УДК 748
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ)
Изтлеуова Л.И., Буктугутова Р.С., Ельжанова Е.Т.
Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. Статья посвящена истории становления и развития молодежной политики в Республике Казахстан. Обозначены основные этапы и проблемные вопросы молодежной политики.
Ключевые слова: социализация, молоддежь, образование,государственные программы, внутренняя политика.
В современном мире остро стоит проблема социализации молодёжи, оказания им реальной помощи для более успешного вхождения в общество. Кризисные ситуации в различных сферах жизни обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение.
Задача всех структур общества в проведении молодежной политики состоит в том, чтобы создать условия для качественного образования, интересной оплачиваемой работы и для создания семьи. В отличие от молодых людей ХХ века современная молодежь исключительно мобильна. О такой свободе передвижения, в том числе путешествиях в другие страны и выборе места жительства, раньше мы не могли и мечтать. Давайте посмотрим, из каких наиболее важных аспектов складывается молодежная политика в Республике Казахстан.
С первых лет Независимости вопросы образования, здоровья, доступа к новым информационным технологиям, профессиональной и личностной конкурентоспособности, патриотического воспитания, успешной социализации молодого поколения были и остаются в центре внимания Елбасы Первого Президента РК Н.А. Назарбаева.
При Правительстве РК функционирует Совет по делам молодежи, консультативно - совещательный орган, возглавляемый МОН РК. В состав Совета входят представители исполнительных, представительных органов власти и некоммерческих организаций. Структурными подразделениями, отвечающими за реализацию государственной молодежной политики в городах и районах, являются отделы внутренней политики, культуры и языков .
На улучшение социально-экономических условий становления и всестороннего развития будущих поколений казахстанцев направлены не только специальные молодежные, но и реализуемые сегодня в стране масштабные государственные программы развития образования, здравоохранения, языков, форсированного индустриально-инновационного развития; отраслевые программы «100 школ, 100 больниц», «Балапан», «Занятость-2020», «Дорожная карта бизнеса -2020», «Доступное жилье - 2020». Всё, что делается сегодня в стране для
дальнейшего развития и роста конкурентоспособности экономики, повышения
благосостояния граждан, развития человеческих ресурсов, формирования общества всеобщего труда, укрепления казахстанских ценностей и морально -нравственных идеалов - это долгосрочные инвестиции в будущее казахстанской молодежи.
Важнейшим условием успешного развития и становления молодого поколения является качественное образование. За годы Независимости в этой сфере достигнуты определенные результаты. Отправными точками роста в процессе модернизации образовательных процессов стали инициируемые и патронируемые Елбасы Первым Президентом РК Н.А. Назарбаевым образовательные проекты «Болашак», «Назарбаев - Интеллектуальные школы», «Назарбаев-Университет».
Важная роль в реализации молодежной политики принадлежит молодежным организациям. За последнее десятилетие их количество в стране увеличилось более чем в семь раз. Продолжается процесс консолидации молодежи в таких массовых организациях как Конгресс молодежи Казахстана (2002г.), Молодежное крыло «Жас Отан» при НДП «Н^р Отан» (2008г.). В 2005 году было создано неофициальное объединение студенческой молодежи «Альянс студентов Казахстана», который на сегодня принимает активное участие в решении проблем студенческой молодежи.
Основными направлениями государственной молодежной политики в Республике Казахстан является:
I.обеспечение соблюдения прав и свобод молодежи;
2.обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
3.содействие предпринимательской деятельности молодежи;
4.государственная поддержка молодых семей;
5.обеспечение условий для реализации конституционного права на получение среднего бесплатного образования молодежью;
б.обеспечение условий для воспитания и всестороннего образования молодежи;
7.обеспечение гарантий прав и социальной защиты молодежи - инвалидов и воспитанников детских домов;
8.обеспечение условий для патриотического и гражданского становления молодежи;
9.обеспечение условий для развития национальной культуры и языка у молодежи;
10.обеспечение охраны здоровья молодежи, формирование ее здорого образа жизни;
II.обеспечение социальной помощи молодежи , нуждающейся в социальной поддержке;
12.обеспечение условий для культурного досуга и отдыха молодежи;
13.государственная поддержка талантливой молодежи;
14.сотрудничество уполномоченных государственных органов по осуществлению молодежной политики с молодежными некоммерческими организациями;
15.содействие международному сотрудничеству молодежи[1].
Вклад молодежи в процессе институционализации общества, безусловно, велик. Она явилась одной из основных баз социальной опоры новых политических партий и общественных движений. При этом стоит подчеркнуть, что ее доля в рядах
этих партий не сопоставима с той ролью и значением, которую она играла и играет в переломные моменты жизни страны.
В Казахстане за период Независимости было сформировано достаточное количество молодежных движений и организаций. Среди них: «Жас Отан», «Ассоциация юных лидеров», «Молодежный парламент Казахстана», «Молодежный медиа-союз Казахстана», «Кайсар», «Кахар», «Союз патриотической молодежи Казахстана», «Абырой» и др. Одни из них выдержали испытание временем, другие распались. Однако на сегодняшний день нет в Казахстане массовой молодежной организации, способной реально защищать интересы молодежи.
Анализ законодательства, посвященного государственной молодежной политике, изучение структуры и деятельности органов, формирующих и реализующих молодежную политику в Казахстане, позволяет сделать вывод об активизации государства в этом направлении в последние 5 лет.
Если говорить о ситуации, связанной с работой молодежных организаций, стоит заметить, что в последние пять лет заметно увеличилось количество организаций, занимающихся защитой прав молодых людей, формированием гражданской позиции молодежи и повышением ее социальной активности. Наиболее заметными и достигшими существенного прогресса в работе организациями являются МОО «Активная молодежь Павлодарской области», МОО «За будущее Казахстана», МОО «Клуб волонтеров СКО», МОО «Альянс студентов Казахстана». Вместе с тем следует отметить, что отсутствие регулярной материальной и методической поддержки приводит к частой смене руководства организаций, а, значит, к несистематизированной и безрезультативной работе.
Молодежная политика в Казахстане проводится в русле мировой политики. При проведении молодежной политики в Казахстане, на наш взгляд, следует заимствовать модели, разработанные в других странах. Конечно, не должно быть слепого перенимания опыта стран с более прогрессивной молодежной политикой, необходимо учитывать региональные особенности Казахстана, менталитет, исторические аспекты, социокультурные особенности казахстанской молодежи, специфику ее социализации в Казахстане.
В целях комплексной поддержки молодого поколения 2019 год по инициативе Елбасы Первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева был объявлен Годом молодежи.
Основная цель проведения Года - создание условий для реализации и развития потенциала молодёжи, повышения уровня ее конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни, развитие институтов гражданского общества и президентского кадрового резерва, который состоит только из молодежи, определение порядка образования и существования некоммерческих организаций, По рекомендациям ЮНЕСКО считается, что молодежь - это часть населения в возрасте от 16 до 35 лет.
На протяжении всего 2019 года проводились различные мероприятия, направленные на поддержку молодого поколения страны. Одним из главных событий стало формирование президентского кадрового резерва. Сегодня современная молодежь Казахстана активно участвует в общественной и политической жизни страны, как часть общества играет важную роль в жизни
государства. Нынешняя молодежь является основным стратегическим ресурсом, локомотивом предстоящих реформ. В настоящее время формируется другая, инновационная молодежь с новой программой и ценными позициями, экономическими проектами, направленными на достижение высоких целей. Так, в 2019 году 2 млн. человек охвачены мерами молодежной политики[2]. Рост финансирования вырос в 40 раз, разрабатывалась специальная госпрограмма по поддержке молодежи[2].
Сегодня по республике насчитывается 3,8 млн молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет[3]. На III квартал 2019 года уровень молодежной безработицы составляла 3,8% или 84,7 тыс. человек[4]. Экономически активными являются 2 206 тыс. человек, из них занято более 2 121 тыс. чел (96,1%)[5]. В разрезе отраслей экономики из числа занятых наибольшее количество - 388,8 тыс. человек (18,5%) занято в сфере оптовой и розничной торговли. Ремонтом автомобилей и мотоциклов занимались более 253 тыс. человек (12%), в сельском хозяйстве — 239,7 тыс. человек, в промышленности работает 218 тыс. человек (10,4%). По уровню образования от занятой молодежи высшее или незаконченное образование имели 44,2% (936,7 тыс. человек) [6].
Правительством была принята Дорожная карта по проведению Года молодежи. В Дорожную карту вошли мероприятия по предоставлению молодым людям доступного жилья, образования, обеспечению занятости, развитию предпринимательства, поддержке молодой семьи и т.д. В 2019 году 3 тыс. молодых людей получили арендное жилье в трех крупных городах Казахстана. В г. Нур-Султан молодежь получила 1050 квартир, г. Алматы - 1050 и в г. Шымкент - 900 квартир. Более 3 тыс. молодым специалистам предоставлены бюджетные кредиты на жилье на сумму 13,5 млрд тг. Участникам проекта «С дипломом в село» предусмотрено предоставление бюджетного кредита в сумме, не превышающей 1500 МРП (3 787 500 тг)[7].
С целью развития рынка труда и принятия дополнительных мер по повышению уровня жизни населения, в том числе молодежи, успешно реализуется Государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы «Ецбек». По состоянию на 1 декабря 2019 года, доля молодежи среди участников Программы составила 34,3%.
За указанный период в состав участников Программы включены более 213,5 тыс. молодых людей, из них трудоустроены 189,6 тыс. человек или 88,8%. В рамках Программы реализовался проект «Бесплатное техническое и профессиональное образование», благодаря которому у выпускников школ, не сумевших продолжить обучение после 9-го или 11-го класса, есть возможность бесплатно обучиться первой рабочей специальности. Таким образом, на отчетный период на профессиональное обучение направлено 22 тыс., на краткосрочное обучение 20,2 тыс. человек [8].
В 2019 году 9,5 тыс. молодых людей получили гранты на реализацию новых бизнес - идей, 10 тыс. молодежи ежегодно будут получать гранты. В тоже время 2,5 тыс. молодых предпринимателей получили микрокредиты на развитие своего бизнеса, 15 тыс. человек получат в течение трех лет.
В 2019 году реализовано 56 грантовых проектов, направленных на поддержку молодежи. В целом, мерами государственной поддержки в рамках грантовых проектов охвачено более 2 млн. молодежи.
Повышению эффективности молодежной политики в Республике Казахстан послужит улучшение координации деятельности всех структур государства и гражданского общества, участвующих в осуществлении молодежной политики. Целесообразно установление вертикали исполнительной власти в управлении молодежной политикой на основе координации и совместной работы государственных и региональных органов. Это относится к нормативно -правовому, финансовому, информационно -аналитическому, кадровому обеспечению государственной молодежной политики. Необходимо формирование современной инфраструктуры молодежной политики, способной обеспечить на местах разнообразные потребности и интересы молодежи, стимулировать развитие молодежных общественно-политических центров, клубов, организаций, оказывая им ресурсную поддержку. Перспективы успешного экономического развития и сохранения общественно-политической стабильности страны позволяют предполагать повышение уровня рациональности и эффективности молодежной политики Республики Казахстан в ближайшие годы.
Библиографический список
1.Уразов Н.Н., Шойкин Г.Н. Государственная молодежная политика в Республике Казахстан //Государственная молодежная политика. Опыт и тенденции развития. В 4 -х частях. Часть 1. Н.Н. Уразов, Г.Н. Шойкин и др. - Астана: МКИОС РК, 2003. - 280 с
2. inform. kz https://www. inform. kz/ru/kakim-byl -2019 -god-dlya-molodezhi-kazahstana_a3601379
3. inform. kz https://www. inform. kz/ru/kakim-byl -2019 -god-dlya-molodezhi-kazahstana_a3601379
4. inform. kz https://www. inform. kz/ru/kakim-byl -2019 -god-dlya-molodezhi-kazahstana_a3601379
5. inform. kz https://www. inform. kz/ru/kakim-byl -2019 -god-dlya-molodezhi-kazahstana_a3601379
6. inform. kz https://www. inform. kz/ru/kakim-byl -2019 -god-dlya-molodezhi-kazahstana_a3601379
7. inform. kz https://www. inform. kz/ru/kakim-byl -2019 -god-dlya-molodezhi-kazahstana_a3601379
8. inform. kz https://www. inform. kz/ru/kakim-byl -2019 -god-dlya-molodezhi-kazahstana a3601379
Изтелеуова Лязат Имашовна, доктор PhD социальных наук, доцент кафедры международных отношений, истории и социальной работы, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)
Буктугутова Роза Сабыровна, доктор исторических наук, доцент кафедры международных отношений, истории и социальной работы, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)
Ельжанова Ермек Темирхановна, старший преподаватель кафедры международных отношений, истории и социальной работы, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: elizaveta6336@mail.ru
Дата поступления статьи: 30.10.2020
© Изтелеуова Л.И., Буктугутова Р.С., Ельжанова Е.Т.