Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
866
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ С «ТРУДНЫМ» ПОВЕДЕНИЕМ / ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ / ВОЗРАСТНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / «ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ» / «ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК» / «ТРУДНЫЕ УЧАЩИЕСЯ»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сенкубаев Сабыр Талиевич, Салим Айдана Кайргельдыкызы

В данной статье одним из актуальных проблем нашего общества является увеличение числа молодежи (кражи, хулиганство, насилие), то есть увеличение молодежи с «трудным» поведением в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ»

УДК 37.013.2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ «ТРУДНЫХ»

ПОДРОСТКОВ

Салим А.К.,Сенкубаев С.Т.

Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В данной статье одним из актуальных проблем нашего общества является увеличение числа молодежи (кражи, хулиганство, насилие), то есть увеличение молодежи с «трудным» поведением в обществе.

Ключевые слова: учащиеся с «трудным» поведением, вопросы воспитания, возрастного и воспитательного характера, «дети с отклонениями в поведении», «трудный ребенок», «трудные учащиеся».

Человеком, достигшим уровня психологического развития, называют личностью, способного контролировать свое поведение и деятельность. Человек не рождается как личность. Семья, детский сад, школа, институт, по мере продвижения по ступеням развития через такие социальные институты, как: "трудные" дети - это дети, поведение которых отклоняется от стандартов и норм поведения, принятых в обществе. Понятие "трудный" ребенок сегодня широко распространено в обществе. К этой категории относятся дети и подростки, которым трудно найти общий язык и заниматься как с учителями, так и с родителями, что дает детям бесполезные умственные рекомендации для обучения. Они трудны по разным причинам, связанным с новым возрастным периодом их жизни, они очень трудны. Такие дети сталкиваются с психологическими трудностями. Высокая агрессивность, частая смена настроения, вспышка света, страх, депрессия -все это подавляет ребенка, что до сих пор мешает развитию родителей. Возникают трудности в учебной деятельности, им трудно учиться по общей программе, выполнять общие требования. По разным причинам "трудный" ребенок не бывает ровесником. Некоторые дети этого возраста отстают в физическом развитии, другие, наоборот, могут выбрать бешеную динамику роста, кто-то очень увлекателен, кто-то не может учиться, кто-то в умственном развитии, а другие дети -вундеркинды. Каждый "трудный" ребенок работает самостоятельно. Признаки сложной ситуации возникают, когда ребенок начинает подвергаться воспитательному воздействию, а именно в его понимании. Как показывают различные исследования причин "трудного" поведения подростков, в большинстве случаев ответ кроется в воспитании ребенка в среде, окружающей раннее детство. Если ребенку трудно, если он прилагает усилия к другим людям, он не получает необходимого внимания для своего развития в детстве [1].

Воспитание ребенка начинается с рождения ребенка. Его первыми учителями будут родители, а затем воспитатели детского сада и только потом школьные учителя. К сожалению, каждый в отдельности, все вместе делают много ошибок. В своем развитии ребенок не стоит на месте, он идет вперед. Ребенок узнает, что делать с обычной имитацией от родителей, что делать и чего не делать. Родители, давшие плохой пример своему ребенку в детстве, не застрахованы от проблем, возникающих в воспитании взрослых [2].

Выводы многих известных педагогов и психологов, а также результаты современных исследований свидетельствуют о том, что начало злоупотребления и правонарушения являются отклонения от норм поведения детей дошкольного возраста, игровой, учебной или иной деятельности. Ребенок, обладающий такими поведенческими навыками, умением соответствовать требованиям соответствующей службы, со временем вырастает до расстройства, склонного к различным поведенческим расстройствам. Учителя, сопровождающие основные этапы

становления и развития ребенка как личности, в своей профессиональной деятельности допускают множество ошибок, приводящих к педагогическому обострению ребенка, девиантному поведению, различным видам социальных отклонений [3].

Период развития подростка, будучи преходящим и критическим, означает переход во взрослую жизнь, и особенно его течение может оставить след в его дальнейшей жизни. Основной задачей подростка является формирование самосознания, идентичности, которую можно считать главной психологической инновацией в этом возрасте. Это период, когда ребенок мыслит, как личность, что приводит к процессу самообразования. Начинается формирование характера, нравственного развития, формируется вера. Часто, вера не совпадает с общественным мнением, поэтому и возникают проблемы подростка в обществе. В основном многое зависит от подростка, его окружения, социальной среды, но в большинстве случаев на его развитие влияет воспитание в семье, общение с родителями. Здесь важную роль играют отношения внутри семьи, отношения между родителями подростка, непосредственное отношение к ребенку. Категория "трудных" подростков очень широка и очень разнообразна. Насколько своевременно была выявлена, оказана помощь, выявлены симптомы трудностей в обучении и насколько адекватно обеспечено подростку его психологическое благополучие в будущем. Характер поведения взрослого влияет на поведение ребенка. Трудности в воспитании не возникают внезапно и сразу в подростковом возрасте. Поскольку все вопросы воспитания приходят с детства, важным фактором их успешного преодоления является отношение к ним родителей. Важно не с "трудным" ребенком, а с ним бороться за все, что у него есть. Для семей, воспитавших "трудных" подростков, регулярно уделяется внимание среди родителей. Негативное отношение в семье, негативный пример родителей: халатность, грубость, лицемерие, алкоголизм, преступления, совершенные взрослыми членами семьи, создают негативную микро-среду, что является одной из важнейших причин сложной жизни подростков. Состояние детей в таких семьях очень сложно. Не случайно побег из дома, хамство, причинение вреда себе и окружающим происходит как самостоятельная форма самозащиты от посягательств на личность подростка. В целом в таких семьях родители не могут должным образом воспитывать детей, общаться, находить общий язык и взаимодействовать с ребенком в зависимости от их низкого культурного уровня [4].

Анализ отношения "трудных" детей с окружающей средой, характер взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что недостатки семейного и школьного воспитания, несогласованность позиции учителя и семьи являются основой скандальной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка [5].

Желание не иметь новых прав, связанных с укреплением в сознании детей большого чувства, охватывают все сферы общения со взрослыми. Подростки начинают проявлять настойчивый характер при предъявлении требований, которые они ранее выполняли: сдерживать свою самостоятельность и в целом заботиться, ухаживать, ухаживать, наблюдать за «маленьким ребенком», требовать от ребенка взятия взрослого языка и выполнения каких-либо пробуждений, наказывать за невыполненные вещи, выбирать с кем-то товарищ, не считать всеми его интересами, взглядами, мыслями, безразличными советами к типу заботы он обижается и оказывает сопротивление. Благодаря ясному чувству своего достоинства в подростковом возрасте он понимает, что он не может лишать себя права на дискриминацию, самостоятельность. Типы общения с взрослыми в детстве (отражающие состояние равноправия ребенка в отношениях с взрослыми) теперь неприемлемы для подростка, не соответствуют его пониманию о своей взрослой степени.

Эта ситуация ограничивает права взрослых на отношение к подростку и увеличивает свои права, уважает свою личность и человеческое достоинство, убеждает и требует придания самостоятельности, то есть четкого равноправия с взрослыми, пытается признавать им это[6].

В заключение, в зависимости от этих особенностей подросткового периода, проводится психологическое консультирование и коррекция. Они имеют очень важное значение для полного выполнения следующих целей: на I этапе психолог полностью диагностирует проблемы исследуемых и создает коррекционные группы; на II этапе позволяет каждому клиенту обучить новый опыт, продемонстрировать его самостоятельность, творческие качества; на III этапе

способствует самовыражению нового опыта, приобретенного клиентом в ходе коррекции, отработке уверенности в своих силах, самовыражения.

Библигорафический список

1. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабонова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -101с.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М. Академия, 2000. -89с.

3. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 2004. -45с.

4. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие. М., ВЛАДОС, 2003. -93с.

5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 -132с.

6.С.М.Жак;ыпов. Жетекшщеп «мен» бейнес жэне агрессивт мшез-кулы; пен езшдш багалаудьщ байланысы. - Алматы: Алматы ютап, 2011. - 98 с

Сенкубаев Сабыр Талиевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г.Кокшетау)

Салим Айдана Кайргельдыкызы, магистрант, преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г.Кокшетау)

e-mail: [email protected]

Дата поступления статьи: 17.11.2020

© С.Т. Сенкубаев, А.К. Салим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.