ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ
ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТАМИ
В работе рассматривается восприятие музыкальных произведений студентами с точки зрения информационного подхода. Описаны принципы информационного подхода применительно к музыкальной информации. Разработаны условия развития восприятия и сформированы принципы классификации музыкального материала с точки зрения сложности его восприятия. Данная классификация позволит педагогам оптимально составлять репертуарный список произведений для обучающихся.
Ключевые слова: музыкальное сообщение, семантическая информация, эстетическая информация, восприятие музыкального произведения, условия развития музыкального восприятия студентов, классификация музыкальных произведений по сложности восприятия музыкальной информации.
L.A. Murtazina. In this paper considered the perception of musical works by students from the viewpoint of information approach. The principles of information approach in the context of the musical information are described. Conditions of development ofperception are developed and principles of classification of a musical material from the point ofview of difficulty of its perception are generated. This classification will allow teachers to make optimal repertoire list of works to students.
Key words: musical message, semantic information, aesthetic information, the perception of a musical work, the conditions of development of musical perception of students, the classification of musical works by difficulty ofperception of musical information.
Анализ педагогических, психологических, социологических и музыковедческих концепций, отражающих различные подходы к проблеме восприятия, показал, что для рассмотрения в музыкальной педагогике проблемы восприятия музыкального произведения сформированы значительные теоретикометодологические предпосылки. В то же время концепция восприятия в системе музыковедческих дисциплин не нашла последовательного отражения, отсутствуют исследования, позволяющие включать педагогические методы в процесс развития восприятия, не определены педагогические аспекты формирования восприятия музыки в целом.
Рассмотрим музыкальное восприятие с точки зрения информационного подхода в педагогике и психологии. Специфика художественной информации выражается через такие понятия как текст, код, знак, оригинальность, избыточность, упорядоченность [1]. Согласно А. Молю, информация в художественном сообщении подразделяется на семантическую и эстетическую. Семантическая информация подчиняется универсальной логике, имеет структуру, допускающую точное представление, переводимую на другие языки. Эстетическая информация, «непереводимая, относящаяся не к универсальному набору символов, а только к набору знаний, общих для приемника и передатчика» [1, с.202-203], «...представляет собой пространство степеней свободы музыкального сообщения относительно системы его нотаций (парти-
туры), составляющих лишь схему музыки» [1, с.249]. Всякое сообщение несет и ту и другую информацию. Объем информации, который может воспринять слушатель, зависит от его «уровня культуры» и жизненного опыта.
Разработка специфических педагогических методов формирования восприятия музыки опирается на определение восприятия как объема информации, воспринятого в определенный отрезок времени, и понятие результата информации, являющегося накоплением информации, формирующей личность, которая воспринимает не только эмоциональную сторону музыкального произведения, но и ту духовную насыщенность, отличающую его от других произведений [2].
Одним из способов преодоления протии-воречия между большим объемом, скоростью поступления сенсорной информации, и ограниченным объемом оперативной памяти человеческого мозга является иерархическая ор-ганизация восприятия и «эстетического» в том числе. При этом на уровень сознания выносится наиболее значимая информация, структурированная в соответствии с ценностными установками личности [3, с.152]. На каждом из уровней восприятия разнообразие и объем информации уменьшаются, но одновременно происходит разделение ее по качественным признакам. Так, в музыкальном произведении крупной формы наиболее рельефно проявляются законы восприятия в виде четкой структурированной и подробно описанной музыкальной формы.
Иерархическая организация уровней восприятия позволяет существенно увеличить пределы воспринимаемой эстетической информации. В этом проявляется принцип максимума информации Г.А.Голицина, который формулируется следующим образом: «в процессах эволюции, адаптации, развития, научения, поведения, восприятия, распознавания образов, решения задач - система выбирает такие реакции, которые обеспечивают максимум средней взаимной информации с заданными условиями среды («стимулами»)» [4, с.48].
Другой теоретико-информационный принцип - принцип необходимого многообразия связан с именем У.Р.Эшби, который состоит в необходимости информационного
соответствия любых систем,
обменивающихся информацией. То есть количество информации в единицу времени источника сообщения, канала связи,
приемника сообщения должны быть
согласованы между собой. Но в человеческом восприятии различных видов искусства нет однозначного отображения, поэтому в музыкальных произведениях разнообразие и количество информации не сохраняются. Однако благодаря сотворчеству при восприятии музыкального произведения и
тезауруса воспринимающего происходит добавление новой информации. Связь между восприятием и ин-формационностью можно определить следу-ющим образом: чем
меньше информационная насыщенность произведения, тем выше уровень ее предсказуемости и тем выше уровень ее восприятия. Однако здесь необходимо сохранение восприятия, которое может быть утеряно в силу полной предсказуемости информации, а значит ее отсутствия.
Поскольку восприятие музыки - это восприятие информации, то информация целостного музыкального произведения больше суммы отдельных элементов музыкального языка (лада, метрическая интонация, музыкальный ритм и т.д.). Количество воспринимаемой нами информации находится в существенной зависимости от нашего тезауруса. Изменение интереса к музыкальному произведению происходит в результате сложного взаимодействия чувственной (рецепторной) и знаниевой (тезаурусной) информации. Под влиянием какого-либо события, переживания или
услышанного мнения, согласно принципу Эшби, происходит соответствие информации для источника и приемника на уровне не только количества, но и на уровне ее ценности.
Возможности восприятия и памяти человека ограничены, поэтому, как правило, возникает необходимость повторного многократного прослушивания музыкального произведения, открывающего новые смыслы, новые оттенки и нюансы музыкальных
образов.
Для восприятия музыкального произведения характерен также принцип укрупнения [5]. Так, исполнитель воспринимает ткань музыкального произведения не отдельными звуками, а созвучиями (аккордами),
пассажами, интонационными единицами, такое восприятие позволяет намного повысить темп исполнения музыкального
произведения и объем заучивания
музыкального текста наизусть.
Разработка педагогических методов развития восприятия студентов может опираться на ряд условий [2]:
- элементы музыкального произведения
необходимо воспринимать по уровню их значимости. Это условие опирается на закон последовательности впечатления
(А.Г армаев);
- для активизации восприятия необходима
установка к музыкально-слуховой
деятельности и формирование мотивов восприятия, как средства самореализации и самовыражения;
- необходимо определение степени
адекватности восприятия студентом
музыкального произведения. Данный
мониторинг можно осуществить с помощью фиксации объема и скорости восприятия, проявляющегося в количестве обращений к произведению и во времени, затраченном на получение планируемого результата;
- результатом восприятия должна быть не только позитивная оценка, но и осознание трудностей, связанных с постановкой конкретных задач музыкальной педагогики и оценка степени их решения;
- объем информации, связанный с закономерностями изложения музыкального материала, должен соответствовать объему накопленных студентом знаний, умений, способов мышления (тезаурус);
- уровень информационной насыщенности музыкальной ткани произведения
(интонационной, фактурной и т.д.) должен сохранять баланс между разнообразием элементов музыкального материала и его предсказуемостью, т.е. возможностью для студента «предслышания», осознания целого и отдельных составля-ющих произведения, связанных с выявлением закономерностей музыкального материала.
Опираясь на данные условия восприятия музыкального произведения можно
сформулировать некоторые принципы
классификаций произведений музыкально-
учебного материала по сложности их восприятия:
1. Наиболее простыми для восприятия
можно назвать музыкальные произведения с простой, эмоционально открытой,
выразительной мелодией, близкой к песне, и сопровождающейся простой по своей
структуре фактурой гомофонно-
гармонического склада. Более трудны для восприятия полифонические произведения или произведения с элементами полифонического развития, а также
произведения концертно-виртуозного плана, которые в силу особенностей музыкального языка не могут быть восприняты студентом без специального образования, а тем более им исполнены.
2. Восприятие музыкальных произведений
студентом должно строится на основе продвижения от простого к сложному - на основе усложнения музыкальной формы произведения от музыкальных «миниатюр» к крупным музыкальным циклам: сонатам,
вариациям, сюитам и т.д.
3. Наиболее простыми для восприятия можно назвать музыкальные произведения, близкие студенту по эмоциональному состоянию, национальным особенностям, его тезаурусу, музыкальным вкусам и пристрастиям. Более сложным для восприятия студента является музыкальный материал, который часто не исполняется, не опирается на традиционную ритмическую мажорно-минорную систему.
Таким образом, нами рассмотрено восприятие музыкального произведения студентом с точки зрения информационного подхода, указаны условия развития восприятия и сформированы принципы классификации
музыкального материала с точки зрения сложности его восприятия, что в дальнейшем позволит педагогам оптимально составлять репертуарный список произведений для обучающихся.
1. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. -М.: Мир, 1966. -312с.
2. Щирин Д.В. Педагогика восприятия духовной музыки. - СПб.: СПбГУКИ, Астерион, 2007. -316 с.
3. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001. - 264 с.
4. Голицин Г.А. Информация и творчество. - М.: Русский Мир, 1997. - 304 с.
Балим Г.М., Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Проблемы системного анализа культуры. -Таганрог: ТРТУ, 2003. - С. 43-126.