УДК 376
ПОВЫШЕНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Иманбекова А.Б., Власенко С.В., Корягина О.В.
Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В данном исследовании мы рассматриваем способы повышения речевой активности младших школьников с нарушением слуха. Одним из эффективных способов является драматизация. Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития. Как помочь таким детям услышать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать? Самой важной, конечной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной личностью.
Ключевые слова: развитие речи, способы развития речи, драматизация, методика игровой деятельности
Современная система образования считает важным своевременную адаптацию детей инвалидов в социум. В Законе об образовании Республики Казахстан, говорится, что ребенок-инвалид вправе получить образование, соответствующее его физическим, умственным способностям и желаниям, выбрать род деятельности и профессию, участвовать в творческой и общественной деятельности [1].
А для этого важно не заставлять ребенка произносить заученные фразы, значение которых он, возможно, и понимает, но не может глубоко прочувствовать, а создать такую обстановку, которая помогла бы ему широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной собственной речевой активности. Н.Д. Ярмаченко считает, развитие устной речи у глухих детей «жизненной необходимостью». Развивается речь - развивается мышление, открываются неограниченные возможности совершенствования, и тем самым разрывается кольцо социальной изоляции глухих [2]. Но, абсолютно каждый ребенок индивидуален, как в психическом так и в физическом развитии, однако, есть метод обучения, которой близок каждому школьнику и эта - игра. Ведь именно игра является самым доступным и эффективным методом обучения младших школьников, который позволяет ребенку получать знания в более комфортных и близких для него условиях.
Драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Драматизация представляет собой процесс становления и развития личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, речевой активности, эмоций, художественных способностей.
Традиционно драматизация организуется по сценарию литературного произведения. Сошлёмся на положения Л.С. Выготского, указывающего на несомненную пользу драматизации: «во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием; во-вторых, она ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества. При этом Л. С. Выготский считает, что в игре-драматизации сценарий не всегда является жестким каноном и может быть лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация: Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении [3].
В «Настольной книге для учителя» группа авторов во главе с профессором М.А. Мельниковым приводит такое определение: «драматизация означает передачу в лицах литературного произведения или случая, взятого из жизни, или разыгрывание сюжета, придуманного самими исполнителями» [4].
Проанализировав работы этих ученых, можно сделать предположение, что именно в процессе драматизации реализуется одна из важных задач обучения и воспитания глухих детей, а именно, формирование у них устной речи, которая представляла бы собой полноценное средство общения и орудие мышления. Драматизация помогает активизировать речь школьника, так как в большей степени она предполагает не заучивание, а импровизацию. Значение устной речи или повышении речевой активности, как средства общения с окружающими, базы для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах многих отечественных и зарубежных ученых.
Исходя из всего выше сказанного, отметим, что речь находится в непосредственной связи и взаимозависимости со слухом. Рождаясь на свет, ребенок уже имеет определенную предопределенность для согласованной работы речедвигательного и слухового анализаторов. Однако, для того чтобы эта предопределенность превратилась в обычных условиях в реальное взаимодействие слуховой и речевой функций, необходимо, чтобы в период формирования речи оба анализатора во всех своих звеньях функционировали нормально. Поэтому особая значимость работы по развитию устной речи для глухих детей определяется тем, что в силу отсутствия слуховой функции речь таких детей (если не осуществляется специальное обучение) или вообще не развивается, или распадается, или, наконец, хотя и развивается, имеет отклонения от нормы. Отсутствие или недоразвитие устной речи у глухих детей влечет за собой недоразвитие у них абстрактно -логического мышления, отставание в общем психическом развитии. Вот почему задача формирования устной речи и повышения речевой активности у глухих детей приобретает особую значимость.
Поэтому, можно предположить, что задача развития речи и повышения речевой активности сводится к организации таких педагогических мероприятий, которые обеспечили бы формирование устной речи. В этой связи важно выяснить, какими возможностями обладают глухие дети для развития устной речи. Одним из таких мероприятий может являться именно игра-драматизация.
Большинство педагогов, психологов, ученых считают, что именно посредством игры можно достичь наиболее качественного обучения. Рассмотрим возможности драматизации в обучении младших школьников. Игра является важнейшим средством психического, личностного и социального развития детей. Основная особенность игры состоит в том, что ребенок с раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие мышления и речи. Умственное развитие в игре неразрывно связано с нравственным, эстетическим, физическим развитием ребенка. В игре с первых этапов ее развития формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, общении с детьми [5].
Такая методика игровой деятельности, как драматизация, является разновидностью художественной игры с присущими ей специфическими особенностями. Драматизация - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре школьник создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры никогда не играют молча. Своим голосом или голосом персонажа ученик проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи и повышения речевой активности, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности.
Таким образом, основываясь на исследованиях М.С. Певзнер и И.Г. Багровой [6] мы разработали модель развития речевой активности младших школьников, представленную на рисунке 1.
Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей школьного возраста с нарушением слуха, так как речь возникает и развивается в процессе общения. С первых дней пребывания детей в школе начинается обучение речи как средству общения. Учитель дает детям поручения, связанные с организацией урока. Параллельно с практическими усвоениями речевых средств учащиеся овладевают словесным материалом в процессе специально организованных наблюдений и упражнений. В работе по развитию речи в начальных классах четко выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связанной речью. Все эти направления развиваются параллельно, хотя и находятся в подчинительных отношениях между собой: словарная работа дает материал для работы над предложением, а результаты той и другой работы используются при составлении связанных рассказов. Основная задача развития речи в начальных классах - научить глухих школьников излагать свои мысли, чувства и желания, строить развернутый
монолог о своих переживаниях и впечатлениях, обо всем, что происходит в их жизни [7].
Рисунок 1. Модель развития речевой активности младших школьников с
нарушением слуха
Действующая в настоящее время школьная программа предусматривает необходимость целенаправленной работы по развития речи глухих школьников на всех уроках. Программа построена таким образом, что требования к учащимся возрастают постепенно, при переходе из класса в класс, увеличивается количество видов работ по развитию речи, усложняется их характер и содержание. Например, в 1 классе используются такие виды работ, как описание событий, описание предмета и работа по картинке, то в 4 классе к ним добавляются сочинения на предложенную учителем тему, изложения и т.п. Программа содержит требования, предъявленные к развитию речи глухих школьников, как устные, так и письменные, а также называет различные виды работ, необходимые для реализации этих требований. В целом обучение учащихся речи на всех этапах должно быть подчинено главной цели: развитию у них самостоятельного, творческого, логически стройного мышления и на этой основе - точной и выразительной речи.
Для успешной реализации этой цели в процессе обучения необходимо соблюдать следующие педагогические требования:
1) Отказ от работы по вопросам при составлении связанных высказываний любого вида. Учитель при работе над высказыванием любого вида побуждает учеников к строгой логической последовательности в изложении событий в соответствии с конкретным пунктом плана или текста в целом, не перебивая их
вопросами. При этом дети учатся строить именно связанный текст, а не отвечать отдельно на вопросы.
2) Формирование словесной речи на основе построения целостных текстов. Роботе по построению текста в школе для глухих предшествует словарная работа по теме и выполнение лексических и грамматических упражнений с использованием речевого материала темы. Это помогает овладеть речью как специфической формой речи, способствует выработке у них навыков самоконтроля.
3) Усвоение письменной речи в контексте реальной деятельности учащихся.
4) Использование на уроках различных организационных форм, обеспечивающих сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.
5) Использование на уроках дифференцированного подхода к учащимся с целью активации речевой и мыслительной деятельности каждого из них.
6) Составление планов работы на длительный период с включением в них всех рекомендованных программой видов работ.
Программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации: 1) принимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение; 2) обращаться к товарищу (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению; 3) отвечать на вопросы и задавать их; 4) сообщать о выполненной и предстоящей работе; 5) участвовать в диалоге.
Из всего выше сказанного можно выделить основные направления и работы по формированию речевой активности, для учеников младших классов со слуховой депривацией.
Итак, виды и приемы работ по развитию разговорной речи младших школьников многообразны. Все они направлены на установление общения детей не только с педагогом, но и друг с другом, имеют мотивированный характер. Учитель должен помнить о том, что нельзя давать глухому готовую схему ведения диалога, иначе малейшие изменения в его ходе вызывают большие трудности. Работа по развитию речи преимущественно ведется в устной форме, весь речевой материал должен восприниматься детьми слухо-зрительно.
Библиографический список
1. Закон об образовании Республики Казахстан // Образование в Республике Казахстан: Сборник законодательных актов. - Том 1/ Под ред. М.М. Кузембаева. -Астана, 2018. - 352 с.
2. Ярмаченко Н.Д. Развитие диалогической речи детей с нарушением слуха посредствам сказкотерапии. // Дефектология, 2002. -№6.
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М., 2005.- 54 с.
4. Начальная школа: Настольная книга для учителя. /Под ред. Мельникова М.А.-М.-2000.- С.741.
5. Джанбубенов М.З. Работа по развитию речи по сюжетной постановке. // Бшм, 2009. - № 3. - С. 74-76.
6. Певзнер М.С. Клинико-педагогическое изучение учащихся вспомогательных классов школы для слабослышащих детей. // Дефектология, 2003.- № 3.- С. 3-10.
7. Головчиц Л.А., Гаврилушкина О.П., Дмитриева Л.В. и др. Методические рекомендации к программе "Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития. - М.: ГНОМ и Д, 2006. - 167 с.
Иманбекова Акжан Бакытжановна, магистрант специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru
Корягина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: olga_koryagina@mail.ru
Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru
Дата поступления статьи: 18.11.2020
© А.Б. Иманбекова, СВ. Власенко, О.В. Корягина