Научная статья на тему 'Образовательное пространство как феномен культуры и «Место» формирования личности'

Образовательное пространство как феномен культуры и «Место» формирования личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1091
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОДХОД / МНОГОАСПЕКТНОСТЬ / EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL POLYCULTURAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL CULTURE / TEACHER''S CULTURE / SPATIAL APPROACH / MULTIDIMENSIONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Татьяна Борисовна

Активность в речи слова «пространство» связана с актуализацией данного понятия в жизни общества, а также с новой парадигмой осмысления знаний о мире. В статье представлен обзор научных исследований образовательного пространства, его культурологического аспекта, так как образовательное пространство не может не быть пространством культуры. Введение термина «образовательное пространство» в научный оборот связано с отказом от принятого ранее представления об образовательных процессах как линии, траектории или некоего канала, по которому нормативно и эффективно должен двигаться учащийся. Образовательное пространство развивающаяся целостность, структурные элементы которой используются всеми участниками образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей. Гуманизации образовательного пространства способствует обеспечение комфортности существования и развития детей и взрослых. В современном образовательном пространстве появились новые целевые ориентиры учебно-воспитательного процесса для самореализации и саморазвития личности. Основной метод, используемый в статье, анализ содержательных характеристик образовательного пространства и сред, а также структурных компонентов педагогической культуры педагога с использованием деятельностного, культуроведческого и пространственного подходов. Образовательное пространство выступает объектом анализа и в педагогике, и в пограничных областях взаимодействия педагогики и философии, педагогики и культурологии, социологии и философии. Рассматривается также педагогическая культура педагога в контексте его деятельности в поликультурном образовательном пространстве школы и вуза. Педагогическая культура в процессе деятельности педагога реализуется как динамическая система педагогических ценностей, творческих способов педагогической деятельности и его личных достижений в создании образцов педагогической практики. Особо актуализируется понимание культуры в педагогических исследованиях и в образовательном процессе. Культура, рассматриваемая с точки зрения педагогической науки, связана с характеристикой личности, процесс развития которой лежит в основе современной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Space as a Phenomenon of Culture and the "Place" of Personality Formation

Frequent use of the word "space" in the speech is associated with the actualization of this concept in the life of society, as well as with a new paradigm of understanding knowledge about the world. The article presents an overview of scientific studies of the educational space, its culturological aspect, since the educational space could not be considered a non-culture space. The introduction of the term "educational space" into the scientific circulation is associated with the rejection of the earlier adopted ideas about the educational process as a path, a trajectory or a channel which the student should follow normatively and effectively. The educational space is a developing integrity; its structural elements are used by all participants in the educational process for the development and transmission of humanistic values. Humanization of the educational space contributes to ensuring comfortable existence and development of children and adults. In the modern educational space there are new targets of the educational process for the individual's self-realization and self-development. The basic method employed in the article is the analysis of the content characteristics of the educational space and environments, as well as the structural components of the pedagogical culture of the teacher with the use of active, cultural and spatial approaches. The educational space is an object of analysis both in pedagogy and in the border areas of interaction between pedagogy and philosophy, pedagogy and cultural studies, sociology and philosophy. The pedagogical culture of the teacher is considered in the context of his/her activity in the polycultural educational space of school and university. Pedagogical culture in the process of pedagogical activity is realized as a dynamic system of pedagogical values, creative ways of teaching activity and personal achievements in the creation of pedagogical practices. The article especially actualizes the awareness of culture in pedagogical research and in the educational process. Culture, viewed from the point of view of pedagogical science, is associated with the characteristics of the individual, whose development is the basis of modern pedagogy.

Текст научной работы на тему «Образовательное пространство как феномен культуры и «Место» формирования личности»

http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 37.013.78; 37.062.2

DOI: 10.21209/2308-8796-2017-12-6-29-36

Татьяна Борисовна Михеева,

доктор педагогических наук, доцент, Донской государственный технический университет (344000, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), e-mail: [email protected]

Образовательное пространство как феномен культуры и «место» формирования личности

Активность в речи слова «пространство» связана с актуализацией данного понятия в жизни общества, а также с новой парадигмой осмысления знаний о мире. В статье представлен обзор научных исследований образовательного пространства, его культурологического аспекта, так как образовательное пространство не может не быть пространством культуры. Введение термина «образовательное пространство» в научный оборот связано с отказом от принятого ранее представления об образовательных процессах как линии, траектории или некоего канала, по которому нормативно и эффективно должен двигаться учащийся. Образовательное пространство - развивающаяся целостность, структурные элементы которой используются всеми участниками образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей. Гуманизации образовательного пространства способствует обеспечение комфортности существования и развития детей и взрослых. В современном образовательном пространстве появились новые целевые ориентиры учебно-воспитательного процесса для самореализации и саморазвития личности. Основной метод, используемый в статье, - анализ содержательных характеристик образовательного пространства и сред, а также структурных компонентов педагогической культуры педагога с использованием деятельностного, культуроведческого и пространственного подходов. Образовательное пространство выступает объектом анализа и в педагогике, и в пограничных областях взаимодействия педагогики и философии, педагогики и культурологии, социологии и философии. Рассматривается также педагогическая культура педагога в контексте его деятельности в поликультурном образовательном пространстве школы и вуза. Педагогическая культура в процессе деятельности педагога реализуется как динамическая система педагогических ценностей, творческих способов педагогической деятельности и его личных достижений в создании образцов педагогической практики. Особо актуализируется понимание культуры в педагогических исследованиях и в образовательном процессе. Культура, рассматриваемая с точки зрения педагогической науки, связана с характеристикой личности, процесс развития которой лежит в основе современной педагогики.

Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная поликультурная среда, педагогическая культура, культура педагога, пространственный подход, многоаспектность

Введение. «Пространство» в современном научном обиходе стало не только часто используемым понятием, но и модным словом: мировое, рыночное, когнитивное, социальное, образовательное, коммуникативное пространство. Активность данного слова в речи связана с актуализацией данного понятия в жизни общества, а также с новой парадигмой осмысления знаний о мире.

Мы становимся свидетелями трансформации представлений об образовательном процессе как линии, заданной траектории трансляции готового знания, по которой должен двигаться обучающийся, к пониманию его как множества индивидуальных форм развития и разнообразия образовательных возможностей личности.

Конкретная образовательная система представляется как, во-первых, место, вместилище, во-вторых, набор подпространств, мест, объектов, наполняющих пространство. Однако это-аналогия, так как образовательное пространство включает в себя различные факторы, условия, связи и взаимодействия субъектов образования, определяющие характер образовательных процессов в целом. Используя популярный со времён Платона и Аристотеля термин, можно сказать, что «идея» образовательного пространства «задаёт топику образования».

Образовательное пространство - развивающаяся целостность, структурные элементы которой используются всеми участниками образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей. Гуманизации образовательного пространства способствуют обеспечение комфортности существования и развития детей и взрослых, персонализация среды (фиксация определённой части среды как своего «Я»), создание «среды для меня», т. е. образовательной среды каждого индивида; обеспечение личностного роста субъектов среды. В таком контексте образовательное пространство есть образовательная среда.

Введение данного термина в научный оборот связано с отказом от принятого ранее представления об образовательных процессах как линии, траектории или некоего канала, по которым нормативно должен двигаться ученик. Так, в образовательном пространстве школы дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. Поликультурное образовательное пространство школы ограждает школьников от асоциальных влияний, формирует навыки духовного противо-

© Михеева Т. Б., 2017

29

стояния им. Образовательная среда вуза - это условия, специально созданные для эффективного образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении высшего образования. Характеристики образовательной среды вуза учитывают мотивы получения специальности студентами, профессионализм профессорско-преподавательского состава, а также материально-технические возможности вуза в реализации требований ФГОС.

Методология и методы исследования. На современном этапе развития образовательных систем актуализируется пространственный подход и к анализу процесса образования, и к формированию различного рода сред как проявление образовательного пространства. Данный подход важен для нас с точки зрения поликультурности современного образовательного пространства России, а также с позиции описания педагогической культуры преподавателя. Таким образом, наше внимание акцентируется на:

- обзоре научной литературы и определении понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда»;

- культурологическом аспекте образовательного пространства;

- педагогической культуре педагога, деятельность которого осуществляется в поликультурном образовательном пространстве школы или вуза.

Результаты исследования и их обсуждение. Понятие образовательного пространства определяется как некое «место» в социуме с заданным набором отношений и связей, в котором различные системы (государственные, общественные, смешанные) обеспечивают развитие и социализацию (в процессе обучения и воспитания) индивида [14, с. 63]. Также возможно и внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого происходит в опыте каждого.

Осмыслению сути категории «образовательное пространство» помог анализ научной литературы. Образовательное пространство выступает объектом анализа и в педагогике, и в пограничных областях взаимодействия педагогики и философии, педагогики и культурологии, социологии и философии.

Образовательное пространство - education space - существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации. Наиболее распространено метафорическое понимание образовательного пространства. Так называют образовательные процессы (или институт, систему), представляемые как множество индивидуаль-

ных форм развития и разнообразия образовательных возможностей. Такое понимание класса или школы позволяет:

- увидеть их как пространство (одновременное сосуществование) возможностей и выборов, включённых в более широкое социальное пространство;

- преодолевать парное (учитель - ученик) видение педагогической деятельности.

Другое понимание образовательного пространства строится по аналогии. Конкретная образовательная система представляется как, во-первых, место, вместилище, во-вторых, набор подпространств, мест, объектов, наполняющих пространство. Образовательное пространство включает в себя различные факторы, условия, связи и взаимодействия субъектов образования, определяющие характер образовательных процессов в целом. Используя популярный со времён Платона и Аристотеля термин, можно сказать, что «идея» образовательного пространства задаёт топику образования. Образовательное пространство - развивающийся конструкт, структурные элементы которого используются всеми участниками образовательного процесса для передачи и освоения гуманистических ценностей.

Н. Е. Буланкина исследует образовательное пространство и рассматривает именно полиязыковое образовательное пространство в широком философском, культурологическом и педагогическом контексте, в рамках мирового социокультурного пространства, понимает его как пространство «языков» и «смыслов» [5]. Единое образовательное пространство в правовой плоскости определяется как форма государственной гарантии конституционного права граждан Российской Федерации на образование в соответствии со своими потребностями и возможностями, интересами личности и государства.

Создание и функционирование образовательного пространства связывается со становлением новой (конца ХХ - начала XXI века) конфигурации системы образования и рассматривается в качестве главного инструмента преодоления провинциализма в образовании, а также в качестве средства интеграции в международную систему образования [21; 22]. Образовательное пространство идентифицируется также со средой (профессионально-образовательной, социально-культурной). Мы солидарны с исследователями, изучающими образовательную среду, обеспечивающую личностный рост субъектов обучения. В таком контексте образовательное пространство есть среда (образовательная среда вуза, поликультурная образовательная среда многонациональной школы, среда общеобразовательной школы и др.). Следует подчеркнуть, что исследователи не об-

ходят вниманием и образовательное пространство общеобразовательной школы. Так, Р. В. Никонов считает, что «создание межкультурного пространства школы и управление им - проект, имеющий цель развивать школьное сообщество, способствовать межкультурной интеграции выпускников школы в различные сообщества» [13, с. 99].

Говоря об оптимизации образовательного пространства студента в вузе, А. С. Запесоцкий выделяет университетскую и социокультурную среду [7]. Образовательная среда вуза, считает исследователь, не только формирует профессиональную этику будущих специалистов-гуманитариев, но и влияет на духовный мир личности.

Обратимся к пониманию некоторых других «пространств», связанных, как нам кажется, с образовательным пространством. Например, когнитивное пространство представляет собой определённым образом структурированную совокупность знаний и представлений, которыми обладает как любая личность, так и все личности, входящие в тот или иной социум. Коммуникативное пространство, по определению Ю. Е. Прохорова - это «совокупность сфер речевого общения, в котором определённая языковая личность может реализовать в соответствии с принятыми в данном социуме языковыми, когнитивными и прагматическими правилами необходимые потребности своего бытия» [16, с. 459]. Непосредственно в культурологии пространство исследуется как универсалия картины мира.

На наш взгляд, образовательное пространство не может не быть пространством культуры. Культура, рассматриваемая с точки зрения педагогической науки, интересует нас как нечто, связанное с характеристикой личности, процесс развития которой лежит в основе современной педагогики.

Словари фиксируют различные подходы к интерпретации понятия «культура», определяя его через «деятельность», «способ», «совокупность достижений» и др. Многоаспектность понятия и понимания культуры выражена в огромном количестве определений. Приведём только два из них.

По мнению Ю. М. Лотмана, рассматривающего культуру с позиций семиотического подхода, культура - понятие коллективное [10]. По своей природе культура, как и язык, - явление общественное (социальное), имеет коммуникационную и символическую природу.

А. А. Брудный считает, что культура - это выражение человеческих отношений в предметах, поступках, словах, которым люди придают значение, смысл и ценность [4].

Среди множества определений понятия «культура» наиболее соответствующим нашему пониманию и использованию в педагогических исследованиях является следующее: культура - это:

- системное социальное явление;

- фонд ценностей, созданных людьми;

- способ творческого освоения мира, реализации сущностных и потенциальных сил индивида, социальной группы.

Культура, как видно из определений, является и неким критерием достижений - в том числе и как результат образования - в различных областях жизнедеятельности, и определённым аккумулятором, и человеческой энергии созидания, и личностного развития. Следует особо выделить тот факт, что все элементы культуры являются действенными в силу их активного принятия или пассивного признания. Другими словами, мы можем говорить о действенности культуры в обществе на двух уровнях человеческого сознания:

- культура пассивно признаётся, её правилам общество вынуждено подчиняться, как только отпадает принуждение к этому - культура отбрасывается;

- культура воспринимается как нечто неотделимое от личности - своё, и все поведенческие проявления объясняются свободой выбора личностью конкретных действий существования в обществе.

Современную европейскую культуру называют синкретической, или диалоговой/коммуникативной, поскольку она допускает сосуществование человеческих идей и воззрений, а также разнообразие вариантов жизни людей. Поэтому основными ценностями при взаимодействии людей следует считать «взаимоприяние» и стремление к взаимопониманию. Актуальными характеристиками синкретической культуры, каковой является многонациональная российская культура, становятся индивидуальность и индивидуальное сознание. Это характеристики принципиально демократической культуры. И эти свойства современной культуры постепенно укореняются в педагогическом сознании, отражаются не только на процессе профессионально-педагогической деятельности, но и становятся основанием для формирования и совершенствования компетентности педагога.

В конце ХХ века начала оформляться научная дисциплина, включающая в себя комплекс знаний педагога и его профессии - педагогическая деонтология, которая разрабатывает правила и нормы поведения учителя/преподавателя в сфере его профессиональной деятельности. Словосочетание «педагогическая культура» достаточно широко используется в учебниках по педагогике и в научных исследованиях. В. Л. Бенин даёт такое определение этому понятию: «Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов

этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков, и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому» [1, с. 8]. Можно сказать, что педагогическая культура определяется автором через интегратив-ную характеристику педагогического процесса в единстве его системы и целей, объекта и субъектов деятельности, содержания и механизмов.

Профессиональная культура педагога представляет собой единство духовного и деятель-ностного. Сущность профессиональной культуры определяется способами осуществления деятельности и складывается из таких элементов, которые ощутимо влияют на характер и качество профессиональной деятельности педагога. Успешность формирования и совершенствования профессиональной культуры педагога определяется непрерывностью процесса, его системностью, пролонгированностью и созданием условий (в образовательных учреждениях, в ИПК) для продуктивного профессионального взаимодействия членов педагогического сообщества, а также всех участников образовательного процесса. Профессиональная культура педагога немыслима без высокого уровня культуры личности. Именно этот личностный аспект профессиональной культуры педагога приобретает особое значение в условиях гуманизации образовательного процесса. В современном образовательном пространстве появились новые целевые ориентиры учебно-воспитательного процесса. Исследователи считают, что ценностью являются не только и не сколько знания, сколько способности и возможности личности реализовать эти знания для самореализации и саморазвития [8].

Хрестоматийным является утверждение, что педагогическая профессия относится к типу «человек - человек», поэтому профессиональная культура педагога включает в себя высокий уровень общей культуры специалиста. Т. Г Бра-же исследовалось понятие общей культуры личности с точки зрения самого педагога. Ведущими её компонентами (со слов самих опрошенных) признаны знание отечественного и мирового искусства и литературная начитанность, понимание многообразия мира, быта людей, их традиций, знание путей развития цивилизации, т. е. мировой и отечественной культуры. «...Половина респондентов считают основой общей культуры владение гуманитарными знаниями в традиционно значимых областях, дающих ключи к пониманию человека и человечества в разнообразных его проявлениях, временных и пространственных, к соотнесению себя с накопленными человечеством уроками и вечными ценностями через историю и искусство. Эта тенденция прослеживается не только у гуманитариев, чья профессиональная задача - раскрыть эти ценности ученикам, но и у педагогов других специальностей.

Однако другая половина не поддерживает это мнение коллег и тем самым как бы выводит себя из-под влияния этой части культуры, что не может не настораживать» [3, с. 57].

В условиях нового понимания культурно-ценностных ориентиров в образовании изменяется перечень требований к педагогу, к уровню развития его профессиональной культуры. Основная функция учителя/преподавателя - быть источником новой информации и транслятором предметных знаний - дополняется множеством других функций. Педагог должен быть способен к проектированию и реализации социально-педагогических, социально-психологических, психолого-педагогических условий развития и становления личности обучаемого. Обществу нужен педагог с развитой профессиональной культурой, позволяющей ему осваивать новое содержание и технологии обучения, быть способным к осмыслению своей профессиональной миссии, построению личностно-развивающего и культуросообразного взаимодействия с обучающимися. Современная образовательная среда меняет критерий ценности (профессионализма) педагога.

В условиях переориентации образования на общечеловеческие и национальные ценности, на интересы личности актуализируется смыслопоисковая, то есть методологическая функция педагогической культуры. В процессе профессиональной деятельности педагогов-практиков создаются и меняются педагогические ценности, творческие способы и формы обучения, культуросообразные педагогические теории и системы.

Педагогическая культура в процессе деятельности педагога реализуется как динамическая система педагогических ценностей, творческих способов педагогической деятельности и его личных достижений в создании образцов педагогической практики. С целью выделения и описания характерных черт - показателей педагогической культуры - исследователи выявляют школьного учителя соответствующего уровня педагогической культуры. Е. В. Бондаревская и С. В. Кульневич такими показателями предлагают считать:

- гуманистическую и педагогическую позицию учителя по отношению к детям и его способность быть воспитателем;

- психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление;

- образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;

- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую), способность разработать авторский образовательный проект;

- культуру профессионального поведения, способы саморазвития, умения саморегуляции собственной деятельности, общения [2, с. 104].

Наряду с понятием «педагогическая культура» исследователи часто используют понятие «профессиональная культура». Профессиональная культура педагога - это совокупность общей культуры личности и профессиональных знаний по всем направлениям педагогической деятельности, а также умения применять эти знания в педагогической практике. Профессиональная культура включает в себя знания теории и методики преподаваемых предметов. Следует добавить, что профессиональная культура педагога в значительной степени - сфера самой профессиональной деятельности и структура личности специалиста.

Педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности. Профессиональная культура педагога в отличие от педагогической культуры человека, не имеющего педагогического образования (например, родителя) опирается на научное, а не на обыденное знание, т. е. отличается качественно.

Профессиональная культура педагога состоит из трёх компонентов: когнитивного, дея-тельностного и ценностного. Ценностный компонент профессиональной культуры педагога связан с его саморазвитием, самообразованием и самореализацией. Самореализация и саморазвитие педагога основаны на стремлении педагога к совершенствованию в профессии в ходе творческой педагогической деятельности. И. Ф. Исаев считает, что формирование творческой индивидуальности педагога - это динамический процесс преобразования и саморазвития личности, его продуктивного самосознания [9]. Под развитием самосознания имеется в виду:

- осознание неповторимости личности при сравнении себя с другими;

- совокупность креативных проявлений и представлений о себе;

- непрерывность процесса собственного саморазвития личности и становление человека как творца;

- самоутверждение личности на основе осознания самореализации личности как педагога.

Когнитивный компонент профессиональной культуры представляет собой целостную систему теоретических знаний, способов их получения и реализации в практической педагогической деятельности. Он включает в себя:

- профессиональные знания в области педагогики, её отраслей и смежных с ней наук;

- культуру целеполагания и проектирования средств педагогической деятельности;

- культуру профессионального самосовершенствования.

Деятельностный компонент профессиональной культуры педагога состоит из:

- культуры педагогического общения;

- умения формировать и совершенствовать умения и навыки учебной деятельности своих учеников;

- умения организовать деятельность учащихся на занятиях и во внеучебное время;

- умения стимулировать и мотивировать различные виды деятельности.

Педагог как один из субъектов образовательного пространства, как организатор процесса обучения ценится не за то, что больше знает, а за то, что может привести каждого обучаемого к успеху по индивидуальному пути освоения предметного содержания с учётом особенностей его развития, реализуя субъектную и индивидную индивидуализацию в процессе педагогической деятельности.

Профессиональную культуру учителя составляют следующие умения:

- гностические - умения анализировать на основе приобретённых знаний типовые проблемные педагогические ситуации;

- конструктивно-планирующие - умения самостоятельно моделировать проблемы педагогических ситуаций и давать общий план их решения;

- коммуникативные - умения профессионально-педагогического общения;

- организаторские - умения организовывать как свою собственную деятельность, так и деятельность обучающихся [11; 12; 15; 18; 20 и др.].

Образовательное пространство расширяет знания субъекта образовательной деятельности об окружающем мире, о людях, о себе, своих познавательных и созидательных способностях и возможностях. В условиях воспитательно-образовательной среды образовательной организации устанавливается психологический климат доверительного общения, порождающий определенные ценности, смыслы, типы общения, инициируются творческие возможности личности.

Воспитательный процесс погружает человека в мир ценностей, отношений между людьми, помогает учащемуся осмыслить себя как духовного и душевного субъекта, понять свою душевную организацию и решать задачи духовного совершенствования. Мы разделяем идеи Г. И. Герасимова о том, что пространственно-временной характер образовательного и воспитательного пространства, их многофакторность, целостность и объёмность с множеством размещённых в них разнообразных сред в их взаимосвязи и взаимо-

зависимости внутри широкой социокультурной среды в наибольшей степени соответствует современным вызовам времени [6]. Это:

- необходимость проявления современным человеком меры продуктивности, плодотворности, созидательности;

- способность к моделированию и конструированию новых, творческих моделей деятельности и собственной жизни.

Эффект влияния пространства на личность зависит от выбора ею сред своего развития и самоосуществления, от меры включения системы деятельности личности в универсум социального бытия, от качества интеграционных процессов в социокультурной среде. Интеграция осуществляется на уровне компенсации для усиления своего потенциала недостающими ресурсами, на уровне сотрудничества в рамках единой программы развития, на уровне собственно интеграции, создания социально-педагогических комплексов для решения проблем воспитания и социализации личности [17].

Заключение. Идеи пространственного подхода актуализируют профессиональную деятельность педагога, его способности быть проектировщиком, коммуникатором и фасилита-тором.

Образовательное и воспитательное пространство многократно увеличивает степень свободы личности, создавая условия для реализации возможности индивидуального разрешения и переоформления оснований совместной жизнедеятельности, выстраивания индивидуальной образовательной траектории. Образовательное пространство, будучи поликультурным, выходит за территориальные границы и понимается как педагогически окрашенное информационное, психологическое, социальное пространство. Представление о сложной и многоуровневой пространственной организации и самоорганизации служит связующим звеном между простым эмпирическим представлением образовательного учреждения (как института) и представлением его как системы.

Список литературы

1. Бенин В. Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1996. 40 с.

2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.; Ростов н/Д.: Учитель, 1999. 560 с.

3. Браже Т. Г. Учитель как профессионал и личность в пространстве культуры // Мир русского слова, 2003. № 3. С. 56-59.

4. Брудный А. А. Новое мышление. Фрунзе, 1988. 104 с.

5. Буланкина Н. Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве. М.: АПКиПРО, 2002. 208 с.

6. Герасимов Г. И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского образования. М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. 187 с.

7. Запесоцкий А. С. Научное обеспечение развития высшей школы в стране как приоритетное направление деятельности академии образования // Педагогическая наука в контексте модернизации образования. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2002. С. 18-20.

8. Зарецкая И. И. Профессиональная культура педагога. М.: АПКиПРО, 2002. 159 с.

9. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002. 350 с.

10. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство-СПб., 1998. 399 с.

11. Михеева Т. Б Ценности профессионализма учителя и их проявление в педагогической культуре // Известия Южного федерального университета. Сер. Педагогические науки. 2008. № 5. С. 30-36.

12. Молчановский В. В. Преподаватель русского языка как иностранного: опыт системно-функционального анализа. М.: Наука, 1998. 320 с.

13. Никонов Р. В. Создание межкультурного пространства школы и управление его развитием // Учёные записки ЗабГППУ. 2011. № 5. С. 96-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Новые ценности образования. Вып 1. Тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1995. 114 с.

15. Основы педагогического мастерства / под ред. И. А. Зюзюна. М.: Просвещение, 1989. 301 с.

16. Прохоров Ю. Е. Коммуникативное пространство языковой личности в национально-культурном аспекте // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ: доклады и сообщения российских учёных (г. Братислава, 1999 г.). М., 1999. С. 450-464.

17. Чепкова О. Н. Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одарённости в региональном образовательном пространстве (теория и практика организации): учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПКиПРО, 2007. 42 с.

18. Bachmann H. Schulautonomie - eine Chance der Schulentwicklung? // Erziehung und Unterricht. 1996. No. 4. Pp. 226-233.

19. Banks J. Multiethnic Education: Practices and Promises. Phi Delta Kappa, 1977. 34 p.

20. Collins C. Competencies: The competencies debate in Australian education and training. Deakin: The Australian College of Education, 1993. Pp.116-130.

21. Dugarova D. T., Starostina S. E., Cherepanova L. V. Discrete actions in Supplementary Vocational Technical Education under the Introduction of Professional Standards // International Journal of Applied Engineering Research. 2016. Vol. 11, No. 11. Pp. 7318-7325.

22. Steinberger Claire Beth. Cyberspace: the nodal self in the wide wide world - adolescents signing-on // The psychoanalytic review. New York; London, 2009. Vol. 96, No. 1. Pp. 129-144.

Статья поступила в редакцию 25.09.2017; принята к публикации 15.10.2017

Библиографическое описание статьи

Михеева Т. Б. Образовательное пространство как феномен культуры и «место» формирования личности // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6. С. 29-36. DOI: 10.21209/2308-8796-2017-12-6-29-36.

Tatiana B. Mikheeva,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Don State Technical University (1 Gagarin sq, Rostov-on-don, 344000, Russia), e-mail: [email protected]

Educational Space as a Phenomenon of Culture and the "Place" of Personality Formation

Frequent use of the word "space" in the speech is associated with the actualization of this concept in the life of society, as well as with a new paradigm of understanding knowledge about the world. The article presents an overview of scientific studies of the educational space, its culturological aspect, since the educational space could not be considered a non-culture space. The introduction of the term "educational space" into the scientific circulation is associated with the rejection of the earlier adopted ideas about the educational process as a path, a trajectory or a channel which the student should follow normatively and effectively. The educational space is a developing integrity; its structural elements are used by all participants in the educational process for the development and transmission of humanistic values. Humanization of the educational space contributes to ensuring comfortable existence and development of children and adults. In the modern educational space there are new targets of the educational process for the individual's self-realization and self-development. The basic method employed in the article is the analysis of the content characteristics of the educational space and environments, as well as the structural components of the pedagogical culture of the teacher with the use of active, cultural and spatial approaches. The educational space is an object of analysis both in pedagogy and in the border areas of interaction between pedagogy and philosophy, pedagogy and cultural studies, sociology and philosophy. The pedagogical culture of the teacher is considered in the context of his/her activity in the polycultural educational space of school and university. Pedagogical culture in the process of pedagogical activity is realized as a dynamic system of pedagogical values, creative ways of teaching activity and personal achievements in the creation of pedagogical practices. The article especially actualizes the awareness of culture in pedagogical research and in the educational process. Culture, viewed from the point of view of pedagogical science, is associated with the characteristics of the individual, whose development is the basis of modern pedagogy.

Keywords: educational space, educational polycultural environment, pedagogical culture, teacher's culture, spatial approach, multidimensionality

References

1. Benin V. L. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya i razvitiya pedagogicheskoi kul'tury: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. Ekaterinburg, 1996. 40 s.

2. Bondarevskaya E. V., Kul'nevich S. V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vospitaniya. M.; Rostov n/D.: Uchitel', 1999. 560 s.

3. Brazhe T. G. Uchitel' kak professional i lichnost' v prostranstve kul'tury // Mir russkogo slova, 2003. № 3. S. 56-59.

4. Brudnyi A. A. Novoe myshlenie. Frunze, 1988. 104 s.

5. Bulankina N. E. Problema effektivnogo kul'turnogo samoopredeleniya lichnosti v poliyazykovom obrazovatel'nom prostranstve. M.: APKiPRO, 2002. 208 s.

6. Gerasimov G. I. Transformatsiya obrazovaniya - sotsiokul'turnyi potentsial razvitiya rossiiskogo obrazovaniya. M.: Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 2005. 187 s.

7. Zapesotskii A. S. Nauchnoe obespechenie razvitiya vysshei shkoly v strane kak prioritetnoe napravlenie deyatel'nosti akademii obrazovaniya // Pedagogicheskaya nauka v kontekste modernizatsii obrazovaniya. SPb.: Izd-vo SPbGUP, 2002. S. 18-20.

8. Zaretskaya I. I. Professional'naya kul'tura pedagoga. M.: APKiPRO, 2002. 159 s.

9. Isaev I. F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya. M.: Akademiya, 2002. 350 s.

10. Lotman Yu. M. Besedy o russkoi kul'ture. SPb.: Iskusstvo-SPb., 1998. 399 s.

11. Mikheeva T. B Tsennosti professionalizma uchitelya i ikh proyavlenie v pedagogicheskoi kul'ture // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Ser. Pedagogicheskie nauki. 2008. № 5. S. 30-36.

12. Molchanovskii V. V. Prepodavatel' russkogo yazyka kak inostrannogo: opyt sistemno-funktsional'nogo analiza. M.: Nauka, 1998. 320 s.

13. Nikonov R. V. Sozdanie mezhkul'turnogo prostranstva shkoly i upravlenie ego razvitiem // Uchenye zapiski ZabGPPU. 2011. № 5. S. 96-99.

14. Novye tsennosti obrazovaniya. Vyp 1. Tezaurus dlya uchitelei i shkol'nykh psikhologov. M.: In-t ped. innovatsii RAO, 1995. 114 s.

15. Osnovy pedagogicheskogo masterstva / pod red. I. A. Zyuzyuna. M.: Prosveshchenie, 1989. 301 s.

16. Prokhorov Yu. E. Kommunikativnoe prostranstvo yazykovoi lichnosti v natsional'no-kul'turnom aspekte // Materialy IX Kongressa MAPRYaL: doklady i soobshcheniya rossiiskikh uchenykh (g. Bratislava, 1999 g.). M., 1999. S. 450-464.

17. Chepkova O. N. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya detskoi odarennosti v regional'nom obrazovatel'nom prostranstve (teoriya i praktika organizatsii): ucheb.-metod. posobie. Rostov n/D.: Izd-vo RO IPKiPRO, 2007. 42 s.

18. Bachmann H. Schulautonomie - eine Chance der Schulentwicklung? // Erziehung und Unterricht. 1996. No. 4. Pp. 226-233.

19. Banks J. Multiethnic Education: Practices and Promises. Phi Delta Kappa, 1977. 34 p.

20. Collins C. Competencies: The competencies debate in Australian education and training. Deakin: The Australian College of Education, 1993. Pp.116-130.

21. Dugarova D. T., Starostina S. E., Cherepanova L. V. Discrete actions in Supplementary Vocational Technical Education under the Introduction of Professional Standards // International Journal of Applied Engineering Research. 2016. Vol. 11, No. 11. Pp. 7318-7325.

22. Steinberger Claire Beth. Cyberspace: the nodal self in the wide wide world - adolescents signing-on // The psychoanalytic review. New York; London, 2009. Vol. 96, No. 1. Pp. 129-144.

Received: September 25, 2017; accepted for publication: October 15, 2017

Reference to the article

Mikheeva T. B. Educational Space as a Phenomenon of Culture and the "Place" of Personality Formation // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Professional Education, Theory and Methodology of Teaching. 2017. Vol. 12, No. 6. PP. 29-36. DOI: 10.21209/2308-8796-2017-12-6-29-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.