УДК 519.7 (075.8)
К.О. Чепеленко ТЕОРЕТИКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИСКУССТВОЗНАНИИ
Статья посвящена дескрипции исследовательского поля информационного искусствознания. В информационном ключе интерпретируется понятие эстетической и семантической информации, рассматриваются вопросы творчества, интерпретации и рецепции.
Информация, информационный подход, информационная эстетика
K.O. Chepelenko THEORETIC AND INFORMATIONAL APPROACH IN ART STUDIES
The article deals with description of the research environment of informative art studies. The definition of esthetic and semantic information are interpreted in terms of informative way and such issues as creativity, interpretation and reception.
Information, information approach, informative esthetics
Наше время отмечено новым пониманием и функционированием информации; понятие информации приобрело общенаучный статус, информационный подход все чаще выступает методологическим ориентиром научной деятельности. Обращение искусствоведов к методологии теоретикоинформационной парадигмы выражает современную исследовательскую тенденцию, хотя и не в той мере, которая соответствует масштабу интереса к данному направлению в других областях научного знания.
Наука об информации развивается в рамках остро дискутируемой в современном научном сообществе информациологии - метаконцепции междисциплинарного перекрестка таких наук как физика, химия, математика, астрономия, биология, геология, космология, история и многих других. Ее составляющие: «Информономия - наука о законах информации. Информология - дисциплина о технологиях рецепции, телекоммуникации, маршрутизации и передаче информации с использованием нейрорецепторных, проводных, теле, радио- и спутниковых каналов связи. Информатика - область знаний, исследований и автоматизированной обработки алфавитно-цифровой информации для нужд общества» [1]. Информациология в качестве одного из своих гуманитарных направлений включает также исследования в сфере культуры и искусства. В ее предметном позиционировании - процессы рецепции, передачи, хранения, обработки, визуализации и познания информации.
Информация - ключевое понятие современной науки; «наравне с понятиями материи, бытия, идеального и т.п. относится к первичным, т.е. категориальным понятиям мироздания и, следовательно, не может иметь однозначного определения, ее можно познать только через присущие ей свойства и проявления» [2].
Информация, материя и энергия являются равнозначными, взаимодополняющими философскими категориями, характеризующими различные аспекты объектов, процессов, явлений мира. «Движение материи непрерывно порождает новую информацию. Структура хранит информацию: in-forma-tion - то, что содержится в форме..., поэтому информация - мера структуризации материи. Структуры образуются благодаря связям, выявляющим неоднородности в распределении материи, а распределение осуществляется с помощью сигналов, являющихся одновременно носителями информации. Движение материи приводит к непрерывной транс-форма-ции (пре-образ-ованию) ее спектральных образов. Поэтому информация - мера структуризации проявленной энергии, единая мера формообразования» [3].
В широком значении слова информация представляет собой объективное свойство, присущее реальному миру. Свойство это проявляется «в неоднородности (асимметрии) распределения материи и энергии в пространстве и времени, в неравномерности протекания всех процессов, происходящих в мире живой и неживой природы, а также в человеческом обществе и сознании» [4]. Информация передается, распространяется в процессе взаимодействия, причем «при взаимодействии объектов происходит отражение структуры и свойств одного объекта в другом, которое количественно может ха-
рактеризоваться объемом информации [5]. Именно с этим свойством процесса взаимодействия объектов связано определение информации как отраженного многообразия [6].
Искусствоведение как любая сфера научной деятельности развивается в русле общенаучной методологии, опирающейся на фундаментальные законы познания. В этом контексте искусство может рассматриваться как одна из социокультурных подсистем, где действуют универсальные законы, специфизирующие протекание информационных процессов. Теоретико-информационный подход, у истоков которого в середине прошлого века стояли К. Шеннон, Н. Винер, Р.Фано, выступает в данной работе в качестве методологически значимого ориентира.
В определении информационного подхода акцентируется его роль методологического инструмента познавательной деятельности, основа действия которого зиждется на понятии информации. Информационный подход на базе инструментария точных наук развился и получил широкое распространение в гуманитаристике относительно недавно. Информационный подход актуален для естественных и социальных наук; он лежит в основе когнитивных дисциплин, таких как, например, когнитивная нейрология, когнитивная психология, когнитивная социология. Благодаря междисциплинарной направленности в современном отечественном искусствознании стали использоваться различные методы точных наук: системный метод представлен разработками А.А. Пелипенко, И.П. Яковенко, В. А. Копцика, информационный - А.А. Харкевича, синергетический - А.Г. Голицына, Е.Н. Князева, симметрологический - В.М. Петрова, кибернетический - И.Н. Крюковского.
Для современного этапа развития информационного подхода в гуманитарных науках большое значение имеют работы В.В. Налимова [7]. Обобщение многих современных представлений по информационному подходу в культуре и искусстве нашло теоретическое обоснование в монографии Г.В. Иванченко [8] использование синергетических подходов в гуманитарной сфере отражено в текстах хрестоматии «Синергетика и психология» [9]. Развитию информационного подхода в искусстве посвящена обстоятельная коллективная монография: «Этюды по теории искусства. Диалог естественных и гуманитарных наук» [10].
Благодаря информационному подходу Л.В. Авдеев и П.Б. Иванов разработали иерархическую модель музыкального восприятия и творчества [11, 12]. Информационное моделирование эстетических явлений - новый и перспективный подход, представляющий системное рассмотрение различных феноменов искусства с позиции неопределенности, стохастичности, нелинейности - представлен трудами Г.М. Балима, В.П. Рыжова, Ю.В. Рыжова [13].
Аналитика искусства допускает применение различных исследовательских стратегий, спектр которых постоянно расширяется. Так, в XIX веке эстетические явления изучались в свете новых для того времени психологического, социологического, педагогического подходов, в ХХ веке появились математический, кибернетический, теоретико-информационный, культурологический подходы.
Понимание искусства как формы создания и трансляции эстетической информации впервые определилось в научном творчестве А. Моля, автора работы «Теория информации и эстетическое восприятие». Рассматривая искусство с позиции информационной теории, ученые определяют его как одну из «оперативных энергоинформационных составляющих современного общества» [14]. Для функционирования музыкального искусства ХХ1 века важны такие инфраструктуры как ноты, книги, звукозаписывающая техника, позволяющие сохранять музыкальную информацию, искусствоведение, генерирующее научные знания об искусстве. В качестве же специфически информационных, имманентных механизмов художественного сознания, сохранения музыкальной информации выступает, по авторитетному мнению Е.А. Минаева, подвергшаяся в конце прошлого века значительным изменениям внутренняя инфраструктура жанров и форм музыкального искусства.
Краеугольным камнем информационной эстетики искусствознания выступают категории «эстетическое» и «художественное». Рассмотрение эстетического через призму информационного подхода позволяет говорить о нем как о ценности информации, определяемой целями реципиента; при этом «субъективная оценка реципиентом степени эстетичности рецептируемой информации зависит от отношения количества ценной информации к общему количеству информации в сообщении» [15]. Понятие эстетической информации определяется субъективным опытом человека, контактирующего с искусством. В художественной репрезентации выстраивается оптимальное отношение ценной и неценной информации, что становится возможным благодаря преобразованию части неценной информации в ценную. Для этого информация должна быть представлена в приемлемой, доступной для реципиентов форме, в противном случае для адекватного восприятия эстетической информации должна будет измениться его (реципиента) целевая установка [15].
Информационная эстетика относится к сфере экспериментального искусствознания, которая, прежде всего, привлекает ученых - представителей сферы точных наук. В коллективной моно-
графии, посвященной информатике, ее авторы характеризуют один из этапов становления эстетической мысли в свете развития теории информации. К компетенции описательной или, иначе, констата-ционной информационной эстетики относится исследование в произведении искусства определенных статистических величин: среднее значение, дисперсия, значения информации в аспекте неожиданности, оригинальности, избыточности.
Цель подобного рода «измерений» - найти доказательства того, что величина информационных параметров соотносима, соизмерима с мерой эстетического удовольствия. Кроме того, «эстетическая мера» произведения искусства создает принципиальную возможность предсказания среднего оценочного суждения в обществе» [16]. Эта аналитическая тенденция не имела сколько-нибудь серьезного продолжения, тем не менее, сам статистический метод получил свое дальнейшее развитие в рамках современного искусствознания. Статистическая теория информации не исходит из специфики эстетического; статистический теоретико-информационный подход характеризует лишь количественные параметры, а значит, не может служить для экспликации содержательного аспекта информации. Эстетическая информация, так и не получившая четкого определения у А. Моля, приравнивается к другим видам информации и любым сообщениям, которые могут храниться или передаваться по каналам связи.
Искусство на всех этапах своего бытия - от впечатлений, определивших авторский замысел до появления художественного произведения в процессе творческого труда, до способа представления произведения искусства реципиенту, в варианте «живого исполнения» или записи, в музейной экспозиции, на театральном помосте, кинозале или в книжном издании - «завязано» на информации, которая функционирует, генерируется, обрабатывается, реплицирует (тиражируется, копируется), распространяется. Литераторы, поэты, музыканты, художники, исполнители, слушатели, зрители, критики, менеджеры - все имеют дело с информацией, участвуют в информационных процессах в связи и по поводу искусства. «Искусство информативно, оно является специфическим каналом связи. Художественная информация не нуждается в переводе, [..] всегда оригинальна, эмоционально насыщена, парадоксальна, эстетически богата» [17]. Информационный подход к искусству, как представляется со всей очевидностью, релевантен специфике исследуемого феномена и перспективен.
Исследование информации в рамках теоретико-информационного подхода к искусству опирается на законы протекания информационных процессов, имеющих универсальный характер. Актуализация данного подхода создает предпосылки для получения конструктивных результатов в искусствоведении и конкретно в области эмпирической эстетики, что подтверждает эффективность анализа с использованием «точных» количественных методов. В этой связи уместно отметить закономерность расширения искусствоведческого терминологического аппарата благодаря появлению новых терминов: «количественное искусствознание», «искусствометрия».
Теоретико-информационный подход к искусству не отменяет и не заменяет методологии традиционного искусствознания, но расширяет его познавательные горизонты, позволяет создавать информационные модели, которые служат конструктивным средством изучения, интерпретации и проектирования изучаемых эстетических явлений. Модели с определенными параметрами и характеристиками можно исследовать, используя количественные методы анализа. «И хотя теоретико-
информационный подход, по-видимому, не может претендовать на целостный анализ эстетического как такового, его основные принципы инвариантны по отношению к видовому разнообразию искусства» [18].
В теоретико-информационном искусствознании анализируется информация двух типов: семантическая и эстетическая.
Семантическая информация отвечает за передачу смысла, а эстетическая связана с передачей оценок, опыта, отношений; она остро реагирует на помехи, «не терпит» чужеродных элементов. Эстетической информации присущи особые средства эмоционального воздействия - образно-художественная форма, особые знаковые системы, эстетическая информация всегда несет индивидуальный отпечаток личности ее создателя. Основные различия двух типов информации заключаются в том, что эстетическая информация наделена такими свойствами как неповторимость кода, избыточность, оригинальность. Экспликация этих параметров на контекст музыкального искусства позволяет сделать вывод о том, что большая часть семантической информации заключена в нотном тексте, что же касается эстетической информации, то она обнаруживает себя в тонкостях исполнительских нюансов интерпретации.
Семантическая информация нерасторжимо слита с эстетической. По А. Молю, эстетическая информация «непереводимая, относящаяся не к универсальному набору символов, а только к набору знаний, общих для приемника и передатчика». Определение это, одно из ранних в искусствознании, однако не дает представления об эмоциональных и ценностных параметрах, связанных с передачей и восприятием эстетической информации и потому не может считаться полным и приниматься безоговорочно.
Сохраняя все признаки информации и отвечая ее общим закономерностям, эстетическая информация подчиняется имманентно эстетическим законам, претворяющим идею прекрасного. Специфика эстетической информации состоит в том, что «она передается по каналу, имеющему не только горизонтальное, но и вертикальное многообразие, что с философско-эстетической точки формулируется в каноне единства формы и содержания» [16].
Эстетическую информацию отличает только ей присущее свойство, которое нетрудно понять по аналогии с научной информацией. В противоположность научным сведениям, передающимся по информационному каналу без каких-либо потерь, эмоциональные оттенки художественного произведения в процессе передачи донести адекватно невозможно. Неформализуемая и невербализуемая эстетическая информация по-разному воспринимается представителями одной и той же художественной аудитории, вызывая определенные внутренние психоэмоциональные состояния: одних - она побуждает повторно обращаться к произведению искусства, других - не затрагивает вовсе. Эстетическая информация, близкая по своей природе к эмоциональной и потому нередко объединяемая под термином эмоционально-эстетическая, играет особо важную роль в различных видах искусства.
В информациологии все большую актуальность приобретает тезис об интегральном характере информации в искусстве. Значимые аспекты характеристики феномена эстетическая информация намечены в исследованиях проф. В. Познина, раскрывшего интегральный характер природы эстетической информации. По мнению ученого, эстетическая информация тесно связана со всеми другими видами воспринимаемой человеком информации, в том числе с информацией, которой зритель располагает до контакта с произведением искусства [19]. Эта позиция близка автору данной работы, учитывающему при создании индекса информативной активности диссертационного исследования театральной аудитории не только информацию о восприятии художественного произведения, рецептивной реакции, но и интерес к информационному «сопровождению» спектакля, рекламе, рецензиям в прессе, обсуждению полученных впечатлений.
Эмоционально-эстетическая информация - это та информация, которую зритель получает не только из семантического сообщения, но и при восприятии художественных средств, она почерпыва-ется из специфического языка художественного высказывания. Когда выразительные средства «не работают» на образный строй произведения и его художественную концепцию, произведение может оставить зрителя равнодушным: тогда очевидно, что эстетической информации не хватает эмоциональной подпитки, «эмоционального контента».
Даже когда мы имеем дело с «полноценным» художественным произведением, то и в этом случае его восприятие может разниться в разные периоды жизни реципиента, а также при наличии разных эмоциональных настроек на восприятие. Вывод ясен: одна и та же информация может обладать разной ценностью для разных субъектов - потребителей информации, или для одного и того же субъекта в разное время. «Выражаясь языком структуральной поэтики, эстетическая информация проецируется, как правило, не на один, а на несколько фонов опыта реципиента, воспринимающего художественное произведение» [20]. Таким образом, постулируется связь эстетической информации с эстетическим опытом реципиента и его эмоциональной восприимчивостью.
Информационный подход своеобразно преломляется в теории художественного творчества; его исходные максимы - ненулевая энтропия, принцип простоты и необходимого разнообразия. Творчество зиждется на свободе проявления духовной энергии творческой личности - в этом появляется его энтропийное начало. Степень творческой свободы оценивается количественно: чем более разнообразна система, тем выше ее энтропийный показатель.
Поток раскрепощенной творческой энергии выкристаллизовывается, приобретая стройные композиционные очертания - в этом проявляется детерминистское структурирующее начало. Таким образом, информационная интерпретация творчества синтезирует «информационную составляющую, характеризующую детерминистскую (организующую) направленность творчества, с энтропийной составляющей, характеризующей его стохастическую («свободолюбивую») направленность» [21].
Информационная концепция творчества в законе сохранения информации репрезентирует «дуальность информационной природы творчества»: «произведение искусства в рамках информационного подхода рассматривается как материализованный сигнал, содержащий информацию о внутреннем мире художника [2]. Оппозиция «автор - произведение» в информационном ключе интерпретируется как пропорциональное соотношение двух сторон: «совокупная творческая информация -явная (внешняя) в творении и скрытая (внутренняя) в творце - постоянна и количественно равна суммарной энтропии творца и его творения как мере их общей потенциальной информативности», -такова формула закона сохранения информационной энергии в определении проф. В.Б. Гухмана [2].
Творческий процесс характеризует напряженная созидательная коллизия - противоборство различного рода сущностей: контраст всевозрастающего понимания сложности мира и ограниченно-
сти его претворения в творческом методе, контраст между рациональным, чувственным и символическим началами познания и отражения и многое другое. Из истории искусства хорошо известно, конфликтная ситуация разрешается в творческих муках. Интерпретация этого с позиций теории конфликтологии такова: конфликт всегда есть «способ взаимодействия сложных систем, т.е. наряду с энергетической он имеет информационную природу» [22].
Подытоживая выше изложенное, необходимо сделать некоторые обобщения.
Теоретико-информационный подход в искусстве может интерпретироваться как одна из тенденций современного искусствознания, тяготеющего к междисциплинарной методологии.
Теоретико-информационные проблемы искусства можно исследовать как в русле теоретикоинформационной эстетики, развившейся под влиянием статистической теории информации, так и с позиций информациологии, той ее сферы, которая отвечает за современное искусство и культуру.
Искусство существует как форма создания и трансляции эстетической информации. Эстетическая информация интерпретируется как «сердцевина искусства»: это отправная точка творчества, исполнительства, рецепции, критики; в материализованном виде - это то основное, что тиражируется, хранится, транслируется.
В соответствии с принципом отраженной информации эстетическая информация наделена ду-ховно-преобразующим потенциалом; коммуникативная функция художественной информации структурирует пространство искусства, которое выступает как «место действия», атмосфера эстетических взаимодействий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Юзвишин И. Информациология [Электронный ресурс] / И. Юзвиши; ред.-сост. О. Краюш-кин. Режим доступа: http://www.buro-dv.ru/public/drugie/uzvi_1.php
2. Гухман В. Б. Философская сущность информационного подхода: дис. ... д-ра филос. наук / В. Б. Гухман. Тверь - М., 2001. С. 101.
3. Бугаков И.А., Информационно-синергетический подход к сознанию как основа для создания искусственного интеллекта / И.А. Бугаков // Новое в искусственном интеллекте. Методологические и теоретические вопросы / под ред. д-ра филос. наук, проф. Д.И.Дубровского и д-ра филос. наук, чл.-корр. РАН В.А. Лекторского. М.: ИИнтеЛЛ, 2005.
4. Колин К.К. Философские основы информатики / К.К. Колин // Новое в искусственном интеллекте. Методологические и теоретические вопросы / под ред. д-ра филос. наук, проф. Д.И.Дубровского и д-ра филос. наук, чл.-корр. РАН В.А. Лекторского. М.: ИИнтеЛЛ, 2005. С. 249.
5. Штофф В. А Моделирование и философия / В. А. Штофф. М.; Л.: Наука, 1966.
6. Рыжов В. Информационный подход в искусстве [Электронный ресурс] / В. Рыжов. Режим доступа: Ше://1осаШо8^Б:/
7. Налимов В.В. Вероятностная модель языка / В.В. Налимов. М.: Наука, 1979.
8. Иванченко Г.В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве / Г.В. Иванченко. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.
9. Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1. Методологические вопросы. М., 1997.
10.Копцик В.А. Этюды по теории искусства. Диалог естественных и гуманитарных наук /
B.А. Копцик, В.П. Рыжов, В.М. Петров. М.: Объединенное гуманитарное издательство, 2004.
11. Авдеев Л. А. Математическая модель восприятия звукорядов / Л.А. Авдеев, П.Б. Иванов. Препринт Р5-90-4 Объединенного института ядерных исследований. Дубна, 1990.
12.Авдеев Л.В. Иерархия музыкального ритма / Л.А. Авдеев, П.Б. Иванов // Электроника, музыка, свет: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 1996. С. 127-130.
13. Принципы моделирования эстетических явлений // Информационное мировоззрение и эстетика / Г.М. Балим, Г.В. Иванченко, В.П. Рыжов, Ю.В. Рыжов // Труды международного научного симпозиума «Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход». Таганрог, 1998.С. 65-75.
14.Минаев Е.А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусств: ав-тореф. дис... канд. культурологии [Электронный ресурс] / Е.А. Минаев. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/muzyka1no-informatsionnoe-po1e-v-evo1yutsionnykh-protsessakh-iskusstva
15. Ерохин С.В. Категории «эстетическое» и «художественное»: информационный подход /
C.В. Ерохин // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Философские науки. 2009. № 2. С. 66-74.
16.Пушкин В.Г. Информатика, кибернетика, интеллект. Философские очерки / В.Г. Пушкин,
А.Д. Урсул. М., 1989.
17.Бореев Ю.Б. Эстетика. Искусство [Электронный ресурс] / Ю.Б. Бореев. Режим доступа: http://independent-academy.net/science/1ibrary/borev_estetika/ce1i_iskusstva.htm1
18.Пушкин В.Г. Информатика, кибернетика, интеллект. Философские очерки 1989 г. [Электронный ресурс] / В.Г. Пушкин, А.Д. Урсул. Режим доступа: http://sbib1io.com/bib1io/archive/ push-kin_informatika_kibernetika_inte11ekt/05.aspx
19.Познин В.Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты [Электронный ресурс] / В.Ф. Познин. Режим доступа: http://www.famous-scientists.ru/1ist/1892
20.Познин В.Ф. Изобразительное решение аудиовизуального произведения. Курс лекций /
В.Ф. Познин; С.-Петерб. факультет журналистики. Кафедра радио и телевидения. СПб,. 2007.
21.Рыжов В.П. Принципиальные особенности моделей эстетического восприятия / В.П. Рыжов // Эстетика: информационный подход. М.: Смысл, 1997. С. 70-79.
22.Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта / В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, М.Д. Кон-торов. М., 1989.
Чепеленко Ксения Олеговна -
кандидат социологических наук, преподаватель кафедры «Гуманитарные науки»
Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского
Статья поступила в редакцию 17.08.13, принята к опубликованию 15.09.13
Kseniya O. Chepelenko -
Ph. D., Lecturer Department of Humanities
V.I. Razumovsky State Medical University of Saratov