидуальным особенностям и культурным предпочтениям, с другой стороны - сфера формирования траекторий профессионально-личностного развития и реализации каждого обучающегося» [Тенюкова, 2003]. Культурно-образовательное пространство осуществляется нами по двум направлениям: 1) локальное пространство вуза (культуротворческая среда); 2) внешнее культурно-образовательное пространство, которое объективно или субъективно воздействует на личность, созданное с помощью привлечения к сотрудничеству нацио-нально-культурных центров, спортивных клубов, художественных музеев, выставочных залов. Создание открытого культурно-образовательного пространства, определение его содержания, реализующего культурологические ценности, ценности малой родины является настоятельной необходимостью в процессе подготовки студента-бакалавра, определяя нормы, идеалы, профессиональную успешность будущего учителя [Га-тальский, 2009, с. 52-57].
Оценочно-результативный компонент модели формирования педагогической культуры определяется диагностическим инструментарием. Диагностический инструментарий представляет
собой специально разработанный фонд оценочных средств (анкеты-опросники, тесты, эвристические вопросы, специальные упражнения, задания, творческие задачи и проекты); критерии (содержательный, продуктивно-творческий, ценностный); показатели (теоретические, практические); уровни (высокий, средний, низкий), необходимые для получения выводов и результатов исследования. Этот компонент предполагает оценку овладения методами и способами использования теоретических знаний и их практическим применением, которые ведут к осознанности, осмысленности действий, к дальнейшему творческому саморазвитию.
Укрепить представленные в модели компоненты можно, давая возможность студентам непрерывно повышать педагогическую культуру, включая научно-теоретическую и практическую подготовку в содержание специальных предметов, учебно-воспитательную практику, структуру самостоятельной работы, процедуру выполнения выпускных квалификационных, курсовых и других научно-исследовательских работ студентов.
Библиографический список
1. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1(31). С. 5-12.
2. Бенин В.Л. Педагогическая культурология // Образование и наука. Известия уральского отделения РАО. 2011. № 2(81). С. 73-85.
3. Гатальский В.Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. 2009. № 3.
4. Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. 2007. № 9.
5. И.В. Мешкова. Субъектность студентов педагогического вуза профессионально важное качество будущих педагогов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 221-126.
6. Тенюкова Г.Г., Хрисанова Е.Г. Культурно-образовательная среда факультета как фактор профессиональной подготовки педагога-музыканта // Мир науки, культуры и образования. 2003. № 5. С. 269-272.
<С
ч tí m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
EÍ W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м