ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
(Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 04-03-00438а) В. П. Рыжов, д.ф.-м.н., проф. Тел.: (8634) 61-11-41, E-Mail: vpr_trtu@mail.ru Таганрогский государственный радиотехнический университет
http://www.tsure.ru/
The creation process of an art work is considered as the creation process of new information. Fundamental features of this process and possibilities of its modeling are discussed. Non-formalizing essence of many stages of this process is underlined
Создание интеллектуальных, в том числе экспертных систем во всех сферах человеческой деятельности требует значительных усилий по формализации экспериментальных данных и процессов их обработки. Особенно значительны трудности в гуманитарных науках и искусстве, поскольку в них используются трудно формализуемые понятия и предикаты, а в процессуальной сфере преобладают интуитивные методы. В еще большей мере эти трудности возрастают при обращении к процессам творчества, которые в значительной мере пока не познаны. Теме не менее, эта область весьма интересна для исследования и для построения систем искусственного интеллекта, моделирующих творческий процесс.
Несмотря на многообразие видов и предметных областей, с которыми связано искусство, общим для всех его видов является процесс передачи эстетической информации, что было показано еще в середине прошлого века А. Молем [11]. В дальнейшем А. А. Голицын и В.М. Петров показали, что эволюционные процессы в биологии и культуре происходят на основе критерия максимума информации [4,5]. Существенную роль для развития информационного подхода в гуманитарных науках сыграли работы В.В. Налимова [12]. Обобщение многих современных представлений по информационному подходу в культуре и искусстве сделано в монографии Г.В. Иванченко [7], а использование синергетических подходов в гуманитарной сфере в хресто-
матиях под общим названием "Синергетика и психология" [15]. Развитию информационного подхода в искусстве посвящена недавно вышедшая монография [10]. Естественно, что в этих направлениях остается множество нерешенных проблем, обсуждение которых и составляет предмет данного сообщения.
В моделировании творческой деятельности в искусстве можно выделить два основных направления: 1)исследование и моделирование структур художественных произведений и закономерностей строения их формы; 2)исследование и моделирование процессов творчества (психологические, физиологические, историко-биографиче-ские, социальные и иные аспекты). Первое из указанных направлений позволяет в большей мере формализовать экспериментально наблюдаемые закономерности форм художественных произведений и, следовательно, моделировать их (в ряде случаев -весьма успешно [6]). Второе направление пока менее конструктивно, хотя и здесь появляются интересные результаты (например, [9,13]).
Можно ожидать, что в сфере моделирования процессов творчества в искусстве новые результаты могут быть получены с учетом следующих принципиальных особенностей объекта моделирования. Это, во-первых, учет нечеткости описания как целевых функций, так и получаемых в процессе творчества результатов. Эта нечеткость может быть формализована с использованием теории нечетких множеств и, в частности, концепции Беллмана-Заде, определяющей результат как пересечение целей и ограничений [1]. Методика ее использования в указанных ранее целях обсуждается в [10]. Во-вторых, нечеткость и неопределенность представлений творцов не позволяет использовать при экспертных
оценках количественные шкалы (интервалов, отношений, разностей), а приводит к использованию, в основном, качественных шкал (порядка, номинальных).
Следует также отметить, что в процессе творчества закономерности проявляются через случайные варианты, отбор которых производит, чаще всего, сам автор. Яркой иллюстрацией такого процесса могут служить, например, черновики Бетховена, обстоятельный анализ которых выполнен А.И. Климовицким [8]. Но указанная случайность не может быть проанализирована традиционными статистическими методами, т.к. в распоряжении исследователя нет статистически представительного ансамбля реализаций. Поэтому каждое произведение искусства представляет собой уникальный объект, для которого строится своя модель. Вместе с тем, указанное не исключает возможность нахождения статистическими методами характеристик художественного стиля, эпохи, автора, что широко используется искусствоведами.
При моделировании творческих процессов следует также учитывать несимметричность и нетранзитивность отношений между элементами художественного произведения (например, персонажами литературных произведений), нелинейность художественных процессов, изменение метрики, свойств временных и пространственных соотношений (блестящий пример такого анализа дан Л.С. Выготским [3]). Можно отметить, что пространство худо-
жественного произведения всегда многомерно и не является евклидовым. Например, при исследовании восприятия тембров музыкальных инструментов методом семантического дифференциала пространство признаков получается как минимум десятимерным [14].
Еще одной проблемой художественного творчества является глубокая и многоярусная рефлексия. Ее моделирование связано с введением множественных обратных связей в существенно нелинейной системе взаимодействия элементов.
Ввиду того, что процесс художественного творчества пока существенно скрыт от наблюдения психологическими методами, важнейшей формой его исследования является анализ через синтез. Интересные результаты такого подхода приведены в работах А. А. Володина [2].
Следует подчеркнуть принципиальную ограниченность обсуждаемых моделей художественного творчества. Моделируемый объект относится к классу таких объектов, которые ввиду своей сложности не могут быть адекватно описаны моделями меньшей размерности. Таким образом, для создания полноценной модели художественного творчества следует создать модель человека в социальной среде, что, конечно, в обозримом будущем представляется невозможным. Но познавательные и технологические возможности моделей художественного творчества достаточно велики, и это определяет интерес к их созданию.
Литература
1. Беллман Р., Заде Л. Принятие решений в расплывчатых условиях // Вопросы анализа и процедуры принятия решений. - М.: Мир, 1976, С.172-215.
2. Володин А. А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука// Музыкальное искусство и наука: Сб. статей. -Вып.1. - М.: Музыка, 1970, -С.11-38.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Наука, 1965.
4. Голицын Г. А., Петров В.М. Информация - поведение - творчество. - М.: Наука, 1991.
5. Голицын Г.А. Информация и творчество. - М.: Русский мир, 1997.
6. Зарипов Р.Х. Моделирование тональной музыки на ЭВМ// Современный Лаоокоон. Эстетические проблемы синестезии: Сб. статей по материалам научной конференции. -М.: Изд-во МГУ, 1992, -С. 90-92.
7. Иванченко Г.В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.
8. Климовицкий А.А. О творческом процессе Бетховена. - М.: Музыка, 1979.
9. Кобляков А.А. О единой модели, задающей творчество в самом широком его понимании (Основы общей теории творчества)// Устойчивое развитие. Наука и практика. - М.-2003. -№2, -С.22-42.
10. Копцик В. А., Рыжов В.П., Петров В.М. Этюды по теории искусства. Диалог естественных и гуманитарных наук. - М.: Объединенное гуманитарное издательство, 2004.
11. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. - М.: Мир, 1966.
12. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. - М.: Наука, 1979.
13. Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. -М.: Русский мир, 1996.
Электронные учебники
14. Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Метод семантического дифференциала в исследованиях восприятия музыки // Труды международного научного симпозиума "Информационный подход в эмпирической эстетике".- Таганрог: ТРТУ, 1998, -С.209-221.
15. Синергетика и психология: -Вып.1. Методологические вопросы. - М.: Изд-во МГСУ "Союз",
1997.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ
О. Н. Капелько, к.ф.н., доц. кафедры Философии, социологии и политологии Тел.:(095)433-03-44, E-Mail: dawn-way@mtu-net.ru Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) http://www. mirea. ru
The article is devoted to the experience of employment philosophy, electronic study and complex of methods. There is considering of opportunity different methods in teaching philosophy. As a result of implementation there is an increase of student's interest to philosophy and the level of their knowledge.
Построение современного общества в России немыслимо без включения в образовательный процесс современных интеллектуальных технологий. Известно, что ускоренное развитие и широкое внедрение современных технологий, прежде всего технологий обработки и передачи информации, является одной из основных закономерностей современного развитого общества. Изменившаяся жизнь диктует необходимость использования новых информационных технологий во все новых и новых областях, консервативных, и традиционно гуманитарных и далеких от техники. Речь пойдет, в первую очередь о философии и культурологии, хотя эти же доводы будут применимы и в отношении других гуманитарных дисциплин.
Когда речь идет о таких дисциплинах, как философия, у многих специалистов-гуманитариев возникают сомнения в возможности применения информационных технологий и интеллектуальных систем как таковых. Это аргументируется тем, что уходит сама сущность гуманитарных дисциплин, применение техники ведет к «технизации», «стандартизации мышления» и
его неполноценности. Н.А. Бердяев писал: «Главная космическая сила, которая сейчас действует и перерождает лицо земли и человека, дегуманизирует и обезличивает, есть ... не капитализм, как экономическая система, а техника, чудеса техники. Человек попал во власть и рабство собственного изумительного изобретения - машины»[2].
По мнению Фромма, современный индустриальный человек отличается тем, что его больше не интересуют другие люди, природа, все живое. Фромм подчеркивает: когда страсть к техническим устройствам заменяет подлинный интерес к жизни, создаются условия для формирования некрофильской, деструктивной ориентации, проявляющейся в отказе от нравственных ориентиров во всех сферах жизни.
Поэтому вопрос о применении техники в преподавании гуманитарных курсов оказывается своевременным. Можно ли совершенствовать гуманистическую составляющую гуманитарных курсов, опираясь на современное техническое оснащение, более того, используя продвинутые информационные системы, не выхолащиваем ли мы гуманитарное содержание?
Эти вопросы стояли перед нами, когда мы планировали широкое использование ИТ. Хочется сразу отметить, что информационные технологии - это инструмент, который действительно позволяет качественно повысить уровень преподавания. Почему же в данном случае возникает