УДК 37.025
ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Лаута ВН., Власенко СВ., Корягина О.В.
Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье рассматриваются механизмы обратной связи в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе. Использование интерактивных методик, личностно-ориентированных технологий, направленных на активизацию познавательного интереса способствует активизации обратной связи. Внедрение в учебный процесс современных методов обучения позволяет осуществить гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности магистрантов с различными источниками информации, а также оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса и групповую работу обучающихся и обеспечивает обратную связь.
Ключевые слова: обратная связь, активные методы обучения, дистанционное образование, методика преподавания в вузе, информационно-коммуникационные технологии.
В последнее время происходит изменение современной образовательной системы, которая определяет необходимость развития гармонически развитой личности, подготовленной к освоению действительности в единстве интеллектуальной и эмоциональной составляющих. В процессе развития ребенка происходят изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на отношения с окружающими людьми. Возрастает способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может качественно развиваться, ее необходимо развивать, а для этого нужно подбирать соответствующие методы и формы воспитательной работы.
Недооценка индивидуальных проявлений в эмоциональной сфере может обернуться просчетами в воспитании, академической неуспеваемости, в приобщении его к миру человеческих ценностей. Тогда правомерно встанет вопрос о влиянии эмоциональных переживаний младших школьников на их академическую неуспеваемость. Воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.
В Государственном общеобязательном стандарте образования отмечается. Что «начальное образование обеспечивает формирование нравственных качеств личности ребенка, его эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, положительной мотивации к учебному процессу, развитие его индивидуальных способностей и умений в познавательной деятельности [1].
Важность эмоционального благополучия ребенка, развитие его чувств и эмоциональной сферы подчеркивается в нормативных документах Республики Казахстан. В Учебной программе по Самопознанию для учащихся начальной школы отмечается, что главной задачей духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста является развитие эмоций и чувств, направленных на другого, а не только приобретение детьми знания о правильном поведении. Компетенции, которыми должен обладать младший школьник: умение прислушиваться к своим чувствам, анализировать свои поступки, мысли и давать им нравственную оценку; умение считаться с другими, любить, оказывать помощь окружающим, дарить радость другим, сопереживать, стыдиться своих плохих поступков, переживать, обижаться;
умение проявлять доброжелательность, дружелюбие, чуткость, заботливость, готовность к взаимопомощи и эмпатии; развитие морального сознания, социальных, нравственных чувств и становление моральной саморегуляции [2].
В статье 11 Закона «Об образовании РК» одной из задач системы образования выдвигается «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности» [3].
В Концептуальных основах воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жацгыру» отмечается важность формирования коммуникативной культуры, которая определяет принципы поведения, отражает систему ценностей, идеалы, нормы и помогает организации общения, установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей индивидуальности в творческой деятельности. Одной из важнейших задач считается необходимым «создать мотивационные условия для проявления интеллектуальных возможностей, склонности к научному творчеству, лидерских качеств и одаренности каждой личности» [4].
В мировой практике накоплен достаточный опыт повышения качества образования как способ реагирования на глобализацию. Разрабатываются различного рода проекты, программы, в которых обосновывается и прогнозируется успешная деятельность. Понятия «академическая успеваемость и «академическая неуспеваемость»» становятся широко употребляемым. «Академическая неуспеваемость» - неспециальный термин, используемый для обозначения случаев, когда у учащихся возникают проблемы в учебе, не связанные с расстройствами, которые могли бы их вызвать, такими, например, как расстройства внимания или снижение способности к обучению [5].
Актуальность нашего исследования заключается, во-первых, в научной значимости проблемы изучения факторов академической неуспеваемости младших школьников, во-вторых, в высоком интересе психологии к особенностям эмоционального развития и, в частности, эмоциональных переживаний младших школьников. Особенно актуальны вопросы эмоциональных переживаний для младшего школьного возраста, поскольку именно в младшем школьном детстве закладывается основа для дальнейшего гармоничного развития личности, которое подразумевает эмоциональное становление. Ведущим личностным процессом у младших школьников является формирование мотивации поведения и деятельности, обеспечение успешности обучения. В свою очередь, развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций, которые в значительной степени определяют их эффективность.
«Главной задачей уровня общего среднего образования является усвоение учащимися базисных основ системы наук», - выделяется основная задача школьного образования в Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан [34]. Вместе с тем, длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей. Важнейшей задачей науки является раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.
Проблема школьной неуспеваемости очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы: как преподаватель учит, как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие. В связи с этим, специалисты разных отраслей педагогической науки в своих исследованиях уделяли преимущественное внимание одной или другой стороне данной проблемы. Так, дидакты основным объектом изучения делали педагогические условия, особенности учебно-воспитательного процесса, которые способствуют преодолению неуспеваемости или, наоборот, являются их причиной. Психологи же направляли внимание на
изучение особенностей личности неуспевающих школьников, проявляющихся в процессе учения, на выявление своеобразия самого процесса их учебной деятельности.
Важным условием благополучного развития младшего школьника является его успешность в учебно-воспитательном процессе. Школа является источником радости, которая возникает благодаря усвоению новых знаний, ощущению своих возрастающих возможностей, объективным подтверждением успехов. Кроме того, в школе происходит выработка адекватного социального поведения, т.е. овладение социальными ролями, формирование представлений младшего школьника о самом себе. Ход учебы влияет на будущее ребенка, поскольку хорошее школьное образование и высокое общественное положение тесно взаимосвязаны. На современном этапе развития общества ориентация на успех выступает в качестве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха [6].
В то же время рядом исследователей отмечено, что школа может оказать неблагоприятное влияние: неуспеваемость предсказывает неблагополучие в дальнейшей жизни, а стресс, связанный с получением образования в современных условиях, может приводить к отклонениям психического здоровья. Кроме того, проблемы взаимоотношений с одноклассниками могут приводить к трудностям в общении на протяжении долгого времени [7].
Практикой школы уже давно доказано, что каждый школьник, не имеющий каких-либо органических дефектов может усвоить знания в объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал. Проблема успешности очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы: как преподаватель учит; как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие [8].
Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась на ориентацию под девизом: «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». Поменялось само содержание понятия успешности. Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности современного общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям - это повседневная реальность, заданный параметр современной цивилизации [9].
Условно разбив на группы названные причины неуспеваемости, условно разделим их на внешние и внутренние (таблица 1).
Таблица 1
Причины неуспеваемости школьников_
Внутренние по отношению к школьнику Внешние по отношению к школьнику
Недостатки Недостатки Недостатки Недостатки Недостатки Недостатки влияний
биологического психического воспитаннос- образования опыта влияний внешкольной среды:
развития развития личности ти личности: личности: школы:
а) дефекты а) слабое а) едостатки в а) пробелы в а) недостатки а) недостатки влияний
органов развитие развитии знаниях и процесса семьи;
чувств; эмоциональ- моральных специальных обучения, б) недостатки влияний
б) соматическая ной сферы качеств умениях; учебных сверстников;
ослабленность личности; личности; б) пробелы в пособий и пр.; в) недостатки влияний
в) особенность б)слабое б) едостатки в навыках б) недостатки культурно-
высшей нервной развитие воли; отношениях учебного воспитательных производственного
деятельности, в) отсутствие личности к труда влияний школы окружения
отрицательно положительных учителям, (учителей,
влияющие на познаватель- коллективу, коллектива
учение; ных интересов, семье и пр.; учащихся и др.)
г)психологические мотивов, в) недостатки
отклонения потребностей в трудовой воспитанности
В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. И.В. Дубровина трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений это определение мы выбрали в качестве рабочего [50, 10-16].
Нарушение взаимоотношений с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития. Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, увеличивает школьные трудности.
Большое внимание исследователи уделяют неуспеваемости, вызванной трудностями при обучении - случаям существенного расхождения между коэффициентом интеллекта и школьными достижениями. На рисунке 1 представлены факторы академической неуспеваемости младшего школьника в учебно-воспитательном процессе.
Рисунок 1. Факторы академической неуспеваемости младшего школьника в учебно-
воспитательном процессе Работа по снижению уровня академической неуспеваемости младших школьников должна проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса. Для этого необходимо обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих успеваемости школьников, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности. Таким образом, одним из существенных факторов академической неуспеваемости младших школьников являются эмоциональные переживания.
Постоянные негативные переживания, заниженная самооценка приводят к тому, что умственная деятельность учащегося снижается, падает его интеллектуальная продуктивность, школьник перестает полноценно использовать в учебе свои потенциальные возможности, а то и вовсе прикладывать усилия, не справляется с заданиями, которые были до этого ему вполне доступны все это проявления так называемой интеллектуальной пассивности. Кроме того, чувство страха и напряжения, которые часто сопровождают академическую неуспеваемость и парализуют познавательную активность учащегося, часто приводят к агрессии, направленной на окружающих и на самого себя или к депрессивным расстройствам: снижению общего фона настроения,
замкнутости и апатии. Кроме того, факторами школьной успеваемости являются уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, общее развитие интеллектуальной сферы, эмоциональная зрелость и личностные качества. Ведущими у более успешных детей оказались социальные мотивы - стремление к успеху и уважению, а у неуспешных - избегание неудач.
Библиографический список
1. Об утверждении Государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 ноября 2018 года № 17669. - Астана, 2018. - 128 с.
2. Самопознание. Учебная программа для старших и предшкольных групп дошкольных организаций образования. URL: www.referatdb.ru
3. Закон Республики Казахстан от 09.04.16 г. № 501-V «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2017 г.).
4. Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жацгыру». - Астана, 2019. - https ://nao.kz/l oader/fromorg/2.
5. Батурина Г.И. Цели и критерии эффективности обучения // Педагогика, 2016. - №4. - C.
41 - 49.
6. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М., 2017. - 320 с.
7. Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала. - М., 2017. - 230 с.
8. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М., 2018. -145 с.
9. Бударный А.А. Преодолевать неуспеваемость. // Народное образование, 2016. - №10. -С.49-55.
Корягина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)
e-mail: olga_koryagina@mail.ru
Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru
Лаута Валентина Николаевна, студентка специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru
Дата поступления статьи: 29.09.2020
© Лаута В.Н., Власенко С.В., Корягина О.В.