УДК 316
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Буктугутова Р.С., Изтелеуова Л.И., Ельжанова Е.Т.
Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье рассматривается одна изважных проблем в педагогике - проблема активности студентов на учебных занятияхв условиях дистанционного обучения. В качестве примера авторы делятся своим педагогическим опытом применения метода проектов в учебном процессе. В статье большое внимание уделяется формированию определенных умений и навыков, повышающих познавательную самостоятельность обучаемых.
Ключевые слова: проект, технология, учебный процесс, учащиеся, умения и навыки, активные методы обучения.
В современное время в условиях дистанционного обучения одной из актуальных проблем в педагогической науке и в образовательной практике является активная деятельность учащихся на занятиях. В этой связи данная проблема требует от преподавателей принципиального осмысления главных элементов обучения -содержания и форм проведения учебных занятий, а также приемов и методов, используемых при обучении. Образовательная практика показывает, что необходимо не увеличивать объем учебного материала, не усиливать количество контрольных форм, а создать необходимые дидактические и психологические условия для дальнейшего осмысленности учения, вовлечение в него учащегося на интеллектуальном уровне, при этом использовать личностную и социальную активность самих обучающихся.
Как известно, в педагогике выделяют три уровня активности:
• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов [1].
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на
самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Рассмотрим наиболее активные методы и формы проведения занятий, в основе которых заложено основные факторы, побуждающие как к мыслительной, так и к практической деятельности на занятиях.
В этой связи метод проектов привлек наше внимание. Если вспомнить историю, то в начале 20 века он вызывал большой интерес у русских педагогов. Под руководством педагога Шацкого даже была организована небольшая группа сотрудников, которая пыталась активно использовать проектный метод в работе. Однако в 1931 году метод проектов был осужден, и в 30-е годы эта технология практически исчезла и до недавнего времени не использовалась в российской школе. В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах - США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии - применяли активно и весьма успешно.
В своей практической деятельности мы широко используем нетрадиционные формы занятий: деловая игра, семинар - соревнование, лекция - экскурсия, лекция-представление и др. Так в рамках изучения курса «Историческое краеведение» были проведены проектные занятия, на которых обучающиеся подготовили научно -исследовательские работы «История моей семьи», «Мое родное село», «Топонимика города Кокшетау».
В ходе подготовки проекта «История моей семьи» обучающиеся занимались исследовательской работой: проводили опрос среди родственников и местных жителей, изучали архивные документы, записывали интервью. Защита научно -исследовательских проектов проходила на практическом занятии, проведенном в форме конференции. Результатом данных занятий стало формированию научно -исследовательских навыков: умение работать с первоисточниками и научной литературой, умение анализировать и систематизировать полученный материал, проводить интервью, в ходе работы над проектом нередко проявлялись личностные качества обучающихся, способность к самовыражению и проявлению творческих способностей. Кроме того, во время защиты проектов учащиеся активно использовали мультимедийное оборудование: интерактивную доску, графопроектор, компьютер.
При защите проектов «Мое родное село», обучающиеся написали не только научные работы, но и подготовили красочные презентации, при этом использовали старые фотография административных зданий, улиц, организаций, жителей поселка и даже продемонстрировали короткие снятые ими видеоролики о родном селе. Защита данных проектов прошла в форме семинара -передачи «Клуб кинопутешествий».
При работе над проектом «Топонимика города Кокшетау» обучающиеся собрали уникальный материал о жизни и деятельности, внесших огромный вклад в развитие города людей, чьими именами названы улицы. В ходе исследования ребята работали с архивными документами, выявляли интересные сведения в местных музеях, встречались с родственниками, друзьями и коллегами. В результате такой кропотливой работы были подготовлены интересные проекты о жизненном пути и
профессиональной деятельности людей, чьи взгляды и поступки во благо страны являются примером для подражания, прежде всего для молодого поколения.
Большой интерес во время исследовательской деятельности обучающихся вызвали сведения о старинных домах на центральных улицах. Как известно они являются памятниками архитектуры. Защита проектов прошла на практическом занятии, проведенном в форме «круглого стола». Выступление участников сопровождалось демонстрацией презентаций, небольших видеофильмов об уникальных местах и улицах нашего города.
В рамках учебной дисциплины «Этнография народов мира» обучающимся было дано творческое задание - подготовить научно-исследовательский проект, посвященный тем странам, которые бы они хотели посетить. В результате проделанной работы был собран достаточной мере содержательный материал об этих государствах. В конце проекта были показаны небольшие видеофильмы о национальных традициях, обычаях, кухне данных стран. Учащиеся даже разработали способы и маршруты путешествия в эти государства, просчитали примерный размер материальных затрат, а также сформулировали некоторые советы и памятки для туристов, желающих посетить эти места. Защита проходила на практическом занятии, проведенном в форме семинара-представления. В ходе его проведения использовали мультимедийное оборудование: интерактивную доску, компьютер.
Таким образом, активно внедряя технологию проектов, мы пришли к следующим выводам: обучение через подготовку научно-исследовательских проектов в отличие от традиционных технологий, а также нетрадиционное форма проведения занятий является своего рода моделью сбалансированного вида обучения, которое, прежде всего, направлено на учащегося, на стимулирование их активной познавательной деятельности, развивает их творческие способности, формирует навыки исследовательской работы и при этом раскрывает их личностные особенности.
Как известно, проектная технология являются довольно сложным элементом в обучении, но и одновременно довольно удобным инструментом, методом и средством образовательного процесса, при этом эта технология не только не заменяет традиционные формы и методы обучения, а наоборот, отлично дополняет их и расширяет возможности их реализации.
В современное время весь образовательный процесс, основанный на деятельностном подходе, просто немыслим без активного использования проектной технологии. Именно при использовании данной технологии каждый учащийся становиться значимой частью общего процесса познания, а продукт его исследовательской деятельности показывает высокий показатель активной деятельности самого обучаемого.
Обучаемый является активным участником процесса познания, а не как объект, пассивно воспринимающий информацию. Какой потенциал несет в себе активное использование метода проектов для раскрытия и развития отдельной личности и дальнейшей социализации обучающихся можно увидеть при анализе структуры деятельности учителя и учащихся (см. таблицу 1), которая существенным
образом отличается от структуры их совместной деятельности при традиционной организации обучения.
Таблица 1.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании проектной
деятельности
Ученик Учитель
Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует Раскрывает возможные формы работы
Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов
Активен Создаёт условия для активности школьника
Субъект обучения Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Мы полностью согласны с тем тезисом, что «...проектная технология - это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающихся»[2]. При работе над проектом, когда обучающийся стремиться выявить необходимую информацию, переработать ее, в этот момент преподаватель должен выступить в качестве проводника, а в некоторых случаях и сам становиться источником знании. И, как правило, увлеченные учащийся в дальнейшей практике стараются приобретать знания уже самостоятельно и активно использовать их на занятиях. На наш взгляд, здесь преподавать может только координировать процесс познания, и, конечно поощрять учащихся.
Во время защиты проекта учащийся приобретает навыки публичного выступления, а во время дискуссии - умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы, отстаивать свою точку зрения, не навязывая при этом присутствующим свое собственное мнение. В результате при выполнении любого проекта создается конкретный продукт, являющийся, по сути, результатом совместного труда преподавателя, который направлял, помогал, координировал и учащегося, который его выполнил. Поэтому, у обучающихся формируются и развиваются такие личностные качества, как самостоятельность, критическое мышление, инициативность, творческие способности и ряд других немаловажных фактов. Учитель начальных классов Удачина Л.А. [3] отмечает в своей статье, что в ходе проектной деятельности как правило, учащиеся вырабатывают следующие умения:
а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск новой информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
д) презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность-время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Последовательное выполнение ряда задач во время работы над проектом и в момент защиты учащимся нередко приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха. В этой связи, следует заметить, что проектная технология всегда предполагает решение какой-то проблемы, которая также способствует формированию у учащихся целеустремленности, терпению и трудоспособности. Преподаватель, являясь руководителем научно-исследовательской деятельности учащегося, использует исследовательские, поисковые, проблемные методы, средства обучения и воспитания.
Некоторые практики считают, что «...проблема формирования готовности студентов педагогических специальностей к проектной деятельности в школе еще требует дальнейшего изучения, поиска новых форм и методов работы, а также -разработки методического обеспечения данного направления профессиональной подготовки будущих учителей»[4]. Еще Джон Дьюи и его ученик Килпатрик в своих учениях предложили построить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, причем учитывая его интерес к этому знанию. Они отмечали, что важно показать учащимся их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в реальной жизни. Их идея еще состояла и в том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания.
То есть они призывали идти от теории к практике. А чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из реальной жизни, для решения которой ему необходимо применить имеющиеся знания и вдобавок найти новые знания.
В этом случае именно педагог должен подсказать источники информации, или просто направить мысли учащихся в нужном направлении для самостоятельного поиска, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, в результате учащиеся должны самостоятельно и совместно решить проблему, применив знания из разных областей, и получить реальный ощутимый результат.
Именно результат, полученный при проектировании, можно увидеть, осмыслить, а в дальнейшем применить на практике.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что активное использование метода проектов в учебном процессе позволяет реализовать, прежде всего, деятельностный подход, способствует применению знаний и умений, полученных при обучении. Поэтому результаты выполненных проектов должны быть готовыми к использованию, как в реальной жизни, так и в учебном процессе.
Библиографический список
1.Бандурка В.Б. Роль активных методов обучения в учебном процессе. Режим доступа: http://cscb.sU/n/020301/020301023.htm.
2.Муратова Б.С. Использование активных методов обучения для реализации системно-деятельностного подхода. Режим доступа: http://zkoipk.kz/20 ^тай2/1445-соп£Ы:т1.
3. Удачина Л.А. Метод проектов как современная педагогическая технология. Режим доступа: https://www. р1^1епка. org/metodicheskie -razrabotki/246393а-metod-proektov-kak-sovremennaja-pedago.
4.Сараева, А. А. Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя. Режим доступа: https: //mo1uch. ru/conf/ped/archive/18/803/.
Буктугутова Роза Сабыровна, доктор исторических наук, доцент кафедры международных отношений, истории и социальной работы, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Изтелеуова Лязат Имашовна, доктор PhD социальных наук, доцент кафедры международных отношений, истории и социальной работы, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Ельжанова Ермек Темирхановна, старший преподаватель кафедры международных отношений, истории и социальной работы, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)
e-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 30.10.2020
© Буктугутова Р.С., Изтелеуова Л.И., Ельжанова Е.Т.