Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CHOOL / YOUTH / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тесленко Александр Николаевич, Жуматаев Марат Ермекбаевич

Проблема организации и осуществления патриотического воспитания молодого поколения приобретает особую актуальность в современных условиях, что обусловлено повышением значимости патриотизма как национальной идеи для государства, общества и каждого человека. Патриотизм выступает как политический и нравственный принцип, социально-нравственный императив, интегративное личностное качество, т. е. как целостный феномен, характеризующий симбиоз его социальных и индивидуальных аспектов. Особенно важным становится формирование такого качества у молодого поколения, от активной патриотической позиции которого зависит прогрессивное развитие Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL BASES OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

The problem of organizing and implementing Patriotic education of the young generation is particularly relevant in modern conditions, which is due to the increasing importance of patriotism as a national idea for the state, society and each person. Patriotism acts as a political and moral principle, a social and moral imperative, an integrative personal quality, i.e. as an integral phenomenon that characterizes the symbiosis of its social and individual aspects. Especially important is the formation of this quality in the younger generation, on whose active Patriotic position depends the progressive development of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»

УДК 37.035.6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ

МОЛОДЕЖИ

Тесленко А.Н., Жуматаев М.Е.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Проблема организации и осуществления патриотического воспитания молодого поколения приобретает особую актуальность в современных условиях, что обусловлено повышением значимости патриотизма как национальной идеи для государства, общества и каждого человека. Патриотизм выступает как политический и нравственный принцип, социально-нравственный императив, интегративное личностное качество, т. е. как целостный феномен, характеризующий симбиоз его социальных и индивидуальных аспектов. Особенно важным становится формирование такого качества у молодого поколения, от активной патриотической позиции которого зависит прогрессивное развитие Казахстана.

Ключевые слова: школа, молодежь, патриотическое воспитание. PSYCHOLOGICAL BASES OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

Teslenko A.N., Jumataev M. E.

Kokshetau University after Abay Myrzakhmetov Kokshetau, Republic of Kazakhstan

Abstract: The problem of organizing and implementing Patriotic education of the young generation is particularly relevant in modern conditions, which is due to the increasing importance of patriotism as a national idea for the state, society and each person. Patriotism acts as a political and moral principle, a social and moral imperative, an integrative personal quality, i.e. as an integral phenomenon that characterizes the symbiosis of its social and individual aspects. Especially important is the formation of this quality in the younger generation, on whose active Patriotic position depends the progressive development of Kazakhstan.

Keywords: school, youth, Patriotic education.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Обобщая, можно дать такое определение: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Формирование гражданина, патриота своей родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям [1].

Задача школы состоит в том, чтобы, организуя опыт патриотического поведения учащихся, формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Все основные виды деятельности

школьника: учение, труд, общественная работа, спорт, туризм, игра - могут решать эту задачу. В каждом из этих видов деятельности учащийся может совершать патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к родине.

Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка школа, пытается формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда [2].

С малых лет необходимо дать детям представление, о месте и роли их страны в мире, а также воспитывать любовь к боевому прошлому нашей родины, показывать могущество нашей страны. Необходимо добиваться, чтобы патриотические чувства учащихся находили выражения в полезных делах на благо Отечества, в том числе и готовность, защищать свою страну. Высокое чувство любви к родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, поведения в деятельности учащихся:

1. Организация учебно-воспитательного процесса на основе системы традиционных этнических ценностей (коллективизм, соборность, общинность).

2. Развитие профессиональных компетентностей учителей.

3. Совершенствование психологической культуры.

4. Повышение квалификации педагогического состава

5. Качественные изменения кадрового состава.

6. Взаимодействие с семьей, как источника «культуры национального чувства и патриотической верности» (Т.А. Ильина) [3].

Создание психологически безопасной среды для всех участников образовательного пространства на основе: успешности в обучении и развитии эмоциональной устойчивости и благополучия готовности к психологическим нагрузкам; толерантности; умения принимать решения и нести ответственность за их последствия.

Говоря о воспитании патриотизма с точки зрения психологических основ, надо отметить, что патриотизм - источник этнической толерантности. Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения.

Представим результаты анкетирования обучающихся 9-11 классов по вопросам патриотического воспитания проводимое на базе СШ№14 города Кокшетау:

1. Понятие «патриотизм» включает:

• Любовь к родине - 60 %

• Любовь к семье - 20 %

• Любовь к своему народу - 10 %

• Возрождение традиций - 10 %

Ответы обучающихся

• Я думаю, что это когда человек любит свою страну, свою Родину, и готов на все ради своей страны, что государство не распалось.

• Это любовь к малой Родине.

• Это любовь к своему народу, к соей родине, к своему языку.

• Это когда воюют за свою Родину.

• Верность своей стране, готовность всегда стоять на защите своего государства.

• Чувство долга, ответственности и благодарности в Родине.

• Это когда человек любит и уважает свою страну, Родину и нацию.

• Это, когда семья уважает свои традиции, страну и Родину.

• Уважение и стремление защищать свою Родину, семью;

• Любовь к Родителям, преданность.

• Верность тому месту, где живешь

2. Патриотизм наиболее ярко проявляется:

• В активном участии в патриотических акциях - 54 %

• В воспевании красоты и могущества родины - 63 %

• В выполнении воинского долга - 33 %

• В успешной учебе -8%

Основа понимания патриотизма:

• Личное участие в деятельности по укреплению основ общества- 67%

• Чтение художественной литературы- 13%

• Информация от родителей и средств массовой информации-46%

3. Оценка уровня понимания большинством сверстников роли и значения патриотизма в современных условиях:

• Высокий -40%

•Средний- 30 %

• Низкий - 30 %

4.Школа воспитывает патриотизм?

• Да-60%

• Нет- 16%

• Не знаю-6 24%

5.Семья воспитывает патриотизм?

• Да- 84%

• Нет- 16%

• Не знаю.

Заканчивая анализ теоретических оснований патриотического воспитания учащейся молодежи в современных условиях, необходимо отметить, что данная проблема является актуальной и в наши дни. Ее решение во многом определяет успех развития нашей страны в будущем.

Библиографический список

1. Голотвин Х.Г. Традиции советского патриотизма / Х.Г. Голотвин, Р.Я. Мирский. - М.: Мысль, 1975. - 200 с.

2. Ильина Т.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т.А. Ильина. -М.:Просвещение, 1984. - 496 с.

3. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... д-ра пед. наук / Н.В. Ипполитова. - Челябинск: ЧелГУ, 2000. - 383 с.

4. Матушкин С.Е. Народность в воспитании гражданственности / С.Е. Матушкин. -Челябинск: Юж.-Урал. науч.-образоват. центрРАО, Челяб. гос. ун-т, 2003. - 61 с.

5. Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников: дис. ... канд. пед. наук / Л.И. Мищенко. - М., 1982. - 208 с.

6. Павелко О.И. Формирование у подростков понятий о советском патриотизме: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.И. Павелко. - Киев, 1980. - 21 с.

Тесленко Александр Николаевич, доктор педагогических наук,профессор. Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Жуматаев Марат Ермекбаевич. Магистрант Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Teslenko Alexander Nikolaevich. Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Kokshetau University after Abay Myrzakhmetov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan)

Jumataev Marat Ermekovich, magistrant, Kokshetau University after Abay Myrzakhmetov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.