УДК 378
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Иванкова Н.В., Захлебаева В.В., Киселенко Л.С. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста. Подчёркивается, что эта проблема находится в центре внимания многих психологов и педагогов. Она является одной из актуальных в настоящее время. Отмечается, что младший школьный возраст - самый ответственный этап в развитии, так как именно здесь закладывается фундамент нравственности, происходит формирование социальных установок, отношения к самому себе, к другим людям, к обществу, развивается коммуникативное умение.
Ключевые слова: коммуникативные способности, младшие школьники.
DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Ivankova N.V., Zakhlebaev V.V., Kiselenko L. S.
Kokshetau University after Abay Myrzakhmetov Kokshetau, Republic of Kazakhstan
Abstract: the article discusses the features of the development of communication skills in children of primary school age. It is emphasized that this problem is the focus of attention of many psychologists and educators. It is one of the most relevant at the moment. It is noted that primary school age is the most important stage in development, since it is here that the Foundation of morality is laid, social attitudes are formed, attitudes to oneself, to other people, to society, and communication skills are developed.
Key words: communication skills, primary school children.
Современная деятельностная образовательная концепция в Республике Казахстан ставит задачей гуманизацию обучения, то есть принципиальное переосмысление роли учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе, что предполагает организацию образовательной среды на основе совместно-распределённой деятельности. Вот почему проблема развития коммуникативных способностей младших школьников является особым предметом исследования и психологической теории общения, и педагогики, и методик преподавания школьных дисциплин в условиях, когда значительно усилено внимание общества к проблеме эффективного развития детей, смещены приоритеты от знаниевой парадигмы к развивающей.
Главная задача образовательной политики в Республике Казахстан - достижение нового, современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Личность ученика, его индивидуальность - главная ценность, в связи с которой проектируются все другие звенья образовательного процесса. Проблемы коммуникативности поднимаются давно [1].
Сегодня этот вопрос актуален как никогда еще и потому, что Казахстан развивается в условиях многоязычия. Коммуникационная деятельность основывается на социальных мотивах и целях, и ее содержанием является решение поведенческих задач. Вне общения с другими не
осуществляется никакая интеллектуальная деятельность человека. Из этого следует настоятельная потребность научить подрастающее поколение полноценно общаться. Коммуникативные способности - это вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности, это система социально-психологических свойств личности, определяющих или обеспечивающих ее участие в общении с другими людьми или ее вхождение в сотрудничество, совместную деятельность, а тем самым и в человеческую общность.
Ребёнок с раннего возраста включён в две системы коммуникаций: отношения со взрослыми и отношения с детьми (сверстниками, старшими или младшими). В школе эти системы отношений сохраняются, но происходит их трансформация. Стиль отношений учителя и ребёнка, особенно на начальном этапе обучения определяет отношение ребёнка и к родителям, и к детям, поэтому реальное сотрудничество и партнёрство ученика и учителя является неотъемлемым условием для становления партнёрских отношений учеников друг с другом. Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Поэтому очень важен уровень коммуникативных достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему адаптироваться в современном мире. Коммуникации со сверстниками повышают качество освоения знаний и дают более высокие показания в развитии рефлексивного мышления ученика, умения оценивать свои возможности и отделять область знания от незнания, что чрезвычайно важно для становления у него мотивации самоизменения. Коммуникативная деятельность в системах «ученик - учитель» или «ученик -ученик» по-разному влияет на психическое развитие учащихся. При кооперации со сверстниками отношения равноправные, и поэтому они в большей степени способствуют становлению критичности и самостоятельности суждений школьников. Следовательно, коммуникативная деятельность, выполняемая учащимися, совместно и специально организованная (коллективно-распределённая) является более продуктивной, и построение её как учебного сотрудничества позволяет урок сделать формой социализации личности. Коммуникативные способности личности - это важнейший фактор межиндивидуального взаимодействия, что делает его одним из ключевых элементов теории коммуникативного действия [2].
Данное понятие нуждается в экспликации, ибо новое понимание природы социального связывает его с процессом межличностной коммуникации. Не менее важным аспектом тематизации и проблематизации коммуникативных способностей личности является концептуализация самого понимания как способа экзистенциального и социального бытия. Исследование коммуникативной природы личности позволяет по-новому актуализировать проблему смысла как центрального понятия современной социальной философии. Таким образом, данная тема приобретает не только социально-психологическую, но и сугубо теоретическую актуальность.
Теоретический анализ состояния проблемы позволил организовать экспериментальное исследование и сформулировать следующие задачи опытно - экспериментальной работы, направленные на определение специфики содержания и видов деятельности педагога-психолога по исследованию и развитию коммуникативных способностей младших школьников:
1) Провести диагностическое исследование состояния коммуникативных способностей учащихся;
2) Разработать план работы по развитию коммуникативных способностей учащихся;
3) Реализовать план работы по развитию коммуникативных способностей учащихся в экспериментальном классе;
4) Провести анализ результатов эксперимента, сравнивая показатели контрольного и экспериментального классов. Экспериментальная работа проводилась с учащимися 3-х классов Аккольской основной школы. В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 34 ученика и 12 педагогов.
Методика социально-психологической самоаттестации коллектива, предложенная Р.С.
Немовым, позволяет исследовать всю систему отношений в классе, выделить среди этих отношений наиболее или наименее развитые, и определить насколько данная группа младших школьников психологически развита как коллектив. Кроме того, методика позволяет оценить уровень взаимоотношений младших школьников в группе.
Всего таких суждений 75, из них 70 - рабочие, а 5 - контрольные. При помощи контрольных суждений оценивается степень искренности и точности самих ответов испытуемых, а при помощи рабочих суждений производится оценка уровня развития взаимоотношений младших школьников в классе и уровень развития класса как коллектива. При обработке результатов сначала подсчитываются средние оценки группы по каждому из 70 рабочих суждений, затем определяются средние оценки этой же группы по семи перечисленным выше видам признаков отношений и, наконец, общая средняя оценка уровня развития взаимоотношений.
Анализ полученных данных на констатирующем этапе эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
-если не искать новые подходы к решению данной проблемы с использованием воспитательного воздействия, то проблема развития взаимоотношений младших школьников будет решаться не эффективно;
- для повышения эффективности процесса формирования социального сотрудничества необходимо разработать программу деятельности педагога по формированию взаимоотношений младших школьников на основе сотрудничества.
Исходя из вышеизложенного, мы сделали следующий вывод: целью формирующего этапа эксперимента должна стать проверка положений о том, что эффективность деятельности школьного психолога по развитию коммуникативных способностей младших школьников повысится, если он: во-первых, отслеживает изменения уровня развития коммуникативных способностей и состояние взаимодействия и комфортности в коллективе сверстников с помощью нескольких психодиагностических методик; во-вторых, целенаправленно планирует мероприятия по развитию коммуникативных способностей учащихся; в-третьих, использует рациональные приемы для развития коммуникативных способностей учащихся.
Полученные данные свидетельствуют о том, что значимых различий в контрольном и экспериментальном классах до проведения формирующего эксперимента не обнаружено.
Библиографический список
1. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан.
2. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. - 1998. - №1.
3. Бодалев А.А. Общение и формирование личности школьника. - М., 1999 4. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности Издание 3.-М.: Едиториал УРСС, 2006.-286 с.
Иванкова Наталья Владиславовна. кандидат педагогических наук, доцент, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика К^ахстан, г.Кокшепау).
Захлебаева Виктория Викторовна, магистр педагогических наук, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г.Кокшетау).
Киселенко Людмила Станиславовна, магистрант, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г.Кокшетау).
Ivankova Natalya Vladislavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Kokshetau University after Abay Myrzakhmetov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).
Viktoria Zakhlebaeva, Master of Education, Kokshetau University after Abay Myrzakhmetov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).
Kiselenko Lyudmila Stanislavovna, Master's student, Kokshetau University after Abay Myrzakhmetov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).