Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаута Валентина Николаевна, Власенко Светлана Викторовна, Корягина Ольга Васильевна

В статье рассматриваются механизмы обратной связи в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе. Использование интерактивных методик, личностно-ориентированных технологий, направленных на активизацию познавательного интереса способствует активизации обратной связи. Внедрение в учебный процесс современных методов обучения позволяет осуществить гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности магистрантов с различными источниками информации, а также оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса и групповую работу обучающихся и обеспечивает обратную связь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаута Валентина Николаевна, Власенко Светлана Викторовна, Корягина Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.025

ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Лаута ВН., Власенко СВ., Корягина О.В.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы обратной связи в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе. Использование интерактивных методик, личностно-ориентированных технологий, направленных на активизацию познавательного интереса способствует активизации обратной связи. Внедрение в учебный процесс современных методов обучения позволяет осуществить гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности магистрантов с различными источниками информации, а также оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса и групповую работу обучающихся и обеспечивает обратную связь.

Ключевые слова: обратная связь, активные методы обучения, дистанционное образование, методика преподавания в вузе, информационно-коммуникационные технологии.

В последнее время происходит изменение современной образовательной системы, которая определяет необходимость развития гармонически развитой личности, подготовленной к освоению действительности в единстве интеллектуальной и эмоциональной составляющих. В процессе развития ребенка происходят изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на отношения с окружающими людьми. Возрастает способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может качественно развиваться, ее необходимо развивать, а для этого нужно подбирать соответствующие методы и формы воспитательной работы.

Недооценка индивидуальных проявлений в эмоциональной сфере может обернуться просчетами в воспитании, академической неуспеваемости, в приобщении его к миру человеческих ценностей. Тогда правомерно встанет вопрос о влиянии эмоциональных переживаний младших школьников на их академическую неуспеваемость. Воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

В Государственном общеобязательном стандарте образования отмечается. Что «начальное образование обеспечивает формирование нравственных качеств личности ребенка, его эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, положительной мотивации к учебному процессу, развитие его индивидуальных способностей и умений в познавательной деятельности [1].

Важность эмоционального благополучия ребенка, развитие его чувств и эмоциональной сферы подчеркивается в нормативных документах Республики Казахстан. В Учебной программе по Самопознанию для учащихся начальной школы отмечается, что главной задачей духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста является развитие эмоций и чувств, направленных на другого, а не только приобретение детьми знания о правильном поведении. Компетенции, которыми должен обладать младший школьник: умение прислушиваться к своим чувствам, анализировать свои поступки, мысли и давать им нравственную оценку; умение считаться с другими, любить, оказывать помощь окружающим, дарить радость другим, сопереживать, стыдиться своих плохих поступков, переживать, обижаться;

умение проявлять доброжелательность, дружелюбие, чуткость, заботливость, готовность к взаимопомощи и эмпатии; развитие морального сознания, социальных, нравственных чувств и становление моральной саморегуляции [2].

В статье 11 Закона «Об образовании РК» одной из задач системы образования выдвигается «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности» [3].

В Концептуальных основах воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жацгыру» отмечается важность формирования коммуникативной культуры, которая определяет принципы поведения, отражает систему ценностей, идеалы, нормы и помогает организации общения, установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей индивидуальности в творческой деятельности. Одной из важнейших задач считается необходимым «создать мотивационные условия для проявления интеллектуальных возможностей, склонности к научному творчеству, лидерских качеств и одаренности каждой личности» [4].

В мировой практике накоплен достаточный опыт повышения качества образования как способ реагирования на глобализацию. Разрабатываются различного рода проекты, программы, в которых обосновывается и прогнозируется успешная деятельность. Понятия «академическая успеваемость и «академическая неуспеваемость»» становятся широко употребляемым. «Академическая неуспеваемость» - неспециальный термин, используемый для обозначения случаев, когда у учащихся возникают проблемы в учебе, не связанные с расстройствами, которые могли бы их вызвать, такими, например, как расстройства внимания или снижение способности к обучению [5].

Актуальность нашего исследования заключается, во-первых, в научной значимости проблемы изучения факторов академической неуспеваемости младших школьников, во-вторых, в высоком интересе психологии к особенностям эмоционального развития и, в частности, эмоциональных переживаний младших школьников. Особенно актуальны вопросы эмоциональных переживаний для младшего школьного возраста, поскольку именно в младшем школьном детстве закладывается основа для дальнейшего гармоничного развития личности, которое подразумевает эмоциональное становление. Ведущим личностным процессом у младших школьников является формирование мотивации поведения и деятельности, обеспечение успешности обучения. В свою очередь, развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций, которые в значительной степени определяют их эффективность.

«Главной задачей уровня общего среднего образования является усвоение учащимися базисных основ системы наук», - выделяется основная задача школьного образования в Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан [34]. Вместе с тем, длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей. Важнейшей задачей науки является раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.

Проблема школьной неуспеваемости очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы: как преподаватель учит, как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие. В связи с этим, специалисты разных отраслей педагогической науки в своих исследованиях уделяли преимущественное внимание одной или другой стороне данной проблемы. Так, дидакты основным объектом изучения делали педагогические условия, особенности учебно-воспитательного процесса, которые способствуют преодолению неуспеваемости или, наоборот, являются их причиной. Психологи же направляли внимание на

изучение особенностей личности неуспевающих школьников, проявляющихся в процессе учения, на выявление своеобразия самого процесса их учебной деятельности.

Важным условием благополучного развития младшего школьника является его успешность в учебно-воспитательном процессе. Школа является источником радости, которая возникает благодаря усвоению новых знаний, ощущению своих возрастающих возможностей, объективным подтверждением успехов. Кроме того, в школе происходит выработка адекватного социального поведения, т.е. овладение социальными ролями, формирование представлений младшего школьника о самом себе. Ход учебы влияет на будущее ребенка, поскольку хорошее школьное образование и высокое общественное положение тесно взаимосвязаны. На современном этапе развития общества ориентация на успех выступает в качестве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха [6].

В то же время рядом исследователей отмечено, что школа может оказать неблагоприятное влияние: неуспеваемость предсказывает неблагополучие в дальнейшей жизни, а стресс, связанный с получением образования в современных условиях, может приводить к отклонениям психического здоровья. Кроме того, проблемы взаимоотношений с одноклассниками могут приводить к трудностям в общении на протяжении долгого времени [7].

Практикой школы уже давно доказано, что каждый школьник, не имеющий каких-либо органических дефектов может усвоить знания в объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал. Проблема успешности очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы: как преподаватель учит; как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие [8].

Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась на ориентацию под девизом: «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». Поменялось само содержание понятия успешности. Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности современного общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям - это повседневная реальность, заданный параметр современной цивилизации [9].

Условно разбив на группы названные причины неуспеваемости, условно разделим их на внешние и внутренние (таблица 1).

Таблица 1

Причины неуспеваемости школьников_

Внутренние по отношению к школьнику Внешние по отношению к школьнику

Недостатки Недостатки Недостатки Недостатки Недостатки Недостатки влияний

биологического психического воспитаннос- образования опыта влияний внешкольной среды:

развития развития личности ти личности: личности: школы:

а) дефекты а) слабое а) едостатки в а) пробелы в а) недостатки а) недостатки влияний

органов развитие развитии знаниях и процесса семьи;

чувств; эмоциональ- моральных специальных обучения, б) недостатки влияний

б) соматическая ной сферы качеств умениях; учебных сверстников;

ослабленность личности; личности; б) пробелы в пособий и пр.; в) недостатки влияний

в) особенность б)слабое б) едостатки в навыках б) недостатки культурно-

высшей нервной развитие воли; отношениях учебного воспитательных производственного

деятельности, в) отсутствие личности к труда влияний школы окружения

отрицательно положительных учителям, (учителей,

влияющие на познаватель- коллективу, коллектива

учение; ных интересов, семье и пр.; учащихся и др.)

г)психологические мотивов, в) недостатки

отклонения потребностей в трудовой воспитанности

В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. И.В. Дубровина трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений это определение мы выбрали в качестве рабочего [50, 10-16].

Нарушение взаимоотношений с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития. Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, увеличивает школьные трудности.

Большое внимание исследователи уделяют неуспеваемости, вызванной трудностями при обучении - случаям существенного расхождения между коэффициентом интеллекта и школьными достижениями. На рисунке 1 представлены факторы академической неуспеваемости младшего школьника в учебно-воспитательном процессе.

Рисунок 1. Факторы академической неуспеваемости младшего школьника в учебно-

воспитательном процессе Работа по снижению уровня академической неуспеваемости младших школьников должна проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса. Для этого необходимо обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих успеваемости школьников, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности. Таким образом, одним из существенных факторов академической неуспеваемости младших школьников являются эмоциональные переживания.

Постоянные негативные переживания, заниженная самооценка приводят к тому, что умственная деятельность учащегося снижается, падает его интеллектуальная продуктивность, школьник перестает полноценно использовать в учебе свои потенциальные возможности, а то и вовсе прикладывать усилия, не справляется с заданиями, которые были до этого ему вполне доступны все это проявления так называемой интеллектуальной пассивности. Кроме того, чувство страха и напряжения, которые часто сопровождают академическую неуспеваемость и парализуют познавательную активность учащегося, часто приводят к агрессии, направленной на окружающих и на самого себя или к депрессивным расстройствам: снижению общего фона настроения,

замкнутости и апатии. Кроме того, факторами школьной успеваемости являются уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, общее развитие интеллектуальной сферы, эмоциональная зрелость и личностные качества. Ведущими у более успешных детей оказались социальные мотивы - стремление к успеху и уважению, а у неуспешных - избегание неудач.

Библиографический список

1. Об утверждении Государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 ноября 2018 года № 17669. - Астана, 2018. - 128 с.

2. Самопознание. Учебная программа для старших и предшкольных групп дошкольных организаций образования. URL: www.referatdb.ru

3. Закон Республики Казахстан от 09.04.16 г. № 501-V «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2017 г.).

4. Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жацгыру». - Астана, 2019. - https ://nao.kz/l oader/fromorg/2.

5. Батурина Г.И. Цели и критерии эффективности обучения // Педагогика, 2016. - №4. - C.

41 - 49.

6. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М., 2017. - 320 с.

7. Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала. - М., 2017. - 230 с.

8. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М., 2018. -145 с.

9. Бударный А.А. Преодолевать неуспеваемость. // Народное образование, 2016. - №10. -С.49-55.

Корягина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

e-mail: olga_koryagina@mail.ru

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

Лаута Валентина Николаевна, студентка специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

Дата поступления статьи: 29.09.2020

© Лаута В.Н., Власенко С.В., Корягина О.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.