Научная статья на тему 'Эстетическая природа музыкального ансамбля'

Эстетическая природа музыкального ансамбля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
244
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MUSIC / ЭСТЕТИКА / AESTHETICS / АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ENSEMBLE PERFORMANCE / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ / INDIVIDUAL / СОВМЕСТНОЕ / JOINT / ГАРМОНИЯ / HARMONY / ЦЕЛОСТНОСТЬ / WHOLENESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калицкий В. В.

В статье рассматриваются наиболее существенные эстетические проблемы ансамблевого исполнительства. Музыкальный ансамбль представлен не только как квинтэссенция и смысло-выражение эстетических, культурфилософских и социальных сдвигов эпохи, но и как концепт, способствующий наиболее эффективному поиску путей решения острейших проблем нашего времени. Специфика индивидуально-личностного и совместного в ансамблевой культуре актуализируется в качестве своеобразного эстетического компонента, необходимого для решения задач интерпретации музыкального произведения как художественного целого. Автор поднимает вопрос о необходимости выработки комплексной методологии для изучения исследуемого феномена, опирающейся на достижения в области эстетики, культурфилософии, искусствознания, то есть на стыке целого комплекса дисциплин. Специфика ансамблевой культуры раскрывается не только как музыковедческий концепт, но и как уникальная эстетическая категория. Эстетический смысл музыкального ансамбля анализируется как двунаправленная личностно-социальная и коммуникативная концепция, характерной особенностью которой является универсальная коммуникация и вместе с тем индивидуальная константа, что позволяет в этом двуедином направлении достигать целостного художественного решения в процессе дешифровки и реализации композиторской мысли с большим эффектом. Данное положение создает для исполнителей наиболее благодатную интерпретаторскую почву, а реципиенту в результате передается наиболее объективная и полная информационно-эмоциональная картина сочинения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic nature of musical ensemble

This article considers the most essential aesthetic problems of ensemble’s performance. Musical ensemble is presented not only as quintessence and expression of aesthetic, culture-philosophical and social shifts of an epoch, but also as a concept for more efficient searching of solutions for the most urgent problems of out times. The author brings up to date the specificity of individual-personal and mutual in ensemble culture as a some kind of aesthetic component, which is necessary for musical work’s interpretation. The author also explains the necessity of complex methodology creation for studying the researched phenomenon, which is based on achievements in the field of aesthetics, cultural philosophy and study of art, i.e. the cross of disciplines. The ensemble’s culture specificity is exposed as art study concept and unique aesthetic category. Aesthetic sense of musical ensemble is analyzed as dual personal-social and communicative concept, the typical peculiarity of which is an universal communication and individual constant; that allows achieving integral art solution in the process of decoding and realization of composer’s thought. This point creates interpretative base for artists, and recipient gets more objective and full informative and emotional image of work.

Текст научной работы на тему «Эстетическая природа музыкального ансамбля»

дискуссия

журнал научных публикаций

В.В. Калицкий, канд. филос. наук, доцент, кафедра инструментального исполнительства, Российская государственная специализированная академия искусств, г. Москва, Россия, [email protected]

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА МУЗЫКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

В статье рассматриваются наиболее существенные эстетические проблемы ансамблевого исполнительства. Музыкальный ансамбль представлен не только как квинтэссенция и смысло-выражение эстетических, культурфилософских и социальных сдвигов эпохи, но и как концепт, способствующий наиболее эффективному поиску путей решения острейших проблем нашего времени. Специфика индивидуально-личностного и совместного в ансамблевой культуре актуализируется в качестве своеобразного эстетического компонента, необходимого для решения задач интерпретации музыкального произведения как художественного целого. Автор поднимает вопрос о необходимости выработки комплексной методологии для изучения исследуемого феномена, опирающейся на достижения в области эстетики, культурфилософии, искусствознания, — то есть на стыке целого комплекса дисциплин. Специфика ансамблевой культуры раскрывается не только как музыковедческий концепт, но и как уникальная эстетическая категория. Эстетический смысл музыкального ансамбля анализируется как двунаправленная личностно-социальная и коммуникативная концепция, характерной особенностью которой является универсальная коммуникация и вместе с тем индивидуальная константа, что позволяет в этом двуедином направлении достигать целостного художественного решения в процессе дешифровки и реализации композиторской мысли с большим эффектом. Данное положение создает для исполнителей наиболее благодатную интерпретаторскую почву, а реципиенту в результате передается наиболее объективная и полная информационно-эмоциональная картина сочинения.

Ключевые слова: музыкальное искусство, эстетика, ансамблевое исполнительство, коммуникация, индивидуальное, совместное, гармония, целостность.

Вопрос эстетического постижения профессионального ансамблевого музицирования представляется актуальным ввиду его малоизученности, отсюда возникает острая необходимость его осмысления как для современной эстетики, так и для музыкантов-исполнителей.

Своеобразное, уникальное положение ансамблевого исполнительства на стыке бытования разнообразных форм музицирования было замечено еще Аристотелем12, который указывал на его категориальную характеристику, принадлежащую высшей гармонии, что позволяет нам судить о том, что данный вид музыкальной практики с древнейших времен возводился в ранг

музыкальной эстетики, представляя собой высшую форму проявления человеческого духа.

Заметное усиление интереса к ансамблевому творчеству, а также ощутимое повышение общественного положения ансамбля на современном этапе существования и развития мировой истории и культуры знаменует собой эволюцию глубинных социоди-намических и культурных процессов, происходящих на различных онтологических уровнях развития человечества.

Несмотря на огромный интерес музыкантов-практиков и реальную картину динамично развивающегося ансамблевого исполнительства, феномен ансамблевой

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

культуры является одной из малоизученных эстетических категорий. К исследованию ансамблевого музицирования обращаются, как правило, либо на конкретно-эмпирическом уровне в педагогической и музыкальной практике, либо в контексте историко-теоретическо-го осознания того или иного произведения.

Острейшей задачей современной эстетики является изучение теоретико-методологических особенностей ансамблевого творчества как самостоятельной парадигмы науки, включающей в себя изучение и анализ онтологического фундамента музыкального ансамбля как мульти-функционального феномена с присущими ему эстетической, культурфилософской, социальной и коммуникативной функциями.

Указанный подход мотивирует нас на разработку принципиально нового методологического концепта, опирающегося не только на фундаментальные эстетические положения, но и на исполнительско-интерпретационное содержание музыкального произведения3, сочетающего в себе эстетическую, культурфилософскую, историческую и практическую концепции ансамблевого мастерства.

Первое эстетическое свойство ансамблевого исполнительства, которое нужно отметить — соборность.

В своем фундаментальном труде «Столп и утверждение истины. =

Опыт православной тео-дицеи»4 П. Флоренский определяет эстетическую природу культуры не как единый пространственно-временной процесс и не как эволюционную парадигму, а как объективную соборность, указывая, что достижение высшей эстетической гармонии возможно только благодаря совместному осознанию и самоидентификации себя как части космического бытия. Эта функция реализуется

Заметное усиление интереса к ансамблевому творчеству, а также ощутимое повышение общественного положения ансамбля на современном этапе существования и развития мировой истории и культуры знаменует собой

эволюцию глубинных социодинамических и культурных процессов, происходящих на различных онтологических уровнях развития человечества.

Музыкально-эстетический язык ансамблевых сочинений является уникальной семиотической структурой, в которой реальная фиксация и практическое использование лексических элементов музыкального генезиса определяет совместное исполнительство.

именно в совместном, ансамблевом музыкальном исполнительстве непосредственно на практике.

Эстетическая гармония музыкально -го сотворчества составляет один из полюсов стратегической антиномии музыкального искусства. Музыкально -эстетический язык ансамблевых сочинений является уникальной семиотической структурой, в которой реальная фиксация и практическое использование лексических элементов музыкального генезиса определяет совместное исполнительство. Затем, в результате эстетического познания художественной интерпретации музыкального произведения, они приобретают свое смысловое значение.

Бесспорно, строго фиксированные нормы не являются характерной чертой ансамбля. При этом необходимо отметить, что многие символические мелодические обороты — использованные, например, в средневековой секвенции Diesirae в католическом богослужении как проприя мессы, повествующая о Дне гнева (судном дне); в творчестве композиторов различных эпох — в «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза и «Пляске смерти» К. Сен-Санса как пример коллективно-ансамблевого творчества; парафразе Totentanz на тему Diesirae Ф. Листа и «Рапсодии на тему Пага-= нини» С.В. Рахманинова как пример ансамблевого сотворчества солиста и оркестра; квинтете для фортепиано и струнных Н.К. Метнера как образец камерно-инструментального ансамбля, его же вокальном сочинении «Наш век» (ансамбль голоса и фортепиано) — служат загерметизированными семиотическими структурами, существующими в музыкальной практике, и являются знаками-связками, позволяющими

дискуссия

журнал научных публикаций

музыкантам дешифровывать текст и точно идентифицировать в нем общие точки содержательности и соответствующей интерпретации.

Следующее эстетическое качество, присущее ансамблевой культуре, характеризуется органичным единением индивидуально-личностного и общего. Индивид существует в каждом исполнителе — участнике ансамбля, но при этом у каждого из них эстетическое восприятие качественно разнообразно и имеет специфическую реципиентарную структуру и направленность. Совокупность разнообразных онтологических представлений, хранящихся и развивающихся в слуховом опыте любого участника коллективного музицирования, образует уникальный социум.

При этом строение внутреннего слуха музыкантов в ансамбле полифонично: бу-

дучи обращенным к окружающему «звучащему миру», слух непрестанно трансформирует, преображает, комбинирует события, мысли и впечатления. Сложившийся таким путем слуховой космос исполнителя-индивида трансформируется и устремляется в эстетическую сущность понимания интерпретируемого произведения. Именно таким способом происходит формирование продуктивного эстетического музыкально-диалогического мышления.

Одной из основополагающих особенностей музыкально-эстетического со-общения в ансамбле является гнозис творческого акта — от композиторского замысла до ре-ципиентарного познания. Китайский философ Мэн-цзы так писал об ансамблевом исполнительстве: «Что приятнее — одному ли наслаждаться музыкою или вместе с дру-

Под эстетическим углом зрения ансамблевая культура обнаруживает в себе такие категориальные характеристики, которые часто остаются невидимыми при исключительно музыковедческом подходе. Музыка - искусство слуховое - раскрывается при этом наиболее полно как мобильное.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

гими? Лучше вместе с другими. Что приятнее — с немногими наслаждаться ею или вместе со многими? Лучше вместе со многими»5.

Эстетический смысл ансамбля имеет двунаправленную лич-ностно-социальную и коммуникативную функцию. Ее специфика — как конкретно-информативного и наряду с этим глубоко эмоционального фактора — заключается в том, что только во взаимодействии, в индивидуально-личностной заинтересованности, в интенсивном совместном поиске единого художественного решения объективное содержание композиторской мысли создает для исполнителей наиболее благодатную почву для интерпретации, а реципиенту в результате передается наиболее объективная и полная информационно-эмоциональная картина сочинения.

Под эстетическим углом зрения ансамблевая культура обнаруживает в себе такие категориальные характеристики, которые часто остаются невидимыми при исключительно музыковедческом подходе. Музыка — искусство слуховое — раскрывается при этом наиболее полно как мобильное, в отличие от стабильных видов искусства зрительного ряда — живописи, скульптуры, архитектуры.

В культуре совместного музыкального исполнительства существуют две разновидности вариантного сосуществования — историческая и непосредственно ансамблевая6. Историческая возникает вместе со сменами эпох, культурными изменениями, сменой этических и эстетических идеалов и т. п. Ансамблевая, осуществляемая группой исполнителей, трансформируется и синтезируется внутри их индивидуального стиля.

Музыканты-исполнители в большинстве случаев понимают, что современное истолкование произведений может увести далеко от истинного содержания сочинения, от понятий самого композитора.

Опора на прекрасное и стремление к нему не только дают моральное право на транслирование сакральной информации, заложенной в музыкальном произведении, но и позволяют самим музицирующим достигать внутреннего совершенства, тем самым преображаясь эстетически.

Совместное исполнительство обладает мощным интеллектуальным, духовным и эмоциональным консолидирующим воздействием,

реализующимся в реальной практике музыкального общения.

В рождающейся при этом дилемме — проблеме выбора между традицией и современным (зачастую ангажированным) — музыканты-практики в подавляющем большинстве склоняются к современной трактовке.

Л. Ауэр указывал, что не может существовать однажды зафиксированного способа интерпретации исполнителем музыкального произведения, потому что не существует непоколебимого, эталонного критерия осознания прекрасного.

Способ и манера исполнительства, принятые в одно историческое время, могут быть полностью неприемлемыми в другом7. Именно в этом случае наиболее ярко выступают на первый план базисные эстетические категории прекрасного и безобразного. Каков выбор? Этот вопрос всегда остается на совести музыкантов, но в любом случае высшие идеалы Гармонии и Света должны быть руководящими в их работе. Опора на прекрасное и стремление к нему не только дают моральное право на транслирование сакральной информации, заложенной в музыкальном произведении, но и позволяют самим музицирующим достигать внутреннего совершенства, тем самым преображаясь эстетически.

Ансамблевая культура имеет огромное значение в онтологическом познании, включая в себя основные свойства личности, доминирование соответствующих мыслей своего времени и разнообразных стремлений к его эстетическому осмыслению.

- Социальный аспект ансамблевой культуры направлен непосредственно на понимание личностных взаимоотношений, взаимопонимания и взаимоприятия, и — как конечная цель — на развернутый диалог, устранение раздробленности и психологических барьеров, достижение духовной гармонии. П. Рикер отмечал, что в ансамблевом сотворчестве соприкасаются принци-

дискуссия

журнал научных публикаций

пиально различные эстетические позиции. Отличительной специфической особенностью творчества самого П. Рикера является стремление «обдумывать вместе позиции, зачастую выступающие как антиномические»8. Таким образом, сам П. Рикер доказывает актуальность ансамблевого исполнительства и его эстетической семантики.

Выявление эстетической сущности современного ансамблевого партнерства является важнейшей проблемой. Совместное исполнительство обладает мощным интеллектуальным, духовным и эмоциональным консолидирующим воздействием, реализующимся в реальной практике музыкального общения. Эстетическое предназначение ансамбля крайне актуально в наше время — время острейших политических, социальных, экономических и этнических потрясений и сдвигов. Именно в совместном музицировании XXI века явственно проступает эстетическая тенденция к противоборству с антидуховностью нашей эпохи, сопротивлению нарастанию равнодушия, черствости и жестокости. П. Хиндемит в своем труде «Мир композитора» пишет: «Русский председатель Президиума Верховного Совета и американский президент вместе с другими своими коллегами могли

бы хоть раз в неделю играть и петь в любительском ансамбле, тем самым показывая миру пример инициативы, направленной к возвышенной цели, и вот тогда-то судьба человечества была бы решена наилучшим образом»9. ^

Литература

1.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. Т. IV. М.: Искусство, 1975. С. 637.

2.Meulen J. van der. Aristóteles. Die Mitte in seinemDenken. Meisenheim, 1951. Р. 124-125.

3.Калицкий В.В. Диалог в музыкальной коммуникации как феномен культуры (философско-культуро-логический анализ) // дисс. ... канд. филос. наук. М., 2014. С. 129-139.

4. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи. М.: Путь, 1914. 814 с.

5. Музыкальная эстетика стран Востока / общая ред. В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1967. С. 209.

6.Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. Leipzig: Breitkopf und Hartel, 1880. Р. 154.

7. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М.: Музыка, 1975. С. 139-140.

8.Dosse F. Paul Ricoeur. Le sensd'une vie. P., 2001. Р. 38.

9.Хиндемит П. Сборник статей и исследований / Редактор-составитель И. Прудникова. М.: Советский-композитор, 1979. С. 35.

AESTHETIC NATURE OF MUSICAL ENSEMBLE

V.V. Kaitsky, Candidate of philosophy, Docent, the department of instrumental artistic performance, Russian State Special Academy of Arts, Moscow, Russia, [email protected]

This article considers the most essential aesthetic problems of ensemble's performance. Musical ensemble is presented not only as quintessence and expression of aesthetic, culture-philosophical and social shifts of an epoch, but also as a concept for more efficient searching of solutions for the most urgent problems of out times. The author brings up to date the specificity of individual-personal and mutual in ensemble culture as a some kind of aesthetic component, which is necessary for musical work's interpretation. The author also explains the necessity of complex methodology creation for studying the researched phenomenon, which is based on achievements in the field of aesthetics, cultural philosophy and study of art, i.e. the cross of disciplines. The ensemble's culture specificity is exposed as art study concept and unique aesthetic category. Aesthetic sense of musical ensemble is analyzed as dual personal-social and communicative concept, the typical peculiarity of which is an universal communication and individual constant; that allows achieving integral art solution in the process of decoding and realization of composer's thought. This point creates interpretative base for artists, and recipient gets more objective and full informative and emotional image of work.

Key words: music, aesthetics, ensemble performance, communication, individual, joint, harmony, wholeness.

References

1. Losev A.F. Istoriia antichnoiestetiki. Aristotel' i pozdni-aia klassika [History of ancient aesthetics.Aristotle and the later classics]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1975. Vol. IV 672 p.

2. Meulen J. van der. Aristoteles. Die Mitte in seinemDenken. Meisenheim, 1951. P. 124-125.

3. Kalitskii V.V. Dialog v muzykal'noikommunikatsiikakfe nomenkul'tury (filosofsko-kul'turologicheskiianaliz). Dis-ser. ... kand. filos. nauk [The dialogue in musical communication as a cultural phenomenon (philosophical analysis). Candidate of philosophical sci.diss.].Moscow, 2014.180 p.

4. Florenskii P.A. Stolp i utverzhdenie istiny. Opytpravo-slavnoiteoditsei [The pillar and ground of the truth.The

experience of the Orthodox theodicy]. Moscow, Put' Publ., 1914. 814 p.

5. Muzykal'naia estetika stran Vostoka. Obshchaia red. V.P. Shestakova [The musical aesthetics of the East. Ed. V.P. Shestakov]. Moscow, Muzyka Publ., 1967. 414 p.

6. Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1880. P. 154.

7. Auer L. Moiashkola igry naskripke [My school violin]. Moscow, Muzyka Publ., 1975. 274 p.

8. Dosse F. Paul Ricoeur. Le sensd'une vie. P., 2001. P. 38.

9. Khindemit P. Sbornik statei i issledovanii / Redaktor-sostavitel' I. Prudnikova [A collection of articles and studies. Ed.I. Prudnikova]. Moscow, Sovetskiikompozitor Publ., 1979. 422 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.