Научная статья на тему 'СИСТЕМНО-КОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ'

СИСТЕМНО-КОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авраменко Наталья Николаевна, Корягина Ольга Васильевна, Власенко Светлана Викторовна

Главными целями воспитания семейных ценностей у учащихся старших классов являются передача культурных ценностей, накопленных личностью, обществом и привитие способностей для восприятия и принятия культурного наследия. Данные цели основываются и строятся на следующих принципах: уважение к своей стране, ее истории, нравственный пример родителей, индивидуально-личностное развитие. Формирование семейных ценностей должно сформировать учащихся старших классов как самостоятельных личностей, способных реализовать свои планы с помощью собственных ресурсов, потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авраменко Наталья Николаевна, Корягина Ольга Васильевна, Власенко Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНО-КОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ»

УДК 370.153.1.

СИСТЕМНО-КОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Авраменко Н.Н., Корягина О.В., Власенко С.В. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Главными целями воспитания семейных ценностей у учащихся старших классов являются передача культурных ценностей, накопленных личностью, обществом и привитие способностей для восприятия и принятия культурного наследия. Данные цели основываются и строятся на следующих принципах: уважение к своей стране, ее истории, нравственный пример родителей, индивидуально-личностное развитие. Формирование семейных ценностей должно сформировать учащихся старших классов как самостоятельных личностей, способных реализовать свои планы с помощью собственных ресурсов, потенциала.

Ключевые слова: ценности, семейные ценности, потребности личности, семейное воспитание, структура семейных ценностей

Социальное развитие нашего суверенного государства невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности, инициативы, мобильности и конкурентоспособности. Формирование этих и других качеств происходит, прежде всего, в школьные годы. Именно поэтому создание условий, обеспечивающих развитие, становление личности входит в первостепенную задачу социально-психологической и педагогической деятельности.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и школы является залогом успешной социализации личности. Причем семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. Каждый ребенок имеет право на заботу, воспитание и поддержку со стороны родителей, государства и общества, создание ими доброжелательной среды. Однако в последние годы, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Такое положение

способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

Необходимо научить личность

ориентироваться в мире ценностей, делать выбор и творить собственную программу развития на основе идей гражданственности и патриотизма. Поэтому педагогам и родителям следует творчески использовать опыт педагогики сотрудничества, весь свой личностный потенциал и знания для воспитания Человека, который не только будет подготовлен к жизни в гражданском обществе, но и активному его созиданию.

Воспитание личности - важнейшая функция школы и семьи - определено в Концептуальных основах воспитания Республики Казахстан [1].

Мы придерживаемся Конвенции о правах ребенка, на территории Республики действует Закон о правах ребенка, ст.24 которого гласит: «Родители обязаны создать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для всестороннего развития ребенка». Но публикации Комитета ЮНИСЕФ по делам детей при ООН свидетельствуют: ни одно

государство мира не может претендовать на роль передового в области соблюдения прав ребенка. Нужна коренная ломка в отношении взрослых к ребенку как личности [2].

Социальное становление личности невозможно вне человеческого общества. Это процесс освоения, усвоения, и изменения общественных ценностей, позволяющий воспроизводить существующую систему. Среда оказывает влияние на формирование личности через агентов и институты социализации. Влияние семьи, сверстников, школы, колледжа, вуза, СМИ неодинаково интенсивно и часто противоположно между собой. Таким образом, нагрузка на личность усиливается: ей нужно еще и уравновешивать противоположные векторы воздействия среды. При этом у личности вырабатывается собственная позиция. Причем, позиция личности может быть либо активной, либо пассивной, что позволяет ей быть субъектом или объектом.

Условия успешности обучения и воспитания в школе - это здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться. Положительную мотивацию ребенку создадут: спокойствие родителей и их радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру. Социальное становление личности проходит стадии развития от ребенка к подростку, юноше, личности. И в развитии, становлении личности первостепенную роль принимает его окружение: родители, учителя, сверстники.

А как чувствуют себя сами дети? Каковы их отношения с самыми близкими людьми -родителями? Результаты анкетирования старшеклассников, проведенного в школах г. Петропавловска показывают, что для 92% школьников семья важна, для 5% значимыми являются друзья, а 3% затрудняются с ответом. Больше половины опрошенных назвали обстановку в семье доброжелательной, но почему же тогда наши дети предпочитают домашнему уюту темные подъезды и улицу с ее соблазнами? С горечью приходится констатировать тот факт, что дом и семья для подростка перестают быть источником радости,

надежности, той крепостью, где им комфортно и безопасно, поэтому все чаще звучит в разных информационных источниках выражение «недолюбленные дети».

Те же результаты опроса показали: большинство детей не знают, что такое хорошая семья. В основном подростки употребляют оценку «обычная семья». А что это значит? Родители выпивают только по праздникам, детей не бьют, их кормят, конечно, бывают иногда конфликты, а в остальном -«обычная семья». Половина опрошенных подростков отмечает искренность и доверие в семье, общие увлечения. Однако многие из детей не хотели бы повторить отношения своих родителей. Значит, для многих подростков взрослые далеко не всегда являются примером. Во многих семьях царит атмосфера озабоченности, депрессии, а порой и озлобленности. Часты конфликты между родителями, их поведение детям не нравится. Поэтому хотим мы этого или нет, но все это оказывает влияние на психологическое состояние детей и подростков. Они живут в состоянии тревожности, не уверены в своем будущем, рядом с родителями они чувствуют дискомфорт, и только пятая часть стремится к общению с отцом и матерью. Значит, большинство семей не является той средой -интересной и необходимой для ребёнка, где его всегда поймут, простят, выслушают, где уважают его мнение, ценят способности.

И еще один любопытный феномен: позиция взрослых по отношению к подросткам (авторитаризм, окрик, неуважение) влияет на отношение подростков к младшим школьникам - и в школе, и в семье, и на улице. Поэтому одной из основных проблем семьи становится гуманизация отношений взрослых и детей.

Родителям необходимо дать подростку три вещи: понимание, практическую информацию и помощь в становлении в качестве независимой личности. Для понимания проблем подростка необходимо принять неизбежность изменений. Подросток должен иметь возможность безбоязненно выражать свои чувства, а родителям необходимо пытаться принять его право на возражение. Эта точка зрения может быть очень опасной для родителя, который считает, что он не может понимать детских чувств, если сам подросток не понимает собственных

переживаний. Этот недостаток осознания со стороны родителей является одной из причин, по которой необходимо включение их в совместный процесс со школой.

Социально-педагогический анализ жизни современных подростков выявляет ряд характерных особенностей, им присущих, а именно:

- нынешние дети живут в экологически, психологически и социально небезопасной ситуации;

- они более раскованы, свободны, чем это было раньше;

- имеют более широкий кругозор, более информированы о жизни (благодаря видео, Интернет);

- раньше сталкиваются с проблемой денег, наркотиков, конкуренции, искушения благами цивилизации, с одиночеством;

- более прагматичны, чаще думают о выгоде, пользе «здесь и сейчас».

Каждый из этих факторов по-разному отражается на жизни подростков. Свобода и раскованность при отсутствии стабильности приводит к психологической

неуравновешенности подростков, агрессии, растет число детей, которые стали жертвами социальных болезней, таких, как наркотики, курение, алкоголь. Оказать помощь и защиту детям взрослые могут, владея необходимыми валеологическими, психологическими,

педагогическими знаниями. Если раньше эти знания передавались от поколения к поколению, то сегодня все реже приходится наблюдать семьи, где совместно проживают три поколения. Только 2% подростков знают свои корни, родословную своей семьи. Совершенно ушло из большинства семей такое понятие, как семейная реликвия (только фотоальбомы и выполняют эту роль).

Если мы обратимся к прошлому, то в традициях казахского да и других народов, были семьи многопоколенные. Что касается современных семей, то большинство их состоят из двух поколений - родителей и детей. В результате родители не имеют возможности пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения. В современных условиях заметно повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье и внедомашней занятостью. Дети сегодня также рано приобретают высокий

статус в семье. Авторитет родительской власти в современной семье часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей. Особенно страдают дети и общество от так называемых неблагополучных семей: конфликтных, аморальных,

асоциальных, педагогически несостоятельных

[3].

Необходимое условие полноценного развития детей - создание духовной и образовательной среды, включающей учащихся, родителей, педагогов,

общественность, инициирующей учебные, творческие, нравственные достижения личности и рассматривающей индивидуальные успехи и неудачи как события, связанные с жизнью всего сообщества. Духовная и образовательная среда формируется постепенно. Нельзя приказать учителям, чтобы они не ставили двоек, родителям - чтобы не ругали и не били детей, детям - чтобы слушались и выполняли домашние задания. Хотя все это - сферы конкретной ответственности. Развитие системы

человеческих отношений в школе требует взаимообучения, развития правового сознания, коммуникативных навыков, овладения способами позитивного самовыражения, развития творческого потенциала личности. Родители и педагоги могут выступать по отношению друг к другу партнерами, но для этого необходимы, с одной стороны, единый взгляд и согласие, а с другой, разграничение сферы компетентности и ответственности. Потребность в изменении системы взаимоотношений исходит как от семьи, так и от учителя. Неслучайно растет число частных школ, в которых родители в большей степени определяют специфику учебно-

воспитательного процесса. Все чаще педагоги, как люди профессионально ответственные за работу с детьми, отмечают, что:

-увеличивается число детей, требующих специальной педагогической и социально-педагогической поддержки;

-катастрофически снижается число читающих детей;

-увеличивается число детей, поучившихся в престижных школах и возвращающихся в простые;

-наблюдается утрата глубины чувств учащихся, романтического отношения к жизни, проявлений бескорыстия;

-по мере развития учащихся нарастает их безынициативность, недоверие к школе;

-увеличивается число родителей, безразлично относящихся к проблемам школы;

-усиливается отчуждение между родителями, отсутствует стремление к взаимодействию, взаимопомощи;

-наблюдается все большая категоричность со стороны родителей.

Сегодня родители в большей степени определяют социализацию детей. Они хотят, чтобы школа давала нашим детям широкий спектр общекультурных знаний, проводила специализацию в зависимости от возможностей и способностей ребенка, чтобы в школе царила атмосфера дружелюбия и сердечности.

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает: изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса; группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса; анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные

возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

наблюдение, беседу, тестирование,

анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др. Решить проблемы падения духовности, воспитания

нравственности, гражданственности,

патриотизма невозможно без участия и помощи семьи. А для этого необходимо не просто налаживать связь с семьей, но и всемерно способствовать повышению педагогической

культуры семьи, умело и эффективно использовать ее огромный воспитательный потенциал.

В системе психолого-педагогического сопровождения одной из направлений является работа с родителями, где необходимо убедить родителей заняться самообразованием через осознание ими важности их роли в обучении и воспитании детей. Особое внимание уделяется семьям, нуждающимся в поддержке, во взаимодействии со школой. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальны. На основе вышесказанного стало возможным разработать модель формирования семейных ценностей. Наглядно указанная модель представлена на рисунке 1.

Работу с подростком обязательно должна сопровождать работа с родителями. Результаты и эффективность такой работы зависят как от объективных, так и от субъективных факторов. Родители нередко переносят на своих детей, как собственные несбывшиеся надежды, так и свои проблемы, словно нагружая их своеобразным «приданым» на всю последующую жизнь. Обязательно нужно рассказать родителям о методах и техниках консультирования и коррекции, по которым планируется работа с ребенком. Следует объяснить родителям, что коррекция происходит не только благодаря решениям и действиям одного лишь педагога-психолога. Это живой процесс взаимодействия, когда невозможно заранее сказать, какой из приемов станет наиболее важным для достижения цели.

Главная цель психолого-педагогического сопровождения взаимодействия педагогов с семьей в социальном становлении личности -счастливый человек. Действительно, если ребенок счастлив дома, в коллективе, в обществе, то у него все ладится и получается, он готов совершать открытия и быть полноценным гражданином своей республики.

педагоги

Процесс формирования семейных ценностей

Учащиеся старших классов

КОМПОНЕНТЫ

V

Мировоззренческий

V

Воспитательно-образовательный

11

Деятельностный

1L

У Р О В Н И

низкий

пассивное отношение личности к развитию внутрисемейных отношений, к перспективам развития ее как малой группы; неадекватное

восприятие роли семьи в жизни человека; в отношениях имеют место недоверие, нетерпимость и неудовлетворенность результатами,

достижениями семьи;

отмечается неготовность личности отдать

предпочтение

общесемейным целям и этоебностям

средний

наличие

семейнозначимых мотивов,

позиций и взглядов, но отличающихся выборочной

открытостью; внутреннее

отношение может выражаться как в уважении, так и в неуважении, доверии -недоверии, удовлетворенности -неудовлетворенности, заботе -безразличии, терпимости -нетерпимости; стремление к согласованию целей, планов, способов их достижения выражено слабо; активность в достижении целей семьи выборочная

SZ.

высокий

активный всесторонний тип

семейного взаимодействия; оптимальность контактов во всех сферах жизнедеятельности семьи; понимание своей роли в развитии внутрисемейных взаимоотношений, приоритет семейных над личными планами,

разумный учет факторов стабилизации семьи; стремление к

совместному решению актуальных и

перспективных проблем

Деятельность педагогов и учащихся, ориентированная на формирование семейных ценностей

Результат - сформированные семейные ценности у учащихся

Рис. 1 Системно-компонентная модель формирования семейных ценностей у учащихся

старших классов

Библиографический список Жацгыру». - Астана, 2019.

1. Концептуальные основы воспитания в https://nao.kz/loader/fromorg/2. условиях реализации программы «Рухани

2.Образование в Республике Казахстан: 3. Антология педагогической мысли

Сборник законодательных актов. / Под ред. Казахстана. - Алматы: Рауан, 2019. М М. Кузембаева. - Астана, 2018.

Авраменко Наталья Николаевна, магистрант специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

Корягина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

e-mail: olga_koryagina@mail.ru

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления статьи: 02.03.2021

© С.В. Власенко, Н.Н. Авраменко, О.В. Корягина, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.