УДК 376
СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ СТАРШИХ КЛАССОВ
Авраменко Н.Н., Корягина О.В., Власенко С.В.
Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В юношеском возрасте очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей, так как это период постепенного вхождения во взрослую жизнь. Ценности являются важнейшим регулятором социального поведения. Юношеский возраст является очень важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Ценностные ориентации учащихся старших классов, понимание ими социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от сформированности семейных ценностей. В статье раскрывается сущность понятий «семейные ценности», уточнены критерии и показатели уровня сформированности семейных ценностей у учащихся старших классов.
Ключевые слова: ценности, семейные ценности, потребности личности, семейное воспитание, структура семейных ценностей
Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает однозначность понимания цели - гуманизация общественных отношений и принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование. Инклюзия в образовании - это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных идей его развития. Развитие инклюзивного образования - это не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом. «Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка» (Проф. Ульф Янсон) [1].
Новый несокращенный универсальный словарь Вебстера определяет инклюзию как «процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого» [2].
Отделение раннего детства Совета по делам особенных детей (1993) определяет инклюзию как «... ценность, которая обеспечивает право всех детей вне зависимости от их способностей принимать активное участие в жизни общества в существующих в данный момент условиях». Как мы можем заметить в представленных определениях нет ни слова о детях с ограниченными физическими возможностями, особой методике или новой формы образования. Согласно идеальным канонам, инклюзивное образование - не форма, а новое образование со своей философией, образование возможностей и свободного выбора.
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - к элементарному образованию. Поэтому так важно сформировать у особенных детей ценностное отношение к семье и семейным ценностям. Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из величайших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумели обойтись без семьи. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни - важная задача общественного развития. Целенаправленная систематическая подготовка подрастающего поколения к жизни, трудовой и общественной деятельности неотделима от формирования ценностного отношения к семье. Дорога в большую жизнь берет свое начало в семье и снова ведет в семью. Школа как ведущее звено в системе формирования всесторонне развитой личности должна нести ответственность за подготовку своих питомцев к самостоятельной семейной жизни, к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Актуальность формирования семейных ценностей у учащихся старших классов обусловлена необходимостью упрочения семьи как важнейшей ячейки демократического общества, гуманизацией семейно-брачных отношений, повышением ответственности родителей за воспитание детей. На современном этапе развития общества происходят глобальные изменения, касающиеся восприятия семьи как наиважнейшего фактора в развитии личности, как будущего члена общества. Это выражается в следующих аспектах: искажение правильного восприятия семейного образа жизни, частичное несогласие будущих супругов с традиционными ценностями семьи, а именно обезличивание семейных отношений, а также подмена такого важного критерия гармоничной семьи, как семьецентризм на дезинтегрирующий эгоцентризм.
«Мэцгшк Ел» - документальная форма общенациональной идеи, генетическая программа идентичности и единства казахстанцев, возможность осуществлять системную работу по воспитанию чувства гордости и глубокого уважения к национальному наследию (традициям, обычаям, культуре), сопричастности к общим целям страны, формированию у учащихся ценностного отношения к своей Родине. «Мэцгшк Ел» имеет прямое влияние на формирование духовно-нравственных ценностей, духовно-нравственного потенциала народа и духовно-нравственного воспитания в целом, на основе общечеловеческих ценностей
[3].
Главными целями воспитания семейных ценностей у учащихся старших классов являются передача культурных ценностей, накопленных личностью, обществом и привитие способностей для восприятия и принятия культурного наследия. Данные цели основываются и строятся на следующих принципах: уважение к своей стране, ее истории, нравственный пример родителей, индивидуально-личностное развитие. Формирование семейных ценностей должно сформировать учащихся старших классов как самостоятельных личностей, способных реализовать свои планы с помощью собственных ресурсов, потенциала.
Семейные ценности - это культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия [4].
Семейные ценности - это явная (открыто одобряемая и культивируемая в кругу семьи) или неявная характерная для семьи совокупность представлений, которая влияет на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия [5].
Семейная система ценностей характеризуется огромным потенциалом воспитательного влияния на последующие поколения в его личностном развитии. Тем не менее, очень сложно сформулировать полное конкретизированное определение семейным ценностям, потому что это понятие обусловлено субъективным восприятием действительности каждого отдельного индивида. В условиях глобальных изменений общества и возникшей на этом фоне неопределенности целей в деятельности ряда социальных институтов, наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативных воздействий и гарантией адекватного воспитания молодого поколения [6].
Семейные ценности характеризуют положительную, либо отрицательную значимость объектов, относящихся к основной совместной деятельности группы людей, связанных узами супружества, родительства, родства, в различных сферах человеческой деятельности, их интересами, социальными отношениями, потребностями. Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. В таблице 1 отражены группы семейных ценностей [7].
Таблица 1
Группы семейных ценностей
№ Группа семейных ценностей Основные ценности
1 Ценности, связанные с супружеством 1) ценность брака; 2) ценность равноправия; 3) ценности различных половых ролей в семье; 4) ценность межличностных коммуникаций, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания.
2 Ценности, связанные с родительством 1) ценность детей; 2) ценность многодетности или малодетности; 3) ценность воспитания и социализации детей в семье.
3 Ценности, связанные с родством 1) ценность наличия родственников (например, братьев и сестер); 2) ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками; 3) ценность расширенной или нуклеарной семьи.
Второй вариант классификации семейных ценностей - по выполняемым семьей социальным функциям:
1) репродуктивная функция - основная семейная функция, обеспечивающая воспроизводство населения - связана с ценностью детей.
2) функция социализации - относятся ценность социализации детей именно в семье, а не в других социальных институтах, ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей.
3) экзистенциальная функция - относятся ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов семьи и детей после их рождения. К данным ценностям относятся ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению собственного «Я» каждого; ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов семьи.
4) экономическая функция семьи - ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса, ценность семейного потребления или семьи как единого потребителя [8].
Современная система семейных ценностей многокомпонентная и имеет в своем содержании триединство ценностных групп: группа функционального значения, группа этического значения и группа правового значения. В общем виде современная система семейных ценностей представлена на рисунке 1 [9].
Рис. 1 Система семейных ценностей
Таким образом, в ходе исторических преобразований, изменений внешних факторов жизнедеятельности людей происходит усложнение системы семейных ценностей, приобретаются новые качества и ранее отсутствующие компоненты. В настоящее время семья обладает набором семейных ценностей, специфичных для современного общества, где система семейных ценностей современного общества имеет отличие от системы семейных ценностей традиционного общества.
Система семейных ценностей характеризуется огромным потенциалом воспитательного влияния на последующие поколения в его личностном развитии.
Представления о семейных ценностях и семье к юношескому возрасту уже сформировано, однако оно несколько нечетко и может видоизменяться под воздействием различных факторов, как правило, носящих социальный характер. Эта размытость объясняться новым витком развития самосознания молодежи, она начинает осознавать свое место и предназначение в обществе. В соответствии с возрастными особенностями учащихся старших классов основополагающими ценностями будут ценности, относящиеся к отношениям в семье, семейной атмосфере, рождение детей и отношения между супругами.
В ценностной структуре семейных отношений у учащихся старших классов можно выделить: безопасность и чувство защищенности в семье, общение, уважение, равноправие всех членов семьи, партнерские отношения между ними, доверие, поддержка в трудных ситуациях, свобода выразить себя вне семьи, независимость и самостоятельность.
Известный исследователь проблем семьи А.Г. Харчев отмечает, что «... семья не только передает, но и создает ценности, такие, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность.» [10].
Главными ценностями семьи всегда были: духовно здоровая семья; чувство любви, уважения, взаимной моральной ответственности между членами семьи; послушание родителям; совместный труд; семейные традиции. Воспитание семейных ценностей - это воспитание семейной культуры, нравственных семейных отношений, которые невозможны без наличия у всех членов семьи таких качеств, как благодарность, всепрощение, терпение, трудолюбие, доверие, а также понимания таких понятий, как «долг» и «ответственность». Семейные ценности -это принципы, на которых строятся отношения между супругами, детьми и родителями.
Таким образом, семейное воспитание и семейные ценности выступают как базовый компонент в процессе личностного развития у учащихся старших классов. Семейные ценности - это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов. Такие ценности, в основной своей массе, остаются неизменными на протяжении многих веков. В то же время, общества меняются, развиваясь, и в процессе развития формируют новые моральные нормы, заменяя ими уже существующие, устаревшие или дополняя их. Следовательно, можно сделать вывод о главенствующем значении семейных ценностей в жизни человека в отдельности, и всего общества в целом.
Библиографический список
1. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом: в 2 ч. М.: Печатный двор, 2011. - 240 с.
2. Семашко М. А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал. 2011.
3. Патриотический акт - «Мэцгшк Ел». - www.inform.kz/ru/patrioticheskiy-ак^тап§Шк-е1-ро1пу14екв^а2897380
4. Олифирович Н.И. Семейные ценности // Психология семейных кризисов, 2016.- №2.- С. 36 - 42.
5. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2015. - 360 с.
6. Томашевская М.А. Представления о семейных ценностях // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 193 - 197.
7. Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа / Ломоносовские чтения - 2013. - СПб.: Наука, 2013. - 71 с.
8. Беляева А.Б. Традиционные семейные ценности // Вестник Тамбовского университета, 2016.- № 11 (67).- С. 170 - 175.
9. Ковалева А.В. Интерпретация системы семейных ценностей и ее компонентов в современном обществе // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ», 2016. - Т.2. - № 1. - С. 28 - 36. URL: www.ejournal.khstu.ru
10. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки:- М.: ЦСП, 2013.- 342с.
Авраменко Наталья Николаевна, магистрант специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru
Корягина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: olga_koryagina@mail.ru
Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru
Дата поступления статьи: 17.11.2020
© А.Б. Иманбекова, О.В. Корягина, С.В. Власенко