УДК 376
ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Салимжанов И.В., Корягина О.В.
Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. Самостоятельный учебный труд школьников - очень значимая и широко обсуждаемая проблема в современной дидактике. Во-первых, самостоятельный учебный труд школьника есть следствие его точно организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Соответственно, учитель должен организовывать учебную (классную и внеклассную) работу школьника разработав программу его самостоятельной деятельности по овладению знаниями, и управлять ею. Во-вторых, самостоятельный учебный труд школьника является более широким понятием, чем домашняя работа (выполнение заданных учителем домашних заданий.). Он может включать и внеурочные, заданные педагогом школьнику задачи. Но в целом это параллельно существующая занятость учащегося по выработанной им самим программе усвоения материала. В-третьих, самостоятельный учебный труд должен рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности. Особенно актуальна проблема организации самостоятельного учебного труда для учащихся с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: самостоятельная работа, самостоятельный учебный труд, инклюзивная образовательная среда,
Среднее общее образование Республики Казахстан, как базовое звено системы непрерывного образования, ведет поиск новых подходов к повышению качества в контексте наблюдаемых тенденций, как в мировой образовательной практике, так и внутри страны. В мировой практике накоплен достаточный опыт повышения качества образования как способ реагирования на глобализацию. Разрабатываются различного рода проекты, программы, в которых обосновывается и прогнозируется успешная деятельность. Понятие «успешность деятельности» становится широко употребляемым.
Создание оптимальных условий для успешного социального развития, социальной адаптации ребенка, независимо от уровня его психофизического развития, выступает сегодня одной из приоритетных социальных задач политики Казахстана.
М.Б. Баликаева также подчеркивает интенсивное исследование проблемы «самообразующейся» личности, которая «возникла при обсуждении вопросов непрерывного образования и опережающего обучения, что невозможно рассматривать вне контекста самообразования» [1].
По замечанию В.В.Серикова, обучающийся «становится субъектом не только учебной, но и обучающей деятельности», причем востребовано «усиление позиции обучающегося как субъекта своего образования» [2].
В науке признается, что сам человек более или менее сознательно регулирует свою активность и жизнедеятельность. Осознанность этого процесса связывают с успешностью деятельности.
«Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения» [3, с. 144]. Необходимо отметить, что значительная часть подростков учится ниже своих способностей из-за отсутствия навыков самостоятельного учебного труда. Поэтому перед семьей и образовательным учреждением стоит задача помочь подростку наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, а также обеспечивать формирование общих умений и навыков самостоятельной деятельности [4, с.80].
Самостоятельная работа предполагает реализацию задач, направленных на развитие деятельности обучаемых, выработку самостоятельности, самовыражения в решении профессиональных задач. Формирование самостоятельности в учебной деятельности является предпосылкой проявления данного качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые подросток включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем. Правильная организация самостоятельной работы подростков имеет большое значение. Важно, чтобы обучаемые испытывали желание трудиться для усвоения предмета, ощущали удовлетворение от получаемых знаний и умели рационально распределять свои усилия на уроке и во внеурочное время [5, с.46].
В современных условиях взаимодействие семьи и образовательного учреждения должно обеспечивать не только систему общеобразовательных и специальных знаний, умений и навыков подростков, но и создавать инклюзивную образовательную среду, способствующую формированию и развитию у них потребности самостоятельно пополнять и приобретать знания. Кроме того, поток научно-технической информации в настоящее время настолько велик, что его все труднее охватить учебными программами и довести до сознания школьников за достаточно короткий срок обучения в школе.
Перечислим основные направления социально-педагогической деятельности по формированию самостоятельного учебного труда учащихся с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования:
- диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении обучающихся;
- определение индивидуального образовательного маршрута;
- организация коррекционно-развивающих занятий с обучающимися;
- социально-педагогическое консультирование и просвещение обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, социальной адаптации и др.;
- составление памяток, алгоритмов по выполнению заданий самостоятельно;
- обеспечение списком необходимой литературы и перечнем электронных образовательных ресурсов.
С учетом данных диагностического обследования составляются индивидуально-ориентированные программы развития детей с ограниченными возможностями здоровья (индивидуальные маршруты развития). Социальным педагогом проводится индивидуальная и подгрупповая работа как дополнительная и необходимая составляющая успешного обучения и социализации ребенка с ограниченными возможностями.
В ряде исследований, посвященных данной проблеме, отмечается, что самостоятельный учебный труд включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности учащихся, в зависимости от этого различают следующие уровни самостоятельной работы:
- Репродуктивный самостоятельный учебный труд предусматривает выполнение работы, связанной с решением задач, заполнением таблиц, схем и т.д.
- Реконструктивный самостоятельный учебный труд предполагает перестройку решений и составление планов, тезисов, написание рефератов и т.п.
- Творческий самостоятельный учебный труд требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации.
При организации и выполнении самостоятельной работы осуществляется взаимосвязь всех психических процессов, ярко проявляются индивидуальные особенности учащихся. Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения уровня подготовки обучающихся, активизации их в процессе обучения является соответствующая организация самостоятельного учебного труда.
Самостоятельный учебный труд воспитывает культуру умственного труда — умение рационально организовать учебу, спланировать ее во времени, оформить надлежащим образом. Кроме того, самостоятельный учебный труд воспитывает чувство ответственности за выполнение учебного задания, трудолюбия, настойчивости и упорства, в достижении цели [6].
Таким образом, самостоятельный учебный труд завершает задачи других видов учебной работы. Она расширяет и обогащает знания, умения и навыки, полученные на уроках; является важной формой воспитания подростков через предмет; развивает творческие способности, формирует навыки самоконтроля и самооценки, готовит учащихся к самообразованию.
Исходя из сказанного, становится ясно, что самостоятельный учебный труд учащихся - деятельность многоплановая. Многое зависит от характера самой работы, целей и условий ее осуществления. Важную роль играет также возраст учащихся. Поэтому конкретные приемы работы следует рассматривать через призму индивидуализации, учитывая к тому же роль учителя в жизни учеников и ту базу знаний, которые он заложил. Самостоятельный учебный труд возможен лишь при наличии определенных знаний и желания применить их на практике [7].
На основании вышеизложенного сформулируем критерии и показатели самостоятельности учебного труда подростков в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели самостоятельности учебного труда подростков
Критерии Уровни
высокий средний низкий
Когнитивный Умение самостоятельно пользоваться системой знаний, пользуясь различными информационными источниками Организует самостоятельно учебный труд после напоминания со стороны родителей или педагогов Уровень самостоятельной познавательной деятельности низкий, не сформировано представление о применении знаний в будущей профессиональной деятельности
Мотивационный понимание необходимости самостоятельной работы для выбора будущей профессии. Учебные и компенсирующие (адаптивные) умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие культуру усвоения знаний в учебных условиях проявление саморегуляции и самоорганизации, мотивация к самостоятельной работе недостаточна саморегуляция и самоорганизация ситуативны, немотивирован к самостоятельной деятельности
Проектировочно-деятельностный комплекс умений, характеризующих уровень практического овладения знаниями, способность к проектированию самостоятельной деятельности Самостоятельность в проектировании собственной деятельности на среднем уровне слабый, еще неустойчивый опыт самостоятельной деятельности, который регулируется в основном требованиями педагогов и родителей
Таким образом, в таблице 1 мы выделяем критерии и показатели самостоятельности учебного труда подростков: когнитивный, мотивационный, проектировочно-деятельностный.
Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности подростка. Формы самостоятельной работы разнообразны - это различные типы домашних заданий. Работа должна систематически контролироваться педагогами. Основой самостоятельной работы
служит научно-теоретический курс, комплекс полученных подростками знаний. При распределении заданий подростки получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы. Существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к занятиям, лабораторным работам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, проектов. Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности подростков благодаря взаимному контролю [7].
Самостоятельный учебный труд способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду. При самостоятельной работе цель каждого задания должна быть осознана подростком, т.е. для её выполнения учащиеся опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения.
Библиографический список
1. Баликаева М.В. Развитие самообразования студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода. - Омск, 2013. - 30 с.
2. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М.: Академия, 2012. - 256с.
3. Ушинский К.Д. Избр. Пер. соч. - М., 2010. - Т1. - С. 144 - 150.
4. Матвеева Т.А. О роли самостоятельной работы студента технического вуза в становлении его профессиональной компетентности // Образование и наука, 2011. - №2. - С. 79 - 85.
5. Гаранина Р.М. Самостоятельная работа - средство развития потенциала студента // Alma mater (Вестник высшей школы), 2012. - № 1. - С. 46 - 48.
6. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. - М., 2011. - 170 с.
7. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Академия, 2010. - 187с.
Салимжанов Илья Владимирович, магистрант специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)
e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru
Корягина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: olga_koryagina@mail.ru
Дата поступления статьи: 23.11.2020
© И.В. Салимжанов, О.В. Корягина