Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Власенко Светлана Викторовна, Жумагалиева А. К.

В статье уточнено понятие «мыслительная способность» и определены способы их развития у младших школьников. Авторы раскрывают сущность и характеризуют понятие «мыслительные способности», выявляют их особенности и проблемы их развития у младших школьников. Конкретизируется уровень развития мыслительных способностей сформированностью определенных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Власенко Светлана Викторовна, Жумагалиева А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.032

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Лепешев Д.В.

НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

Власенко С.В., Жумагалиева А. К. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье уточнено понятие «мыслительная способность» и определены способы их развития у младших школьников. Авторы раскрывают сущность и характеризуют понятие «мыслительные способности», выявляют их особенности и проблемы их развития у младших школьников. Конкретизируется уровень развития мыслительных способностей сформированностью определенных умений.

Ключевые слова: мышление, мыслительные способности, развитие, познавательная деятельность, младшие школьники.

Развитие мыслительных способностей младших школьников - одна из главных проблем в обучении на протяжении многих лет. Ее разработка, несомненно, будет содействовать совершенствованию

образовательного процесса и формированию личности современного школьника. Эта проблема и ранее была предметом внимания многих дидактов и психологов. Сделано немало как в разработке самого понятия, так и в осмыслении процессуальных основ.

Социально-экономические изменения в обществе, которые произошли за последнее десятилетие, требуют усилить направленность образования на личность ученика, на его всестороннее развитие, побуждают

пересмотреть устоявшиеся взгляды на процесс развития мыслительных способностей младших школьников, ориентируют на освоение новых методологических подходов к исследованию данного явления с целью определения оптимальных путей воздействия на личность в целом, изыскания средств и способов развития мыслительных способностей младших школьников.

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние

закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Познавательная и мыслительная способность человека - способность логически мыслить [1].

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. В мышлении устанавливается отношение условий

деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему [2].

Мышление как феномен,

обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность. Управление учебным процессом неразрывно связано с направленной переработкой информации и творческим развитием мыслительных способностей младших школьников. Характер управления определяется главным образом тем, какой внешний информационный поток воздействует на мыслительную деятельность школьников для достижения поставленной цели. А это значит, что в развитии процесса обучения все большая роль будет отводиться интеллецентрической концепции. Сущность ее заключается в преимущественной роли психолого-педагогической обоснованности обучения, в направлении развития высших мыслительных способностей младших школьников [3].

Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами

обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Специфичность мышления заключаются в том, что:

- мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;

- лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;

- мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

- носит опосредствованный характер;

- всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;

- исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;

- в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;

- связано с практической деятельностью человека [4].

Росс Грин определяет мыслительные способности как способности направленно мыслить. Они отличаются взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата [5].

При всем разнообразии определений мыслительных способностей можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления.

Мыслительные способности младшего школьника - отправная точка для развития критического и творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено. Мыслительные способности младшего школьника приобретаются и оттачиваются с течением времени. Педагог, помогая ребенку принимать лучшие решения, более эффективно

обрабатывать информацию, тем самым оттачивает в раннем возрасте навыки детей к критическому мышлению, даёт им толчок в развитие. Способность критически мыслить -это ключевой навык для достижения академического успеха. Мыслительные способности - это тщательный анализ, обработка и осмысление информации. Мыслительные способности требуют навыков размышлять над своими собственными убеждениями, а также над чужими идеями, а затем видеть связи между этими вещами. Это требует умения активно слушать других, оценивать, анализировать и оценивать аргументы, а также отделять сильные эмоции от обсуждаемой темы. Поэтому мы не принимаем то, что слышим или читаем, за чистую монету, а используем свои критические способности для взвешивания доказательств и рассмотрения последствий и выводов [6].

Развитие мыслительных способностей должно осуществляться на всех этапах обучения - к отбору информации, чтению, письму, говорению и аудированию. Из них умение критически читать и оценивать информацию является, пожалуй, самым важным навыком, которые в случае его приобретения может быть применены и в других областях.

Развитие учащихся в процессе обучения связано с побуждением их к мыслительной активности, сообразительности, умственной гибкости и творчеству, прочному овладению изучаемым материалом и т.д.

П.П. Блонский отмчеал, что «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать». Во-вторых, для... умственного развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретается знание... Словом, умственное развитие характеризуется и тем, что отражается в сознании, и еще в большей степени тем, как происходит отражение» [7].

Уровень развития мыслительных способностей определяется

сформированностью следующих умений:

- диалектически анализировать учебный материал,

- сравнивать объекты, факты, явления;

- классифицировать материал;

- обобщать, делать резюме;

- абстрагировать;

- выделять главное, существенное;

- синтезировать материал;

- устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

- выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

- пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка.)

Перед педагогами стоит большая задача, развить мыслительные способности младших школьников, чтобы они готовы были решать любую ситуацию с инструментами, необходимыми для того, чтобы отбросить сильные эмоции и принять верные решения. Самый первый и самый важный шаг для развития мыслительных способностей младших школьников - это стать критиком своих собственных мыслей и действий [7].

1. Задавайте «основные» вопросы.

Заманчиво представить себе, что хорошие критические мыслители задают эрудированные, запутанные вопросы, когда пытаются решить проблему. Однако на самом деле все обстоит как раз наоборот. Чем лучше вы умеете критически мыслить, тем более фундаментальными и ясными становятся ваши вопросы. Чтобы усилить ваши вопросы при решении проблем (и тем самым улучшить ваши мыслительные способности), убедитесь, что вы разбиваете вопросы на части. Предположим, вы столкнулись с новой проблемой, в работе с детьми или родителями, и не знаете, что делать. Начните со следующего вопроса:

- Какая информация об этой проблеме у вас уже есть?

- Откуда вы знаете эту информацию?

- Какова ваша цель и что вы пытаетесь обнаружить, доказать, опровергнуть, поддержать или критиковать?

- Что же вы могли упустить из виду?

Эти типы вопросов побуждают вас сразу

же перейти к сути проблемы, прежде чем предполагать сложность. Если это необходимо, попробуйте записать ответы на вышеприведенные четыре вопроса, когда столкнетесь с проблемой, чтобы помочь себе вспомнить весь процесс решения проблемы. когда вы проходите через него. Этот пример

показывает, насколько критическое мышление важно с межличностной точки зрения, а не только с когнитивной.

2. Осознавать свой мыслительный процесс.

Категория людей, которые считают себя «хорошими критическими мыслителями», часто высокомерно критикуя других. Однако, в реальности «хорошие мыслители» это больше е саморефлексия. В частности, вы хотите следить за своим собственным мыслительным процессом: где он начался, как выглядит и куда идет. Мозг человека невероятно впечатляет и может сортировать информацию с поразительной скоростью, но эта молниеносная работа может побудить к игнорированию важных факторов. Наш мозг использует эвристику, своего рода когнитивные ярлыки, чтобы быстро делать выводы о том, что происходит вокруг нас. Во многих случаях эти эвристики дают надежные результаты и помогают детям продвигаться дальше, но иногда принимают форму ненадежных предубеждений, которые могут повести вас по ложному пути. Во избежание таких случаев заведите привычку спрашивать себя, что вы предполагаете и почему, и проверять такие вещи, как бесполезные стереотипы. Ведь глубокое осознание собственных

предубеждений является первым шагом к переписыванию этих частей вашего мышления, так как даже самый лучший критический мыслитель никогда не будет полностью свободен от предубеждений [8].

3. Скорректируйте свою перспективу.

Большая помощь в развитии

мыслительных способностей заключается в том, чтобы быть более внимательным к своим собственным предубеждениям. Сознательно пробуйте думать различными способам мышления. Вместо того, чтобы придерживаться ваших любимых источников новостей, читайте намного шире. Например, подбирайте книги авторов, определите необходимые интернет источники, которые выведут вас на новый уровень. Все эти действия сделают вас лучшим мыслителем.

4. Думайте в обратном порядке.

Обратное мышление - это еще одна

интересная и эффективная техника, которая помогает решить сложную проблему. Основная идея заключается в том, что вы

переворачиваете то, что, как вам кажется, вы знаете, с ног на голову. Итак, если вы думаете, что совершенно очевидно, что А вызывает В, спросите себя «А что, если В вызывает А?». Это напоминает структуру знаменитого случая с курицей и яйцом. Изначально мы думаем, что курица - это тот, кто приходит первым, потому что яйцо должно быть отложено курицей. Однако, если вы считаете, что сам цыпленок должен был где - то появиться, это уже не так ясно и приходите к сомнению. Таковы особенности обратного мышления, которое не всегда дает немедленное решение проблемы.

5. Развивать дальновидность.

Хорошее предвидение - это актив, независимо от того, чего вы пытаетесь достичь. Независимо от того, находитесь ли вы на собеседовании, пытаетесь продать дом или пытаетесь встречаться, вы будете лучше способны принимать правильные решения, если уже видите последствия. Чем больше вы развиваете свою способность к предвидению, тем самым улучшаете свои мыслительные способности. Очень важно убедиться в том, что вы нашли время, чтобы рассмотреть все аспекты потенциального решения.

К - Д - Ушинский считал, что воспринятые из внешнего мира образы являются материалами, над которыми работает мыслительная способность, и в результате получаются знания, понятия. [7].

Развитие всех этих свойств и качеств мышления в высшей школе определяется прежде всего системой приобретения знаний [3. Развитие мышления зависит также от характера мыслительной деятельности младших школьников, от использования оптимальных средств и форм самостоятельного поиска знаний, путей их оценки и применения для получения новых знаний и для их практического использования. Здесь именно происходит связь учебной и познавательной деятельности младших школьников с развитием их мыслительных способностей.

Библиографический список

1. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Академия. - Том 3. -С.1266.

2. Джо Боулер. Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений. М.: Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 272 с.

3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе. - М.: Логос, 2018. - 250 с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: 2018. - 608 с.

5. Росс Грин. В партнерстве с ребенком. Как слышать друг друга и вместе находить решения. М.: Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 287 с.

6. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ

учебной деятельности М.: ИПРАН. 2019. - 150 с.

7. Кирилина Рената. Развиваем творческое мышление ребенка. ТРИЗ-тренинг для детей/М.: Издательские решения, 2019. - 56 с.

8. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Владос, 2018. - 405 с.

9. Доман Г.Д. Как развить интеллект ребёнка. / Пер. с англ. -М.: Аквариум, 2018. -200 с.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

ORCID 0000-0002-9899-2831 е-mail: d_Lepeshev@mail.ru

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) е-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

Жумагалиева Айгерим Кудайбергеновна, магистрант специальности «Педагогика и методика начального обучения», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Дата поступления статьи: 13.12.2021

© Лепешев Д.В., Власенко С.В., Жумагалиева А.К., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.