Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ'

МЕХАНИЗМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Светлана Викторовна, Корягина Ольга Васильевна, Чемоданова Галина Иосифовна

В статье рассматриваются механизмы обратной связи в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе. Использование интерактивных методик, личностно-ориентированных технологий, направленных на активизацию познавательного интереса способствует активизации обратной связи. Внедрение в учебный процесс современных методов обучения позволяет осуществить гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности магистрантов с различными источниками информации, а также оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса и групповую работу обучающихся и обеспечивает обратную связь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власенко Светлана Викторовна, Корягина Ольга Васильевна, Чемоданова Галина Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ»

УДК 378.1

МЕХАНИЗМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

ПРОГРАММАМ

Власенко С.В., Корягина О.В. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан), Чемоданова Г.И.

Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева (г. Петропавловск, Республика Казахстан),

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы обратной связи в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе. Использование интерактивных методик, личностно-ориентированных технологий, направленных на активизацию познавательного интереса способствует активизации обратной связи. Внедрение в учебный процесс современных методов обучения позволяет осуществить гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности магистрантов с различными источниками информации, а также оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса и групповую работу обучающихся и обеспечивает обратную связь.

Ключевые слова: обратная связь, активные методы обучения, дистанционное образование, методика преподавания в вузе, информационно-коммуникационные технологии.

Организация систематической (циклической) управляющей деятельность преподавателя требует выделения в информационных взаимодействиях преподавателя и обучаемых каналов прямой и обратной связи (ОС). Существенной особенностью, которую следует учитывать при проектировании схемы педагогического управления, оказывается то, что субъекты управления -обучающиеся - обладают мышлением, они заинтересованным в результатах своей деятельности и поэтому в управляемой подсистеме возможны процессы самоорганизации, саморегуляции и самообучения [1, 17].

Содержание теоретической готовности учителя заключается не только в усвоении необходимых знаний, но и в умении педагогически мыслить, что предполагает наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений. В связи с этим ППС кафедры активным образом в процессе проведения учебных занятий и вне учебной научной деятельности ориентируют студентов на необходимость осмысления учебного материала, формулирование выводов, поиск закономерностей. В преподавании гуманитарных и социальных дисциплин важно активно внедрять личностно-ориентированные технологии, направленные на персонализацию педагогического взаимодействия. Личностно-ориентированные образовательные технологии, способствуют развитию ценностно-деятельностных и научно-исследовательских компетенций у студентов: дебатные технологии; метод проектов; «мозговой штурм»; метод шляп; ролевые игры; деловые игры; дискуссии; ИКТ; метод активного чтения (INSERT) и т.д.

Например, обучающийся может сам сопоставить результаты своей деятельности с желаемой целью (скажем, уровнем освоения дисциплины), выработать и реализовать необходимые, с его точки зрения, корректирующие действия. Т.е. часть функций управления

принимает на себя обучающийся. Наряду с каналом основной обратной связи «обучающийся ^ педагог», по которому преподавателю передается информация о ходе освоения материала обучающимися, важное значение имеет и обратная связь «педагог ^ обучающийся» [1, 17].

Преподавание курсов осуществляется с использованием передовых педагогических и информационных технологий. На занятиях используются интерактивные методики, личностно-ориентированные, технологии направленные на активизацию познавательного интереса. Как правило все занятия в рамках элективных курсов сопровождаются использованием презентаций, электронных учебников и др. аудиовизуальных средств.

Именно благодаря этому каналу у обучающегося формируется мотивация обучения, а также возникают эффекты саморегуляции. Преподаватель через прямой канал оказывает информационное воздействие на обучаемых - передает им учебную информацию, подлежащую усвоению. Параллельно с передачей и после нее преподаватель осуществляет диагностическую деятельность с целью выяснения результатов обучения - информация о них поступает к преподавателю по каналу первичной обратной связи. На основании этой информации преподавателем осуществляется внешнее управление (коррекция) хода обучения. Однако часть диагностических результатов он по каналу вторичной обратной связи передает обучающемуся как лицу в них заинтересованному, на основании которых возможны эффекты самоорганизации и самоуправления.

В связи с современными требованиями к организации и осуществлению учебного процесса возрастает необходимость организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций. Кроме того, если в процессе изучения учебного материала у студента возникают затруднения, он может обратиться для получения устной консультации, предварительно обговорив с преподавателем время. Обратные связи, охватывающие субъектов учебного процесса, можно типизировать по временному характеру ее реализации; при этом обратная связь подразделяется на оперативную, осуществляемую в режиме on-line, т.е. непосредственно в ходе учебного процесса), и отсроченную - off-line. При реализации оперативной Обратной связи управляющая информация поступает к субъектам там учебного процесса незамедлительно [1, 18].

Современные дистанционные образовательные технологии позволяют вести учебный процесс, а также индивидуальные консультации через Интернет, средства коммуникации между преподавателями и учащимися. Эффективное использование дистанционных образовательных технологий определяется системой факторов [2, 608]. Во-первых, это качественный современный сайт. Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова является многофункциональной системой дистанционного обучения, позволяющей преподавателям своевременно размещать актуальные образовательные ресурсы необходимые для успешного протекания учебного процесса в разделе электронная библиотека. Для проведения дистанционного консультирования студентов имеет немаловажное значение размещение на сайте информации непосредственно о преподавателях кафедры с указанием электронной почты и сферы научных интересов каждого из них. Во-вторых, это наличие средств коммуникации между преподавателями и учащимися. Осуществление взаимодействия преподавателей и студентов возможно как непосредственно на сайте университета, так и через использование возможностей интернета. Благодаря развитым средствам электронного общения между слушателем и преподавателем (электронная почта, чат) каждый слушатель может задать вопрос преподавателю, получить развернутый и полный ответ, особенно это актуально в процессе индивидуального консультирования студентов при написании научных работ, статей, а также подготовки магистерских работ. Опыт работы преподавателей кафедры в области проведения индивидуальных дистанционных консультаций продемонстрировал преимущество взаимодействия через электронную почту, так как данный вид доступен 100% магистрантов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального обучения», данный вид коммуникации используют для осуществления консультаций все преподаватели кафедры.

И оперативная и отсроченная обратная связь каждого обучаемого должны быть обеспечены преподавателем в требуемом педагогической ситуацией объеме. Для эффективного управления

учебным процессом преподаватель должен получать необходимый объем информации о ходе процесса, что реализуемо только совместным использованием оперативной и отсроченной Обратной Связи [3, 33].

Так как основная часть обучения направлена на организацию самостоятельной работы магистрантов над учебным материалом, уделяется огромное внимание занятиям СРМ, подготовке материалов и пособий для организации этих занятий. Для СРМ имеются материалы для самоконтроля обучающихся - тесты, контрольные вопросы, список литературы и т.д. Для усиления индивидуальной подготовки магистрантов кафедрой широко используются учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы дисциплин, индивидуальные задания. Таким образом, создается среда для самообразования, самоорганизации студентов во время всего периода обучения, а также в течение всей их деятельности.

Внедрение в учебный процесс современных методов обучения позволяет осуществить гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности магистрантов с различными источниками информации, а также оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса и групповую работу обучающихся. Все это способствует достижению планируемых результатов обучения по образовательной программе. Для организации самостоятельной работы и улучшения индивидуальной подготовки магистранта функционирует электронный читальный зал с выходом в Интернет.

Отсроченная Обратная связь (ее можно назвать «традиционной» для построения учебного процесса) реализуется организацией консультационных и семинарских занятий, проверкой домашнего задания, а так же проведением различных контрольных мероприятий: контрольных и проверочных работ, коллоквиумов, промежуточных аттестаций, зачетов, экзаменов. Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к появлению новых средств обеспечения отсроченной ОС, реализуемых за счет расширения возможностей заочной коммуникации с преподавателем: по электронной почте, через сайты дисциплин, форумы, чаты, вики-ресурсы [2, 609].

Оперативная обратная связь реализуется непосредственно в процессе аудиторного занятия. Потребности обучающихся при формировании ОП учитываются преподавателями при выборе педагогических технологий, реализуемых в учебном процессе, проведении индивидуальной консультативной работы с обучающимися, выборе форм и средств оценки учебных достижений обучающихся. При организации самостоятельной работы обучающихся используются следующие мотивационные педагогические технологии: индивидуальный подход, повышение оценки личности; убеждение, опора на положительные впечатляющие примеры; формирование профессионального интереса; ориентация на конкретную профессиональную деятельность; развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности и самоорганизации; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; приобретение практических навыков, повышающих функциональную грамотность обучающихся.

Эти технологии способствуют включению обучающихся в профессиональную деятельность без длительного «вживания». Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе овладения специальностью, профессией занимает обучающийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных педагогических задач. Поэтому овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками требует организации непосредственной деятельности обучающихся. Изучение и формирование мотивации обучающихся требует настойчивости, терпения, подлинной заинтересованности в самой учебной и воспитательной деятельности.

Задача преподавателя при организации самостоятельной работы обучающихся - продумать чёткую систему логически взаимосвязанных заданий, которые позволили бы ему формировать у обучающихся навыки самоорганизации, умения и навыки интеллектуального труда, его научную организацию. Каждое такое задание в этой системе должно представлять своеобразную ступеньку продвижения обучающегося к овладению опытом поисковой и творческой деятельности. На

каждом этапе подготовки к занятию должны органически сочетаться изучение нового, повторение в виде актуализации прежних опорных знаний, умений и навыков, формирование новых понятий и способов деятельности.

Одним из эффективных направлений повышения воспитательного потенциала образовательного процесса является научно-практическая работа обучающихся. Принимая участие в такой работе, обучающиеся проявляют компетенции, приобретенные во время занятий. Приоритетом в развитии творчества обучающихся является направление развития взаимодействия звеньев следующей цепи: образовательный процесс - научно-практическая работа - внедрение ее результатов. В ходе процесса выполнения самостоятельной работы обучающиеся учатся умениям вести поиск информации, формировать задачи, вырабатывать план действий, работать с документами, отрабатывать практические навыки, подводить итоги, оценивать использованные и неиспользованные возможности. Функция преподавателя при организации самостоятельной работы обучающихся состоит в наблюдении, косвенном руководстве за деятельностью обучающихся, корректировке, необходимых рекомендациях. При оценке организации самостоятельной работы важно обратить особое внимание на глубину содержания, степень самостоятельности обучающихся, глубину знаний, качество выполнения практической части работы, оформление самостоятельной работы в целом.

Таким образом, организация самостоятельной работы обучающихся позволяет преподавателю формировать следующие личностные качества: творческий подход к выполнению задания; инициативность; самостоятельность; трудолюбие; ответственность; организованность; старательность; добросовестность; аккуратность; дисциплинированность; усидчивость; терпение.

Обратная связь в on-line является условием применения преподавателем активных методов обучения. Преодоления противоречия видится в использовании технических аудиторных систем поддержки преподавателя, обеспечивающей обратную связь с обучаемыми в реальном времени -аудиторной системы обратной связи, а также возможностей видеоконференцсвязи.

Помимо этого результаты НИР ППС находят свое отражение в руководстве НИРС. Так, например, анализ тематики научных статей, публикуемых магистрантами в сборниках ежегодно проводимой студенческой научно-практической конференции «Наука и мы», «Студенческая весна», также других научно-практических конференциях разного уровня, перекликается с тематикой научных интересов ППС кафедры и является определенной формой обратной связи. Внедрение результатов НИР осуществляется через руководство научными проектами студентов, которые после внутривузовского конкурсного отбора отправляются на ежегодный Республиканский конкурс НИРС. Развитию активизации познавательной деятельности студентов служит самостоятельная научно-исследовательская работа студентов, получившая широкое развитие на кафедре. ППС кафедры ведет системную работу по привлечению студентов к научно-исследовательской работе в рамках студенческих научных обществ и участия в научных мероприятиях. Ежегодно проводятся научные конференции преподавателей и студентов кафедры.

Основная идея разработки собственных и адаптации имеющихся инноваций, методик и способов обучения заключается в анализе содержания и структуры УМКД образовательной программы на базе компетентностной модели выпускника. Ежегодный анализ качества УМКД дисциплин всех циклов создают оптимальные условия для пересмотра не только дисциплин входящих в состав КЭД, но и методов и способов обучения. Так осуществляется разработка новых дисциплин отвечающих запросу рынка труда и соответствующих компетентностной модели выпускника. Задания, включаемые в УМКД относятся к личностно-ориентированному педагогическому методу и методу проблемного изложения, и предполагают на лекционных занятиях ведение диалога с учетом контекста конкретной проблемной ситуации, на практических занятиях - работа в микрогруппах. Результатом, отражающим качество образовательного процесса, и обратной связи является подготовка специалистов с глубокими фундаментальными знаниями, системным видением проблем, навыками эффективной командной работы, компетентных в вопросах профориентационной работы психологической службы школы в условиях 12-летнего образования.

Использование инновационных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения, улучшить качество подготовки студентов к СРМ. Применение кейсового метода, метода проектов на занятиях ПЗ, СРСП. Важное место принадлежит системе и критериям оценивания. Грамотно выделенные критерии оценивания позволяют более дифференцированно выставлять баллы, что и подразумевает кредитная технология обучения. Использование цифровых технологий в процессе обучения студентов позволяет оптимизировать, улучшать обучающий и образовательный процесс, насыщая его разнообразными эффектами, позволяющими в еще большей степени повысить интерес к изучаемой дисциплине и активизировать навыки самостоятельной работы магистрантов. На лекционных занятиях чётко прослеживается обратная связь со студенческой аудиторией. Методика чтения лекции и применение на ней мультимедийного комплекса способствуют продуктивной работе магистрантов, вызывают у них познавательный интерес предмету в целом. Умение мотивировать обучающихся проявляется в рамках проведения ежегодных студенческих научно-практических конференциях. Студенты совместно с преподавателями проводят научные исследования.

Студенты обучаются различным интерактивным технологиям и методам преподавания: технологии развития критического мышления, кейс-технологии, методам проблемного изложения, дискуссии, тренинга, пресс-конференций, брейн-сторминга, использованию в процессе обучения мультимедиа технологий и др.

В учебном процессе по кредитной технологии очень важным является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации. Учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения. Для обеспечения сетевой технологии используется информационно-образовательный портал на базе системы дистанционного обучения. Консультации с использованием дистанционных образовательных технологий проводятся преподавателями и сотрудниками центра дистанционного обучения посредством форумов и чатов Web-портала, а также дополнительных программных средств связи (например «^куре», «Mail.ru Агент»). Очные индивидуальные консультации (по инициативе обучающегося) проводятся в установленные на кафедре сроки.

Современное образование нуждается в переходе от традиционных форм обучения к инновационным, происходит смена парадигмы обучения связи с переходом на кредитно-модульную технологию. В связи с этим целесообразно менять позицию во взаимодействии преподавателя и обучаемых, изменять подход к планированию учебных занятий. Необходимо организовывать процесс обучения с применением инновационных, интерактивных технологий, развивая активность обучающихся с большей опорой на формы самостоятельной работы, для развития навыков ответственности и самостоятельности.

Библиографический список

1. Стариченко Б.Е., Коротаева Е.В., Сардак Л.В., Егоров А.Н. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 4. Проектирование методов управления учебной деятельностью. Учебное пособие/ Под ред. Б.Е. Стариченко/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. - 141 с.

2. Быданов В.Е., Вахнин В.А. Актуальные проблемы использования информационных технологий в обучении в вузе // Современные образовательные технологии в преподавании естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Сборник научных трудов IV Международной научно-методической конференции. - С-Пб, 2017. - С.608-614.

3. Ласков В.Б., Алексеенко Ю.В., Третьякова Е.Е., Логачева Е.А. Обратная связь в образовательном процессе: мнение студентов о качестве преподавания //sciences of europe: Издательство: Global Science Center LP (Прага), 2016. - №10-2 (10). - С.33-37.

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: [email protected]

Чемоданова Галина Иосифовна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и психология» Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева (Республика Казахстан, г. Петропавловск) e-mail: [email protected]

Корягина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

e-mail: [email protected]

Дата поступления статьи: 28.09.2020

© Власенко С.В., Корягина О.В., Чемоданова Г.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.