УДК 373
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Акишева А.К., Жусупова М.К.
Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г.Кокшетау Республика Казахстан)
Анотация: Изучение особенностей речевой культуры младших школьников основной задачей современной школы является воспитание культуры человека, а именно человека, способного не только обучаться, но и применять эти знания в жизни, умеющего общаться и обладающего внутренней культурой. Одной из компетенций, сформированных у младшего школьника, позволяющей решить проблему, является культура речи и общения.
Ключевые слова: культура речи, теоретическое обоснование, общение, проблема, учащиеся начальной школы, наука.
Культура речи-новая область науки о языке в относительной форме. Она сформировалась в ХХ веке как самостоятельная дисциплина. Вовлечение широких масс в активную общественную жизнь ставит перед собой ряд важных задач и проблему повышения культурного уровня населения, в частности уровня культуры речи. Социально защищенным может быть только всесторонне образованный человек, способный в силу социально-экономических, культурных и правовых условий перестраивать содержание своей деятельности. Рыночные отношения требуют от человека новых качеств, таких как инициативность, предприимчивость, профессиональная мобильность, адаптация к современным условиям, умение правильно, грамотно излагать свои мысли. Реальная ситуация в стране требует повышения культуры речи специалиста.
Умение четко и полно излагать свои мысли, акцентировать внимание грамотной речью-это своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей разных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов. Речь как высшая психическая функция является важнейшим компонентом интеллектуальной деятельности, а язык как ведущее средство осуществления речевой деятельности и осуществления мыслительных процессов долгое время находился в центре внимания специалистов, изучающих психологию и лингвистику. Проведенные в рамках вышеназванных наук теоретические и экспериментальные исследования позволили обобщить достаточный материал, характеризующий общие закономерности овладения языком и формирования речевых способностей человека в процессе онтогенеза, особенности, характеризующие процессы осуществления речевой деятельности в обществе. Проблеме культуры вербального общения были посвящены многочисленные исследования ученых, изучавших русскую психолого-лингвистическую школу (п. п. Блонский., Л. С. Выготский., С. Л. Рубинштейн., А. Р. Лурия., А. Н. Леонтьев., Л. В. Щерба., В. В. Виноградов и др.).
Особенно интенсивно исследования проводились в 40-50-е годы 20 века, и появление этой новой отрасли науки объективно зависело от потребностей общественного развития человеческого общества, а именно от необходимости научного познания природы психической интеллектуальной деятельности человека. Несмотря на значительный прогресс в теории изучения речи и использования языка в процессе вербального общения, достигнутый в психологии и лингвистике, к середине ХХ века специалисты, занимающиеся этими вопросами, пришли к выводу, что теоретики и практики психологии и лингвистики. Для совместного решения указанных проблем необходимо объединить усилия, возникла необходимость создания "универсальной" научной теории, объективно отражающей диалектическое единство языка и речи в процессах языкового общения и объясняющей все проявления речевой деятельности и ее связь с умственной и аналитико-синтетической деятельностью человека [1].
Выдающийся советский ученый Л. С. Выготский заложил основы теории речевой деятельности, изучающей природу языковых знаков. Теоретическое развитие великого ученого, его актуальные и глубокие научные представления о природе явлений языка и речи, о диалектическом единстве процессов мышления и речи, о закономерностях овладения речью и языком в онтогенезе возникли как научно-теоретическая основа психолингвистической науки, выделив ее как самостоятельную область научного знания. В своей культурно-исторической теории особое внимание обращает на то, что речь носит социальный характер, о которой говорят одновременно. Согласно его теории, с самого начала, с момента его рождения, ребенок становится активным субъектом социальной реальности и входит в процесс общения, этот процесс является постоянным и непрерывным. Л. С. Выготский замечает тесную взаимозависимость речи и психики человека. Согласно его исследованиям, речь-это социальный продукт, и ребенок находится в процессе постоянного усвоения этого продукта. Таким образом, речь становится основным "организатором" поведения ребенка и таких процессов, как восприятие, память, мыслительные операции. Следовательно, уровень развития психических процессов во многом определяет содержательную сторону речи и часто влияет на степень связности речевого высказывания. Л. С. Выготский определяет речь как основное средство общения. Он отметил, что речь или общение без посредников с другой системой знаки или средства связи, как это замечено в животном мире, имеют простой тип и позволяют установить связь в самых ограниченных количествах.
Труды Л. С. Выготского и других представителей отечественных психолого-лингвистических школ (П. П. Блонский. , С. Л. Рубинштейн., А. Р. Лурия., А. Н. Леонтьев., Л. В. Щерба., В. В. Виноградов и др.) было важным научным условием развития изучения культуры вербального общения. Ведущими учеными, проводящими исследования в области культуры языкового общения, являются представители США-ч. Осгуд, Дж. Кэролл и т. Сибеок.
Признание культуры речи как самостоятельной науки в отечественной научной среде имело место лишь в начале 60-х годов. Несмотря на это в ХХ веке, отечественная школа психолингвистики быстро развивалась и быстро занимала лидирующие позиции. Бесспорно, что передовые достижения отечественной психолингвистики признаны мировым сообществом ученых. Этот факт обусловлен большим потенциалом Отечественной психолого-лингвистической школы, занимающейся в основном вопросами культуры речи А. Р. Лурии., П. Я. Гальперин., В. А. Артемов., Н. И. Жинкин., Е. Ф. Тарасов., П. М. Фрумкина., А. К. Марков и Л. Л. Касаткин в своем "кратком справочнике по современному русскому языку" определяет речь: речь-это тип общения, исторически сложившийся в процессе материальной трансформационной деятельности людей, опосредованный языком. Речь включает процессы создания и приема сообщений для целей общения или (в конкретном случае) с целью регулирования и контроля своей деятельности. О. М. Казарцева "речевое общение-мотивированный процесс взаимодействия между участниками общение, направленное на реализацию конкретной, жизненной целевой позиции, происходит на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Она органически включается во все другие виды человеческой деятельности (трудовой, общественной, познавательной)" [2].
Для конкретного человека ситуация общения превращается в ситуации, ориентированные только на человека. Ориентация в конкретной ситуации зависит от потребностей, интересов, идеалов.
Жизнь младшего школьника в обществе, по сути, состоит из набора ситуаций, в которых ему приходится постоянно решать комплекс коммуникативных, воспитательных и социальных задач, взаимодействуя с другими членами общества, с окружающими предметами и явлениями. Поэтому речевое общение рассматривается как совокупность речевых отношений и общественных отношений, созданных в определенных условиях между участниками общения.
Как видим, восприятие речевых ситуаций включает в себя задания, решаемые в эмоционально насыщенных характеристиках, в привычных и близких детям жизненных ситуациях - дома, в семье, в школе, на улице.
Понимая условия возникновения речевого общения, дети готовы принять, что общение называется речью и может служить речью в различных ситуациях общения.
Речевое поведение собеседников-не что иное, как форма вербального общения, а его содержание-речевая деятельность.
Внутреннее состояние человека проявляется через различные формы поведения в его действиях по отношению к окружающему миру и окружающим его людям. Ученые говорят о двух типах поведения: вербальном и реальном. Вербальное поведение-это система утверждений, суждений, аргументов и т. д.
Поведение-это система взаимосвязанных действий, осуществляемых человеком с целью адаптации к окружающей среде [3].
При этом речевое общение и речевое поведение существенно отличаются друг от друга своими результатами. Мысль и текст являются результатом устного общения, результат речевого поведения по мысли и тексту представляет собой отношения между людьми и эмоциями, вызванные предыдущими действиями речевого поведения собеседников.
Культура вербального общения-способность субъекта общения четко, точно и выразительно выражать свои мысли с помощью языковых средств. Он также состоит в умении найти наиболее понятный и наиболее подходящий, приемлемый способ выражения своего мнения в каждом конкретном случае.
Задача воспитание культуры речи, сводящей к формированию "коммуникативной компетентности учащихся". Данная компетенция подразумевает не только знание языковой системы и успешное усвоение языкового материала (речи), но и соблюдение социальных норм речевого общения и правил речевого поведения.
Библиографический список
1. Аванесов Р.И. Тарихи дамуындагы орыс эдеби айтылу нормалары. - М: Просвещение., 1981. - 38 б.
2. Ахманова О.С. Лингвистикалык сездер сездш. - М: Наука., 1968. - 608 б.
3. Бельчиков Ю.А. Стилистика жэне сейлеу мэдениеть - М: УРАО., 2000.
- 160 б.
4. Виноградов В.В. ^аз1рп тш бшмшщ мшдеттерь - СПб: Дидактика плюс., 1952. - 142
б.
5. Иванова С.Ф. Окушылардыц сейлеу мэдениет дагдыларын тэрбиелеу. - М: Наука., 1964. - 220 б.
6. Львов М.Р. Орта мектепте айтылу жэне ектн нормаларын окыту. - М: Просвещение., 1989. - 144 б.
Акишева А.К., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)
Жусупова М.К магистрант Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)
e-mail: gauhar2181@mail.ru
Дата поступления статьи: 10.02.2021
© А.К. Акишева, М.К. Жусупова