Научная статья на тему 'Ансамбль как форма художественной деятельности'

Ансамбль как форма художественной деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4266
574
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСАМБЛЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ГАРМОНИЯ / КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гладких А. В., Гладких О. В.

Рассматривается ансамблевое исполнительство как форма художественной деятельности. Раскрывается концептуальная основа ансамбля по сфере его функционирования. Дано определение понятия «ансамбль». Определена эстетическая специфика ансамблевого музицирования и исполнительства. Обоснованы основные социальные функции ансамблевого музицирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSEMBLE AS A FORM OF ARTISTIC ACTIVITIES

The article is concerned with ensemble performing as a form of artistic activities. The author analyses the conceptual basis of the ensemble in the process of functioning. A definition of the notion of 'ensemble' is given. The author identifies aesthetic features of ensemble music making and performing. Basic social functions of ensemble music making are described.

Текст научной работы на тему «Ансамбль как форма художественной деятельности»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

5

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 785.013:930.85

АНСАМБЛЬ КАК ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.В. Гладких1), О.В. Гладких2)

1) Харьковская государственная академия культуры 2) Харьковское училище культуры 1,2) e-mail: [email protected]

Рассматривается ансамблевое исполнительство как форма художественной деятельности. Раскрывается концептуальная основа ансамбля по сфере его функционирования. Дано определение понятия «ансамбль». Определена эстетическая специфика ансамблевого музицирования и исполнительства. Обоснованы основные социальные функции ансамблевого музицирования.

Ключевые слова: ансамбль, исполнительство, гармония, коллектив.

Ансамблевое искусство в различных жанрово-стилистических формах всегда пользовалось широчайшей популярностью среди композиторов исполнителей и слушателей во все исторические эпохи и в целом остается чрезвычайно популярным и в наши дни. В современном мире повсеместно проводятся многочисленные концерты, конкурсы, фестивали ансамблевой музыки, активно функционируют различные творческие организации. Проблемам камерно-ансамблевой музыки специально посвящаются научные конференции и симпозиумы.

В настоящее время существует немало различных публикаций, связанных с теми или иными вопросами бытования и функционирования ансамблевой культуры. Однако большинство из них составляют научные труды, посвященные исследованию общих проблем истории и теории ансамблевого музицирования1. В целом же в музыкознании имеется весьма ограниченное количество специальных научных исследований, полностью и специально посвященных проблемам ансамбля как такового1 2. Особенно недостаточно работ эстетического характера.

1 Боровик М. Украшський радянський камерноднструментальний ансамбль. К., 1976.; Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли. М., 1963.; Польская И. Камерный ансамбль: история, теория, эстетика. Харьков, 2001.; Розанов В. Русские народные инструментальные ансамбли. М., 1972.; Храмова И. Из истории камерно-инструментального ансамбля. Н. Новгород, 2005.

2 Браславский Д. Эстрадные ансамбли. М., 1975. С. 5.

6

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

Цель работы: рассмотреть ансамбль как форму художественной деятельности.

На различных стадиях культурной эволюции ансамблевая игра являлась, наряду с сольным музицированием, основным - практически универсальным - видом бытования музыки, соединяя в себе черты группового и коллективного, личностного и совместного, вокального и инструментального начал, лирики, эпоса и драмы.

В настоящее время камерный ансамбль становится одной из ведущих сфер композиторской и исполнительской деятельности, являясь своеобразной творческой лабораторией, в том числе и формирования национальных стилей. Это период ломки традиций и канонов, а также интенсивного развития новых систем композиторской техники. Особенностью данного периода исследователи называют психологизм и философскую устремленность, а также исполнительскую мобильность и жанровую предрасположенность к различного рода экспериментированию в области музыкального мышления, языка, стиля, средств выразительности, музыкальной формы и содержания. В ансамблевом творчестве параллельно существуют две основные тенденции, которые, в целом, значительно расширяют рамки камерного искусства: с одной стороны -стремление к массовости, грандиозной масштабности, зрелищности, с другой -тенденция к «минимализации», камерности форм и средств выражения. Возникают новые жанры камерного направления - камерная опера, камерная симфония, камерная хоровая музыка.

Развитие камерно-ансамблевой музыки тесно связано со всеми ведущими художественными направлениями современности. Камерно-инструментальный ансамбль с его жанровой спецификой, традиционно во многом ориентированной на структурную ограниченность и замкнутость, оказался особенно близок искусству импрессионизма. Так, импрессионизм создал утонченный камерный стиль, главные его отличительные свойства - внимание к деталям, звуковым и тембровым нюансам. В неоклассицистских ансамблях нашли воплощение такие принципы барочной ансамблевой традиции, как ее игровой характер, групповое концертирование солирующих инструментов в ансамбле, образная и ролевая индивидуальность ансамблевых партий (голосов), опирающаяся на полифонический тип мышления. Таким образом, этот период представляет собой новый этап эволюции ансамблевых жанров - сам облик камерного ансамбля существенно изменяется, в то же время возрождаются многие барочные традиции - обращение к свободной импровизации, отказ от традиционных классических составов, широкое использование нетрадиционных музыкальных инструментов в многообразных смешанных ансамблевых составах, а также привнесение музыкального опыта внеевропейских культур. Именно с ансамблированием связано возникновение и развитие целого ряда новых форм музицирования, например, джаза. Ансамблевая музыкальная культура многообразна и существует в различных формах.

Существует множество различных значений термина «ансамбль», связанных с целым рядом сфер его функционирования и отражающих многообразие аспектов проблемы и точек зрения исследователей. Важнейшей предпосылкой существования феномена ансамбля и ансамблевости является концепция целостности.

Выявление дефиниции понятий «ансамбль» и «камерный ансамбль» связано с определением их содержания и объема. Так, основным содержанием понятия «ансамбль» является свойство совместности, согласованности, гармонии целого и частного. Феномен ансамбля, по определению, предполагает присутствие нескольких корректирующих элементов, составляющих некое целое. Согласованность частей этого целого и возникновение на его уровне нового качества, характеризующего данное единство, есть концептуальная основа ансамбля. Объем понятия «ансамбль» выявляется по сфере функционирования (природный ансамбль, архитектурный, театральный, музыкальный); по количеству составляющих элементов (ограниченному, обычно небольшому,

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

7

обозримому); по качеству (характеру) составляющих элементов (в музыкальном ансамбле - исполняемое ансамблевое произведение, ансамблевое исполнение, ансамблевый коллектив); по способу функционирования (например, исполнительское или композиторское ансамблевое творчество); по типу взаимодействия (характеру ролевого соотношения, сбалансированности частей внутри ансамблевого целого, наличия или отсутствия иерархичности). Эта классификация может быть продолжена по отдельным основаниям - прежде всего, по признаку принадлежности к тому или иному виду искусства3.

Ансамбль есть феномен совместного существования и (или) функционирования природных, социальных и художественных явлений, характеризующегося согласованностью элементов между собой, гармоничной соподчиненностью их целому. Виды ансамбля различаются по сфере и способу функционирования, по количеству и качеству составляющих элементов, по типу внутриансамблевого взаимодействия. Существует много различных определений данного понятия, сформулированных в музыкальных словах, энциклопедиях, а также отдельных исследованиях. В большинстве дефиниций обычно делаются акценты на тех или иных аспектах понятия «ансамбль» -количественном (число участников), качественном (уровень совместного исполнения), жанровом (отличие ансамбля от оркестра, оперный ансамбль), историческом (специфика ансамбля различных эпох) и др. При этом иногда встречаются неполнота и ограниченность трактовок, а также различные неточности. Необходимо исследовать явление музыкального онсамбля комплексно, во всей многогранности, рассматривая его как целостную систему, а не как ряд самостоятельных явлений.

Ансамбль как целостная система композиторских жанров обладает специфической стройной структурой и функциями. Компонентами функционирования этой системы являются музицирующие люди, число которых ограничено (от двух до десяти); исполняемое произведение, а также необходимые для исполнения инструментальных ансамблей музыкальные инструменты. В результате особого ролевого статического и динамического взаимодействия всех данных элементов возникает явление ансамбля как эксклюзивной групповой эстетической общности, целостности единого художественного организма. При этом процесс взаимодействия людей посредством совместного исполнения музыки есть основное содержание ансамблевого исполнительства4.

Важнейшими параметрами существования музыкального ансамбля является: тип мышления, музыка, предназначенная для ансамблевого исполнения, количественный и качественный состав участников, процесс совместного общения посредством группового исполнения музыки, условия ансамблевого взаимодействия. Ансамблевый тип мышления принципиально отличается от сольного, симфонического, концертного или же оперного. В формировании подобного типа художественного мышления огромную, определяющую роль играет ансамблевость как специфическое качество мироощущения и взаимодействия в искусстве.

И. Польская предлагает общее определение понятия «музыкальный ансамбль»: в музыкальном искусстве понятие «ансамбль» представляет собой особую категорию художественной согласованности, сбалансированности и целостности, относящуюся к композиторскому творчеству и к исполнительской деятельности и включающую в себя также аспекты, как собственно процесс совместного группового исполнения музыки, количественный и качественный состав его участников, а также саму музыку, предназначенную для подобного исполнения5.

3 Польская И. Камерный ансамбль : история, теория, эстетика. Харьков, 2001.

4 Там же, с. 47.

5 Там же.

8

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

Ансамблевая культура является важнейшей составной частью музыкального искусства, одной из самых популярных и распространенных его форм. Её функционирование неразрывно связано со сферами камерности и концертности в музыке, а также с музыкально-театральной, в первую очередь, оперной традицией. Многие ансамблевые жанры являются стилистически амбивалентными и могут в равной степени принадлежать как к концертному, так и к камерному направлению в музыке. Наиболее полно и всеобъемлюще ансамблевое творчество и исполнительство представлено сферой камерной музыки. Камерный ансамбль есть средоточие жанровой характерности, ярчайшее проявление основных закономерностей и особенностей ансамблевости как таковой.

Особую роль в становлении ансамблевой эстетики играют категории гармонии, меры, пропорциональности, симметрии, ритма. Именно характером проявления этих категорий в значительной степени определяется эстетическая специфика ансамблевого музицирования и исполнительства. Основной эстетической категорией, определяющей важнейшие имманентные свойства ансамбля, ансамблевой культуры является гармония.

Понятие «гармония» изначально означает «стройность, соразмеренность, согласованность, упорядоченность». В данном смысле гармония есть основное, определяющее свойство ансамбля так такового. Не случайно понятия «гармония» и «ансамбль» часто выступают как синонимы, замещая и взаимно усиливая друг друга. Именно категория гармонии является наиболее общей и основополагающей для ансамблевой культуры. Категория гармонии отличается достаточной обобщенностью и предполагает одновременно как наличие некоего целого и его качественноколичественную организацию, так и разделенность этого целого, качественное различие и даже противоположность составляющих ее элементов на фоне объединяющей их

целостности. Ансамблевая культура, ансамбль в целом есть одним из важнейших и ~ ^ ^ 6 ярчайших воплощений музыкальной гармонии .

С категорией гармонии связан и принцип единства в многообразии, являющейся одним из важнейших формальных признаков эстетического совершенства, категории прекрасного и отражающий сущностные, принципиальные черты ансамблевой культуры. Многообразием отличается численность и формологическая структура ансамбля, творческие индивидуальности, человеческие качества ансамблистов, их

исполнительские возможности. Многообразен характер взаимодействия, общения, психологического контакта между партнерами. Однако все эти многочисленные компоненты ансамблевого исполнительства существуют не сами по себе, а исключительно как единое целое. Ансамбль выступает как единый сложный живой организм, все части которого находятся в постоянном взаимодействии.

Важнейшим имманентным свойством категории гармонии является «серединность». Свойства «середины», «центра» являются важнейшим, определяющими для ансамбля и его эстетики. Ансамблевая культура занимает особое серединное положение в музыкальном искусстве между сольными и коллективными исполнительскими жанрами, сохраняя определенное равновесие между личностным и коллективно-групповым началами и гармонично соединяя в себе самовыражение каждого индивидуума, с одной стороны, и ощущение нераздельности, целостного бытия, с другой.

Основными функциональными аспектами практической реализации категории гармонии в ансамбле являются: 1) акустическая гармония (согласованность звучания инструментов и голосов ансамбля); 2) коммуникативная гармония (психологическая согласованность действий между партнерами); 3) функционально-иерархическая 6

6 Польская И. Камерный ансамбль : история, теория, эстетика. Харьков, 2001.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

9

гармония (согласованность и упорядоченность ролевых функций ансамблевых партий, соразмерность ансамблевого равноправия и соподчиненность); 4) темброво-регистровая гармония (баланс звучания); 5) исполнительско-технологическая гармония

(согласованность практических вопросов исполнения); 6) художественная гармония (согласованность творческой интерпретации)7.

Категории меры и пропорции являются важнейшими факторами

функционирования музыкального исполнительства. Дифференциация музыкальноисполнительских жанров происходит на основе действия меры в количественном и качественном аспектах. Мера выступает как баланс количественных и качественных характеристик исполнительства. Количественный аспект меры лежит в основе формирования различных исполнительских составов. В ансамблевом исполнительстве мера проявляется в ограниченности величин и в их пропорциональности. Мера единственности сближает ансамблевое исполнительство с сольным, мера

множественности - с коллективным (оркестровым). Она представляет собой важнейшее свойство пространственного функционирования ансамбля (ограниченность и замкнутость камерных объемов и пространств).

Мера является основополагающим жанрообразующим фактором в ансамбле. Количественные изменения ансамблевого состава влекут за собой появление нового жанрового качества. Модель действия меры в инструментальном ансамбле основана на пропорциональном соответствии числа исполнителей, ансамблевых партий (голосов), музыкальных инструментов и их идентификации. Основной единицей меры в ансамбле является человек. Единицами меры предстают также ансамблевая партия и инструментальный тембр. Между ними всеми существует количественное соответствие. Мера выступает как главная детерминанта бытования ансамбля (соотнесенность явления ансамбля, ансамблевого взаимодействия с человеком) и олицетворяет коммуникативный фактор в ансамбле (ограничение пределов ансамблевого общения, диалогический тип общения), а также выступает как основа баланса партий внутри ансамбля (установление тембровых, регистровых пропорций между типами инструментов). Жанрообразующие свойства меры по-разному проявляют себя в различных типах ансамблей (фортепианных, струнных, духовых).

Социальное бытование и функционирование ансамблевой культуры является основой формирования ее музыкально-эстетической и музыкально-психологической специфики. Онтологические корни ансамблевости связаны с определенным уровнем социальной (индивидуально-групповой) стратификации общества и обусловлены прежде всего возникновением некоторой коммутативной общности членов данной группы, основанной на сближении идеалов, интересов, настроений, вкусов.

Социально-психологическая природа ансамблевости в искусстве во многом родственна природе дружественности, семейственности. Внутреннее функционирование ансамблевой группы в ряде аспектов подобно внутрисемейному: каждый член группы постоянно ощущает психологическую поддержку остальных и свою ответственность перед ними за общее благополучие. Бытие ансамбля как музыкального феномена неразрывно связано с социокультурным функционированием замкнутых групп соответствующей численности, характеризующихся значительной психологической совместимостью партнеров, их эмоционально-личностным взаимодействием в процессе совместного музицирования и определенной близостью их эстетических устремлений и вкусов.

Ансамблевая музыкальная культура многообразна и существует в различных социокультурных ипостасях. Ведущими среди них являются фольклорный ансамбль, военно-духовой, камерный, джазовый, эстрадный, рок-ансамбль и т. д. Социальная значимость и историческая роль каждого из ансамблей в развитии человеческого

7

Польская И. Камерный ансамбль : история, теория, эстетика. Харьков, 2001. С. 313.

10

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

общества различна. Одни из них отражают характерные особенности национальных культур, другие - определенные социальные страты, третьи - конкретные этапы исторического развития.

Основными направлениями исследования социокультурной специфики бытования и функционирования ансамбля является анализ жанрового предназначения и цели исполнения (для кого и зачем исполняется), типологии исполнений (кто исполняет); условий исполнения (где, как исполняется), социальных функций ансамблевого исполнительства и его участников.

Различные формы бытования ансамблевой культуры в социуме характеризуются определенным уровнем приуроченности к тем или иными ситуациям функционирования; предполагают наличие тех или иных характерных пространственных условий. Основными социокультурными ситуациями функционирования музыкального ансамбля традиционно являются храмовое музицирование, бытовое музицирование (домашнее и внедомашнее), концертное исполнительство и музыкальная педагогика. Храмовое ансамблевое музицирование представляет собой особый пласт ансамблевой музыкальной культуры, обладающий собственной социокультурной спецификой, богатейшим историческим опытом функционирования, характерными коммуникативными семантическими особенностями, детерминированными религиознофилософским типом мышления и мироощущения. Храмовой инструментальной культуре присущ некоторый внутренний дуализм, детерминированный параллельным осуществлением двух различных типов мышления и коммуникативности, связанных с обращенностью музыки одновременно к Богу и присутствующей «публике».

Бытовое ансамблевое музицирование является первой исторически сформировавшейся формой городского светского бытования ансамблевых жанров. Бытовое музицирование подразделяется на домашнее и внедомашнее (уличное, парковое, салонное), функционально отличающиеся друг от друга и обладающие собственными характеристиками. Важнейшие функции бытового ансамблевого музицирования: 1) прикладные (элемент праздничного гуляния, трапезы, танцев); 2) коммутативные (эмоциональное единение); 3) развлекательные; 4) гедонистические (получение удовольствия); 5) эстетические (украшение повседневности).

Домашнее музицирование представляет собой основной, исторически определяющий тип контекстуального функционирования камерно-ансамблевых жанров. Функционирование камерно-ансамблевых жанров на уровне домашнего музицирования неразрывно связано с явлением церемониальности, с ритуалом. Церемониальное функционирование различных ансамблей происходило в русле общей церемониальной приуроченности музицирования к определенным ритуалам, сопровождающим как праздничное, так и повседневное бытие.

Социокультурная и хронотоническая специфика салона как переходной стадии между домашним музицированием и концертным исполнительством во многом функционально амбивалентна, основана на синтезе важнейших черт обеих основных форм функционирования ансамбля - пространственно-временной приуроченности и корпоративной общности, относительной стабильности круга присутствующих, присущей домашнему музицированию, с одной стороны, и некоторыми свойствами концертного зала - наличием специально приглашенных гостей - слушателей и исполнителей, секционированием пространства, с другой. Этим синтезом

детерминируются и характер взаимодействий между исполнителями, и эстетика салонного музицирования.

Процесс социокультурного функционального и пространственного разделения исполнителей и слушателей окончательно завершается в институциональных условиях концертного зала, специально предназначенного для публичного исполнения музыки и являющегося в течение последних двух столетий основной ситуацией профессионального функционирования музыки. Социокультурное пространство

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

11

концертного зала принципиально двойственно, оно разделено на функционально и семантически различные части - эстраду и зал. Такая дифференциация пространства связана с кардинальным различием ролевого участия в концерте музыкантов-исполнителей и слушателей.

К числу важнейших и наиболее стабильных социокультурных форм бытования ансамблевой культуры, не подверженных кризисам и спадам, принадлежит также ансамблевая педагогика, эксклюзивная социально-воспитательная роль которой все более отчетливо осознается музикантами. В отличие от пространства концертного зала, пространства музикально-педагогического исполнительского класса целостно. Эстетическими и коммуникативными детерминантами этой пространственной целостности, недифференцированности представляется содержательно-смысловое единство цели всех участников музыкально-педагогического процесса.

Г енезис и эволюция ансамбля как явления художественной культуры исторически связаны с его бытованием в двух социально-культурных измерениях, адресной амбивалентностью - обращенностью, с одной стороны, к широким кругам музицирующих на досуге любителей, а с другой - к музыкальной духовной элите, прежде всего - к музыкантам профессионалам высокого класса. Так, основными типами ансамблевой музыки в данном аспекте являются:

• ансамбли популярно-демократического типа;

• ансамбли интеллектуально-элитарного типа.

Ансамбли первого типа отличаются доступностью и относительной простотой музыкального содержания и формы, исполнительского воплощения, небольшими размерами, несложностью фактуры; преобладают тенденции к миниатюризации и цикличности. Ансамблям второго типа чаще всего присущи глубина и значимость интеллектуально-философского и этического содержания, высокий уровень

семантизации, красота и благородство логических форм и структур, принципиальная усложненность музыкального языка и фактуры.

Основными социальными функциями ансамблевой культуры в целом являются: 1) коммуникативная, связанная с осуществлением совместного личностного сосуществования, общения и взаимодействия участников; 2) игровая, отражающая характер игровой самореализации личности в ансамбле, структурно-ролевые аспекты ансамблевого взаимодействия и ролевого моделирования структуры и характера социальных взаимоотношений; 3) этико-социальная, определяющая социальнопсихологический и эстетический уровень существования ансамблевости;

4) консолидационная, вытекающая из коммуникативной и связанная с социальным проявлением ансамблевой тенденции к активному корпоративному личностногрупповому психологическому сближению и объединению; 5) церемониальная,

обусловливающая цикличность и ритуализированность функционирования ансамбля; 6) эстетическая, детерминирующая художественную значимость камерно-ансамблевой музыки и специфику ее восприятия; 7) духовно-интеллектуальная, определяющая характер и специфику камерно-ансамблевого типа мышления; 8) гедонистическая, связанная с получением эстетического наслаждения в процессе совместного камерного музицирования или слушания ансамблевой музыки; 9) развлекательная, присущая преимущественно различным формам прикладного бытового ансамблевого музицирования (домашнего и внедомашнего).

Социальные функции ансамбля в жизни человеческого общества чрезвычайно широки и разнообразны. Некоторые из них формировали свой характер на протяжении веков, другие имели более локальный характер и их действие ограничивалось пространственно-временными или социокультурными рамками. При этом в различные

12

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1 (9) 2016

исторические периоды и на уровне разных социальных страт их характер менялся, приобретая порой весьма необычные черты.

Исходя из материала, изложенного в данной работе, можно сделать следующие выводы:

• Ансамблевое искусство в различных жанрово-стилистических формах всегда играло существенную роль в социальной жизни и пользовалось широчайшей популярностью среди композиторов, исполнителей и слушателей во все исторические эпохи и в целом остается популярным и в наши дни.

• Понятие «ансамбль» в музыкальной науке и практике является многоуровневым и неоднозначным. Важнейшей предпосылкой существования феномена ансамбля есть концепция целостности. Ансамблевая культура является важнейшей составной частью музыкального искусства, одной из самых популярных и распространенных его форм.

• Основной эстетической категорией, определяющей важнейшие свойства ансамбля, ансамблевой культуры является гармония. К числу ее ведущих свойств принадлежат «серединность», согласованность и соразмерность целого и частей. Важнейшими факторами функционирования музыкального исполнительства являются категории меры и пропорции.

• Социальное бытование и функционирование ансамблевой культуры является основой формирования ее музыкально-эстетической и музыкально-психологической специфики. К ведущим ситуациям функционирования ансамбля относятся храмовое и бытовое музицирование, концертное исполнительство, музыкальная педагогика.

Список литературы

1. Боровик М. Украшський радянський камерно-шструментальний ансамбль. - К. : Муз. Украша, 1976. -102 с.

2. Браславский Д. Эстрадные ансамбли. - М. : Сов. Россия, 1975. - 112 с.

3. Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли. - М. : Музгиз, 1963. - 56 с.

4. Польская И. Камерный ансамбль: история, теория, эстетика. - Харьков : ХГАК, 2001. - 396 с.

5. Раабен Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. - М. : Музгиз, 1961. - 476 с.

6. Розанов В. Русские народные инструментальные ансамбли. - М. : Музыка, 1972. - 155 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Храмова И. Из истории камерно-инструментального ансамбля. - Н. Новгород : ННГК им. М. Глинки, 2005. - 225 с.

ENSEMBLE AS A FORM OF ARTISTIC ACTIVITIES

A.V. Gladkih1), O.V. Gladkih2)

1) Kharkov state academy of culture 2) Kharkov school of culture 1,2) e-mail: [email protected]

The article is concerned with ensemble performing as a form of artistic activities. The author analyses the conceptual basis of the ensemble in the process of functioning. A definition of the notion of 'ensemble' is given. The author identifies aesthetic features of ensemble music making and performing. Basic social functions of ensemble music making are described.

Keywords: ensemble, performing, harmony, collective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.