ПОДДЕРЖКА «ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА»
СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ПЕДАГОГОВ
© Власенко Н.С.* *, Тюрина Т.А.*
Кокшетауский университет им Абая Мырзахметова, Республика Казахстан, г. Кокшетау
В данной статье затрагивается многогранность и сложность явления, как дети «группы риска». Раскрыта актуальность темы, влияние социально-экономической ситуации и нормативно-правовые аспекты Республики Казахстан. Рассматриваются методы работы педагога с категорией детей «группы риска».
Ключевые слова: «Группа риска», социально-экономическая ситуация, профилактика, успеваемость.
Современные исследования таких наук как педагогика, психология, общая педагогика, социология и пр., связанных с развитием, воспитанием и образованием подрастающего поколения, занимаются, или же изучают развитие и жизнь детей. В современном обществе все больше появляется детей «группы риска» из-за занятости родителей или же их равнодушного отношения дети остаются без контроля.
«Дети группы риска» - опасность не только для общества, но и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития, и дальнейшей самореализации.
В зависимости от науки и области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.
Беличива С.А. как и многие педагоги трактует определение: «дети группы риска» - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних [1].
Данную категорию дезадаптированных детей можно так же назвать «трудными».
К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и прояв-
* Методист кафедры Социально-педагогических дисциплин, магистр педагогических наук.
* Магистр педагогических наук.
8
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию не дисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.
Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает - он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду [2].
В настоящее время категория «детей группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.
В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику. Выявление и профилактика различных отклонений у подростков группы риска необходимо по трем причинам.
Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний.
Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания.
В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно[3].
Очень высока актуальность становящейся социальной проблемой общества, большим интересом к теме проблемы детей группы риска в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью, особенно в условиях современного общества, когда имеется множество факторов приводящих взрослого, подростка и ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне.
Опираясь на законодательство Республики Казахстан предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе не было бы проблемы детей группы риска.
Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». Со-
Развитие современного мирового образовательного пространства
9
гласно статье 12 закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» каждый ребенок имеет право на необходимый уровень жизни:
1. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, психического, нравственного и духовного развития.
2. Государство обеспечивает создание этих условий через систему социальных и экономических мер [4].
Осуществлением контроля за реализацией законодательства Республики Казахстан и международных договоров в области защиты прав детей, а также по вопросам опеки и попечительства, охраны прав и законных интересов детей занимаются созданные в каждом регионе и каждой области Департаменты по защите прав детства. Департаменты занимаются проведением постоянными оперативно-профилактическими мероприятиями с привлечением представителей государственных структур, родительской и педагогической общественности, неправительственных организаций, волонтеров, СМИ. С целью выявления детей группы риска (систематически уклоняющихся от учебы, беспризорных, безнадзорных, детей из неблагополучных семей), а также выявления фактов использования наихудших форм детского труда на территории своих областей. Большая часть детей из «группы риска» имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на жизнь, развитие и защиту.
В работе педагогов и психологов достаточно информации, дающей возможность изучить личностные качества, социометрическое положение, для эффективного использования выводов и рекомендаций исследовании в работе с детьми. Кроме того работа может пригодиться в работе преподавателей, психологов, социальных работников, а так же инспекторов по делам несовершеннолетних для изучения причин попадания детей в «группу риска», личностных особенностей детей данной категории, для подбора правильного пути профилактики детей «группы риска».
Анализируя данную проблему, мы делаем вывод, что при различных причинах дезадаптации, дети оказываются слабоуспевающими в учебе.
Основной задачей педагога поддержать своих учеников в школьной жизни, а успеваемость как правило оказывает среди сверстников определенное влияние. Есть несколько правил которыми пользуются педагоги при работе со слабоуспевающими детьми.
10
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, использовать наглядными пособиями и пр. [5].
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
При опросе создаются специальные ситуации успеха.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок допускаемых ими ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится инструктаж о порядке выполнения домашних задания, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников [5].
Одной из основных задач, которые ставит учитель при работе с детьми «группы риска», являющимися так же «трудными» детьми в современной школе это создание успеха и ненавязчивое ведение детей согласно учебной программе. Что в будущем может помочь со становлением подростка как личности, так и с будущем самоопределением.
Список литературы:
1. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска». - М.: Изд-во Моск. университета, 2006. - С. 19-21.
Развитие современного мирового образовательного пространства
11
2. Кащенко В.П. Асоциальное поведение школьника. - М.: Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 43.
3. Александрова Ю.В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей. - М.: Современный гуманитарный университет, 1999. - С. 49.
4. Закон Республики Казахстан от 08.08.2002 № 345-II «О правах ребенка в Республики Казахстан». - Астана: Параграф, 2002. - С. 8.
5. http://nsportal.ru/.