Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФАКТОРЫ / МЕТОДИКИ / ЗНАНИЯ / НАВЫКИ / УСТАНОВКИ / ИНДЕКС ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко Светлана Владимировна, Погоржельская Наталья Валерьевна

В статье рассмотрены основные методики определения уровня финансовой грамотности с учетом их характеристики и предметной области. Проведен анализ динамики индексов финансовой грамотности в Российской Федерации, характеризующейся стабильным планомерным ростом качества навыков, установок и представлений населения об управлении финансами. Затронуты вопросы цифровой финансовой грамотности и представлена структура населения России по уровню цифровой финансовой грамотности. Проведено сопоставление реальных денежных доходов с показателями инфляции и структурой источников формирования доходов населения. Исследование позволило определить и систематизировать существенное количество факторов, оказывающих влияние на уровень финансовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL LITERACY IN MODERN CONDITIONS

The article discusses the main methods for determining the level of financial literacy, taking into account their characteristics and the definition of the subject area. The analysis of the dynamics of financial literacy indices in the Russian Federation is carried out, characterized by a stable systematic increase in the quality of skills, attitudes and perceptions of the population about financial management. The issues of digital financial literacy are touched upon and the structure of the population of the Russian Federation by the level of digital financial literacy is presented. The comparison of real monetary incomes in Russia with inflation indicators and the structure of sources of income generation of the population is carried out. The conducted research made it possible to identify and systematize a significant number of factors that influence the level of financial literacy.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Научная статья

УДК 336.7

doi: 10.47576/2949-1908_2023_3_86

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Бойко Светлана Владимировна

Донецкая академия управления и государственной службы (ДОНАУИГС), Донецк, Донецкая Народная Республика, sbornikfin@mail.ru

Погоржельская Наталья Валерьевна

Донецкая академия управления и государственной службы (ДОНАУИГС), Донецк, Донецкая Народная Республика

Аннотация. В статье рассмотрены основные методики определения уровня финансовой грамотности с учетом их характеристики и предметной области. Проведен анализ динамики индексов финансовой грамотности в Российской Федерации, характеризующейся стабильным планомерным ростом качества навыков, установок и представлений населения об управлении финансами. Затронуты вопросы цифровой финансовой грамотности и представлена структура населения России по уровню цифровой финансовой грамотности. Проведено сопоставление реальных денежных доходов с показателями инфляции и структурой источников формирования доходов населения. Исследование позволило определить и систематизировать существенное количество факторов, оказывающих влияние на уровень финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность; факторы; методики; знания; навыки; установки; индекс финансовой грамотности; финансовое планирование; финансовая безопасность.

Для цитирования: Бойко С. В., Погоржельская Н. В. Теоретико-методические подходы к развитию финансовой грамотности в современных условиях // Прикладные экономические исследования. 2023. № 3. С. 86-94. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_3_86.

Original article

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL LITERACY IN MODERN CONDITIONS

Boyko Svetlana V.

Donetsk Academy of Management and Public Service (DONAUIGS), Donetsk, Donetsk People's Republic, sbornikfin@mail.ru

Pogorzhelskaya Natalia V.

Donetsk Academy of Management and Public Service (DONAUIGS), Donetsk, Donetsk People's Republic

Abstract. The article discusses the main methods for determining the level of financial literacy, taking into account their characteristics and the definition of the subject area. The analysis of the dynamics of financial literacy indices in the Russian Federation is carried out, characterized by a stable systematic increase in the quality of skills, attitudes and perceptions of the population about financial management. The issues of digital financial literacy are touched upon and the structure of the population of the Russian Federation by the level of digital financial literacy is presented. The comparison of real monetary incomes in Russia with inflation indicators and the structure of sources of income generation of the population is carried out. The conducted research made it possible to identify and systematize a significant number of factors that influence the level of financial literacy.

Keywords: financial literacy; factors; methods; knowledge; skills; attitudes; financial literacy index; financial planning; financial security.

For citation: Boyko S. V., Pogorzhelskaya N. V. Theoretical and methodological approaches to the development of financial literacy in modern conditions. Applied economic research, 2023, no. 3, pp. 86-94. https://doi. org/10.47576/2949-1908_2023_3_86.

Во многих странах опыт взаимодействия с банковской, налоговой и бюджетной системой, рынками финансовых инструментов формировался не одно поколение. В Россий -ской Федерации граждане осваивают новые навыки в первом-втором поколении, не имея при этом достаточных системных знаний и опыта. Нехватка компетенций приводит к нерациональным финансовым действиям, а также к потере средств. Современная экономика развивается динамично и предлагает новые инструменты (криптовалюту, краудфандинг, форекс и т. д.), использование которых несет высокие риски и требует актуализации уровня финансовой грамотности. Исходя из этого, вопрос повышения финансовой грамотности имеет существенное значение для обеспечения благосостояния, повышения качества и уровня жизни. Повышение уровня финансовой культуры во многом должно быть направлено на формирование ответственного отношения к общественным финансам и обеспечивать существенный вклад в ускоренное развитие экономики в целом.

В современных условиях частные средства населения могут достигать 60-80 % валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Особенности инвестирования общественных финансов оказывают непосредственное вли-

яние на налоговые поступления в бюджеты различных уровней, ликвидность банковского сектора, емкость потребительского рынка, устойчивость финансовых рынков и, как следствие, развитие конкурентоспособности и клиентоориентированности экономики. Рациональное использование временно свободных денежных средств в значительной степени обусловлено финансовой грамотностью населения, являющейся объективным показателем качества развития всей экономической системы страны, ее эффективности и социальной ориентированности.

Особую значимость вопросы финансовой грамотности приобретают в условиях экономической нестабильности и кризисов. Для Российской Федерации в силу особенностей социально-экономического и исторического развития характерен низкий уровень знаний о принципах функционирования финансовых рынков и инвестирования. При этом с учетом значительной дифференциации территорий традиционные финансовые услуги зачастую труднодоступны для определенных категорий граждан в силу удаленности институциональной структуры и высоких транзакционных издержек. В последние годы из-за политико-санкционного давления со стороны ведущих стран существенно возросло недоверие к институтам финан-

совых рынков. Отдельно стоит отметить появление новых финансовых инструментов и процессов, обусловленных цифровизаци-ей, имеющих существенный потенциал для преодоления многих барьеров развития. Несмотря на то, что сама по себе финансовая грамотность не означает вовлеченность (инклюзию) населения в экономику и инвестиционную сферу, именно ее компетенции имеют решающее значение для того, чтобы люди могли не только получить доступ к цифровым услугам, но и эффективно их использовать, что в конечном итоге и является главной целью устойчивого стратегического развития с повышением качества жизни населения [1]. Без навыков ориентации в цифровых платформах и интерпретации финансовой информации, поступающей по различным каналам, несмотря на широкий охват услуг, оптимально использовать преимущества невозможно [2]. Однако недостаток знаний и навыков остаются главными факторами, сдерживающими потенциальное развитие финансовой системы и обусловливающими новые риски.

Концептуальные основы управления финансовой грамотностью, в том числе с позиции индивидуального поведения, представлены в работах зарубежных авторов: А. Аткинсона, Ф. А. Месси, А. Лусарди, П. Туфа-но, А. А. Ханга, А. М. Паркера, Дж. Янга, Э. Кемпсона, В. Петротти, К.Скотта, Д.Реманда; и отечественных - Н. В. Деминой, И. Ю. Ев-стафьевой, А. В. Зеленцовой, О. В. Кузиной, М. С. Марамыгина, Л. И. Ниворожкиной, Е. Ю. Овсянниковой, М. И. Подболотовой, Е. А. Разумовской, Л. Ю. Рыжановской, М.Ю. Шевякова, Д. А. Шевченко, Е. В. Худько и др.

Стоит отметить, что исследования финансовой грамотности широко представлены в зарубежных публикациях, а вот в работах российских авторов теория и методология данного феномена находится на стадии становления. На данный момент недостаточно внимания уделено региональной специфике финансовой грамотности в Российской Федерации. Кроме того, сущность финансовой грамотности не статична, а динамично изменяется, как следствие, исследования в данной области актуальны и востребованы, в особенности с учетом сложности и много-аспектности экономического развития России в условиях развития новых цифровых

инструментов и их адаптации к санкционным процессам.

Целью исследования является рассмотрение теоретико-методических основ оценки финансовой грамотности в современных условиях.

В экономических исследованиях механизмов развития финансовой грамотности в Российской Федерации пока недостаточно разработаны комплексные (системные) концепции с учетом непротиворечивости и совместимости теоретических и эмпирических результатов, согласованного понимания предмета, объекта и методов диагностики. Социологическая практика наработала значительный опыт измерения финансовой грамотности, в то время как в академической экономической науке данное направление изучено недостаточно, что сдерживает генезис подходов к разработке и управлению эффективностью программ повышения финансовой грамотности населения и обуславливает объективную необходимость совершенствования категориального аппарата для структурирования количественных и качественных преобразований в Российской Федерации.

Прикладные исследования финансовой грамотности в Российской Федерации изначально проводились Минфином (2012 г.) в основном с использованием международных методик, позволяющих получать валидные данные для сравнения с различными развивающимися и развитыми странами и отслеживания динамики их изменения. На данный момент количество организаций, специализирующихся на исследованиях в данной отрасли, возросло (табл. 1).

Согласно анализу, проведенному аналитическим центром НАФИ [3] в начале 2023 г., в России наиболее финансово грамотными являются люди старше 45 лет, имеющие высшее образование и проживающие в крупных городах. Низкий уровень финансовой грамотности характерен для неработающих россиян, а также жителей сельских или отдаленных районов с недостаточно развитой ин -ституциональной и технологической структурой экономики.

Если рассматривать в динамике, то за последние 4 года доля россиян, имеющих высокий и средний уровень финансовой грамотности, растет. Так, в 2022 г. индекс

финансовой грамотности населения со- нению со значением 2018 г. - 12,12 балла) ставил 12,79 балла (рост на 5,5 % по срав- (табл. 2).

Таблица 1 - Данные и методики для определения уровня финансовой грамотности [8]

Данные Характеристика Методика / предметные области

Уровень анализа (базовый или продвинутый) Межстрановой анализ сравнения России с другими странами ОЭСР; PISA; Всемирный банк; «Standard & Poor's»; «Методика трех вопросов».

Региональный анализ с определением специфических проблем регионов РФ НАФИ; НИУ ВШЭ; Банк России.

Периодичность исследований Регулярные исследования с оценкой динамики стран и регионов ОЭСР; PISA; НИУ ВШЭ; НАФИ; Банк России.

Разовые исследования на основе данных в статике Всемирный банк; «Standard & Poor's»; «Методика трех вопросов»

Тип данных Социологические данные, позволяющие измерять знания, навыки, установки ОЭСР; PISA; Всемирный банк; «Standard & Poor's»; «Методика трех вопросов»; НАФИ; НИУ ВШЭ; Банк России.

Статистические данные, оценивающие фактическое поведение людей Данные Банка России; Данные Росстата; Данные Объединенного кредитного бюро.

Агрегирование данных Сводные индексы, используемые для получения общей картины ОЭСР; PISA; «Standard & Poor's»; НАФИ.

Отдельные показатели для развернутого анализа конкретных сфер ОЭСР; PISA; Всемирный банк; «Standard & Poor's»; «Методика трех вопросов»; НАФИ; НИУ ВШЭ; Банк России.

Подходы Социокультурный (личные характеристики и установки) - доходы и расходы; - финансовое планирование и бюджетирование; - сбережение, кредитование, инвестирование, налогообложение и страхование; - риски финансовой безопасности; - защита прав и обеспечение безопасности потребителей финансовых услуг; - качество институциональной структуры и среды; - общие знания и основы финансовой арифметики.

Нормативный (знания и понимание)

Позитивный (навыки, умения, поведение)

Динамика частных индексов финансовой грамотности характеризуется стабильным планомерным ростом качества навыков, установок и представлений населения об

управлении финансами. Одновременно наблюдается снижение уровня знаний, что является противоречивым и парадоксальным процессом.

Таблица 2 - Динамика индексов финансовой грамотности в Российской Федерации [3]

Показатели 2018 г. 2020 г. 2022 г. 2022/2018 гг.

Индекс финансовой грамотности 12,12 12,35 12,79 1,06

Частный индекс «Знания» 4,55 4,68 4,19 0,92

Частный индекс «Навыки» 4,78 4,89 5,75 1,20

Частный индекс «Установки» 2,79 2,79 2,86 1,03

В 2018 г. почти половина жителей России не владели достаточным объемом знаний в финансовых вопросах, навыками стратегического и тактического планирования (рис. 1). В 2022 г. доля населения с низким уровнем финансовой грамотности составляла

чуть больше четверти (28 %), а имеющих средний - выросла на 11 п.п. (57 %). Процент россиян, обладающих высоким уровнем финансовой грамотности, за 4 года увеличился на 5 п.п.

Рисунок 1 - Доля россиян с низким, средним и высоким уровнем финансовой грамотности,

2018-2022 гг., % [3]

За рассматриваемый период 2018-2022 гг. рост финансовой грамотности обусловлен в первую очередь переходом из категории низкого уровня в средний. Особенно эта тенденция заметна в 2020-2022 гг., на которые пришлась пандемия коронавируса и изменения социально-экономической конъюнктуры, в том числе в условиях санкций. В этих условиях цифровая финансовая грамотность становится ключевым фактором, который формирует расширенные возможности финансовой доступности, но в то же время требует более фундаментальных знаний, а главное - практических навыков. При этом цифровая грамотность не тождественна финансовой, и наоборот. Следовательно, цифровая финансовая грамотность подразумевает одновременную интеграцию различных цифровых и финансовых компетенций (знаний, умений и навыков).

В международные методики оценки финансовой грамотности цифровой индекс введен в 2022 г. (ОЭСР). Как и при анализе

финансовой грамотности, индекс цифровой финансовой грамотности характеризуется суммой трех частных цифровых индексов (знаний, навыков и установок.) и делится на три группы значений: низких (0-3 балла), средних (4-7 баллов) и высоких (8-10 баллов).

Исследования НАФИ [3] показали, что на начало 2023 г. в Российской Федерации более 2/3 населения имеют средний уровень цифровой финансовой грамотности (рис. 2). Вместе с тем наблюдается разрыв между индексами цифровой финансовой грамотности (5,63 балла из 10 возможных) и общей кибер -грамотности населения (48,2 пункта из 100). Полученные результаты подтверждают насущную потребность системного повышения компетенций населения в области цифровой финансовой грамотности с учетом особенностей минимизации киберугроз. Одновременно не следует забывать об объективном существовании значительных различий в уровне финансовых знаний, компетенций и активности в зависимости от региона и при-

13 17

70

Высокий (8-10 баллов) Средний (4-7 ба.пов) Низкий (0-3 баллов)

Рисунок 2 - Структура населения Российской Федерации по уровню цифровой финансовой грамотности, % [3]

надлежности респондента к той или иной социальной группе.

Вместе с тем представляется важным отметить, что использование социологических опросов отражает субъективную оценку уровня финансовой грамотности, даже при наличии компонента «знание» [4]. Переоценка степени понимания финансовых инструментов и механизмов, непринятие асимметрии и разрыва информации и реальных процессов приводят к принятию необоснованных решений и потере денежных средств.

В то же время фрагментальный охват показателей при оценке индекса финансовой грамотности не позволяет получить объективное представление о способности принимать обоснованные решения при управлении личными финансами, способствующие сохранению и росту благосостояния. Это обуславливает необходимость разработки комплексной финансово-экономической системы мониторинга изменения финансовой грамотности населения на основе введения индикаторов процесса и результата достижения целевых значений на микроуровне с сопоставлением полученных итогов (коэффициентов) с показателями мезо- и макроэкономического развития (реальных доходов населения, инвестиционной активности, развития реального сектора экономики, РВП, ВВП, индекса качества жизни и др.). Такой подход с учетом регулярного расчета и анализа динамики системы показателей мониторинга изменения влияния финансовой грамотности (или разработка интегрального коэффициента на их основе) позволит оценить не только изменение финансовой грамотности по отдельным областям или сферам, но и эффективность потраченных ресурсов для достижения стратегических целей развития региона или страны в целом.

Так, особо стоит отметить тот факт, что по частным индексам «Знания» Россия находится выше среднего международного уровня. В то же время на фоне мировых показателей у 2/3 россиян возникают трудности с применением имеющихся знаний на практике и, как результат, с определением взаимосвязи и

взаимозависимости происходящих мировых экономических трансформаций, отражающихся на реальных механизмах функционирования финансовых рынков и благосостоянии стран. Это обусловливает фактическое финансово-экономическое поведение населения, которое обременено чрезмерными кредитными долгами, не сопоставимыми с их доходом и накопленным имуществом. Так, в феврале 2023 г. финансово-кредитные организации выдали около 2,4 млн потребительских кредитов (не считая карточных) на 431,8 млрд руб. В этот же период просроченная задолженность (более 90 дней) достигла 712 млрд руб., а средний размер просроченного потребительского кредита равный 146 тыс. руб. достиг максимума с 2021 г. [5].

Обращает на себя внимание и тот факт, что за последние 5 лет (2017-2022 гг.) объем денежного дохода, который получили все группы россиян, практически не изменился: 80 % населения владеют почти таким же доходом как другие - 20 %. Для большей наглядности сопоставим реальные денежные доходы в Российской Федерации с показателями инфляции (табл. 3) и структурой источников формирования доходов населения (рис. 3).

В рассматриваемом периоде наблюдается преобладание уровня инфляции над реальным располагаемым доходом населения. Ситуация усложняется в периоды эпидемии COVID-19 и санкционных ограничений. Существенных изменений в структуре денежных доходов населения по источникам формирования не происходило.

В целом, как следует из приведенных данных, дифференциация доходов населения России в 2017-2022 гг. не имеет выраженной корреляционной зависимости с ростом уровня финансовой грамотности. Об этом же свидетельствует коэффициент Джини. В 2017 г. он составлял 42,1; в 2022 г. - 41,3. Децильный коэффициент также изменился не столь значительно: в 2017 г. - 16,6; а в 2022 г. - 15,7. Причиной его снижения стал рост медианного дохода [9].

Год Доход в % к предыдущему году Инфляция в %

2018 100,1 4,27

Таблица 3 - Динамика реальных денежных доходов населения Российской Федерации и инфляции

за 2018-2022 гг., %

2019 101,9 3,05

2020 98,6 4,91

2021 103,8 8,39

2022 98,6 11,92

Рисунок 3 - Структура денежных доходов населения Российской Федерации за 2021 г.

(составлено на основе [6])

В свою очередь, доходы от финансовых инструментов, в том числе инвестиций, являясь по своей экономической сущности размещением капитала для извлечения прибыли, доступны в основном для обладателей временно свободных денежных средств [5]. Поэтому одной лишь финансовой грамотности для повышения благосостояния граждан недостаточно. Достаточно высокий уровень бедности, закредитованности населения, банкротства физических и юридических лиц, нестабильность на рынке труда значительно снижают потенциальную эффективность финансовой грамотности. Кроме того, нуждаются в корректировке и актуализации ориентиры, определенные Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. [7], которые были заданы до пандемии и введения санкций. В связи с этим не теряет своей актуальности разработка комплекса адресных мер по повышению уровня финансовой грамотности с учетом потребностей населения, относящих-

ся к различным социальным группам с учетом специфики территорий, на которых они проживают.

Иррациональность в финансовом поведении невозможно полностью предотвратить, но возможно сократить, в том числе с использованием программ по повышению финансовой грамотности. Это позволит создать правильные алгоритмы и уменьшить влияние эмоций при принятии инвестиционных решений [10].

Нельзя не отметить и необходимость, с одной стороны, повысить качество и эффективность мониторинга, контроля и превентивного надзора за деятельность финансово-кредитных организаций и их цифровых бизнес-моделей, с другой - регулирующие органы должны обеспечить формирование институциональной среды, влияющей на количество нарушений со стороны банковских и иных финансовых организаций.

Таким образом, на уровень финансовой грамотности оказывают влияние существен-

ное количество факторов, среди которых можно выделить: доступность и качество финансовых услуг (банковских, страховых, инвестиционных, налоговых и иных); институциональная структура и среда; соотношение доходов и расходов населения; защита прав и обеспечение безопасности потребителей финансовых услуг; развитие цифровых технологий и др. Как показало проведенное исследование, перед Российской Федерацией стоит задача не только повышения знаний, качество которых в последние годы снижается, но и практическое овладение умениями и навыками, то есть необходим переход от теоретической грамотности к освоению финансовых компетенций с учетом институциональных особенностей экономики, ее специфики развития в условиях кризиса и санкций в долгосрочной перспективе.

Особое значение в процессе повышения грамотности приобретает ознакомление с со-

временными цифровыми технологиями, соблюдение стандартов и регламентирующих требований, а также приобретение навыков самостоятельного сравнительного анализа финансовых продуктов с управлением индивидуальным риском.

Методологического обоснования и прикладной апробации требуют методики определения финансовой грамотности с точки зрения сложности, противоречивости и неустойчивости взаимосвязи этого показателя с экономической активностью. Для оценки изменения объективного уровня финансовой грамотности и корректировки последующих компетенции необходима комплексная система диагностики, позволяющая разграничить показатели процесса (овладение знаниями и установками) и результата (полученные навыки и степень их фактического прикладного применения, их влияние на мезо- и макроэкономическое развитие).

Список источников

1. Кувшинова Ю. А., Юнисов Р. Ф. Финансовая грамотность населения как фактор доступности цифровых финансовых услуг // Горизонты экономики. 2023. № 3(76). С. 122-127.

2. Шмулевич Т. В. Анализ тенденций развития финансовой грамотности населения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 4-2(98). С. 226-229.

3. Финансовая грамотность россиян - 2023: Динамика ключевых показателей. Тренды финансового поведения. Цифровые компетенции. Аналитический цент НАФИ. Москва, 2023 URL: https://nafi.ru/upload/iblock/b34/b3472e3a7037f1dc5cbacc9d7b2a25c6.pdf (дата обращения: 01.05.2023).

4. Лаврентьева О. Н., Толстель М. С. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации: концептуальные основы оценки и реализации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 3-1(141). С. 67-72.

5. Семенов Ю. В. Взаимосвязь уровня финансовой грамотности и инвестиционной активности населения России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 13, № 3-1. С. 457-464.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https:// rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 -2023 годы. URL: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4 PA.pdf (дата обращения: 01.05.2023).

8. Индикаторы финансовой грамотности населения: подходы к измерению и интерпретации. URL: https://mp.m/.fNes/222/fNes/Индикаторы%20финансовой%20грамотности%20на-селения%20подходы%20к%20измерению%20и%20интерпретации.pdf (дата обращения: 01.05.2023).

9. Алексеев Л. В., Егорин Н. О. Актуальные направления повышения доходов населения и уменьшения социального расслоения // Отходы и ресурсы. 2023. Т. 10, № 1.

10. Дабижа И. О., Фурсова Т. В. Теория поведенных финансов: практическое использование взимания финансовой грамотности // Форум. 2023. № 3(29). С. 32-35.

11. Кучковская Н. В. Правовые аспекты финансовой грамотности населения // Вопросы российского и международного права. 2023. Т. 13, № 1-2-1. С. 273-279.

References

1. Kuvshinova Yu. A., Yunisov R. F. Financial literacy of the population as a factor of accessibility of digital financial services. Horizons of Economics. 2023. No. 3(76). Pp. 122-127.

2. Shmulevich T. V. Analysis of trends in the development of financial literacy of the population. Economics and Business: Theory and practice. 2023. No. 4-2(98). Pp. 226-229.

3. Financial literacy of Russians - 2023: Dynamics of key indicators. Trends in financial behavior. Digital competencies. Analytical cent of NAFI. Moscow, 2023 URL: https://nafl.ru/upload/iblock/ b34Zb3472e3a7037f1dc5cbacc9d7b2a25c6.pdf (accessed: 01.05.2023).

4. Lavrentieva O. N., Tolstel M. S. The strategy of increasing financial literacy in the Russian Federation: conceptual foundations of evaluation and implementation. Izvestiya St. Petersburg State University of Economics. 2023. No. 3-1(141). Pp. 67-72.

5. Semenov Yu. V. The relationship between the level of financial literacy and investment activity of the Russian population. Economy: yesterday, today, tomorrow. 2023. Vol. 13, No. 3-1. Pp. 457464.

6. Official website of the Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru / (accessed: 01.05.2023).

7. Strategy for improving financial literacy in the Russian Federation for 2017-2023. URL: http:// static.government.ru/media/flles/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf (accessed: 01.05.2023).

8. Indicators of financial literacy of the population: approaches to measurement and interpretation. URL: https://inp.ru/.files/222/files/Индикаторьl%o20финансовойo^20фамотностиo/o20наœле-ния%20подходы%20к%20измерению%20и%20интерпретации.pdf (accessed: 01.05.2023).

9. Alekseev L. V., Egorin N. O. Actual directions of increasing incomes of the population and reducing social stratification. Waste and resources. 2023. Vol. 10, No. 1.

10. Dabizha I. O., Fursova T. V. Theory of behavioral finance: practical use of financial literacy charging. Forum. 2023. No. 3(29). Pp. 32-35.

11. Kuchkovskaya N. V. Legal aspects of financial literacy of the population. Issues of Russian and international law. 2023. Vol. 13, No. 1-2-1. Pp. 273-279.

Сведения об авторах

БОЙКО СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономическихнаук, доцент, доцент ка -федры финансовых услуг и банковского дела, Донецкая академия управления и государ -ственной службы (ДОНАУИГС), Донецк, Донецкая Народная Pеспублика, sbornikfin@mail. ru

ПОГОРЖЕЛЬСКАЯ НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент ка -федры финансовых услуг и банковского дела, Донецкая академия управления и государ -ственной службы (ДОНАУИГС), Донецк, Донецкая Народная Pеспублика

Information about the authors

BOYKO SVETLANA V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Financial Services and Banking, Donetsk Academy of Management and Public Administration (DONAUIGS), Donetsk, Donetsk People's Republic, sbornikfin@mail. ru

POGORZHELSKAYA NATALIA V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Financial Services and Banking, Donetsk Academy of Management and Public Administration (DONAUIGS), Donetsk, Donetsk People's Republic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.