Научная статья на тему 'КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ'

КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
253
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / КОМПОНЕНТЫ ЗОЖ / УРОВНИ ЗОЖ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Власенко Светлана Викторовна, Корягина Ольга Васильевна, Воронина Виргина Витасовна

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. В статье изучается проблема психолого-педагогической работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников. Выявляются особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Власенко Светлана Викторовна, Корягина Ольга Васильевна, Воронина Виргина Витасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

УДК 376

КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Воронина В.В., Власенко С.В., Корягина О.В.

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. В статье изучается проблема психолого-педагогической работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников. Выявляются особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, компоненты ЗОЖ, уровни ЗОЖ.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2020 - 2025 г. в настоящее время проблема формирования здорового образа жизни представляют особую социально-педагогическую значимость [1].

Как показывает практика, в современных условиях здоровье человека перестало быть только его личным делом, оно стало общественной проблемой. Доказательством тому является принятие мировым сообществом «Конвенции о правах ребенка», подписанной свыше 190 странами [2].

Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди младших школьников является не просто чрезвычайно важной, но и одной из ключевых для РК. Младшие школьники - особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является «барометром» социального благополучия и уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.

Правительство Республики Казахстан, осознавая важность и необходимость формирования здорового образа жизни, отразило эту проблему в ряде документов, прогнозирующих и определяющих приоритетные направления развития здорового образа жизни не только взрослого населения, но и, особенно, детей младшего

школьного образа жизни: Стратегии развития Республики Казахстан, изложенной в Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Мэнгшк ел - «О первоочередных мерах по улучшению состояния здоровья граждан Республики Казахстан» (1998); Законе Республики Казахстан «Об образовании» (2007); Постановлении Правительства РК «Об утверждении программы «Здоровый образ жизни» на 2008-2016 гг» (2007) [3;4;5].

В 2002 году в Республике Казахстан был принят Закон «О правах ребенка», в котором заложена идея о необходимости обеспечения здоровым образом жизни подрастающего человека на протяжении его личностного становления [6]. Эти документы подчеркивают заботу Правительства и Президента о здоровье подрастающего поколения.

В Концепция государственной политики Республики Казахстан в интересах детей до 2030 года как ценность воспитания признается «здоровье, здоровый образ жизни - непременное условие счастливой, продуктивной жизни; ответственное отношение к своему здоровью должно стать естественной внутренней потребностью человека. В Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан - 2030» здоровье признается одним из стратегических долгосрочных приоритетов развития республики» [7].

Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья [8, с.90].

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности [8, с. 93].

Элементы здорового образа жизни: в узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, исследующие эту проблему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми следующие:

- воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

- отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;

- питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

- движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

- гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи;

- закаливание [9, с. 97].

Таблица 1

Основные компоненты здорового образа жизни

№ Компоненты Характеристика

здорового компонентов здорового образа жизни

образа жизни

1 Рациональный Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок

режим жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие

2 Правильное В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется

питание пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья

Основные 1. Обеспечение баланса

принципы 2. Удовлетворение потребностей организма в основных питательных

рациональног веществах, витаминах и минералах.

о питания 3. Соблюдение режима питания

3 Рациональная Культура здоровья и культура движения - два взаимосвязанных

двигательная компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность,

активность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка.

Основными 1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению

условиями двигательных действий.

формировани 2. Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

я 3. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной

двигательной культуры.

культуры 4. Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе

являются освоения двигательного опыта

4 Закаливание Закаливание способствует решению оздоровительных задач:

организма -повышает устойчивость, способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма [35].

5 Сохранение Психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка

стабильного зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Необходимо

эмоционально создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье

го состояния дошкольника, гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе

Общеобразовательное учреждение должно стать школой здорового стиля

жизни детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Таким образом, можно выделить следующие уровни формирования здорового образа жизни у младшего школьника.

Высокий Уровень - младший школьник ведет здоровый образ жизни: рационально питается, систематически занимается физической культурой и спортом, не подвержен вредным привычкам, живет в гармонии с собой и окружающими его людьми, получая от этого положительные эмоции.

Средний уровень - в целом младший школьник ведет здоровый образ жизни и не имеет вредных привычек, но при этом у него существует проблема в физическом и социальном аспектах.

Низкий уровень - для младшего школьника не характерен здоровый образ жизни, т.к. учащийся имеет либо вредные привычки, либо проблемы сразу по нескольким аспектам ЗОЖ.

Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» образуют между собой связи, обозначение которых позволяет обобщенно выразить их содержание и использовать его в педагогической практике.

Целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. С учетом указанных компонентов нами была разработана программа по формированию ЗОЖ младших школьников.

Цель программы «Здоровый образ жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире,

творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Задачи программы:

-понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учёбе;

- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

- воспитывать нравственные качества личности, чтобы среди жизненных ориентиров человека преобладали духовные ценности;

- повышать персональную ответственность по отношению к своему здоровью, к образу жизни;

-формировать «жизненные навыки» - позитивное общение, принятие и решение проблем, критическое мышление, межличностные контакты, умение постоять за себя и договориться с другими, сопротивление негативному, групповому давлению, совладение с эмоциями пр.

- формировать позитивный образ «Я»;

- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

-сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности,

- научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим

дня;

- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

-сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Мы считаем, что формирование здорового образа жизни младших школьников включает в себя четыре составляющих:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его

снижения.

Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.

2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».

Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.

С учетом указанных компонентов нами была разработана программа по формированию ЗОЖ младших школьников. Цель программы «Здоровый образ жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

В процессе реализации программы происходят изменения в уровнях сформированности ЗОЖ у учащихся экспериментального класса. Снижается процент низкого уровня, идет рост более значимых уровней сформированности ЗОЖ у младших школьников.

Библиографический список

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы. Астана, 2019. - Шр://аёйе!7ап.к7/гш/^/Р1900000988/1^#1о

2. Конвенция о правах ребенка. - Астана, 2010. - 50 с.

3. Назарбаев Н. Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее. Послание Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана. -Алматы: «Казахская энциклопедия», 2014. - 10 с.

4. Закон Республики Казахстан «Об образовании», 2020. -Шр8://опЛпе.7акоп.к7/ёоситеп1:/?ёос_1ё=30118747

5. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении программы «Здоровый образ жизни» на 2008-2016 гг.» от 21 дек. 2007 г. № 1260 // Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, 2012. - № 47. - С. 266-267.

6. Закон РК «О правах ребенка» // Казахстанская правда, 2002. - 13 авг.

7. Концепция государственной политики Республики Казахстан в интересах детей до 2030 года - ЬАр://аёйе17ап.к7/гш/ёос8/Ш000001113_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Чумаков Б.Н. Валеология. Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 330 с.

9. Вайнер Э.Н. Валеология. — М.: Флинта: Наука, 2013. - 230 с.

Воронина Виргина Витасовна, магистрант специальности «Педагогика и методика начального обучения», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

Корягина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: olga_koryagina@mail.ru

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

Дата поступления статьи: 18.11.2020

© В.В. Воронина, О.В. Корягина, С.В. Власенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.