Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожагельдина Светлана Толепбергеновна, Власенко Светлана Викторовна, Корягина Ольга Васильевна

Правильному выбору жизненного пути и профессии способствует сформированное научное мировоззрение. Однако, проблема формирования научного мировоззрения в учебном процессе в связи с изменившейся за последние годы исторической, научной и образовательной ситуации в Казахстане требует переосмысления, перестройки сознания и пересмотр основных задач учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожагельдина Светлана Толепбергеновна, Власенко Светлана Викторовна, Корягина Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 37.02

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО

МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Кожагельдина С.Т., Власенко С.В., Корягина О.В. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Правильному выбору жизненного пути и профессии способствует сформированное научное мировоззрение. Однако, проблема формирования научного мировоззрения в учебном процессе в связи с изменившейся за последние годы исторической, научной и образовательной ситуации в Казахстане требует переосмысления, перестройки сознания и пересмотр основных задач учебного процесса.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения, профориентационная работа.

Мировоззрение личности является интегрирующим фактором, ядром ее идейного мира и в то же время высшей ступенью ее духовного формирования. С мировоззрением связано решение человеком кардинальных жизненных проблем: выбор жизненного пути, определение смысла и цели жизни, формирование жизненной позиции,

являющейся основой его самоопределения в мире и идейной предпосылкой социально значимой деятельности [1, с. 75]. Оно представляет собой высшую форму самосознания социального субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться в окружающей природе и социальной действительности, но и, исходя из определенного понимания этой

действительности, своего места и назначения в ней, сознательно регулировать и контролировать свою деятельность [2].

Научное мировоззрение - это сложная форма общественного сознания, которое формировалось длительное историческое время. Многие ученые по-разному видят структуру научного мировоззрения. После рассмотрения того, каким образом шло развитие понимания научного мировоззрения, возникает потребность узнать, для чего же

происходил этот процесс, то есть какова роль научного мировоззрения.

Проанализировав все подходы к структуре мировоззрения, мы вывели собственное представление о его компонентах (рисунок 1).

Целостный процесс формирования у учащихся научного мировоззрения

обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем. Особенно большое значение в мировоззренческом плане имеют такие межпредметные взаимодействия, которые дают учащимся возможность всесторонне охватить все свойства и связи [3, с. 25].

Мировоззрение школьников представляет собой исходные основы научных взглядов и убеждений, тесно связанных с чувствами и волей. Оно вооружает учащихся научной методологией и способами мышления, дает возможность объяснять мир с научных позиций, познавать его, опираясь на законы диалектики, и участвовать в его преображении

[4].

Мировоззрение

когнитивным компонент

знания взгляды убеждения мысли умозаключения стиль мышления суждения воззрения

1

ценностно-волевой компонент

воля

ценностные ориентации идеалы оценки явлений жизненные устремления идейная убежденность принципы жизненные позиции

действенно-практический компонент

rJe

принятие решений нормы поведения поступки действия тип поведения самореализация самоопределение

пре

профессиональное самоопределение

Рис. 1 Схема структурных компонентов мировоззрения

Мировоззрение определяет отношение к миру, ко всем формам общественного сознания. Его формирование у детей осуществляется постепенно, концентрически и противоречиво. Сначала ребенок относится к окружающей действительности, побуждаемый

непосредственными потребностями,

интересами, обыденными представлениями. Но уже к старшему школьному возрасту потребности и интересы осмысливаются на основе научных знаний, приобретаемых в обучении, уточняющих или заменяющих обыденное понимание. В сознании школьника происходит переоценка ценностей, расширение кругозора научных представлений и углубление понятий. Этому содействует постепенно укрепляющееся стремление к самообразованию и самовоспитанию, являющееся важнейшей движущей силой превращения знаний в убеждения. Юноши и девушки становятся способными объединять в своем мышлении знания из различных наук, делать теоретические обобщения,

устанавливать связи и зависимости между явлениями и событиями, придавать накопленным знаниям определенную завершенность, приводить их в систему. Единство и целостность представлений реальной деятельности - важнейший признак наличия мировоззрения, способного оказывать влияние на отношение школьника и его

поведение. В педагогическом процессе мировоззрение формируется как система знаний, способствующая осмыслению мира в его развитии [5, с. 124].

А.Ф. Бортник считает, что формирование научного мировоззрения эффективно обеспечивается осуществлением личностно-ориентированного обучения средствами нетрадиционных форм (уроки-лекции; уроки-путешествия; уроки-экспедиции; уроки-исследования; уроки-конференции;

практикумы; уроки-семинары; уроки-состязания; уроки-консультации; защита творческих работ, проектов и др.) и инновационных технологий (технология полного усвоения учебного материала, модульная технология и др.) обучения. Формирование научного мировоззрения школьников рационально обеспечивается через систему внеклассной познавательной, внешкольной образовательно-воспитательной деятельности: факультативные занятия, кружковую работу, экскурсии и научно-исследовательскую деятельность [6].

Одним из немаловажных условий формирования научного мировоззрения в системе учебно-воспитательной работы является личность учителя. Ведь учитель воспитывает не только специальными педагогическими приемами, но и своей личностью, своим авторитетом и общением с

учащимися. Вот почему работа по формированию у школьников научного мировоззрения требует от каждого педагога дидактического и воспитательного мастерства, постоянного совершенствования своих моральных качеств, а также внимательного, чуткого и заботливого отношения к учащимся

[7].

Таким образом, можно сделать следующий вывод: научное мировоззрение выполняет ряд довольно сложных функций и вместе с тем означает понимание природы такой, какая она есть. Научное мировоззрение играет огромную роль в формировании правильного понимания мира, установлении взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений, происходящих вокруг. Обучение не может рассматриваться в отрыве от науки, а наука находится в тесной взаимосвязи с научным мировоззрением, что говорит о значительной роли научного мировоззрения в обучении. Следовательно, необходимо тщательное изучение средств, с помощью которых можно сформировать научное мировоззрение у учащихся для осуществления более качественного образования.

Безусловно, так как научное мировоззрение играет большую роль в учебно-воспитательном процессе и выполняет ряд сложнейших функций, процесс его формирования является одной из важнейших задач обучения и воспитания в школе, поэтому необходимо учитывать все факторы, способствующие его формированию, в том числе и педагогические условия.

Изучив и проанализировав различные подходы ученых к необходимым психолого-педагогическим условиям формирования научного мировоззрения, мы сформулировали свой взгляд на данную проблему.

По нашему мнению, в каждой школе должны быть созданы следующие условия:

1) непротиворечивость получаемых знаний;

2) связь предлагаемого материала с жизнью;

3) принятие педагогами такой цели учебного заведения, как формирование научного мировоззрения;

4) осознание и педагогами, и родителями, и самими школьниками необходимости формирования научного мировоззрения;

5) личная заинтересованность учащихся в самосовершенствовании;

6) признание педагогами личностной индивидуальности каждого учащегося;

7) доказательность и убедительность педагога, воспитание собственным положительным примером;

8) уважение педагогом личного мнения и убеждений каждого учащегося.

По мнению В.А. Сластенина [8] формирование научного мировоззрения происходит путем формирования его отдельных компонентов. Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения действительности к абстрактному, понятийному мышлению. Однако понятийное мышление не является конечным пунктом научного и учебного познания - вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному. Это разные стороны процесса познания, но ведущая роль в этом процессе принадлежит знаниям. Все это требует развивать учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать. Мировоззрение содержит в себе не разрозненные знания, а их систему, которая отражает, насколько возможно, структуру современного научного знания, организуется вокруг и на основе методологических идей, теорий и принципов. Усвоенные учащимися системы знаний находятся в постоянном движении, соотносятся с другими системами, перестраиваются в соответствии с задачами познания и конкретными задачами их применения.

Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих

потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положительное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обращаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей, к произведениям литературы и искусства - ко всему тому, что создает и поддерживает благоприятный социально-психологический фон школы. Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели

непосредственно связаны с волей. Она представляет собой несводимую к интеллекту и

чувствам сторону сознания, основной функцией которой является регуляция поведения и деятельности. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.

Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент. Сфера практических действий учащихся может быть достаточно широкой. Учебно-трудовая и общественная деятельность вовлекает учащихся в широкий круг социальных отношений, вооружает разносторонней информацией, опытом общения. Она не ведет к чисто внешним результатам, а перестраивает внутренний мир школьников, но в главных чертах его личному идеалу.

Сформировать общественно значимый мотив — значит превратить объективную цель деятельности развивает у них потребность активного созидания как свойство личности. Недостаточно, чтобы эта деятельность была общественно полезна, нужно, чтобы она удовлетворяла самого ученика, соответствовала пусть не полностью реально действующий мотив, сделать внешнее, объективное внутренним достоянием субъекта, вызвать у него потребность к этой деятельности [8, с. 186].

Проанализировав психолого-

педагогические и философские источники, нами было установлено, что совсем не многие ученые выделяют действенно-практический компонент, и не прослеживается четкая взаимосвязь научного мировоззрения и профессионального самоопределения. Мы предлагаем подробнее остановиться на структуре научного мировоззрения по В.А. Сластенину и включить в действенно-практический компонент научного

мировоззрения профессиональное

самоопределение.

Итак, на основе вышеизложенного материала следует вывод: формирование научного мировоззрения зависит от условий

протекания педагогического процесса, от качества используемых методов и приемов, а также от личности педагога. Учителю необходимо учитывать возрастные особенности старшеклассников, их личностные качества, имеющиеся жизненные установки, то есть использовать индивидуальный подход, систематически производить анализ эффективности используемых методов и средств по формированию научного мировоззрения. Каждый педагог должен внимательно относиться к структуре научного мировоззрения и знать, каким образом взаимовлияют друг на друга его структурные компоненты.

Библиографический список

1. Шубин В.И., Капитон В.П. Природа философского знания. -Днепропетровск, 2019. -199 с.

2. Немов Р.С. Психология / 3том -Москва, 2017. - 630с.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2017.- С 212-385.

4. Штоф В.А. Введение в методологию научного познания. - Издательство Ленинградского университета, 2018. - 258с.

5. Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия - Москва, 2019.- 697 с.

6. Бортник А. Ф. Педагогические основы формирования научного мировоззрения учащихся старшего подросткового возраста. Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - 13.00.01 -Якутск, 2016 - 55 а

7. Иванкова Н.В. Ретроспективный обзор проблемы индивидуального подхода к школьникам. // Бшм. Образование . - №2. -2009.

8. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2016. - 576 с.

Кожагельдина Светлана Толепбергеновна, магистрант специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Корягина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

e-mail: olga_koryagina@mail.ru

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

Дата поступления статьи: 11.03.2021

© С.Т. Кожагельдина, СВ. Власенко, О.В. Корягина, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.