Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3327
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ И МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ / ДУХОВНО - НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изтелеуова Лязат Имашовна, Изтлеуова Аврора Имашевна, Власова Наталья Вячеславовна

В данной статье раскрывается нравственное воспитание как основа духовного развития человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Изтелеуова Лязат Имашовна, Изтлеуова Аврора Имашевна, Власова Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 316

АКТУАЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Изтелеуова Л.И., Изтлеуова А. И.

Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Власова Н.В.

Школа-лицей (г. Макинск, Республика Казахстан)

Аннотация: В данной статье раскрывается нравственное воспитание как основа духовного развития человека.

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, ценности и моральные принципы, духовно - нравственная культура, гражданская активность.

Значимость нравственного воспитания в развитии и формировании личности подчеркивалась с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Д.К. Ушинский) отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию. В своем трактате «Наставление нравов» выдающийся чешский педагог Я.Ф. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал : «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Актуальность духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения определяется тем, что:

во - первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но прекрасными чертами личности;

во - вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера еще только формирующуюся сферу нравственности;

в - третьих, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей [1].

Духовность, нравственность, здоровье являются компонентами социализации, превращающие индивид в личность, обогащающие ее правилами взаимодействия с людьми, опытом цивилизованной жизни. Решение этой сложной проблемы и ответственность по воспитанию духовно - нравственной культуры подрастающего

поколения возлагается обществом на общеобразовательную организацию и семью при доминирующей роли первой из них. Поэтому духовно - нравственное воспитание обучающихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования и предполагает:

- становление отношений ребенка к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и самому себе;

- развитие качеств: патриотизма, толерантности, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям.

Семья - это важнейший воспитательный институт общества. Одно из определений семьи представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основаную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию. При ее создании в паре между мужчиной и женщиной начинается совместная работа, преследующая цель нравственного роста и духовного становления семьи. С рождением ребенка начинается новый этап - воспитание гармоничной и цельной личности, счастливого человека.

Воспитательный потенциал семьи во многом определяется субъектами воспитания, то есть теми, кто организует и обеспечивает воспитательную деятельность. В семье родители строят свою воспитательную систему. Такая система формируется на основе личного опыта родителей, полученного в своих семьях, «обогащенных» данными из литературы и советами других людей, к которым прислушивались в процессе воспитательной деятельности.

При формировании ценностей и моральных принципов у детей, необходимо, чтобы родители стали для ребенка цельным единым колективом, имели одну цель, и следовали ей в одном направлении. Семейное воспитание начинается с воспитания простых норм нравственности. Реализация данных норм в большинстве сводится к поведению в семье и в быту. Простые нормы сохраняются на протяжении всей жизни человека, хотя с годами может меняться их содержание, широта охвата или явлений действительности, их место в системе морального кодекса.

Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. Она как ведущий социально - культурный институт, призвана быть действущим институтом гуманизации общества, социализации личности. Семья - мощнейший транслятор жизненых ценностей.

В.А. Сухомлинский писал: «Познание ребенком мира начинается в образе матери, отца и учителя. Выражая в самом себе гармоническое единство нашего Я, мы тем самым воспитываем маленького человека. Каждое наше слово должно нести добро, справедливость и красоту, в этом сущность наших этичеких поучений». Именно с семьи начинаетя усвоение растущим человеком системы данных ценностей, где ведущая роль принадлежит родителям. Но нельзя забывать о педагоге, как духовном наставнике ученика. Школа не только создает благоприятные условия для овладения учащимися основами научных знаний, но и способствует формированию личности обучаемого, развивает его физические, умственные и духовные силы.

На современном этапе развития социально - экономических отношений в обществе наблюдается общекультурный кризис, характеризующийся огромным

потоком часто не имеющей духовно - нравственной основы информации, обрушившейся в первую очередь на молодежь. Недостаточное общение детей с высоким искусством, синтезирующим культурно - исторический опыт и формирующим «здоровую» гуманитарную среду для духовно - нравственного восприятия мира, приводит к изменениям в системе ценностей, т.е. размыванию четких границ между добром и злом, нравственным и безнравственным.

Родительское тепло, взаимное уважение, доверие по отношению к ребенку способствуют тому, что дети уважают родителей, восхищаются ими и стремятся стать похожими на них, что, в конечном счете, формирует у них ряд определенных нравственных качеств.

Нравственность - это качество человека, которое основывается на знании норм морали, проявляющихся в отношении всех аспектов его жизни. Окружение ребенка в лице родителей и школы призваны поддерживать и развивать интерес к этим нормам, способствуя их усвоению.

Для формирования нравственности важны этические знания, которые повышают ребенка в области морали. Успешность нравственного воспитания детей школьного возраста во многом зависит от взаимодействия всех субьектов образовательного процесса: учителя, одноклассников, педагогов дополнительного образования, а так же родителей. Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков нравственые основы и принципы повседневной жизни. В этом и заключается нравственное воспитание несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется тогда, когда представляет собой целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, чувство внутренней свободы и т.д.

Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения. Данное качество проявляется через поступки, результат действий которых, приносит ребенку удовлетворение. Для того, чтобы начать совершать такие поступки ему необходимы примеры со стороны взрослых. Дома родители закладывают эти основы через неформальное общение и игру, а в школе педагоги через историю и примеры из прошлого. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок [2].

Нравственное воспитание детей - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интелектуальное развитие не представляет сегодня такой проблемы, как нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект.

Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности.

В специальной литературе выделяются наиболее важные принципы духовно -нравственного воспитания подрастающего поколения:

- принцип воспитания на традициях;

- принцип сотрудничества;

- принцип целостности учебно - воспитательного процесса;

- принцип сохранения исторической памяти.

Развитие личности происходит в учебно - познавательной деятельности (урочной и внеурочной) в разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, личной жизни растущего человека. Анализируя современное состояние общественной жизни, можно сегодня считать самым важным воспитание доброты и милосердия, умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого. Воспитывать в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой личность. Поэтому ориентировачные направления всей работы акцентируются на «Я» каждого ребенка.

Это, прежде всего, учебная деятельность. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и не главных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания [3].

Нравственное воспитание обучаемых осуществляется на уроках через содержание дидактического материала в соответствии с программой, самой организацией урока. Важно не забывать, что младший школьник - это в первую очередь ребенок, а уже потом ученик. Познание мира и становление жизненых ориентиров проходит через призму детства и педагог должен это учитывать.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненые ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Еще Макаренко говорил: «Коллектив является воспитателем личности и воспитание достигается не путем чьей - нибудь проповоди или нравоучений, а исключительно из жизни работы коллектива» [4].

Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться

этого эффекта, потому что ребенок так и не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей самореабилитации в случае неудачи.

Сотрудничество школы и семьи - результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействия участников педагогического процесса должны быть спланированы и организованы как в школе, так и в каждом первичном объединении. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и поведение итогов их деятельности.

Л. В. Мардахаев обратил внимание на то, что единство семьи и школы объединяет и усиливает их воспитательное влияние на детей. С этой целью практикуются:

- организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);

- повышение роли родительских комитетов в жизни школы, усиление связи родителей и учителей;

- создание попечительских родительских организаций при образовательном учреждении;

- приобщение к активному участию родителей в мероприятиях класа, школы;

- посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);

- помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны непосредственно учителя, социального педагога школы [5].

Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Поэтому результат воспитания сможет быть успешным только тогда, когда учителя и родительская общественность станут союзниками. Такое сотрудничество позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Библиографический список

1. Толстой Л.Н. Книга об истине, жизни и поведении. Электронная библиотека RoyalLib.Com, 2010 - 2017.

2. Аманашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн., 1990. - С-90

3. Назарбаева С.А., «Этика жизни» - Алматы, 2001.

4. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Методика преподавания предмета «Самопознание» в школе. - Алматы, 2013.

5. Ефимов В.И. , Таланов В.М. общечеловеческие ценности. - Новочеркаск: ЮРГУ (НПИ), 2011.

Изтелеуова Лязат Имашовна, доктор PhD социальных наук, доцент кафедры международных отношений, истории и социальной работы, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г.Кокшетау)

Изтлеуова Аврора Имашевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры международных отношений, истории и социальной работы, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г.Кокшетау)

Власова Наталья Вячеславовна, магистр образования, учитель школы-лицей (Республика Казахстан, г. Макинск)

e-mail: [email protected]

Дата поступления статьи: 30.10.2020

© Изтелеуова Л.И., Изтлеуова А.И., Власова Н.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.