Научная статья на тему 'СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ДИАГНОСТИКА / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корягина Ольга Васильевна, Власенко Светлана Викторовна, Глинов Владимир Петрович

Проблема исследования заключается в научном обосновании и выявлении педагогических условий функционирования модели мониторинга качества образовательных услуг, что позволяет рассматривать данную систему как инструмент управления. Внедрение в педагогический процесс общеобразовательного учреждения модели мониторинга качества образовательных услуг, имеющей непрерывно-дискретный характер будет способствовать повышению эффективности педагогического процесса, так как достигается повышение уровня обученности учащихся, уровня психологического климата в коллективе. Мониторинг качества образовательных услуг проводится на основе комплексной диагностики эффективности педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корягина Ольга Васильевна, Власенко Светлана Викторовна, Глинов Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

УДК 376

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ

Глинов В. П., Власенко С.В., Корягина О.В. Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Проблема исследования заключается в научном обосновании и выявлении педагогических условий функционирования модели мониторинга качества образовательных услуг, что позволяет рассматривать данную систему как инструмент управления. Внедрение в педагогический процесс общеобразовательного учреждения модели мониторинга качества образовательных услуг, имеющей непрерывно-дискретный характер будет способствовать повышению эффективности педагогического процесса, так как достигается повышение уровня обученности учащихся, уровня психологического климата в коллективе. Мониторинг качества образовательных услуг проводится на основе комплексной диагностики эффективности педагогического процесса.

Ключевые слова: мониторинг, образовательные услуги, диагностика, менеджмент качества, качество образования.

Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.

Современная государственная система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребенок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации своих возможностей. Научная и педагогическая практика убедительно показали, что ребенок с особыми образовательными потребностями, с младенчества попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации.

Главный принцип инклюзивного образования - «не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка».

Основной задачей сопровождения ребенка с ограниченными возможностями является создание условий, при которых он получит адресную специальную

(коррекционно-педагогическую) помощь в любом типе и виде образовательного учреждения - массовом или специальном. Реализация основных положений международных документов, подписанных РК, нарастающая активность родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (термин введен с 2007 года) привели к пересмотру возможностей получения образования детей с ОВ в интегративной и инклюзивной форме, что вызвало необходимость расширения спектра учреждений, оказывающих специальную (коррекционно-педагогическую) поддержку [1].

Современная ситуация развития образовательной практики предъявляет высокие требования к качеству образовательных услуг, основная ответственность за обеспечение которого, подчеркивается в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы лежит на учебном заведении. Естественно, что для этого оно должно располагать достоверной информацией по различным параметрам качества предоставляемых образовательных услуг, в том числе и обеспечение образовательными услугами детей с ограниченными возможностями.

В Казахстане «одним из принципов системы менеджмента качества в образовании является принцип постоянного совершенствования образовательного процесса с учетом результатов мониторинга. С целью проведения систематического мониторинга образовательных результатов и социальных эффектов на национальном и региональном уровне, необходимо внедрить единую систему мониторинга образования, в виде информационной базы управления и прогнозирования путей развития [2].

Новые требования к качеству образования, главной характеристикой которых является готовность выпускника к самореализации и саморазвитию на протяжении всей жизни, изменяют роли, задачи и функции всех участников образовательного процесса. Задача современного образования заключается в том, чтобы перейти от традиционного сбора сведений к мониторингу, предполагающему постоянное слежение за состоянием качества образовательных услуг. Все это подтверждает необходимость осмысления процесса мониторинга качества образовательных услуг в новых условиях.

При традиционном подходе к образовательному процессу в учреждениях образования во время контроля затруднительно не только дать объективную оценку качества обучения, но и, что немаловажно, выявить потребность в дальнейшем развитии и корректировке данного процесса. Чтобы планировать образовательный процесс в соответствии с требованиями качества предоставляемых образовательных услуг, учреждениям образования необходимо оперативно, согласно изменениям корректировать образовательный процесс. Мониторинг как планомерное диагностическое выявление и оценивание проведенных педагогических действий в данном процессе становится специфическим инструментом системы обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг. Необходимость разработки новых моделей мониторинга качества образовательных услуг подтверждается тем, что процедуры проверки и оценки уровня подготовки обучающихся играют важную роль в процессе обучения, как с точки зрения мотивации, так и управления образовательным процессом.

В Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы отмечается, что устойчивое развитие страны - это развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения и не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности [3].

В основе создания экономики знаний и нового общества лежит развитие потенциала личности, который прямо зависит от уровня доступности и качества образования, здравоохранения, информации и коммуникаций, достижений науки и культуры. Всем развитым государствам стало очевидно одно решающее обстоятельство глобального «соревнования»: в международной конкуренции выиграет тот, кто сможет подготовить людей, способных жить и развиваться в современной экономике - экономике знаний. В стратегии Концепции современного образования актуализируется готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

В соответствии с Законом РК «Об образовании» основным принципом государственной политики в области образования является равенство прав всех на получение качественного образования, доступного образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица независимо от места расположения школы [4].

В современном мире все больше актуализируется потребность в получении более высокого качества образования, чем то, что обеспечивает существование в настоящее время систем образования. Это приводит к необходимости модернизации системы образования, пересмотру ее целей, задач, содержания и педагогических технологий. Качество образования - определенный уровень знаний и умений умственного, нравственного, физического развития, которого достигают обучающиеся на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями [5, с. 56].

Важнейшим приоритетом в развитии государства является достижение качества образования, обеспечивающего конкурентоспособность отечественного образования в международном образовательном пространстве и на рынке труда. Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде.

Все многообразие факторов, влияющих на качество образования, можно условно разделить на три составляющие: качество условий, в которых функционирует система образования; качество организации учебно-воспитательного процесса; результаты, достигаемые системой образования. Качество образования может характеризоваться следующими его структурными компонентами: образовательная политика государства и социально-экономические условия функционирования системы образования; управления системой образования и ресурсы системы образования; организация учебно-воспитательного процесса; результаты функционирования системы образования, в том числе образовательные достижения учащихся. Соответственно, качество образования зависит в целом от качества указанных компонентов [6, с.9].

Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, соответствующего Государственному стандарту образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. В новой модели устойчивого развития ведущим является направление опережающего развития качеств человека, формирование ключевых компетенций. Решение этих задач невозможно без выполнения ряда педагогических условий: соответствие процесса обучения профессиональной направленности, функциональным, психологическим возможностям учащихся; личностно-ориентированному взаимодействию педагогов и учащихся, предоставление каждому ученику свободы выбора деятельности, партнера, средств, ориентирование педагогической оценки на относительные показатели успешности, организация самостоятельной работы.

Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, познавательному развитию учащегося и сохранению его индивидуальности, дает возможности для творческой самореализации, самоадаптации к самостоятельной жизни в современных условиях. Для успешного обучения и воспитания учащихся необходимо установить педагогам партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу взаимной поддержки и объединить усилия по повышению качества предоставляемых образовательных услуг, то есть получать обратную связь о результативности педагогического процесса [7].

Таким образом, система непрерывного сложения за состоянием объекта оказывается необходимым образом встроена в систему принятия решения, которое работает в ждущем режиме и активизируется только при поступлении информации. Мониторинг качества образовательных услуг как значимый педагогический феномен, отражающий современный социальный заказ системе образования, может быть осмыслен и педагогически интерпретирован на основе широкого подхода к определению как единства и взаимосвязи его составляющих компонентов, отражающих уровни организации и осуществления педагогического процесса, созданных для него условий и достигнутых образовательных результатов, отвечающих интересам государства, общества и образовательным потребностям субъектов педагогического процесса.

Библиографический список

1. Купустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., Академия. 2011. - 236 с.

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы. Астана, 2019. - http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988/links#to

3. Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. - Астана, 2006.

4. Закон об образовании Республики Казахстан // Образование в Республике Казахстан: Сборник законодательных актов. - Том 1/ Под ред. М.М. Кузембаева. -Астана, 2018. - 352 с.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. -М., 2001. - С.56.

6. Дамитов Б.К. Качество образования и проблемы его оценки //Качество среднего образования: состояние, оценка, управление: Материалы междун. науч.-практич. семинара. - Астана, 2007. - 130 с.

7. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб: Изд-во «Образование -Культура», 2018. -С.19.

Глинов Владимир Петрович, магистрант специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

Корягина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: olga_koryagina@mail.ru

© В.П. Глинов, С.В. Власенко, О.В. Корягина

Дата поступления статьи: 18.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.